Логопедическое занятие в 3 классе (коррекционные классы) "Закрепление лексико-грамматических категорий на основе лексической темы «Зима»".
учебно-методический материал по теме

Кравченко Виктория Евгеньевна

Цель: закрепление лексико-грамматических категорий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в 3 классе (программа школы VIII вида)

"Закрепление лексико-грамматических категорий на основе лексической темы «Зима»".

 

           Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

- закрепление представлений о зиме и ее приметах;

- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»;

- закрепление навыков слогового и буквенного анализа слов;

            - закрепление умения подбирать однородные определения;

            - формирование умения грамматически правильно строить словосочетания, предложения;

            - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами    

              единственного  числа;              

Коррекционно-развивающие:

            - развитие слухового и зрительного внимания, мышления;

            - развитие речевого дыхания, тонкой и общей моторики, творческого воображения;

            - развитие координации речи с движением, диалогической речи.

Воспитательные:

             - формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,

              самостоятельности;

            - воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: плакат с зимним пейзажем, воздушный шарик, конверт с письмом, разрезанная картинка с изображением  Деда Мороза, картинки с изображением примет зимы, «снежки» с картинками: снег, шарф, ком, снежок, лыжи, санки, снежинки, снеговик, лопата; картинка «снежинка», бумажные снежинки, «снежный ком»; конверты со «снежками», на которых написаны буквы; ёлка, снежинки, снежный ком; картинка «Кто как зимует»; раздаточный материал: карточки со словами; мешочек с конфетами.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята. У всех хорошее настроение, все готовы активно поработать?

Тогда отгадайте загадку:

Тройка, тройка прилетела.

 Скакуны в той тройке белы.

 А в санях сидит царица –

 Белокожа, светлолица.

 Как махнула рукавом –

 Все покрыла серебром!

Логопед. О какой царице идет речь в  этой загадке?

Дети. О зиме.

Логопед. Что за скакуны в этой тройке?

Дети. Зимние месяцы.

Логопед. Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.

Дети. Декабрь, январь, февраль.

Логопед. А сейчас какой месяц? (январь). Скажите, когда наступает зима?

Дети. Зима наступает после осени.

Логопед. А сейчас посмотрите, как изображают зиму художники на своих картинах, и ответьте, какая она, зима. (видеоролик «Зимняя сказка»).

Дети. Снежная, морозная, пушистая, белая, холодная, теплая, суровая, вьюжная, красивая, ветреная, весёлая, нарядная, злая.

Логопед. Каким, словом можно ласково назвать зиму?

Дети. Зимушка.

I. Основная часть.

( в класс влетает воздушный шарик)

Логопед. Ребята, что это такое? К нам в класс влетел воздушный шарик, а на ниточке привязан конверт. Но на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим, что там. Это разрезные картинки. Давайте соберём их и узнаем, от кого же письмо (дети собирают картинку).

- Всё ясно, письмо прислал нам Дед Мороз. Теперь мы можем его прочитать.

Письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Хочу пригласить вас на прогулку в зимний лес. И по такому замечательному поводу, я приготовил вам сюрприз. Вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи!»

Логопед. Дед Мороз предлагает прогулку в лес? В какой лес мы пойдём?

Дети. В зимний лес.

Логопед. Каким стал лес зимой? (выставляется картинка «зимний лес»)

Дети. Белоснежным, сказочным, праздничным, нарядным, красивым, чудесным.

Логопед.

Как прекрасен в январе,
Лес на утренней заре!
Сосны стройные и ели
До корней заиндевели.
На осинах и берёзах
Пряжа тонкая мороза.
Спит спокойно зимний лес –
Белый иней до небес.

– Вот мы и очутились в нашем зимнем лесу. Нравится ли вам зимний пейзаж?
–   Мне тоже очень нравится! Такую картину можно увидеть только зимой!

           

            Развитие речевого дыхания и голоса

Логопед. Вдруг началась вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стону дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш, ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

Логопед. Ребята, начнём путешествие?

Дети. Да.

Беседа о явлениях в неживой природе зимой.

Логопед. Много примет у белоснежной красавицы-зимы. Светит, но не греет солнце. День короткий, ночь длинная. А какие зимние приметы знаете вы?

Дети перечисляют приметы зимы: выпадает снег, трещат морозы, дуют холодные ветра: вьюги и метели. Реки скованы льдом. Почва промёрзла, покрыта снегом.

- Расскажем о зиме по картинкам. (Логопед выставляет на доску картинки с изображением зимних примет: снегопад, покрытая льдом река, метель, иней на деревьях, сосульки)

– Молодцы! Вы очень наблюдательные.

Логопед: Вы только посмотрите: зима нисколько не уступает ни одному времени года по своей красоте. Сколько скороговорок и поговорок придумано о зиме. Знаем ли мы их?

 Дети. Зимним утром от мороза

           На заре звенят березы.

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

В зимний холод всякий молод,

Всякий молод в зимний холод.

 У маленького Сани сани едут сами

 Сани едут сами у маленького Сани.

Береги нос в большой мороз.

Январь – году начало, зиме середина.

Логопед. А вот и первое задание.

- Давайте построим крепость из снежков, на которых картинки с «зимними словами» из 1, 2, 3 слогов.

(Картинки: снег, шарф, ком, снежок, лыжи, санки, снежинки, снеговик, лопата)

Снежки выкладываем в три ряда на доске, выделяются  гласные в словах.

Логопед. Замечательная крепость у нас получилась! А давайте посчитаем, сколько снежков нам понадобилось. ( Согласование числительного с существительным: один снежок, два снежка и т.д.) Молодцы, справились с первым заданием.

Логопед. Второе задание.

- Отгадайте загадку.

Что за звёздочки резные

 На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь - вода в руке.

(Ответ: Снежинки)

Логопед. Какие бывают снежинки? (картинка)

Дети. Узорные, красивые, белые, блестящие, серебристые, резные, искристые.

Логопед. Дед Мороз предлагает нам поиграть со снежинками. Снежинки упали на слова, написанные на доске, и закрыли слоги. Нужно догадаться, какой слог спрятала снежинка, и написать его.

- Открыли тетради, записали число. Слова записываем в тетрадь.

Слова: сне -… - ка,

 лы -…,

…-па- та,

 сан - …,

… - го- вик,

сне- … .

Зрительная гимнастика.

Логопед. Следите глазами за снежинкой. (Логопед рисует в воздухе фигуры снежинкой)

Логопед. А сейчас закройте глаза и представьте себе зиму с белым пушистым снегом, замерзшими реками, летящими снежинками, морозными узорами на стеклах, метелью. Представили зиму? Послушайте стихотворение «Зимняя сказка».

Вот зима пришла серебристая,

Белым снегом замела поле чистое.

Днем с детьми на коньках все катается;

Ночью в снежных огоньках рассыпается...

В окнах пишет узор льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор со свежей елочкой.

Логопед. Ребята, посмотрите, я нашла снежный ком. Дед Мороз не просто так нам его оставил.

Логопед. Потрогайте его и скажите, какой он?

Дети. Холодный, белый, гладкий, искрящийся.

Логопед. Давайте с ним поиграем. Я буду называть слова, а вы назовёте их ласково.

Снег-снежок                 Сосулька- сосулечка

Мороз- морозец            Дерево- деревце

Ветер- ветерок            Горка- горочка

Лёд- ледок                    Холод- холодок

Зима- зимушка             Санки- саночки

Логопед. Ох, ребята, что-то холодно стало! Давайте погреем руки.

Руки в кулачки сожмем

И немножко подождем.

На ладошки мы подуем,

Все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмем,

Сильно на него нажмем.

Дети выполняют соответствующие тексту движения.

Логопед. Согрели руки?  Молодцы, справились со вторым заданием.

Логопед. Третье задание.

(Дети выбирают конверты со «снежками», на которых написаны буквы)

Логопед. Разложите снежки так, чтобы получилось слово. Какие слова у вас получились? (Дети читают слова: горка, санки, каток, узор, шуба, мороз). Сколько слогов в слове? Сколько гласных букв в слове? Придумайте предложение с вашим словом.

Молодцы, справились с третьим заданием.

Физкультминутка. Зимняя.

Логопед. Четвёртое задание.

(Подбор однокоренных слов).

Логопед. Ребята, а вы знаете, от какого слова произошло слово «снеговик»?

Дети. От слова «снег».

Логопед. От этого слова произошли и другие слова. Я вам буду читать стихотворение, а вы - добавлять слова, связанные со словом «снег». Каждым «снежным» словом (снежинкой) мы будем укрывать ёлочку, чтобы она не замерзла.

Логопед.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег).

