Проект по патриотическому воспитанию «МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»
проект
Проект по патриотическому воспитанию
«МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 900.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №56 «Северяночка»
Проект по патриотическому воспитанию
«МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»
Старшая группа «Смешарики»
Воспитатель: Кадырова К.О.
Шамсутдинова И.Г
г.Нижневартовск
Тип проекта: информационный, познавательно-творческий
Вид проекта: групповой.
Срок реализации: 2023 – 2024 учебный год.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Возраст: подготовительная группа №9 «Смешарики».
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Пояснительная записка.
Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, языке, живописи».
Д.С. Лихачев.
Патриотизм – социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на
формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.
Проблема проекта:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм вовсе времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его трудно определить несколькими словами. Это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Цель проекта:
Воспитание у детей любви к большой, многонациональной Родине – России. Создание
условий для зарождения гражданственности и патриотических чувств по отношению к
своей Родине.
Задачи проекта:
-Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране
в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России.
-Воспитание чувства достоинства у ребенка как представителя своего народа.
-Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России.
-Воспитание гражданских и патриотических чувств через изучение государственной
символики России.
-Способствовать зарождению патриотических чувств.
-Формировать у родителей активной жизненной позиции по вопросам патриотического
воспитания.
Этапы проекта:
I этап — подготовительный. Разработка проекта.
Разработка проекта.
Подбор наглядного и демонстрационного материала, художественной.
Литературу стихов, загадок, пословиц, дидактические игры, подбор музыкального
материала по теме проекта.
Оформление патриотического уголка.
Продумывание творческих заданий для детей и родителей.
II этап — основной. Выполнение проекта.
Проведение с детьми бесед по теме проекта
Проведение тематических занятий – чтение соответствующей литературы,
заучивание стихотворений, слушаний музыкальных произведений, просмотр
фильмов, презентаций.
Рассматривание иллюстраций, фотографий, презентаций.
Создание в группе условий для реализации проекта: выставка книг,
фотографиями, иллюстрации.
Организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования,
развлечения, конкурсы, музыкальные гостиные).
Консультаций для родителей.
III этап — заключительный
Фотовыставка.
Выставка детских работ по рисованию, аппликации.
Проведение праздников, развлечений, соревнования
Ожидаемый результат:
Для детей:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой Родины.
Знают государственные праздники. У детей более глубокие знания о России.
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном
возрасте.
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства.
Работа с детьми
-Непосредственно образовательная деятельность
-Праздники
-Чтение художественной литературы
-Беседы
-Художественное творчество
-Мультимедийные презентации
Работа с родителями
-Консультации
-Участие в конкурсах
Реализация проекта по неделям
Дата | Перспективное планирование |
Подготовительный этап С 01.09.2023- 08.09.2023 | Определить тему проекта. Сформулировать цели определить задачи. Составить план совместной деятельности с детьми. Подобрать материал по темам проекта. Оформить папки передвижки для родителей по теме проекта Подборка фото, литературы |
Основной этап 11.09-15.09.2023 25.09-29.09.2023 | 1.Беседа «Я живу в России» 2.Рисование «Символы Родины моей» 3.Оформление патриотического уголка |
09.10-13.10.2023 23.10-27.10.2023 | 1. Рисование «Там, где я живу красиво» 2. Альбом «Мой любимый город» 3. Беседа «История моего города», «Город мой родной» |
06.11-10.11.2023 20.11.-24.11.2023 | 1.Коллективная работа с детьми «Мы едины» 2. Беседа «История мужской и женской одежды» 3. Чтение С. Михалков "Моя Родина Россия", «Осенью» Волошин, Г. Струве "Моя Россия" 4. Рисование «Русская красавица» |
04.12.-08.12.2023 18.12-22.12.2023 | 1. Просмотр презентации «Традиции празднования Нового года в России» 2. «Русский Новый год», Легенды о появлении новогодней елки, «Как встречают Новыйгод в разных странах мира». 3. Конструирование «Варежка» |
08.01-12.01.2024 22.01-26.01.2024 | 1. Беседа «Что такое Рождество?, «Зимние забавы», «Беседа с детьми о русских народных сказках. 2. Рассматривание картины «Богатыри» В.Васнецова. Составление рассказа по картине 3.Экскурсия в мини-музей «Блокада Ленинграда» 4. Лепка «Конь Богатыря» |
05.02-09.02.2024 19.02-23.02.2024 | 1.Беседа «Пограничники защитники нашей страны» 2.Аппликация «Воздушный шар» 2.Спортивное мероприятие «Я служу России» Цель: формирование у дошкольников любви к своей Родине, патриотических качеств, чувства долга. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину. Повышать общую физическую подготовку детей, развивать общую выносливость 3. Прослушивание музыкальных произведений патриотической направленности Свиридов Г. «Военный марш». Брамс И. «Вальс». |
11.03-15.03.2024 25.03-29.03.2024 | 1.Беседа «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Масленица». 2.Праздничное мероприятие «Мамочка любимая» 3.Аплликация «Подарок маме» 4. Развлечение для детей «Масленица» |
08.04-12.04.2024 22.04-26.04.2024 | 1. Чтение и пересказ рассказа В. Бороздина “Ракета” Носов «Незнайка на луне». 2. Беседа «Звезды и планеты», «Первооткрыватели космоса», Беседа-портрет «Знакомьтесь, Гагарин», «Земля –наш дом во Вселенной. «Что такое праздник Пасха», «Пасхальная неделя», 3.Конструирование «Ракета» 4.Экскурсия в Мини-музей «Космос» 5. Лепка «Пасхальное яичко» |
13.05-17.05.2024 27.05-31.05.2024 | 1. Беседа «9 мая-День Победы», «Дети Войны» 2. Просмотр презентаций «Блокадный Ленинград» 3. Рисование «Праздничный салют» |
Работа с родителями
Сентябрь Фотовыставка «Урожайная осень»
Октябрь Консультация: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у
дошкольников».
Ноябрь Консультация: «Ребёнок и его родина»
Декабрь Консультация: «Новый год для детей - как устроить праздник?»
Январь Папка передвижка: «Рождество в народных традициях»
Февраль Выставка поделок своими руками (папы, дедушки, дяди)
Март Папки передвижки:«Международный женский день. «Масленица»
Апрель Папки передвижки: «Праздник Пасхи и весны», «День космонавтики».
Май Выставка детско-родительских рисунков «Я помню! Я горжусь!»
Продукт проекта
1. Изготовление фото коллажа.
2. Выставка детского творчества.
3..Выставка детско-родительского творчества.
4. Фотовыставки.
5. Праздники , утренники.
Приложение
Беседа : «Я живу в России»
Интеграция образовательных областей:
Познавательной, речевой, художественно – эстетической, коммуникативной.
Цель:
Формирование чувства патриотизма, воспитывать любовь к Родине, к стране в которой мы живем.
Виды деятельности:
Двигательная, игровая, продуктивная
Формы работы:
Беседа, прослушивание записи, рассказ стихотворения, рассматривание иллюстраций Российской символики Российского государства.
Задачи:
Обучающая – дать знание детям о России – нашей Родине.
Закреплять понятие «Флаг», «Герб» - как символы нашей страны.
Развивающая – развивать внимание, мышление, интерес к символике Российского государства.
Воспитывающая – воспитывать любовь к Родине и чувство гордости за свою страну.
Предварительная работа:
Чтение стихов о России, рассматривание иллюстраций символики государства.
Демонстрационный материал:
Карта России, картинки с изображением флага и гербы России.
Раздаточный материал:
Картинки для создания коллажа «Наша Родина»
Ход занятия:
Ребята, давайте возьмемся за руки и посмотрим, друг на друга, улыбнемся друг другу. Теперь у нас хорошее настроение, которым мы поделились друг другом и мы готовы заниматься.
- давайте внимательно послушаем песню(Звучит запись песни «С чего начинается Родина?)
- Эта песня была про Родину, с чего она начинается. И сегодня на занятии мы поговорим о том, что такое Родина для каждого человека и с чего она начинается. Давайте пройдем и сядем на стульчики
(Садятся полукругом на стульчики вокруг карты России и символами России)
В: так с чего начинается Родина? Родина – это страна, в которой вы родились, это дом в котором вы живете, это родные и друзья, наш дом, город, страна. Родина – это наше, родное.
Наша страна – Россия. Россия – это наша большая Родина.
У каждой страны есть символы - это флаг, герб и гимн.
Флаг России святыня и гордость государства (показывает на флаг)
- Какого цвета Российский флаг?
