Проект по патриотическому воспитанию "Матрешка - символ России"
проект
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Целью проекта является формирование интереса к народным промыслам через знакомство с русской национальной игрушкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matreshka.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт детско-родительского проекта «Матрешка – символ России»
воспитатели МАДОУ ДСКН №1
г. Сосновоборска:
Журавель О.В.
Зыкова В.П.
Тема: «Матрешка — символ России»
Участники проекта:
- воспитатели
- дети подготовительной группы
- родители.
Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный, краткосрочный.
Срок реализации проекта: 31 января 2022 — 4 февраля 2022
Актуальность:
Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» (ФГОС ДО п.1.6). В настоящее время социокультурная ситуация ставит перед педагогами современной дошкольной образовательной организацией проблему поиска эффективных средств по изучению истории родного края, традиций и культуры народа. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой. Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира. Но далеко не все дети, да и взрослые знают и проявляют интерес к историческому происхождению матрешки, о появления ее на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России. Именно недостаточные знания об этой русской красавице подвигло нас на разработку проекта, углубленное изучение и тесное с ней знакомство.
Проблема: у детей нашей группы слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории. Детям интересны современные игрушки западных стран, которыми переполнены магазины, а информационные системы активно их рекламируют. По итогам анкетирования «Народная культура в жизни вашей семьи» сделан вывод, что у родителей недостаточно знаний об истоках русской культуры и влиянии народного творчества на развитие ребенка.
Цель: формирование интереса к народным промыслам через знакомство с русской национальной игрушкой.
Задачи:
- Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
- Познакомить с технологией изготовления и росписи матрешек.
- Учить создавать свою матрешку (авторскую).
- Расширить и активизировать словарь детей.
- Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).
- Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, интерес к истории народной культуры России.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность.
- Создавать положительный эмоциональный настрой, доброжелательную обстановку.
Предполагаемый результат:
- Знают об истории возникновения матрешки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, о народных умельцах.
- Знают отличия и умеют находить матрешек по росписи: Семеновскую, Загорскую, Полхов – Майданскую, Вятскую матрешку.
- Умеют передавать элементы росписи матрешки в различных техниках.
- Дети проявляют инициативу и самостоятельность в творческой, познавательной и продуктивной деятельности.
- Повысился интерес к истории народной культуры России.
- Пополнился словарь новыми словами символ, сувенир, народная игрушка, матрешечник.
- Была создана атмосфера взаимопонимания, общности, эмоциональной взаимоподдержке между участниками проекта.
Продукт проекта: создание книги «Русская матрешка», выставка детских работ.
Механизм реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
- Определение темы проекта
- Формулировка цели и определение задач
- Подбор материалов по теме проекта
- Пополнение развивающей предметно-пространственной среды
- Изучение методической литературы, сбор информации.
- Постановка проблемы
2 этап – практический
Период | Мероприятия | Задачи | Результат |
31 января |
|
| Создан положительный эмоциональный настрой, условия для активного вовлечения родителей в образовательный процесс. Знают об истории возникновения матрешки и технологии изготовления, о народных умельцах. |
1февраля |
|
| Систематизированы знания о русской матрешке. Расширен словарный запас. Закреплены умения украшать матрешку в технике пластилинография. |
2 февраля |
|
| Сформированы умения находить сходство и различие разных видов матрешек, украшать различными элементами и узорами. |
3 февраля |
|
| Сформированы умения рисовать матрешек в разных видах народной росписи. Проявят эмоциональную отзывчивость на музыкальные народные произведения. |
4 февраля |
|
| Созданы условия для проявление инициативы и самостоятельности в творческой деятельности. |
3 этап – заключительный
- Презентация книги «Русская матрешка»
- Показ образовательной ситуации для коллег ДОУ «Коллекция матрешек»
- фотоотчет
Использованная литература:
1. Дмитриева В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. - 2003. - № 3. - С. 2.
2. Знакомим дошкольников с государственной символикой России // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 8. - С. 54.
3. Интернациональное воспитание ребенка в детском саду // Детский сад от А до Я. - 2003. - № 3. - С. 59.
4. Комратова Н. Дошкольное детство и основы национальной культуры // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9. - С. 92.
5. Комратова Н. Знакомство с национальной культурой // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. - С. 73.
6. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников – Москва: Педагогическое общество России, 2005.
7. Метлов Н. Русская народная песня в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. - С. 3.
8. Мулько И.Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. М.: «Сфера», 2004.
9. Пастухова И. Домашний музей // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 111.
10. Поштарёва Т. Мажаренко С. Развивающая предметно- пространственная среда как условие формирования представлений об этнической культуре // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 1. - С. 43.
11. Ромадина Л.П. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников // Детский сад от А до Я. - 2003. - № 3. - С. 4
12. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – Москва: Скрипторий, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание школьников с использованием государственных символов России и Ростовской области.
Статья в сборнике статей и методических материалов "Эффективный педагогический опыт". Ростов н/Д - Гуково. 2010....
Реализация проекта гражданско-патриотической направленности «Я - для России! Россия-для меня!»
Одним из приоритетов в современной системе образования и воспитания подрастающего поколения становится возрождение идей национальной культуры, гордости за свою Родину, формирование гражданского самосо...
Разработка классного часа-проекта "Символ России - березка"
Данная разработка предназначена для обучающихся 6-7 классов. Она предусматривает участие обучающихся и их родителей в создании мини-проекта "Символ России - березка" на классном часе....
проект "Береза- символ России"
Мы с вами родились в России,В стране, где жара и мороз,Где небо то хмуро, то сине,В стране тонкоствольных березБез березы не мыслю России, –Так светла по-славянски она,Что, быть может, в столетья иные...
Музыкальный проект: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников "Россия - мой дом!"
Тип проекта: долгосрочныйСрок реализации проекта: 2017 – 2018, 2018 – 2019г.г.Участники проекта:музыкальный руководитель;воспитатели;воспитанники старших и подготовительных групп;родители....
Педагогический проект военно-патриотической направленности "Служить России"
Основной замысел данного проекта заключается в юнармейской подготовке подростков, готовящихся вступить в ряды юнармейцев старшими товарищами, представителями действующего отряда Юнармии под руко...
Фрмирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства."Русская матрешка - символ России"
Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства. "Русская матрешка - символ России"...