Логопедическое занятие по совершенствованию общих речевых навыков у дошкольников с речевой патологией: «Приключения Робика». на материале лексической темы «Человек».
план-конспект занятия на тему

Алексеева Светлана Владимировна--

 

Развитие  физиологического, речевого.дыхания, дыхания по Стрельниковой, общей и артикуляторной моторики; просодических компонентов речи: силы, высоты, тембра голоса; чувства ритма и темпа; умения находить логическое ударение и т.д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_zan_orn.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Калининский район

ГДОУ д/с № 17

Логопедическое занятие

по совершенствованию общих речевых навыков

у   дошкольников  с речевой патологией»

Тема занятия:

 «Приключения Робика».

на материале лексической темы «Человек».

Алексеева С.В. ВКК

учитель-логопед ДОУ д/с № 17

Санкт - Петербург

Коррекционно-образовательные задачи:

  • развивать навык понимания обращенной речи и умение выполнять речевые инструкции;
  • развивать физиологическое дыхание, обучать приемам дыхания по Стрельниковой;
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать общую и артикуляторную моторику;
  • развивать просодические компоненты речи: силу, высоту, тембр голоса;
  • развивать чувство ритма и темпа;
  • развивать умение находить логическое ударение;
  • развивать лексико – грамматический строй речи:

(употребление уменьшительно – ласкательных существительных,

существительных единственного и множественного числа в родительном и винительном падежах,

образование глаголов от прилагательных,

  • развивать языковой анализ, синтез и представления:

(закрепить представления о гласных и согласных звуках,

 навык правильного звукопроизношения [А], [У], [О], [И], [Ы], [М], [Н], [К], [Ф], [В], [Г], [Д],

совершенствовать навык анализа и синтеза звукосочетаний из 2 – 3 звуков,

упражнять в выкладывании звуковых схем,

закрепить навык выделения гласных звуков в начале, середине, конце слов);

  • развивать связную речь;
  • развивать зрительно – пространственные представления:

(зрительное восприятие, навык ориентировки в схеме собственного тела);

  • развивать навыки  работоспособности с помощью смены видов деятельности, целевых установок и методических условий организации занятия;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • совершенствовать правильное звукопроизношение; звукослоговой структуры;
  • развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные задачи:

  • учить навыкам коллективной и индивидуальной работы;
  • учить навыкам самоконтроля и самокоррекции (в том числе и речевой);
  • развивать положительную мотивацию в учебно-игровой деятельности;
  • воспитывать личностные качества ребенка: активность, настойчивость, коммуникабельность.

          Оборудование:

  • музыка для самомассажа, запись  речи «Робика»;
  • Игрушка «Робик», картинка «Робик»;
  • Огонь (конструктор Лего), картинка огня с изображением лошади, цветик-огонек(светящийся, раскрывающийся цветок);
  • «золотая рыбка» из золотистой бумаги, цветные рыбки, фишки красного, синего и зеленого цветов; «Море» (конструктор Лего), картинки облаков с изображением лица и контуров детей.
  • картинки «колобков» с разным выражением лица (радости, грусти, веселья, .),  «живая вода»
  •  картинки человека (без какой –то из частей лица), восстановленная картинка;
  • «Золотой ключик»;
  • мнемотаблица стихотворения «Робика;.
  • Магнитофон, мольберт;
  •  Конфетти, сюрприз (конфеты)

                                     План занятия.

 1. Организационный момент.

 2. Нормализация тонуса мышц, участвующих в дыхании, голосообразовании и артикуляции:

                      - самомассаж (лепим  Робика).

 3. Развитие дыхания по методике Стрельниковой (игра с Робиком).

 4. Развитие силы, высоты голоса и четкости произношения гласных и согласных звуков.

 5. Совершенствование общей моторной координации, звукослоговой структуры, ударения

 6. Совершенствование функций словоизменения, связной речи («Назови ласково»

         части тела).

 7. Развитие умения ставить логическое ударение (волшебные слова, поиск «Ключика»),

     совершенствование зрительного восприятия (рассмотри огонь)

 8. Работа над мягкой атакой голоса,  умением  пользоваться добором воздуха во время речи  

   («Раскрой  цветок»)

 9. Развитие чувства ритма (темп движения в зависимости от скорости произношения).

10. Увеличением речевого выдох («Поймай рыбку»).

