Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизации звука [р] на материале лексической темы «Собаки»
план-конспект

В современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятия о добре, милосердии, справедливости, развивать в детях духовность, любовь к окружающему. Это позволяет осуществить взаимодействие ребенка с окружающей природой, которая является неиссякаемым источником нравственного и духовного воспитания детей.

Задачи экологического воспитания дошкольников – это формирование системы научных экологических знаний,  доступных дошкольнику, наблюдений за природными объектами  и явлениями, развитие познавательного интереса к природе, формирование умений и навыков безопасного для природы и ребенка поведения, воспитание бережного отношения к природе, воспитание  восприятия себя как части природы, формирование желания охранять и беречь природу. При этом важна интеграция экологического воспитания с другими областями развития ребенка. Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка.

Логопед, решая коррекционные задачи, а именно, совершенствование фонетического, лексико-грамматического строя языка, связной речи, не может оставаться в стороне от осуществления экологического развития детей. При этом логопеду необходимо заинтересовать дошкольников, чтобы ежедневный процесс автоматизации поставленных звуков был разнообразен, понятен детям, вызывал ответный интерес и желание узнавать что-то новое, создавал благоприятные условия для самовыражения.

Большинство лексических тем, традиционно изучаемых на логопедических занятиях, перекликается с темами экологического воспитания. Изучение темы «Породы собак» расширяет лексическую тему «Домашние животные», тема интересна и понятна детям, так как у многих дома живут собаки. Изучение пород собак расширяет кругозор детей, обращает их внимание на различия во внешнем виде привычных животных, заставляет задуматься, почему и зачем человек дружит с собаками, какую пользу (кроме охраны дома) приносят эти домашние животные. Разбираясь в происхождении названий пород, дети развивают вербальное мышление, учатся чувствовать родной язык (легавая – от слова «залегать, доберман – не от слова добрый и т.п.). Большое количество названий пород дает логопеду возможность отработать произношение дефектных звуков и произношение слов различной слоговой структуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Мценска «Детский сад № 4»

Конспект подгруппового логопедического занятия

«Автоматизации звука [р] на материале лексической темы

«Собаки»

Номинация:

Конспекты образовательной деятельности с детьми.

Разработала:

учитель-логопед

Карлова У.А.

2021 г.

Цель: Закреплять правильное произношение звука [р] в словах, фразах, небольших текстах.

Задачи:

Образовательные задачи.

  1. Продолжать знакомить детей с породами собак, их разнообразием.
  2. Закреплять знания о характерных признаках пород, важности каждой из них.
  3. Совершенствовать навыки словообразования: образование существительных множественного числа именительного падежа, притяжательных прилагательных.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать фонематический слух: умение слышать звук [р] в речи, формировать чувство рифмы.

2. Закреплять навыки слогового анализа.

3. Развивать зрительное восприятие, внимание, общую моторику.

Воспитательные задачи.

1. Развивать любознательность и инициативность.

2. Воспитывать  чувство  доброты,  отзывчивости  у  детей.

3. Воспитывать бережное отношение к собакам и ответственность за них.

Предварительная работа.

1. Беседы на темы: «Породы собак»; «Как собаки помогают человеку».

2. Рассматривание иллюстраций с изображением собак различных пород.    

3. Чтение стихотворений, рассказов, пословиц о собаках.

4. Просмотр видео «Выставка собак».

5. Заучивание текстов о различных породах собак.

Возраст детей: подготовительная группа (6-7 лет).

Интеграции образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Материал к занятиям: карточки с изображением собак различных пород, символ с изображением собачьего следа (по количеству детей), мяч, ноутбук, проектор, экран для физминутки «Собачий вальс», фигуры собак из бумаги, бумажные медали с цифрами 1,2,3, смайлы с изображением грустных и веселых собак.

Ход занятия.

Логопед: Дети, послушайте внимательно стихотворение:

В день, наверное, раз по десять,

Раз по двести каждый месяц,

Больше тыщи раз в году

На прогулке и в саду,

На вокзале, на проспекте

Вам встречались звери эти.

Может, даже вы видали

На ошейниках медали?

А скажите, вам известны

Их отвага, ум и честность?

Вот об этом-то сейчас

И пойдет у нас рассказ.

Вы догадались, о ком эти стихи?

Дети: о собаках.

Логопед: Сегодня мы с вами вспомним породы собак и будем красиво говорить звук [р]. Дети, названия каких пород собак вы знаете?

Дети отвечают.

Логопед: Молодцы. Садитесь за столы. Послушайте стихотворение Бориса Заходера. Как только вы услышите слово со звуком [р], положите символ на стол.

Собачья наружность (говорят: «Экстерьер»)

Сообщает:

– Я – пинчер,

– Я – фокстерьер.

– Я – доберман.

– Я – овчарка.

– Я – дог,

– Я – сеттер,

– Я – такса,

– Я – бульдог.

Чтобы никто ошибиться не мог.

Логопед: Сколько символов вы положили? Почему?

Дети: Семь. Потому что звук услышали семь слов со звуком [р].

Логопед: Правильно. А в названии каких пород вы услышали звук [р]?

Дети перечисляют.

Логопед: Молодцы, всё верно. Давайте вспомним, на какие группы можно разделить породы собак?

Дети: служебные, охотничьи и декоративные.