Дети: белого, синего, красного
Воспитатель: сколько всего цветов? (три)
- да. Российский флаг трехцветный
Белый цвет – цвет чистоты
Синий – неба синевы
Третий ярко красный –
Что рассвет прекрасный
Д\И «Найди свой флаг» (изображение трех разных флагов)
В: А это герб России (показывает на герб)
У России величавой
На гербе орел двуглавый
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый
Он России дух свободный.
- Как называется этот символ России?
- Кто изображен на гербе?
- Сколько голов у орла?
- Зачем ему две головы?
Д\И «Найди свой герб»
Физминутка: По тротуару мы шагаем (дети шагают)
Все что видим, называем:
Светофоры и машины (правую руку вперед и на пояс)
Ярмарки и магазины (левую руку вперед и на пояс)
Скверы, улицы, мосты (руки на поясе, повороты влево вправо)
И деревья, и кусты (опускают и поднимают руки)
В: Третий символ России – гимн. Гимн слушают стоя, опустив руки, разговаривать при прослушивании нельзя
Прослушивание гимна России
Воспитатель показывает на карту России
- Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. В России очень много городов. Столица России – это Москва.(показ на карте) Все это наша с вами большая Родина.
А город, в котором мы родились, дом, где мы растем – это малая Родина.
Наша с вами малая Родина – город Славгород (показ на карте)
А сейчас я предлагаю украсить наш флаг цветами (воспитатель раздает вырезанные цветы белого, синего, красного цвета и по очереди дети подходят и украшают флаг России)
Итог:
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Какие символы у нашей страны?
- Как называется столица России?
Молодцы ребята, закончилась наша интересная беседа про Россию – нашу Родину.
Рисование: «Символ родины моей»
Цель:
Познакомить детей с символикой России – гимном и флагом.
Задачи:
Расширять кругозор у детей в области государственной символики.
(познакомить с государственным гимном и флагом).
Закрепить цвета российского флага и их значения.
Развивать дыхательные пути посредством дыхательной гимнастики, учить контролировать силу и глубину дыхания.
Создать условия для формирования у детей патриотических чувств, гордости и любви к Государственному флагу России.
Развивать воображение, правильно держать кисть, промывать кисть перед тем, как набирать другой цвет.
Материалы и оборудование:
Изображение государственного флага России, лист белой бумаги, гуашь красная, синяя, белая; кисти, баночки для воды, салфетки, клеёнки.
Ход занятия
В: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей стране. Скажите, как называется наша страна?
Д: Россия.
В: Ребята у каждой страны есть свой флаг, в нашей стране – России – тоже есть государственный флаг (показ флага). Какие цвета вы видите на флаге?
Д: Белый, синий, красный.
В: А сейчас я прочту вам стихотворение «Флаг России», которое написал Владимир Степанов:
Белый цвет - березка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска – солнечный рассвет.
Воспитатель показывает картинку «Флаг России»., предлагает рассмотреть флаг (белый цвет символизирует - мир; синий – небо; красный – огонь, отвагу и любовь), объясняет, что любой флаг имеет полотнище и древко (палочку). Ребята, флаг – государственный символ России. Его нужно беречь, уважать. Сегодня мы будем рисовать флаг России. Но сначала давайте сделаем физкультминутку.
Физкультминутка
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)
В: А теперь все садитесь за столы (воспитатель предлагает образец рисунка, проводит подробный показ - , как проводить сплошную линию, промывать кисть и т. д. Дети рисуют флажки, проводится индивидуальная работа).
В: Ребята скажите, а что мы рисовали.
Д: Флаг.
В: Флаг, какой страны. Какие цвета есть на Российском флаге?
(Ответы детей)
В: Вы все сегодня постарались и у вас получились замечательные флаги России
Занятие по художественной деятельности на тему:
«Русская красавица»
Цель:
Формирование патриотического сознания;
Воспитание чувства гордости и любви к русской березке – символу России.
Задачи:
Обучающие.
Дать представления о самом почитаемом дереве в России – березке;
Знакомство со стихами, загадками, скороговорками, песнями о березке.
Развивающие.
Развитие у детей познавательной активности, активизация и обогащение их словаря.
Воспитательные.
Воспитание любви к русской березке, бережное отношение к ней.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за березой; заучивание стихотворения; чтение сказок и стихов, пословиц и поговорок о березке; беседы о значимости ее в жизни человека; рассматривание иллюстраций; рассматривание поделок из бересты, срез березы, веники березовые, полено, мебель из дерева.
Материалы:
Наглядно-дидактические пособия (1 березка высокая и несколько низких, береза – составные части (напольные - корень, ствол, веточки), листочки – трафареты, гуашь, музыка.
Ход мероприятия:
(звучит музыка «Во поле березка»)
В: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.
Среди сосен суровых, меж темных ракит
В серебристом платье березка стоит
Склонились деревья, цветы и кусты
Пред гордым величьем ее красоты.
Ребята посмотрите на дерево. Как оно называется?
Д: Береза.
В: Конечно березка русская. Сегодня мы с вами поговорим о нашей русской березке. Послушайте, какую пословицу про березку сочинил русский народ.
Березки – как девоньки в сарафанчиках беленьких.
А вот и загадки про березку,
Стройные девицы
Платьица белёные,
Шапочки зелёные.
2. Русская красавица стоит на поляне
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
Воспитатель
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В зеленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную. (В.Рождественский)
Воспитатель: Ребята, березка она какая?
Д: Стройная, белоствольная, кудрявая.
В: Из каких частей состоит наша березка? (выкладываем дерево из частей).
Корень – ствол – ветви (крона). А как вы думаете, для чего нужны вот эти черные точки на стволе у березки? Это дети чечевички – это носик нашей березки, через них она дышит.
А посмотрите-ка наша березка то не одна, у нее есть подруженьки. Давайте погуляем по березовой рощи.
Физминутка.
Звучит музыка леса. Дети слушают пение птиц.
Воспитатель: Давайте подышим лесным воздухом, какой он свежий и вкусный. Отдохнули. Свежим воздухом подышали.
Давайте посмотрим, а березки в лесу у нас все одинаковые. Конечно, нет.
Эти березки – высокие, а эти низкие.
Этих березок много, а вот эта одна.
В: Молодцы ребятки!
Ребята, посмотрите, какая грустная березка стоит. У нее нет ни одного листочка. Давайте мы поднимем настроение нашей березоньке, нарисуем ей листочки и подарим. Но прежде нужно пальчики подготовить.
Пальчиковая гимнастика.
Вот помощники мои,
Их сожми и разожми
Поверни их эдак, так,
Помаши слегка вот так.
За работу принимайся,
Ничего не опасайся.
В: Давайте нарисуем нашей березоньке листочки? (Дети трафаретами печатают листочки на березе – коллективная работа).
В: Молодцы! Наша березка очень рада. Скажите, о чем мы сегодня с вами говорили? Где гуляли? Что видели? Вам понравилось?
Нашей березке тоже очень понравилось. Она говорит вам большое спасибо и до свидания.
Беседа ИСТОРИЯ МУЖСКОЙ И ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ»
Каждый знает, что портной — это человек, который шьет одежду. А вот почему его так
называют? А потому, что в Древней Руси вся одежда называлась порты ИЛИ портище. Один из
первых московских князей Иван Калита так написал в завещании сыну: «А из порт моих сыну
моему Семену: кожух червленый жемчужный, шапка золотая...» Это была та самая шапка, о
которой спустя много лет говорили: «Тяжела ты, шапка Мономаха». (Мономах по-гречески —
единоборец. В Древней Руси это прозвище закрепилось за великим киевским князем
Владимиром (начало XII века), от которого вели свое происхождение московские цари. Шапка
Мономаха — венец, которым они венчались на царство, символ царской власти.)
Слово платье появилось только в XVI веке, а портами (в просторечии — портками)
стали называть часть мужской одежды. Портные, в зависимости от того, что они шили, стали
называться шубниками, кафтанниками, рукавичниками и даже карманниками. Такпортняжничество стало профессией. К мастерам-портным стали отдавать в ученье мальчиков. Для этогоих даже привозили в Москву из других городов. И многие столетия портными были только мужчины (Всяк портной на свой раскрой). Впрочем, одежду шили,
особенно в деревнях, как правило, дома. В бедных семьях — сама хозяйка, а в более богатых служанки.
До нашего времени подлинной повседневной одежды простого люда почти не
сохранилось: ее донашивали, перешивали и латали до полной ветхости (Не поносишь старого
не носить и нового). В «Домострое», памятнике русской литературы XVI века, собравшем основные правила поведения и нравоучения того времени, об одежде говорится так: «...смотреть и смекать, где остатки и обрезки живут, и те остатки и обрезки ко всему
пригожаются». (Попутно заметим, что в «Домострое» давались и такие, например, советы,
когда и по каким поводам муж должен бить свою жену. Вот потому-то название книги и стало со временем именем нарицательным, символизирующим верховенство в семье мужчины).
В наших музеях достаточно образцов богатой одежды русских царей и бояр. Эта одежда была очень дорогой, ее редко надевали, ее передавали по наследству.
Материал для одежды вначале также каждый изготавливал в своем хозяйстве. Для этого использовались шкуры, мех, шерсть животных. Ткани из льна и конопли появились позднее.
Домашнее прядение и ткачество в IX—XIII веках уже было широко развито. Крестьяне умели не только ткать грубое сукно, они сами кроили и шили одежду. Часто среди археологических находок попадаются грузики для веретен, целые веретена, части примитивных ткацких станков.
Грубое сукно в старые времена называли сермяга, а человека, одетого в крестьянскую
одежду из грубого неокрашенного домотканого сукна, — сермяжным. Однако надо сказать,
что одежда простых горожан почти не отличалась от крестьянской. Только начиная с XIV века
в городах начали появляться привозные ткани. Их везли и с Запада, и с Востока. В берестяных
грамотах упоминается хлопчатобумажная ткань зенденъ, которую изготовляли в селе Зандани недалеко от Бухары. Купцы везли бязь, кумач, миткаль и многие другие ткани. Однако они были очень дорогими и шить из них одежду могли только состоятельные люди.
Простой люд тоже стремился украсить себя, и в народе было придумано много способов окраски тканей домашнего производства. Краску делали, используя разные растения: зверобой, василек, чернику, листья бузины, березы, кору ольхи, дуба, шелуху лука и многое другое. Краски умело смешивали и получали разные цветовые оттенки. Если не умели красить сами, обращались к крашеннику.
Жители разных регионов России отдавали предпочтение определенным цветам одежды.
Неброская северная природа, по-видимому, определила выбор местными жителями неярких цветов одежды. Самым любимым цветом северян был темно-розовый. Это цвет растения иван-чая, широко распространенного на Севере и в средней России. Жители южных регионов
предпочитали насыщенную цветовую гамму — красный, желтый, синий цвета.
«Домострой» предписывал каждому иметь три перемены платья: ветшаное, т. е. старое(отсюда и пошло слово ветошь — ветхие вещи), платье для работы — чистое вседневноеплатье и лучшее платье, которое надевалось «в праздник и при добрых людях или государемгде быти». Сейчас такое платье назвали бы выходным, нарядным или праздничным.
У мужчин и женщин, горожан и крестьян, независимо от достатка, основной частью
одежды была рубаха, или сорочка. Но если для богатых она служила нижним бельем, то для бедных могла быть единственной одеждой. Словами «нет и рубахи на теле» определяли предел нищеты. В наше время про человека, который в делах потерпел неудачу, тоже иногда говорят, что он «без рубахи остался».
У зажиточных людей рубах было не меньше трех. Даже слугам в богатых домахполагалось иметь три сорочки. К свадьбе родные невесты дарили жениху не менее трех сорочек.
Только к XVI веку мужские и женские рубашки стали четко разделяться на нижние и верхние. Нижняя, собственно сорочка, была, как правило, белого цвета и шилась из более тонкого и легкого материала; верхняя — верхница — из плотного, чаще всего цветного материала.
Первоначальный покрой рубах был такой. Их шили широкими и длинными, с рукавами значительно длиннее рук. Не закатав рукава, работать в рубахе было невозможно. Именно с этих далеких времен берет свое начало выражение спустя рукава, т. е. плохо, кое-как. Покрой рубах не менялся веками. До самого конца XVII века и царь, и простой смертный носили рубахи одного покроя. Разница была только в качестве материала и украшениях.
Еще одной характерной особенностью русской рубахи был покрой ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку, отсюда и название — косоворотка. Белая косоворотка часто украшалась по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой. Часто на груди делали вставку из ткани другого цвета. За счет разного качества тканей, их цветовой гаммы, разнообразия отделок и вышивок достигалось различие в одежде городского и сельского населения, подчеркивалась сословная принадлежность.
Мужские брюки — штаны, напротив, шили всегда одинаково. Они были неширокие,холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь. Иногда выходные, праздничные штаны шили из ткани в полоску.
Еще одной типичной мужской одеждой, которую надевали поверх рубахи, был кафтан.
Более зажиточная часть мужского населения носила очень длинные кафтаны, доходящие досамых лодыжек. Более бедный люд носил кафтаны покороче (Одежда вряд не обобьет пят), так
как ходил пешком по грязным улицам. Иногда под кафтан поддевался зипун. Он был длиною до колен и спереди имел застежку. Для самых бедных зипун был единственной теплой одеждой.
Зимой самые богатые носили шубы. У знати были шубы на собольем меху, у людей попроще — на заячьем или собачьем (У него шуба дом стережет). А у кого и такой не было, кутались в ничем не покрытые сверху кожухи (У бедного шуба на рыбьем меху). Таким образом, штаны, рубаха, кафтан, зипун, шуба, кожух — вот все основные составляющие мужского гардероба наших предков.
У женщин, конечно, одежда была сложнее и многообразнее. Неотъемлемой частью женской одежды, как и у мужчин, была рубаха-сорочка. Сшитая чаще всего из холста, она
часто служила домашней одеждой. В ней летом крестьянки ходили на покос (У бабы рубашки те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь положи). Богатые шили рубашки из батиста и шелка.
Поверх сорочки надевали сарафан — длинную одежду без рукавов. В зависимости отрегиона России, сарафаны отличались покроем и украшением (позументы, тканевый узор, пуговицы, ленты, бисер и т.д.). Для большей пышности под них надевали одну ватную нижнюю юбку или несколько тканевых. Длиной юбка была до пят и могла только немного
открывать ступни. Мерилом достатка в семье служило, в том числе, количество юбок. Их могло быть и 15, и 20. К каждой полагалась такого же цвета кофта. Только к черной юбке не надевалась черная кофта. Однако до того как в гардеробе женщины появились юбки, они носили так называемую поневу. Это одежда типа юбки, но края ее не сшиты между собой.
Поневу носили только замужние женщины. Поверх нее надевался передник.
Деревенские портнихи были очень изобретательны в изготовлении и украшении понев.
Их делали даже плиссированными, складывая материал по клеточкам, нашивали ленты,
бархотки, ряды пуговиц. Носили поневы или распустив, или подоткнув полы по бокам за пояс.
Наряд девушек состоял из рубахи с шерстяным поясом, поверх которой надевался
фартук. В канун совершеннолетия, на именины, подруги надевали девушке поневу, после чего ее можно было сватать.
В прохладную погоду женщины надевали душегрею (короткая одежда без рукавов,отороченная мехом, с застежкой спереди) или телогрею (с рукавами, сшитую из темной ткани,но без меховой отделки). Менее распространенным женским нарядом, который имели толькобогатые женщины, был летник. Его шили из ярких тканей, чаще из шелка, парчи. Рукава
летника сшивались только до локтя, а дальше они свисали полотнами, которые назывались накапками. Украшением служили нашивки из очень дорогих тканей. Когда летник изнашивался, то нашивки спарывали и перешивали на новый.
Непременным атрибутом и мужской и женской одежды на Руси всегда был пояс, иликушак. Это была не просто деталь туалета, а «опознавательный знак», символ благосостояния.
Знать носила драгоценные пояса из золота, украшенные камнями. У Ивана Калиты, например,было десять таких поясов, у Дмитрия Донского — восемь. В музее Московского Кремля хранится вытканный золотом и серебром кушак царя Михаила Федоровича из числа двенадцати,тподаренных ему в 1621 году персидским шахом Аббасом. Однако пояс был не только украшением, к нему подвешивались нож, ложка, иногдагребень и специальная сумочка, заменявшая карманы (карманы появились только в XVI веке ипоначалу не пришивались, а пристегивались к одежде).
Беседа «О народных игрушках»
Клио. Дорогие дети! Вот мы с вами и встретились снова. Помните, кто я? Я —
богиня истории Клио. Мои сестры — музы всех искусств (пения, танца, театра, поэзии).
Мы помогаем всем, кто хочет творить, что-то придумывать и сочинять. Тот, кто делает
игрушки, тоже мастер, творец.
Смотрите, как много у меня на столе игрушек! Здесь и матрешки, и куклы, и
машинки; игрушки деревянные, пластмассовые, глиняные... А всегда ли у детей были
игрушки? На этот вопрос точного ответа дать нельзя, но зато ученые-археологи,
которые проводят раскопки древних поселений, обнаружили игрушки, которым много
сотен лет. Уже тогда мастера лепили из глины игрушки, а дети играли с ними.