11. Совершенствование зрительного восприятия (рассмотри облака)

12. Совершенствование фонематического анализа и синтеза (синтез и анализ

    звукосочетаний АУ, ИАО, М,МЬ, УМ, выкладывание фишками)

13. Развитие умения изменять тембр голоса, в зависимости от настроения героев

     (Сделай воду живой, «Оживи колобка»).

14. Активизация глагольного словаря, умения образовывать прилагательные от

      существительных.

15. Совершенствование связной речи («Почему бывает грустное настроение?»)

16. Совершенствование словоизменения (употребление существительных в косвенных

      падежах), (кто без чего?)

17. Анализ речи «Робика» (магнитофонная запись)

18. Обобщение умений владеть силой, высотой, тембром голоса, дикцией.

        (по мнемотаблице,  используя символы).

19. Итог занятия.

                                        Ход занятия.

 1. Организационный момент.

К детям обращается логопед: «Потерялся «Робик», заводной робот. Вместе с ним потерялся и ключ. Помогите найти!»

Логопед: «Попробуем, ребята? Я уверена, у нас все получится!

2. Нормализация тонуса мышц, участвующих в дыхании, голосообразовании и артикуляции.

        -   Ребята, давайте мы его попробуем вылепить из волшебного пластилина?»

           (Дети выполняют приемы самомассажа  под слова текста):

   Ох, работа нелегка, вылепить нам Робика.

   В деле очень всем нужна умная голова.

   Спереди разгладим ком, вылепим лицо на нем.

   Брови - две больших  дуги,

   Глазки – словно, угольки.

   Толстые щеки слепим ему,

   Худеньким быть ему не к чему.

   Чтоб внимательно мог слушать ,

   Мы ему прикрепим уши.

   Вместо носа ловко вставим мы морковку.

   А теперь мы слепим рот,

   Пусть он песенки поет.

   Рот улыбчивый, плаксивый.

   Рот серьезный, говорливый.

   Вот какой он важный,

   Робик наш отважный.

Посмотрим, какой у нас получился Робик (демонстрация игрушки). Такой как на картинке. Только гораздо меньше , чем мы. У нас голова, а у него головка (лоб, глаза, нос, рот, щека, подбородок, …) /

/Дидактическая игра: «Скажи ласково»/

3. Развитие дыхания по методике Стрельниковой.

 Логопед: «Ребята, ведь у Робика  те же  части тела, что и у человека? Чем же он отличается от нас?»    /Они  умеют дышать, говорить и двигаться/.

   - Давайте мы ему покажем как это делаем мы. Сначала делаем шумные вдохи носом по два раза с отдыхом, хватая воздух ладошками. «Раздышим»  носик, грудь, живот. 

 4.Развитие силы, высоты голоса и четкости произношения гласных и согласных звуков.

           Логопед: - А теперь покажем как работает наш голосок «Будем  произносить звуки с разной силой и высотой».

Начнем с гласных. Проверяем громкость (аааААааа), а если по кочкам ( О-О-О- ), а теперь с горки (УУуу  ), на горку (ууУУ), полетайте (уУуУУуууУ)… (Дети проговаривают ряды гласных,изменяя силу и высоту голоса, меняя продолжительность речевого выдоха)./игра «самолетик» или «пароход»/

Проверяем согласные: м-м-м-м - ладошками, к-к-к —локтями, ф-ф-ф-ф - коленками, ВГДН-ВГДН- пальчики выстреливают (дети произносят звуки, сопровождая их движениями – в парах).

 5. Развитие чувства ритма, моторной координации, звукослоговой структуры и

     логического ударения.

           Логопед: - Покажем как могут двигаться руки, ноги и голосок по команде?  (хлоп, топ, топ, Ба -та-та;  хлоп, хлоп, топ, топ, ба -Та-та и т.д.) (дети  воспроизводят последовательность хлопков, стуков и рядов слогов, выдерживая ударный).

 Молодцы! Но Робик почему – то молчит! Не обойтись нам без ключика и волшебства. Ребята! А какие волшебные слова вы знаете? / «Огонь, вода и небеса, начинаем чудеса»/

Нам нужно отправляться в  дорогу. Но, что это? (обращается внимание на  изображение Огня). Огонь вспыхивает у нас на пути. Давайте попробуем погасить его нашими волшебными словами, выделяя голосочком слово ОГОНЬ». /ОГОНЬ, вода и небеса начинаем чудеса./  Молодцы! На что похож огонь? /на лошадь/. Как скачет лошадь?/ Лошадь скачет быстро/. Значит мы быстро собираемся в круг.

 6. Работа над увеличением длительности речевого выдоха, умением пользоваться добором воздуха во время речи  («Вырасти цветок»).