Логопед: Разделите собак на три группы. Дети находят среди карточек с изображением собак разных пород те, которые относятся к определенной группе и выкладывают их на столе.

Логопед: Кто расскажет о служебных собаках?

1 ребенок: В группу служебных собак входят овчарки, доберманы, доги и терьеры. Во время войны их используют в качестве связистов, санитаров, подрывников. В мирное время они охраняют важные объекты, служат на границе, пасут скот.

Логопед: Кто расскажет об охотничьих собаках?

2 ребенок: Охотничьи породы – легавые, борзые, спаниели, терьеры (норные), лайки. Все эти собаки требуют специальной подготовки.

Логопед: Расскажите о декоративных собаках.

3 ребенок: Декоративные собаки – пудели, пекинесы, чау-чау, болонки – очень привязаны к человеку. Их еще называют комнатными. Они очень красивы и в основном маленького размера. Декоративные собаки легко поддаются дрессировке.

Логопед: Отлично. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы ищите отгадку на картинках (выставляет картинки-отгадки).

Огромный и добрый,

Послушный, отважный,

Людей из-под снега

Спасает бесстрашно. (Сенбернар)

Он работать очень любит,

Помогает всюду людям,

Черношерстный, рыжебровый,

С виду смелый и суровый. (Доберман)

Этот пёс – универсальный: и телохранитель,

И боец он, и пастух, и на воде – спаситель.

Видишь, как гуляет гордо с малышом по парку?

Это, назови скорей,… (немецкая овчарка)!

В складочках кожа у этой собаки,

Пылкий характер, выносливый в драке.

Собак он не любит, но любит детей

Смешной бегемотик породы …(шарпей).

Он горд и спокоен, уверен, отважен.

Он рядом с хозяином шествует важно.

Ему для солидности – толстый портфель бы…

Узнали? Конечно же, это…(ротвейлер).

Бесстрашный, спокойный,

Надежный охранник,

Для дома достойный,

И частый избранник. (Боксёр)

Логопед: Вы молодцы. Собаки не только помогают людям, но и вдохновляют их. Есть художники, которые рисуют портреты собак. А мой знакомый художник нарисовал собак, но что-то забыл раскрасить. Посмотрите внимательно, что не раскрашено у каждой собаки?

Игра «Что забыл раскрасить художник?» - дети составляют фразы, типа: «У овчарки не раскрашены собачьи лапы», «У шарпея не раскрашен собачий хвост» и т.п. (овчарка, шарпей, доберман, боксёр, терьер)

Логопед: Вы отлично справились с заданием. Собаки вдохновляют не только художников, но и музыкантов. Предлагаю вам послушать «Собачий вальс» и немного потанцевать вместе с собаками.

Физминутка «Собачий вальс».

Логопед: Дети, мы с вами смотрели видеорепортаж с выставки собак. На выставку привозят собак разных пород из многих городов нашей страны.

Давайте с вами скажем, каких пород много на выставке?

Игра «Один – много» с мячом.

Логопед: Собаки, занявшие призовые места на выставке, получают медали. Давайте с вами выясним, какие же места заняли собаки? Посчитаем количество слогов в названии пород. Количество  слогов соответствует занятому месту.  

Логопед выставляет фигуры собак из бумаги (дог, боксёр, шарпей, овчарка, доберман). Дети определяют количество слогов и прикрепляют медаль с соответствующей цифрой к изображению собаки.

Итог занятия.

Логопед: Дети, вы молодцы. Вам понравилось занятие? Выберите изображение довольной собаки, если вам понравилось, и грустной, если вам было не интересно.

Что для вас было самым трудным?

Почему говорят «Собака – друг человека»?

Дети отвечают на вопросы.

Логопед: За то, что вы хорошо знаете породы собак, какую пользу они нам приносят, правильно произносите звук [р], я хочу вам тоже вручить медали (раздает шоколадные медали).

Список источников.

  1. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Эффективное поурочное планирование коррекции звукопроизношения звуков [р] и [л] на лексическом материале. – СПб., 2009.
  2. Носова Н.Е., Еланова Е.В. Вундеркинд с пелёнок. Породы собак. Обучающие карточки с картинками. – СПб., 2015.
  3. Физминутка «Собачий вальс» http://pedsovet.su/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [рь] в связной речи". Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе "Формула будущего 2011"

В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [рь]. В занятии используются компьютерные презентации, авторский рассказ "Кто быстрее?", здоровьесберегающие техноло...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"

Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...

Конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях"

Цель: Автоматизация звука Л Задачи: Автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематическое восприятие в процессе работы над звуком л. Учить детей воспринимать и прогова...

Конспект индивидуального логопедического занятия: "Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях".

В помощь учителям-логопедам . С помощью игровых моментов,  эффективно идет работа по автоматизации звуков....

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Р] в слогах и словах

Тема: Звук [Р]Цель: Автоматизация звука [Р] в словах, в слогахЗадачи:1. Закреплять правильное произношение звука в слогах, в словах.2. Развивать навык фонематического анализа.3. Закрепление понятие сл...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Л] в слогах и словах

Тема: Звук [Л]Цель: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах.Задачи:Образовательные: - закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах- формировать навыки согласования числительного с су...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [С] во фразе

Тема: Звук [С]Цель: Автоматизация звука [С] во фразеЗадачи:-развивать фонематические процессы через упражнения в определении места звука в слове, определение характеристики звука;-закрепить умение обр...