Хотите посмотреть, как мастер делает игрушки? Рассмотрим картинку «В
мастерской художника». Но сначала их нужно положить по порядку, потому что они
перепутаны. Кто хочет это сделать? Я вам подскажу, какая картинка должна быть
первой. Вот она. На картинке нарисована мастерская художника. Прежде чем
смастерить игрушку, мастер должен сделать ее рисунок, чертеж. Обратите внимание, в
руках художника рисунок (эскиз) будущей дымковской игрушки. Вот он.
Дети. Теперь нужно по рисунку слепить игрушку. На картинке мастер лепит
барыню. Это следующая картинка. А что делать с глиняной игрушкой? Наверное, ее
нужно поставить в печь...
Клио. А здесь вы ошиблись. Сначала нужно игрушку расписать красками, сделать
ее красивой, а потом обжигать.
Обжигают игрушку для того, чтобы стала она прочной. Значит, какая картинка будет
следующей?
Дети. Мастер расписывает барыню. Рядом уже игрушки раскрашенные, готовые,
чтобы в печь их сажать... А следующая картинка — как мастер вынимает из печи
готовые игрушки. Красивые! А теперь эти игрушки продают на базаре. Это последняя
картинка.
Клио. Можно продать игрушки на базаре, а можно на ярмарке — самом большом
базаре, который устраивается обычно осенью. К этому времени мастер много изготовит
игрушек, и всем детям достанется понравившаяся игрушка.
Кто хочет рассказать, как мастер сделал игрушку? Я советую начать рассказ так: «Жил-
был в одном селе мастер-игрушечник. Мастер умел делать замечательные игрушки:
барынь и поварих, девушек и парней, лошадок и козликов, медведей и зайцев...»
Дети. Сначала он рисовал игрушку на бумаге, чтобы знать, какая она потом будет.
Садился на лавочку и лепил ее из глины.
Клио. Чтобы игрушка была ровной и аккуратной, мастер использовал круг. Ногой
он вертел круг, игрушка тоже вертелась на круге, а мастер ее поправлял со всех сторон.
Изделие получалось аккуратным и красивым.
Дети. Потом мастер брал краски и расписывал игрушку. Он уже знал, какие узоры
нарисует, потому что смотрел на свой рисунок. Сейчас он делает барыню: платье
длинное, широкое, на голове шапка, как корона...
Клио. У нее есть название — кокошник.
Дети. На голове кокошник. Игрушкам в печь пора. Там они разогреются и будут
прочными, а краски пачкаться не будут. Теперь можно игрушки на ярмарку нести!
Клио. Молодцы! Замечательные рассказы у нас получились! Хотите стать мастерами-
игрушечниками? На следующем занятии мы попробуем слепить из глины (пластилина)
веселых зверьков: зайчиков, мышек и козликов.
А теперь пусть каждый из вас выберет на столе игрушку и опишет ее, скажет,
какая она: что это за игрушка, какой формы, цвета, маленькая она или большая,
изображает один предмет или сценку.
Дети. Я выбрал петуха. У него большой расписной хвост, на нем цветы
нарисованы. И на груди у петуха тоже цветок синий. Крылья горошком расписаны. А
бородка и гребешок красные. Красивый петух.
А мне нравится матрешка. Платочек на ней зеленый, а сарафанчик красный,
фартучек расписной, на нем цветочки вышиты. Но так одета большая матрешка. А в ней
сидят другие матрешки, и у них другие сарафанчики и платочки. Но все матрешки
веселые и красивые.
А я выбрал самую смешную игрушку. Она не расписная и не глиняная, а
деревянная. Вырезана из дерева. На одной стороне старичок сидит и пилу держит, а на
другой — медведь, тоже пилу держит. Если игрушку двигать из стороны в сторону, то
получится так, как будто старик и медведь одно бревно пилят. Смешно! Весело!
Клио. Наше занятие заканчивается. Давайте поставим на полочку наши игрушки:
на одну сторону глиняные, а на другую — деревянные.
Беседа «История новогодней ёлки»
Цель: развитие познавательного интереса старших дошкольников.
Задачи:
- расширение представлений об окружающем мире, знаний об истории, новогодних и рождественских традициях;
- обогащение словарного запаса;
- развитие эмоциональной сферы, воображения, памяти.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим об одном из символов Нового года. А какие вы знаете символы Нового года?
Дети: Ёлка, Дед Мороз, подарки.
Воспитатель: Молодцы! А сегодня поговорим о «Новогодней красавице».
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год – я главная!
Воспитатель: Когда же началась история новогодней ёлки? Новый год – это старый праздник, его празднуют уже давно. Давным – давно Новый год праздновали в начале весны 1 марта, потом Новый год стали праздновать 1 сентября, когда дети начинали ходить в школу.
Но 300 лет назад царь Петр 1 приказал встречать Новый год зимой 1 января.раздник всегда встречали ночью. Ровно в 12 часов ночи в Московском Кремле стреляли пушки, начинали звонить церковные колокола. Царь приказал, чтобы в домах ставили и наряжали елки, запускали фейерверки и дарили друг другу подарки.
О традиции наряжать ёлку существует множество легенд. Я расскажу вам несколько,но для начала погреемся. Пока разговаривали про зиму,немного замерзли.
Физминутка «Студеною зимой.»
Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. ( Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)
Поскольку Рождество - это праздник верующих (церковный праздник), то ель ассоциировалась с «Райским деревом». Райское дерево – это яблоня. Яблоками вначале украшали ёлку, затем стали вешать печенье в виде фигурок. И только в 20 веке эти украшения заменили ёлочными игрушками, которые делали из разных материалов.
Есть ещё одна легенда. В 16 веке один правитель накануне Рождества увидел, как елки, засыпанные снегом, блестят на солнце. Когда ёлку срубили и поставили во дворце, то снега на ней не было, и она не блестела. Правитель разгневался и приказал, чтобы ёлка заблестела. Тогда на ёлку прикрепили свечи и зажгли их. Ёлка заблестела.
Воспитатель: Ребята, а что сейчас мы используем вместо свечек?
Дети: Электрические гирлянды.
Воспитатель: Ёлка Новогодняя в комнате стоит
И, блестя игрушками, с нами говорит.
Вспоминает ёлочка с грустью зимний лес,
Полный звонких песенок, сказок и чудес.
Ёлка Новогодняя, не грусти ты зря -
Мы твои весёлые, верные друзья.
Так сверкай же радугой праздничной для нас,
Будь счастливой, ёлочка, как и мы сейчас
Есть одна игра для вас: я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.
На дворе снежок идёт скоро праздник … (Новый год)
Ярко светятся иголки, хвойный дух идёт от … (ёлки)
Ветви слабо шелестят, бусы яркие … (блестят)
И качаются игрушки – флаги, звёздочки, … (хлопушки)
Нитки пёстрой мишуры, колокольчики… (шары)
Белоус и краснонос под ветвями… (Дед Мороз)
И верхушку украшая, там сияет, как всегда,
очень яркая, большая, пятикрылая … (звезда).
Воспитатель: Конечно, ребята настоящая новогодняя елка – это живое дерево с длинными лапами, густо утыканными иголками. Когда такую ель вносят в дом с мороза, она постепенно оттаивает в тепле, и через некоторое время в дом приходит запах праздника – запах смолы и иголок, запах белого морозного снега и новогодних чудес.
Воспитатель: Я принесла вам веточку настоящей, живой ёлки. Давайте сравним искусственную ёлку с настоящей. Чем они похожи и чем отличаются?
Дети: Настоящая пахнет лесом, хвоей, а искусственная ни чем.
Воспитатель: Ели или пихты, рождественские или новогодние – это самый замечательный и непременный символ праздника, его настроение и душа! Кому-то дарит подарки на Рождество Санта Клаус, приезжая из Лапландии на оленях, а к кому-то на тройке лошадей приезжает Дед Мороз, но этот обычай объединяет многие страны.И к нам тоже скоро в детский сад придет Дед Мороз. И мы будем веселиться на новогодней елке. Давайте пальчиками поиграе,покажем как будем веселиться.
ПАЛЬЧИОВАЯ ГИМНАСТИКА «НА ЁЛКЕ»
Рефлексия: Я была рада сегодняшней встрече с вами. А теперь глазки свои закрывайте и в звон колокольчика вслушайтесь, какое желание загадаете, оно обязательно исполнится, главное, чтобы добрым оно было.
Беседа «Что такое Рождество»
Цель:
- закрепить и уточнить знания детей о празднике Рождество Христово, и о его значении;
- продолжить знакомство с народными обычаями празднования церковного праздника – Рождества Христова.
Задачи:
- воспитывать в детях нравственные чувства: сострадания, желание делать добрые дела.
Ход беседы:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас всех видеть.
(на фоне музыки читаю стихотворение)
Зима приходит к нам на Землю,
Как сказочное волшебство,
И хорошо, что в эту пору
Дано нам Бога Рождество!
