Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизации звука [р] на материале лексической темы «Собаки»
план-конспект
В современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятия о добре, милосердии, справедливости, развивать в детях духовность, любовь к окружающему. Это позволяет осуществить взаимодействие ребенка с окружающей природой, которая является неиссякаемым источником нравственного и духовного воспитания детей.
Задачи экологического воспитания дошкольников – это формирование системы научных экологических знаний, доступных дошкольнику, наблюдений за природными объектами и явлениями, развитие познавательного интереса к природе, формирование умений и навыков безопасного для природы и ребенка поведения, воспитание бережного отношения к природе, воспитание восприятия себя как части природы, формирование желания охранять и беречь природу. При этом важна интеграция экологического воспитания с другими областями развития ребенка. Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка.
Логопед, решая коррекционные задачи, а именно, совершенствование фонетического, лексико-грамматического строя языка, связной речи, не может оставаться в стороне от осуществления экологического развития детей. При этом логопеду необходимо заинтересовать дошкольников, чтобы ежедневный процесс автоматизации поставленных звуков был разнообразен, понятен детям, вызывал ответный интерес и желание узнавать что-то новое, создавал благоприятные условия для самовыражения.
Большинство лексических тем, традиционно изучаемых на логопедических занятиях, перекликается с темами экологического воспитания. Изучение темы «Породы собак» расширяет лексическую тему «Домашние животные», тема интересна и понятна детям, так как у многих дома живут собаки. Изучение пород собак расширяет кругозор детей, обращает их внимание на различия во внешнем виде привычных животных, заставляет задуматься, почему и зачем человек дружит с собаками, какую пользу (кроме охраны дома) приносят эти домашние животные. Разбираясь в происхождении названий пород, дети развивают вербальное мышление, учатся чувствовать родной язык (легавая – от слова «залегать, доберман – не от слова добрый и т.п.). Большое количество названий пород дает логопеду возможность отработать произношение дефектных звуков и произношение слов различной слоговой структуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Мценска «Детский сад № 4»
Конспект подгруппового логопедического занятия
«Автоматизации звука [р] на материале лексической темы
«Собаки»
Номинация:
Конспекты образовательной деятельности с детьми.
Разработала:
учитель-логопед
Карлова У.А.
2021 г.
Цель: Закреплять правильное произношение звука [р] в словах, фразах, небольших текстах.
Задачи:
Образовательные задачи.
- Продолжать знакомить детей с породами собак, их разнообразием.
- Закреплять знания о характерных признаках пород, важности каждой из них.
- Совершенствовать навыки словообразования: образование существительных множественного числа именительного падежа, притяжательных прилагательных.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать фонематический слух: умение слышать звук [р] в речи, формировать чувство рифмы.
2. Закреплять навыки слогового анализа.
3. Развивать зрительное восприятие, внимание, общую моторику.
Воспитательные задачи.
1. Развивать любознательность и инициативность.
2. Воспитывать чувство доброты, отзывчивости у детей.
3. Воспитывать бережное отношение к собакам и ответственность за них.
Предварительная работа.
1. Беседы на темы: «Породы собак»; «Как собаки помогают человеку».
2. Рассматривание иллюстраций с изображением собак различных пород.
3. