Статья "Формирование у дошкольников целостных речевых навыков через освоение основ безопасного и ответственного поведения"
статья
Статья "Формирование у дошкольников целостных речевых навыков через освоение основ безопасного и ответственного поведения"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 373 «Скворушка»
Статья на тему
«Формирование у дошкольников целостных речевых навыков через освоение основ безопасного и ответственного поведения»
Подготовила воспитатель
Малыхина И. Н.
Г. Новосибирск, 2025
Компонент «Речевое развитие» занимает приоритетное место в Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО). Педагог нацелен на формирование устной связной речи, коммуникативных и лингвистических компетенций дошкольников, обеспечивая освоение норм литературного русского языка для эффективного взаимодействия с микросоциумом и культурной средой.
В последние годы отмечается стремительное увеличение числа дошкольников с различными формами речевых нарушений. Вследствие этого каждый прогрессивный педагог постоянно экспериментирует с инновационными методиками, технологиями и приёмами, стремясь одновременно увлечь ребёнка и обеспечить высокую результативность, выражающуюся в устойчивой позитивной динамике речевого и общего психолого-педагогического развития. Мы, воспитатели, непрерывно исследуем эффективные пути совершенствования всех структурных компонентов речи.
К семи годам, в соответствии с требованиями Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), ребёнок обязан уверенно пользоваться, как диалоговой, так и монологовой речью. Он должен свободно задавать вопросы и аргументированно отвечать на них; самостоятельно, выразительно и логично передавать смысл литературного произведения, применяя характерные для него стилистические средства. Дошкольник должен уметь создавать разнообразные повествовательные тексты: описание предмета, рассказ по картине или серии сюжетных иллюстраций, историю из личного опыта, творческий рассказ без опоры на наглядность, а также короткие авторские сказки. Важно, чтобы ребёнок строил высказывания различных типов — описательные, повествовательные, рассуждающие, соблюдая композицию и используя развернутые лексико-синтаксические связи внутри текста и между его частями.
Ключевые направления деятельности по становлению речевого развития детей в системе ФОП ДО:
- Формирование активного словарного запаса, предполагающее усвоение семантики лексических единиц и их грамотное использование с учётом контекста высказывания и конкретной коммуникативной ситуации.
- Формирование звуковой культуры — развитие слухового восприятия родных фонем и точной артикуляции, плюс поддержка любви к художественному слову.
- Формирование связной речи: диалогической (разговорной) и монологической (умение выстроить рассказ).
- Развитие базового языкового и речевого осознания: умение различать звук и слово, проводить позиционный анализ звука в слове.
- Формирование грамматического строя (эволюция морфологии, синтаксиса и словообразования).
Развитию речевых навыков способствует спектр средств: живое общение взрослых с детьми, насыщенная языковая среда, выразительная речь педагога, художественные тексты и такие искусства, как живопись, музыка и театр.
К системам формирования речевых навыков относят наглядные приёмы — наблюдения природных явлений, экскурсионные занятия; вербальные способы — чтение и пересказ художественных текстов, заучивание стихов, обобщающие беседы; а также практические формы — дидактико-игровые ситуации, драматизации, инсценировки, тематические упражнения и хороводные игры.
Ярким примером активизации детской речи служит применение алгоритма при работе со «Сказкой об умном мышонке» С. Маршака.
- Столкновение с затруднительной ситуацией – «…Кошка утащила мышонка…».
- Понимание текущего расклада – «Кошке потеха, мышонку беда…».
- Анализ ситуации — «…Давай поиграем, но роль кошки оставьте мне…»;
- Оптимальный выбор решения — «…Обнаружил он лазейку в заборе: был мышонок — и исчез…»;
- Сформирован новый осознанный навык- «Сестрички и братишки с ним играют в мышек–мышек», а сам мышонок послушно подчиняется маме.
Включение тематики ПДД в занятия по развитию речевых навыков обеспечивает целый спектр преимуществ, среди которых:
• Развитие компетенций безопасного поведения. Педагог разъясняет воспитанникам правила дорожного движения и положения, применимые на проезжей части, тротуарах и перекрёстках, что позволяет им анализировать обстановку и корректно действовать в ситуациях.
• Формирование речевых навыков. Изучение правил дорожного движения активизирует все языковые компоненты дошкольника: расширяет лексический запас, совершенствует грамматический строй, укрепляет фонематический слух, развивает анализ и синтез, стимулирует связную речь, автоматизацию звуков и речевое планирование.
Во время своих занятий по артикуляционной гимнастике включаю специальные упражнения, в которых речевой контент посвящён правилам безопасного поведения на проезжей части.
К примеру, наш язычок выехал на дорогу – упражнение «Качели». Затем он посмотрел налево и направо – «Часики». Тут язычок замечает постового – выполняем «Свистим в свисток». Чтобы предупредить водителей, язычок подаёт сигнал – «Трубочка». По улице тем временем несутся тяжёлые грузовики – тренируемся с упражнением «Варенье» и так далее.
Занятия биоэнергопластикой одновременно совершенствуют мелкую моторику кистей, сенсорную координацию, речевое дыхание и артикуляцию, попутно закрепляя правила дорожной безопасности.
В учебно-воспитательной работе с дошкольниками особый акцент ставится на развитие мелкой моторики. Регулярные комплексы пальчиковой гимнастики — «Мы пешеходы», «Постовой», «Считалочка ПДД», «Автомобиль», «Дорожных правил очень много» и другие помогают закреплять нормы дорожного движения и параллельно совершенствуют речь и тонкие движения кисти.
В рамках данной темы использую межполушарные «дорожки»: пальчики-«машинки» синхронно движутся по траекториям, не делая поворотов; съезд с пути символизирует «аварию». Для тренировки мелкой моторики подключаю Су-Джок шары и музыкальные клавесы. Их систематическое применение в упражнениях с речевым сопровождением по безопасности дорожного движения одновременно активизирует мелкую моторику, речевую функцию, чувство ритма и закрепляет ПДД.
Во время занятий дети выполняют упражнения, направленные на формирование ритмического чувства: хлопают в ладоши, разбивая слова «трактор», «машина», «светофор», «дорога» на слоги. Подобная работа усиливает чувство ритма, автоматизирует поставленный звук и развивает фонематическое восприятие, лежащее в основе правильной речи, а также делает речь ребёнка более чёткой и выразительной.
Привлечение визуальных средств в систему коррекционно-педагогической деятельности обеспечивает устойчивый интерес воспитанников к учебному процессу, тогда как игровые технологии активизируют познавательную сферу ребёнка и, следовательно, повышают эффективность всей работы. Художественные тексты народного и авторского фольклора многослойны; один из их смысловых пластов — это первичная безопасность жизнедеятельности, которой необходимо овладеть дошкольникам. В ходе слушания, последующей рефлексивной беседы и инсценировки сказочного сюжета дети ненавязчиво усваивают, что реальная социальная среда требует соблюдения определённых норм и правил. Шаг за шагом они приходят к пониманию полярности мира, существования добра и зла и личностной ответственности за собственный выбор. Освоив алгоритмы поведения, ребёнок сможет адекватно реагировать на потенциально опасные ситуации и сохранить здоровье.
Мы приглашаем дошколят включиться в инсценировку одной из наших «Сказок-безопасок», совмещая методику театрализованных игр с логопедическим этапом — целевым развитием артикуляционного аппарата через комплекс биоэнергопластических упражнений. Перед постановкой ведём подготовку: распределяем роли, разучиваем реплики, репетируем артикуляционную гимнастику. К моменту самой театрализации ребята уверенно и свободно воспроизводят весь текст.
Давайте подробнее остановимся на сказке «Кошкин дом на новый лад», включающей пять самостоятельных эпизодов:
Сцена 1. Дочка-кисонька развешивает мокрое бельё прямо над включённой плитой, ткань вспыхивает. Сенсорная активность «Повесь бельё»: малыши цепляют миниатюрные вещи на верёвочку. Вместе обсуждаем: к горячей плите допускаются лишь взрослые. Одновременно тренируем мелкую моторику пальцев и закрепляем знание основных цветов.
Сцена 2. Маленький котёнок-сын воткнул в розетку неисправную новогоднюю гирлянду: кабель заискрил, искры подпалили ковёр, испуганный малыш юркнул под кровать. Сенсорная активность: «Собери безопасную гирлянду». Вывод: электроприборы используем только с взрослыми; при пожаре не прячемся — эвакуируемся и зовём помощь.
Сцена 3. Дочка-кисонька забыла выключить утюг, и его перегрев мог вызвать пожар. Предлагаем сенсорную игру «Электроприбор или нет?». Итог: уходя, обесточивайте все устройства, вынимая вилки из розеток.
Сцена 4: Непослушные щенки нашли коробок спичек, начали баловаться, подожгли сухую траву, и огонь перекинулся на жильё. Сенсорное упражнение: изучаем пожароопасные объекты. Итог: спички — не детская забава.
Сцена 5. Звоним в пожарную службу, повторяем номер 101. Сенсорное упражнение: разыщи мешок с песком.
Итог: предлагаемое дидактическое пособие содействует следующему:
А) формированию связной речи через приём театрализации действий;
Б) развитию мелкой моторики с помощью сенсорных разнофактурных ковриков;
В) гармоничному развитию артикуляторного аппарата через систематический комплекс биоэнергопластических упражнений; позволяет эффективно реализовать автоматизацию ранее поставленных звуков.
Д) содействует закреплению освоенных речевых навыков через проигрывание типовых ситуаций.
Результативность осуществления поставленных педагогических целей во многом обусловлена качеством предметно-развивающей среды, мною сформированной в группе, содержащей разнообразные дидактические материалы:
- уголок безопасности;
- просветительно-агитационные материалы
- наглядные стенды для детской и взрослой аудитории.
- подборка литературы;
- комплексная подборка визуальных материалов;
- актуальный инфо-уголок для родителей;
- проведение фотосессий.
В практике обеспечения безопасной жизнедеятельности мы активно интегрируем информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ в дошкольной образовательной организации выступает мощным инструментом обучения и интерактивного взаимодействия, необходимого для эффективной кооперации педагогов, воспитанников и их семей. Электронные ресурсы дают возможность в интересной, игровой для малышей форме тренировать память, воображение и креативное мышление. В детском саду мы провели серию совместных занятий и тематических мероприятий, где задействовали медиа-панели, проекторы и интерактивные пособия. Яркие иллюстрации и аудиовизуальный контент помогли взрослым и детям увлечённо моделировать различные риск-ситуации. Особой популярностью пользовались интерактивные тренажёры по ПДД и пожарной профилактике: «Безопасность в быту», «Огонь — друг и враг», «Правила дорожные — детям знать положено».
Осознавая, что устойчивые навыки безопасного поведения формируются лишь в тесном сотрудничестве с семьёй, мы опираемся на авторитет родителей и привлекаем их к системной профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Дошкольники вместе с мамами и папами готовят репортажи: показывают, как правильно переходить проезжую часть по «зебре», разъясняют, почему нельзя играть в мяч у дороги, и напоминают, что пристёгнутый ремень безопасности спасает жизнь. Выпуск и распространение таких видеороликов активизирует всех участников образовательного процесса — детей, родителей и педагогов, повышая эффективность межведомственного взаимодействия и снижая уровень детского дорожно-транспортного травматизма.
Семьи и воспитанники нашего детского сада ежегодно участвуют в мероприятиях, направленных на популяризацию безопасности дорожного движения. В конкурсе рисунков «Дорога глазами детей» малыши создают яркие работы по ПДД и демонстрируют своё понимание правильного поведения пешеходов и водителей. Кроме того, каждый год проходит творческий смотр «С Новым годом, Светофор!», который включает несколько тематических номинаций.
Используемая литература:
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стѐркина Р.Б. «Безопасность». Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - Спб.: «Детство-Пресс», 2009
2. Белая К.Ю., Зимонина Н.В. и др. «Твоя безопасность: как вести себя дома и на улице» М.: «Просвещение», 2008
3. Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» М. ТЦ «Сфера», 2009
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
6. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по совершенствованию общих речевых навыков у дошкольников с речевой патологией: «Приключения Робика». на материале лексической темы «Человек».
Развитие физиологического, речевого.дыхания, дыхания по Стрельниковой, общей и артикуляторной моторики; просодических компонентов речи: силы, высоты, тембра голоса; чувства ритма и темпа; ...

«Развитие мелкой моторики и речевых навыков через организацию пальчикового театра»
Данный материал показывает возможность бинарного взаимодействия учителя технологии и учителя логопеда на уроках технологии....

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ учащимися МБОУ СОСОШ №2
В материале размещена информация о структуре системы оценки...

"Формирование основ социальной компетенции дошкольника с интеллектуальной недостаточностью через использование активных методик и современных педагогических технологий."
Социально-личностное развитие ребенка с ОВЗ является одним из приоритетных направлений специальной педагогики. В данной статье представлена система работы по данному направлению, описаны методы и прие...

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников»
Задачи:- показать пример воспитателям, как в игровой форме можно проводить обучение детей по ОБЖ- систематизировать знания воспитателей по ОБЖ- выявить проблемные воспросы по обучению детей в облати О...

Освоение элементов компьютерных технологий через метод кооперативного обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности в средней школе
Актуальность проблемы: на современном этапе становится очевидным, что традиционное обучение в школе ориентированное на передачу знаний, умений и навыков не успевает за темпами их нарастания. Поэ...