Вас поздравляем, дорогие,
С явленьем благодати и добра,
Желаем, чтобы радость и здоровье
Не уходили с вашего двора!
Пусть озарит вас в этот вечер
Своим сияньем Вифлеемская звезда,
Святой покой, надежду на прощенье
Поселит в душах ваших навсегда.
Воспитатель: Дети а скажите мне, какие праздники вам известны? И как вы их отмечаете?
(Дети рассказывают)
Воспитатель: А слышали, ли вы про праздник рождество Христово?
Дети: Да!
Воспитатель:
Наступает праздник Рождества! Несомненно, это один из самых волшебных и загадочных праздников. Каждый год у нас появляется возможность прикоснуться к этому таинству.
Праздник Рождества Христова - один из самых важных и почитаемых у христиан. Уже несколько лет в России Рождество является государственным праздником. Это один из самых великих, самых любимых праздников во всём мире. Празднуют его с душой, с любовью и радостью.
Воспитатель: Дети, а что означает слово Рождество?
(Дети отвечают)
Воспитатель: Рождество праздник, в честь рождения Иисуса Христа. Празднуют его в ночь с 6 на 7 января. Ночь накануне Рождества считается волшебной.
Проводится физкультминутка: «Я мороза не боюсь»
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
Сейчас я вам расскажу про этот праздник, слушайте внимательно.
(рассказ сопровождается показом слайдов»)
Воспитатель: Давным - давно нашел Бог самую верующую девушку — Марию. Когда она подросла, ее обручили в храме с Иосифом. Пришло время, и Господь послал своего ангела к Марии с благой вестью, что она родит сына, который спасет мир, и назовут его Иисус Христос.
Однажды пришлось Марии и Иосифу отправиться в город Вифлеем. Большой путь прошли они, устали, и захотели отдохнуть. Но в домах ни у кого не оказалось места для ночлега. Тогда отправились они дальше и дошли до высокой горы, в которой была пещера. В эту пещеру пастухи загоняли коров и овец. Там и родился Иисус Христос, тот самый чудесный младенец. В это время в небе вспыхнула самая яркая восьмиконечная Вифлеемская звезда
Великое чудо в ту ночь совершилось:
Спасителя бог нам послал.
В забытой пещере, в заброшенных яслях
Младенец, сын Божий лежал.
Первыми узнали об этом пастухи, они пасли овец недалеко от пещеры, и вдруг они увидели в небе ярчайшую звезду и перед ними появился ангел. «Я принес вам радостную весть — сказал ангел- родился Иисус Христос, обещанный Богом спаситель мира. Идите к пещере и там найдете Божественного Младенца в яслях.» И ангел исчез. А пастухи заплакали от великой радости и отправились в пещеру, поклониться младенцу.
В это время три мудреца, жившие на востоке, изучали небо. Они знали, что должен родиться Божественный Младенец. И вдруг, они увидели, что на небе зажглась новая, ярчайшая звезда, и поняли, что родился сын Божий. Они отправились в Вифлеем, чтобы поклониться ему. Звезда указывала им путь, так, пришли они в пещеру, низко поклонились младенцу и вручили ему свои дары.
Первый мудрец, даря золото, сказал: «Прими это золото как знак царя царей».
Второй мудрец преподнес ладан со словами «Прими ладан. Он принадлежит тебе как Богу». Третий мудрец положил свой дар и сказал «Это- смирна, знак страдания и гибели перед Воскресением»
Вот так и родился спаситель мира- Иисус Христос.
Воспитатель: Ребята а вы знаете, что Рождество принято встречать в новой одежде.
Сейчас мы проведем конкурс «Новые одежды»
Участникам раздается какая-нибудь заранее приготовленная забавная одежда (кому-то на пару размеров побольше, кому-то наоборот). И участники должны надеть эту одежду на себя за минимальное время. Кто наденет быстрее и при этом будет забавнее всех выглядеть, тот и выиграет.
Воспитатель: Дети, вам понравилась наша беседа?
Дети: Да!
Задаю вопросы по содержанию беседы.
Воспитатель: - Как звали девушку у которой родился Иисус Христос?
- Как назывался город, в который отправились Мария и Иосиф?
- Где родился Иисус Христос?
- Кто первый узнал о рождении Божественного младенца?
- Какие дары вручили мудрецы Младенцу?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, правильно. Сегодня вы очень хорошо поработали, были активны и любознательны.
Беседа «Пограничники — защитники нашей
страны»
Программное содержание. Расширять знания детей о труде пограничников, воспитывать
интерес к воинам, чувство любви и уважения к ним, желание подражать их смелости, находчивости.
В начале занятия проводится небольшая беседа: кого называют пограничниками? Расскажите с
них все, что вы знаете.
Затем воспитатель читает стихотворение Л. Барто «На заставе».
Вопросы.
Что такое застава?
Как в стихотворении говорится о Границе?
Кто прибежал к пограничникам?
Что рассказал мальчик?
Как об этом говорятся в стихотворении?
Чем окончилась тревога на заставе?
Вспомните, что сказал начальник мальчику.
После беседы — рассматривание картины Б. Окорокона «Пограничники» (из серии «Наша Армия
родная»).
Вопросы.
Как можно назвать эту картину?
Расскажите о пограничниках -Какие они?
В стихотворении говорится о заставе в лесу (лесной заставе).
А как можно назвать эту заставу?
В конце занятия воспитатель делает заключение: «Мы сегодня поговорили с вами о пограничниках.
Пограничники — это солдаты нашей Армии. Они охраняют нашу Родину, се границы. Служба
пограничников тяжелая. Все пограничники - смелые, отважные и находчивые солдаты. Их служба
очень важна для всех нас».
Незадолго до 8 Марта целесообразно рассказать детям, что в войне участвовали и женщины,
прочитать рассказ Л. Кассиля «Сестра», рассмотреть с детьми иллюстрации в книге или картину А.
Худякова «Медсестра» (из серии «Наша Армия родная»).
Вопросы к беседе. Что случилось с солдатом?
Кто оказал солдату помощь?
Как можно назвать поступок медсестры?
Почему поступок медсестры можно назвать смелым, отважным?
НОД по теме: Мамы разные нужны, мамы всякие важны
Цель: воспитывать любовь и уважение к самому дорогому человеку на земле – маме.
Задачи приоритетной образовательной области:
- Продолжать работу над развитием связной речи
- Учить детей отвечать на вопросы, правильно строить сложные предложения
-Закреплять в словаре имена прилагательные (весёлая, заботливая, нежная, ласковая, добрая и т.д.)
Задачи ОО в интеграции:
Познавательное развитие: Расширять представления детей о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним;
Познакомить детей с профессиями их мам;
Художественно-эстетическое развитие:
Продолжать учить правильно держать карандаш, обращать внимание детей на подбор цвета.
Социально-коммуникативное развитие 6
Воспитывать у детей уважительное отношение к старшим.
Предварительная работа:
1.Рассматривание семейных фотографий;
2.Рассказы детей о своей маме по плану:
-как зовут твою маму? (Назвать по имени и отчеству)
-кем работает твоя мама? (Назвать профессию)
-что мама делает на работе?
-что мама делает дома?
-как ты помогаешь маме по дому?
3.Чтение художественной литературы;
4.Заучивание стихотворений о маме.
Словарная работа: названия профессий, уменьшительно-ласкательные имена.
Оборудование для педагога: микрофон, мяч, иллюстрации
Оборудование для детей:
микрофон, фотографии мам всех детей, мяч, карандаши.
Ход занятия.
I. Вступительная часть
- Ребята, отгадайте загадку:
Кто всегда со всеми ладит, Поцелует, приласкает,
Шьёт, пирог готовит, гладит, За плохое поругает,
Никогда не отдыхает, А потом сто раз простит,
Ни о чём не забывает. Когда болен ты, не спит.
-Как вы думаете, кто это? (Мама)
- Самое лучшее слово на свете - «мама»! Слово «мама» – одно из самых древних слов на Земле, и это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Мама учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, оберегает, любит.
2. «Парад картинок». Фотографии мам (рассматривание фотографий)
- У чьей мамы голубые глаза?
- Найдите Анину маму, у нее длинные волосы.
- А у Миланы мама любит украшения. Найдёте её?
II. Основная часть
- Давайте поиграем в игру.
1. Игра «Мамочка!»
- Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «Мамочка!». Только дружно и громко.
- Кто пришёл ко мне с утра?
- Кто сказал: «Вставать пора»?
- Кашу кто успел сварить?
- Чаю в чашку кто налил?
- Кто ребячий любит смех?
- Кто на свете лучше всех?
2. Игра «Интервью»
-Я хочу предложить Вам рассказать о своих мамах (используем микрофон):
Как зовут твою маму?