- Огонь превратился в ЦВЕТОК – «Огонек». Раскрыть цветок  и узнать куда дальше идти нам поможет голосок. «Раскрываем голос вместе с ним на звуках МУОА». А поможет нам в этом дыхание.

 (Присев в круг, дети «раскрывают» цветок, произнося на мягкой атаке голоса ММММММУУУОООАААА, АААОООУУУМММММ;  медленно вставая,  увеличивают  силу голоса). На лепестке – указание пути: «Чтобы ключик вам найти, нужно к морю вам идти!»

7. Темп движения в зависимости от скорости произношения.

В этом нам помогут волшебные слова.

. Слушаем их и определяем по темпу произнесения свою скорость. (Дети идут со скоростью,   в зависимости от темпа произносимой логопедом фразы).

 - Может, ключик в море утонул? Кто же нам поможет? /Золотая рыбка/

.8. Работа над увеличением длительности  речевого выдоха («Золотая рыбка»).

Взяли неводы и забрасываем, произнося хэй-хэй-хэй-хЭЭЭЭЭй,  пытаясь голосом поймать, удержать и вытянуть рыбки /дети упражняются в «ловле» рыбки/.

Золотая рыбка говорит: «Ключик вы найдете, если в лес пойдете. А дорогу вам укажут звуковые морские камушки».

9.Совершенствование фонематических функций.

   Ребята, посмотрите, что вам напоминают эти камушки? /обозначения звуков/.

  Попробуем выложить дорожку: АУ, АХ, АМ, УМ /звуковой анализ/.

Кто справился, посмотрите на небо и подумайте кого вы там видите? /ответы детей/

10. Развитие умения определять настроение изменять тембр голоса, выделять логическое ударение (« живая вода», говорящие колобки).

Но, что это? Игрушечные колобки. Как же нам их оживить? (Дети увидели баночку с прозрачной водой и предложили ее оживить волшебными словами).

Волшебные слова: « Огонь, ВОДА и небеса начинаем чудеса!» /выделяем слово «Вода»

Получилось! Колобки ожили и хотят сказать нам о своем настроении / «Я – радостный!» и т.д.

11. Активизация глагольного словаря. (радостный – радуется, веселый – веселится, …)

12. Совершенствование умения употреблять существительные в косвенных падежах. 

Грустный – грустит. Когда нам бывает грустно? /ответы детей/. У него не получается нарисовать человека, чего –то все время не хватает. Давайте ему поможем.

/ У моего мальчика не хватает  волос и т.д./. Вот мы и помогли. А еще мы ключ нашли с инструкцией !

Давайте скорей заводить нашего Робика! Послушаем, что он хочет нам сказать!

13. Обобщение умений владеть силой, высотой, тембром голоса, дикцией.

Робик произносит текст без интонации, монотонно.

Логопед просит детей показать Робику, как можно красиво произносить стихи!

Дети поочередно упражняются в произнесении с правильной интонацией, заданной силой и темпом.

« Книжки и игрушки,

   Громкие хлопушки!

   Пряники, конфеты,

   От зверей приветы.

   Быстроходные коньки

   И морозные деньки.

   Горки ледяные,

   Санки расписные.

   Песни, танцы, шутки, смех-

   Хватит этого для всех!

14. Итог.

Спасибо, ребята! Я буду стараться, только напомните, чему я сегодня научился? /правильно дышать, изменять свой голос и темп речи, внимательно слушать!/.

15. Сюрпризный момент.

Попробуй вместе с нами произнести волшебные слова, выделяя голосом слово «Чудеса».

 /сюрпризный момент/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по теме: «Согласование притяжательных прилагательных в роде (на материале лексической темы «дикие животные»)»

конспект открытого занятия по теме: «Согласование  притяжательных прилагательных в роде (на материале лексической темы «дикие животные»)»...

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации

В данной методической разработке описываются приёмы коррекционно - логопедической работы по формированию у детей дошкольного возраста лексико - грамматической стороны речи с использованием мультимедий...

Конспект подгруппового занятия для детей подготовительной речевой группы Приключение гномов в лесу (Лексическая тема «Дикие животные»)

Конспект подгруппового занятия для детей подготовительной речевой группы Использование современных образовательных технологий:- здоровьесберегающие технологии- игровая технологияКоррекционно-обра...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизации звука [р] на материале лексической темы «Собаки»

В современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятия о добре, милосердии, справедливости, развивать в детях духовность, люб...