С неба все скользят пушинки –

Серебристые … (снежинки).

На посёлки, на лужок

Выпал беленький … (снежок).

Вот веселье для ребят –

Все сильнее … (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в …. (снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился … (снеговик).

Рядом снежная фигурка —

 Эта девочка — ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

 С красной грудкой ... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

 Землю всю украсил ... (Снег.)»

(С каждым добавленным словом дети укрывают елочку бумажной снежинкой).

Логопед. Вот и укрыли мы ёлочку снегом. Давайте вспомним, какими «снежными» словами мы ее укрывали. (Дети отвечают)

Логопед. Ребята, а каких зверей можно встретить в зимнем лесу?

Дидактическое упражнение “Чей след?” (Картинка «Кто как зимует»)

Логопед. Кто расхаживал по снегу, догадайся-ка по следу!

- Если прошел волк, как мы можем назвать след (волчий), если пробежал заяц (заячий). След лисы (лисий), у птицы следы  (птичьи). А тут, посмотрите, прошел человек! (человеческий).

 - А чьи следы мы не увидим в зимнем лесу? (Медвежьи, ежиные). Почему?

- Молодцы, справились с четвёртым заданием.

Логопед. Пятое задание.

- Ребята в лесу был сильный ветер. Разбросал все слова. Давайте мы с вами попробуем составить предложения.

Дети работают группами по три человека. На доску прикрепляют составленные предложения, записывают в тетрадях.

ветер                             замерзает

река                               блестит

снежинки                      кружатся

лёд                                 падает

снег                               бушует  

вьюга                            свищет

Логопед. Молодцы, справились с пятым заданием.

Логопед. Ребята, Дед Мороз оставил нам записку. Давайте прочитаем, что же там написано.

«Вы преодолели  все препятствия на пути, а теперь вас ждёт сюрприз: идите прямо по дорожке и найдёте волшебный мешочек».

Логопед вместе с детьми идут по дорожке и находят мешочек.

Логопед. А вот и волшебный мешочек! А что же внутри? Мы нашли сладкие сокровища! (конфеты). Дед Мороз знает, чем порадовать ребят! Значит, вы хорошо работали на занятии.

Итог занятия.

Логопед. Что сегодня в нашем путешествии было для вас самым интересным? Какое задание было самым трудным? Какое задание запомнилось больше всех?

  г      о     р    

      к     а

с     а      н                                 к         и

к      а    т  

 о              к

     у    з    о            р

    ш    у   б    а

     м   о    р     о       з

ветер

                            замерзает

река  

                             блестит

снежинки

                     кружатся

лёд  

                              падает

снег  

                             бушует  

вьюга

                           свищет

Вот зима пришла серебристая,

Белым снегом замела поле чистое.

Днем с детьми на коньках все катается;

Ночью в снежных огоньках рассыпается...

В окнах пишет узор льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор со свежей елочкой.

Справка о работе с учителями.

         

          Я, ___________________  работаю в тесном контакте с учителем-логопедом Кравченко Викторией Евгеньевной. Моим учащимся оказывается квалифицированная логопедическая помощь по постановке звуков и коррекции навыков чтения и письма. Учащиеся моего класса регулярно и с удовольствием посещают логопедические занятия.

           Родители учащихся получают от Виктории Евгеньевны консультации по поводу устранения речевых нарушений.

____________

____________

Справка о работе с учителями.

         

          Я, ___________________  работаю в тесном контакте с учителем-логопедом Кравченко Викторией Евгеньевной. Моим учащимся оказывается квалифицированная логопедическая помощь по постановке звуков и коррекции навыков чтения и письма. Учащиеся моего класса регулярно и с удовольствием посещают логопедические занятия.

           Родители учащихся получают от Виктории Евгеньевны консультации по поводу устранения речевых нарушений.

____________

____________

Справка

Дана учителю _______________________________________________

____________________________________________________________

(Ф.И.О. учителя)

в том, что за период с 1.09.2013 по 30.05.14 в классах, где им ведётся преподавание, фактов обращения родителей и детей по поводу конфликтных ситуаций не было.

Заместитель директора по УВР ____________ Нелипенко Т.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Технологическая карта логопедического занятия. Систематизация знаний по лексической теме «Зима».

Оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления и обогащения словарного запаса детей. Снятие эмоционального напряжения, восстановление работоспособности, активизация познавательного инт...