Кем работает твоя мама?
Что мама делает на работе?
Что мама делает дома?
-Вы все молодцы! Давайте себе похлопаем.
3. Беседа «Добрые руки»
- Что делает ваша мама дома?
- Какие руки у ваших мам?
- А что больше всего мама любит делать?
- Трудно мамам?
- Устают ли ваши мамы?
- Как им можно помочь?
- Как вы помогаете маме?
В уголочке ждет нас мяч, поиграем?
4. Игра «Маме помогаем»
- Я буду бросать вам мяч, а вы бросите его обратно и назовёте слово, которое обозначает действие:
- Я помогаю маме (что делать?) – готовить, убирать…
Физкультминутка
Дружно помогаем маме,
Мы бельё полощем сами:
Раз, два, три, четыре –
Потянулись, наклонились,
Хорошо мы потрудились.
5. Беседа «Профессии наших мам»
- Мамы трудятся не только дома, но и на работе.
- Кем работают ваши мамы? (ответы)
6. Игра «Подбери «красивые» слова» (игра в кругу с мячом)
Мама (какая?) – весёлая, красивая…
7. Продуктивная деятельность (рисование)
«Портрет Мамы»
III. Заключительная часть
- Мы сказали немало слов о наших мамах. Поговорили о разных профессиях мам.
А вечером, когда вы встретите маму, скажите ей какое-нибудь ласковое слово, обнимите ее, и вы почувствуете мамино тепло, её любовь и ласку.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА «ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ КОСМОСА»
(для старшего возраста)
Цели:
-расширить представления детей о космических полетах: познакомить их с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики, —К.Э. Циолковским, С.П. Королевым;
- закрепить знания детей о том, что первым космонавтом Земли был гражданин России Юрий Гагарин;
- подвести к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек;
- воспитывать в детях гордость за свою страну.
- Материалы и оборудование:
- фотографии космонавтов, российских ученых;
- иллюстрации: «Старт корабля», «Встреча Гагарина»;
- фотографии собак — Белки и Стрелки.
***
Воспитатель. Человек смотрел на звездное небо и ему хотелось узнать, что же это за звезды, почему они такие яркие? Ученые придумали специальные приборы — телескопы и, наблюдая за звездным небом, узнали, что кроме Земли есть и другие планеты — одни меньше, другие больше. Какие планеты вы знаете?
Дети отвечают.
Воспитатель. Марс, Венера и многие другие. Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах? А если есть, то кто там живет? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы об этом узнать, надо до этих планет долететь. Самолеты для этого не годились, потому что до планет было очень далеко. И придумали ученые ракеты.
Воспитатель. Кто же в России придумал первую ракету?
Жил в городе Калуге ученый и изобретатель Константин Эдуардович Циолковский. (Воспитатель показывает портрет ученого.) Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их и ему очень хотелось найти ответы на вопросы: «Нельзя ли построить металлический аэростат, не пропускающий газ и вечно плавающий в воздухе? Нельзя ли при помощи ракеты полететь на другие планеты?» И задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до другой планеты. Он проводил расчеты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат. Но, к сожалению, у него не было возможности сделать его.
И только через много-много лет другой ученый-конструктор — Сергей Павлович Королев (воспитатель показывает портрет ученого) смог сконструировать и изготовить первый космический спутник, в котором вокруг Земли сначала летали животные (собаки), а потом 12 апреля 1961 года в космос впервые полетел человек.
Кто знает фамилию этого человека? Кто же был первым космонавтом Земли?
Дети отвечают.
Воспитатель. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. (Воспитатель показывает портрет Гагарина, иллюстрацию «Старт корабля».)
Во время старта вспыхнуло пламя в двигателях ракет, все они заработали слаженно и одновременно. Грохот поднялся невероятный. Но люди все равно услышали, как Гагарин засмеялся и сказал: «Поехали!» И в тот же миг ракета взлетела и скрылась в голубом небе.
Юрий Алексеевич первым увидел всю Землю. (Воспитатель показывает вид планеты Земля из космоса.) Не кусочек, не участок, а всю сразу, целиком — от полюса до полюса. Он летел и смотрел в окошко-иллюминатор, а под ним плыли не просто горы и моря, : не просто острова и континенты, — под ним плыла и поворачивалась вся планета. За 108 минут он облетел ее кругом. «Какая она красивая!» — говорил Гагарин по радио тем, кто остался внизу.
Как вы думаете, каким должен быть космонавт?
Предположения детей.
Воспитатель. Прежде всего у космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть сильным, выносливым, потому что во время космического полета человек испытывает огромные перегрузки. Послушайте, что чувствовал Юрий Гагарин во время первого в мире космического полета. Об этом написал писатель Виктор Бороздин.
Ракета неслась все дальше и дальше от Земли. Юрий Гагарин полулежал в кресле, не в силах даже пошевелиться. Чем быстрее мчалась ракета, тем сильнее прижимало к креслу.
Тело стало вдруг невероятно тяжелым. Руки, ноги, каждый палец стали не своими, словно отлитыми из чугуна. Прошла всего минута полета, а Гагарину казалось, что он летит целый час. Грудь сдавило, дышать стало трудно.
А с Земли по радио уже спрашивали: «Как себя чувствуешь?» Надо ответить, но сказать хоть одно слово тоже не просто. Трудно даже открыть рот. И все же Гагарин нашел в себе силы: ведь недаром перед полетом он столько тренировался.
— У меня все в порядке, все в порядке, — передал он, — лечу нормально. Чувствую себя хорошо.
Ракета дрожала. Она словно изо всех сил спешила взлететь на ту высоту, которую ей указали ученые.
И вдруг стало тихо — это перестал работать двигатель. Но корабль мчался с огромной скоростью. Кабину больше не трясло, и к креслу прижимало все меньше. Неожиданно Юрий почувствовал, что его приподняло над креслом, и тело его ничего не весит. Он поднял руку — она так и осталась приподнятой, поднял ногу — она не опустилась.
Захотел Гагарин записать в журнал свои наблюдения, посмотрел, а карандаша на месте нет: он плывет по кабине. Подбросил журнал, и тот повис в воздухе.
Ни есть, ни пить Гагарину еще не хотелось, но надо было попробовать. Ведь еда в космосе тоже ничего не весит, и, как знать, сможет пи он ее проглотить? А что, если в горле застрянет? На Земле пробовал есть вниз головой, стоя на руках. Получалось. Ну а тут?
Пища у Гагарина была специальная, «космическая». Из тюбика, в каких обычно бывает зубная паста, он выдавил прямо в рот мясное пюре. Проглотил. Тогда из другого тюбика выдавил фруктовый джем, а потом смородиновый сок. Все проглотил. Вот только тогда, когда он пил сок, нечаянно пролил несколько капель, и они черными ягодками поплыли по воздуху...
Воспитатель.. Вот видите, как трудно было первому космонавту. А почему мы говорим, что космонавт должен быть бесстрашным?
Предположения детей.
Воспитатель. Раньше люди никогда не летали в космос и не знали, с чем они могли там столкнуться. Ведь и в ракете могли быть какие-то неисправности. Поэтому, когда Юрий Гагарин впервые полетел в космос, весь наш народ следил за этим полетом, все волновались за первого космонавта. И когда он благополучно приземлился, вся страна радовалась. Люди вышли на улицы городов. В Москве люди собрались в центре, на Красной площади, и до позднего вечера продолжался этот праздник. Мы все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос.
Воспитатель показывает иллюстрации с изображениями людей на Красной площади с плакатами: «Ура! Гагарин», «Слава нашей Родине!».
После полета Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, среди них были и женщины — это первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова и Светлана Савицкая. (Показывает портреты.) Имена каких космонавтов вы знаете?
Дети отвечают.
Воспитатель. Алексей Леонов — первый космонавт, который вышел в открытый космос. (Показывает портрет.)
Многие космонавты летали в космос не один раз и работали там несколько месяцев. Сейчас совершаются совместные полеты с космонавтами разных стран.
Труд космонавтов по достоинству оценила наша страна: все космонавты удостоены высоких наград.
Но люди не останавливаются на достигнутом. Они стремятся познать все далекое и неизведанное — новые планеты и звездные дали.
Может быть, и кто-то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракет, изобретет такую ракету, на которой люди смогут преодолеть большие расстояния и открыть новые планеты.
Беседа «Что такое праздник Пасха»
Цель: Узнать о традиции празднования праздника Пасха.
Задачи:
• Ознакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи.
• Приобщить к истокам культурных традиций русского народа.
• Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству.
• Развивать художественный вкус, творческую активность, воображение.
Ход беседы:
Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку, с поздравленьем
И скажу: «Раскрасил сам»
Восп-ль:Ребята, как вы думаете о каком празднике мы сегодня будем с вами разговаривать?
Сегодня поговорим мы с вами о великом весеннем празднике - Светлой Пасхе. Наступает весна, а вместе с нею в наш дом приходит самый светлый и любимый праздник - Пасха Христова. В этот день все верующие люди празднуют воскрешение Иисуса Христа. Отовсюду доносится колокольный звон, прославляющий Спасителя.
Хозяюшки очень тщательно и заранее готовились к Великой Пасхе. Убирали дом, красили яйца, пекли куличи, готовили вкусные блюда, делали пасху из творога, нарядные одежды доставали из сундуков. Когда наступал праздничный день, всей семьей шли в церковь, потом или гостей принимали, или шли в гости. Люди веселились, пировали, радовались, и друг другу говорили: "Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!".
В пасхальную ночь люди спешили в церковь, оставались дома только глубокие старики да маленькие дети. Возле церквей зажигали цветные фонарики, костры. Люди держали зажженные свечи в руках и ждали, когда выйдут из церкви священники и начнут крестный ход - обход церкви с иконами и крестом.
Мы пойдм сегодня в храм.
Потому что праздник там,
Все поют: «Христос воскрес!»
И сияет Божий крест.
Стол на Светлую Пасху был уставлен различными кушаньями, куличами. Каждый, кто в дом придет, обязательно должен был быть напоен, накормлен, обогрет.
Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца - уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни. Ели крашенные яйца не сразу, сначала с ними устраивали различные игры. Катали яйца с горки, чье дальше укатиться, тот и забирает все яйца себе.
Мы с детьми тоже украсили пасхальные яички.
Яйцо пасхальное раскрасим
И мамочке своей подарим-
Со светлой Пасхою поздравим.
Вот и ты весь день воскресный
Только Богу посвяти
В храм сходи, друзей проведай,
Всем, как солнышко, свети.
Конспект НОД «9 мая-День Победы»
Цель: Воспитание патриотических чувств.
Программные задачи:
Обучающие:
1. Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.
2. Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, побуждать уважительно относиться к подвигу наших соотечественников.
3. Закрепить навыки речевой, музыкальной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем, активизировать в речи детей слова, связанные с военной тематикой.
Развивающие:
1.Развивать у детей нравственные качества: самостоятельность, внимание, память, расширять кругозор.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений.
Предварительная работа:
1.Знакомство с событиями Великой Отечественной войны через чтение книг, рассматривание иллюстраций, проведение серии познавательных бесед:
- «День защитников Отечества»
- «Военные профессии»
- Военная техника»
- «Никто не забыт, ничто не забыто»
2. Заучивание стихов, пословиц, песен о войне.
Материал к занятию:
1. Иллюстрациями о Великой Отечественной войне, стенд «Война в истории моей семьи».
2.«Фронтовое письмо»
6. Пилотки, санитарная сумка.
7. Фонограммы военных песен.
Ход занятия:
Рассматривание иллюстраций о войне
- Война закончилась и пушки замолчали
И годы сгладили великую беду.
И мы живём и мы опять весну встречаем
Встречаем День Победы - лучший день в году!
Воспитатель: Ребята, к какому празднику готовится наша страна?
(Ко Дню Победы)
Воспитатель: Что это за праздник, кто объяснит?
(9 Мая – это День Победы нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.)
Воспитатель:
Дети, как вы думаете, какие чувства испытывают люди в этот день?
(В этот день и радость, и скорбь рядом. Радость – от победы, скорбь и печаль – от воспоминаний о тех, кто погиб на полях сражений).
Почему война называется Отечественной? (Все люди поднялись на защиту своей Родины)
Воспитатель: Нет в России семьи, которую бы война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто погиб в этой войне.
Что ещё происходит в этот день?
А ещё 9 Мая поздравляют ветеранов той Великой войны.
Воспитатель: Ребята, а у кого из вас есть прабабушки или прадедушки, которые сражались с фашистами во время войны?
Дети рассказывают…
Ребёнок читает стихотворение:
Победа
Мой прадед
Рассказывал мне о войне.
Как в танке сражались,
Горели в огне,
Теряли друзей,
Защищая страну.
Победа пришла
В Сорок пятом году!
Вечернее небо,
Победы салют.
Солдаты России
Наш сон берегут.
Я вырасту -
Детям своим расскажу,
Как прадеды их
Защищали страну!
Воспитатель: Дети, какими качествами должен обладать защитник Родины?
(Смелость, инициативность, смекалка, внимание)
Воспитатель: Назовите об этом пословицы.
- Без смелости не возьмёшь крепости.
- Русский солдат не знает преград.
- Кто честно служит, с тем слава дружит.
- Дружно за мир стоять – войне не бывать
Игра на военную тематику:
Наша армия сильна? (Да)
Защищает мир она? (Да)
Мальчишки в армию пойдут? (Да)
Девочек с собой возьмут? (Нет)
У Буратино длинный нос? (Да)
На корабле он был матрос? (Нет)
В пруду он плавал в тине? (Да)
Враги утопят Буратино? (Нет)
Стоит лётчик на границе? (Нет)
Он летает выше птицы? (Да)
Сегодня праздник отмечаем? (Да)
Мам и девчонок поздравляем? (Нет)
Мир важней всего на свете? (Да)
Знают это даже дети? (Да)
Воспитатель: За что, как вы думаете, наши солдаты отдавали свою жизнь?
Дети: За то, чтобы больше не было войны, чтобы дети спокойно жили, учились.
Воспитатель: Ребята, а как в нашем селе помнят о людях, отдавших за Родину самое дорогое – жизнь?
(В нашем городе есть мемориальный комплекс, вечный огонь и обелиск Славы, имена погибших на фронте написаны здесь навечно. Это место особо значимо для жителей нашего города. Люди приходят сюда, чтобы поклониться памяти героев и возлагают цветы, здесь проходят митинги.
Рассматривание иллюстраций.
Воспитатель: Были на войне и короткие минуты отдыха. Между боями на привале солдаты пели песни. Знаменитой на весь мир стала «Катюша»
Дети поют 1 куплет песни «Катюша»
Воспитатель: Посмотрите, дети, какое у меня необычное письмо. Как вы думаете, чем оно отличается от современных писем?
(Это письмо треугольной формы, без марки.)
Воспитатель: Правильно, такие письма приходили с фронта родным и близким. Фронтовые письма – это частичка нашей истории. В них – сама жизнь.
Писали письма солдаты своим близким в минуты отдыха.. Во многих семьях до сих пор бережно хранят письма с фронта. Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным много лет назад. Выцвели чернила, поблёкла типографская краска на почтовых открытках. У каждого письма своя история: счастливая или печальная. Бывало так, что весточка с фронта о том, что родной человек жив приходила после похоронки.. И дома продолжали ждать, что они вернутся…Ждали годы, десятилетия…
Давайте послушаем одно такое письмо.
Ребёнок читает стихотворение Е. Трутневой «Фронтовой треугольник» (в одежде ребёнка – элементы солдатской формы)
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на тёплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю вас.
Мои братья и сёстры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу своё мужество, силу,
Стану недругов наших громить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!
Воспитатель: Но не только мужчины проявляли героизм во время войны. Многие женщины и девушки тоже ушли на фронт. Они летали на боевых самолётах, были радистками, оказывали помощь раненым бойцам.
Выходит девочка с санитарной сумкой через плечо, читает стихотворение В. Голубевой «Медсестричка»
Сапоги скользили по траве
До чего ж тяжёлым был солдат.
«Ты не умирай!» - она просила
«Попадёшь ты скоро в медсанбат».
«Дочка! Брось меня…не донесёшь!»
Медсестричка простонала вновь
Но сцепила зубы и ползёт.
В кровь ладошки и коленки в кровь.
Стоп! Воронка! «Здесь передохнём.
Я бинты поправлю, напою…
Медсестричке девятнадцать лет
И девчонка первый раз в бою.
Слёзы по измазанным щекам.
Страшен пули свист над головой.
Но ещё немного – и свои
Дотащила – главное – живой!
Сколько вынесла она потом.
И считать не думала девчонка.
Милая! Земной тебе поклон
От спасённых и от их потомков!
Воспитатель: Не только на фронте, но и в тылу люди ковали Победу – поставляли на фронт танки, снаряды, боеприпасы, боевые машины. Люди работали с девизом: «Всё для фронта – всё для Победы»
Победа досталась нашему народу дорогой ценой. Вечная память героям, защитившим нашу Родину. Память о всех погибших принято чтить минутой молчания.
Давайте и мы почтим память о погибших за Родину воинов.
Дети встают, минута молчания.
Итог занятия
Что нового мы сегодня узнали на занятии?
Воспитатель: В этот день возлагают венки и цветы, проводятся митинги, парад воинских частей, праздничный салют. Сейчас мы с вами проведём экскурсию к обелиску Славы, где возложим цветы погибшим воинам и прочитаем стихи.
Стихотворение С.Маршака «Пусть не будет войны никогда».
1-ребёнок. Пусть не будет войны никогда,
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над твоей головой.
2-ребёнок. Не один пусть не рвётся снаряд,
Не один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года.
Пусть не будет войны никогда
Мой прадед любимый
Мой прадед любимый.
Совсем постарел ты,
И вся голова в седине.
Тебя я жалею,
Горжусь, а тобою -
Ты выстоял в страшной войне.
А 6ыл ты мальчишкой,
Меня чуть постарше,
Когда началась та война,
Но взял ты винтовку,
И дрогнула сердце:
Отчизна на бой позвала!
Под городом Ржевом
В тот август суровый
В бою ты был ранен, солдат,
К награде представлен.
Медаль «За отвагу»
Вручил тебе строгий комбат.
Отчизну спасая,
Совсем повзрослел ты,
И вот он - решающий бой!
А в снах тебе снилось,
Что в поле пшеничном
Бежишь по тропинке, босой.
Немало рассказов
От прадеда слышал,
Я зною их все наизусть,
А в праздник Победы,
Такой долгожданный,
В глазах его радость и грусть.
Конспект занятия по рисованию картонными втулками «Праздничный салют»
Цель:
Научить детей рисовать, используя нетрадиционную технику рисования, картонными втулками (метод «штампования») праздничный салют.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с новой техникой рисования втулками, закрепить основные цвета
(красный, желтый, синий, зеленый)
Развивающие:
Развивать у детей методом штамповки рисовать композицию, ритмично располагая в определённых местах огни салюта, используя разные цвета красок.
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства, уважать и любить свою Родину
Методы и приё мы:
Рассматривание иллюстраций с изображением праздничного салюта, беседа, чтение стихотворений, демонстрация приёмов рисования салюта.
Предварительная работа:
Чтение стихов, беседы о Великой Отечественной войне, рассматривание иллюстраций о салюте, о празднике Победы
Материалы и оборудование: ватман, картонные втулки надрезанные с одной стороны, емкость для разведения красок, гуашь основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, иллюстрации с изображением салюта.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, вы любите праздники? / Ответы детей /
- Молодцы! Скоро наша страна будет отмечать праздник - День Великой Победы.
- Вы знаете такой праздник? / Ответы детей /
- В этот день проходят военные парады, люди поздравляют ветеранов, несут цветы к памятникам. Это очень важный праздник для нашей страны. А вечером, в каждом городе, проходит праздничный салют!
- Вы знаете, что такое салют? /Ответы детей/
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением салюта.
Что вы видите на картинках? / Ответы детей /
- Как вы думаете, на что похож салют? Послушайте внимательно стихотворение, там будет подсказка.
Прямо в небо пушки бьют.
Это - праздничный салют.
Бах, ба, бах! И бух, бу, бух!
Аж, захватывает дух.
В небе вспыхнула звезда.
Вот так чудо! Вот так да!
А вокруг неё цветы
Небывалой красоты.
(Лидия Курзаева)
- Похож салют на цветы? /Ответы детей/
- Посмотрите, какого цвета огни салюта? /Красные, желтые, зелёные, синие/
Воспитатель:
- Я предлагаю вам превратиться в художников и нарисовать наш красивый праздничный салют! Только рисовать мы сегодня будем необычным способом – (мы рисовали с вами кисточками, ватными палочками, воздушными шариками,пальчиками, ладошками, а я сегодня хочу познакомить и научить вас рисовать картонными втулками. Посмотрите, как это нужно делать.
- Берём втулку стороной, которая похожа на цветочек. Обмакиваем её в краску, а затем ставим «штампики-цветочки» на ватмане. / Показ воспитателем/
- Ребята, красивый салют у меня получился? /Ответы детей /
-Я уверена, что у вас тоже получится. Давайте попробуем с вами порисовать в воздухе. Возьмите втулку в одну ладошку и пушистой стороной приложите к другой ладошке – шлеп, шлеп, шлеп. Молодцы! Вот так мы и будем рисовать с вами салют, только на бумаге!
- Сколько надо поставить «штампиков» чтобы у нас получился красивый салют – много или мало? /Ответы детей/
- Молодцы! Правильно – много.
Воспитатель:
- Перед тем, как вы начнёте рисовать, я предлагаю вам поиграть. Хотите? /Да/
Физминутка «Победа!»
Мы празднуем Победу! (шагают на месте)
Салют! Салют! Салют! (руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем)
Кругом цветы весенние (руки на пояс, повороты туловища)
Цветут, цветут, цветут! (руки развести в стороны)
Все люди пляшут, празднуют (приседают с выставлением ног)Поют, поют, поют!
Пусть в мире страны разные (вдох, круговое движение руками, изображая земной шар)
Живут, живут, живут!
- Молодцы! А теперь подходите к нашему столу и мы будем с вами рисовать салют.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Пословицы и поговорки о Родине.
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
Родина – всем матерям мать.
Береги Родину, как зеницу ока.
Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.
Родная земля и в горсти мила.
Всякому мила своя сторона.
Дома и стены помогают.
И пылинка родной земли – золото.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.
На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
На чужой стороне и весна не красна.
Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной – всю жизнь.
Жить – Родине служить.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Если народ един, он непобедим.
Народное братство дороже всякого богатства.
Родину-мать учись защищать.
Герой – за Родину горой.
Главное в жизни – служить отчизне.
В бою за отчизну и смерть красна.
С родной земли умри, но не сходи.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Напоролись враги на русские штыки.
Если по-русски скроен, и один в поле воин.
Русский солдат не знает преград.
Слава русского штыка не померкнет никогда.
Знает весь свет – твёрже русских нет.
Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.
Москва всем городам мать.
Москва – Родины украшенье, врагам устрашенье.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Перечень дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников.
Цель: закреплять знания детей о родном крае, селе, природе свое малой Родины, расширять словарный запас детей.
- «Путешествие»
Материал: фотографии с достопримечательностями города, села.
- «Продолжи пословицу»
Материал: перечень пословиц о Родине.
- «Собери флаг»
Материал: полоски разных цветов..
-
«Собери картинку»
Материал: разрезные картинки.
- «Как тебя зовут»
Материал: фотографии близких родственников детей.
-
«Знаешь ли ты…»
Материал: портреты знаменитых соотечественников.
- «Птицы и животные нашего края»
Материал: иллюстрации птиц.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Патриотическое воспитание дошкольников Н.В. Алешина.
2. Нравственное воспитание в детском саду. В.Г. Нечаевой.
3. «Воспитание маленького гражданина». Ковалёва Г.А.
«Нравственное воспитание в отечественной педагогике». Маркова В.
4. «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников». Маханёва М.Д
5. «Никто не забыт, ничто не забыто». Ершова З.А., Краскина Н.А.
6. Материалы Интернет.
7«Хрестоматия по детской литературе». Боголюбская М.К.
8. «Наследие». Новицкая Н.Ю.
9. «Патриотическое воспитание в детском саду». М. Линка Пресс, 2003.
10.Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.
11.С.А.Козлова «Мой мир» М. Линка -Пресс 2000г.
12.Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина» М.Сфера 2003г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация реализации проекта по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы "Нам есть у кого учиться родиной гордиться"
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Патриотизм - сложное человеческое чувство. Это любовь к родным и близким людям, к детскому са...

Музыкальный проект: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников "Россия - мой дом!"
Тип проекта: долгосрочныйСрок реализации проекта: 2017 – 2018, 2018 – 2019г.г.Участники проекта:музыкальный руководитель;воспитатели;воспитанники старших и подготовительных групп;родители....

Игра-квест по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина — моя Россия».
Закрепление у детей знаний о нашей стране: символика, достопримечательности, природа, праздники....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Наша Родина - Россия»
Конспект занятия по патриотическому воспитанию, которое дает детям первые понятия о Родине, о родной земле, вызывает чувство гордости за своих земляков.Программное содержание:воспитывать чувство гордо...

Проект по патриотическому воспитанию "Матрешка - символ России"
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Целью проекта является формирование интереса к народным промыслам через знакомство с русской национальной иг...

Квест -игра по нравственно-патриотическому воспитанию : "Моя Родина-моя Россия"
ООД по нравственно-патиотическому воспитанию , старшая группа....

Занятие по патриотическому воспитанию "Наша родина - Россия"
Воспитательное занятие целью котого является воспитание патриотических чувств и любви к своей стране у дошкольников....


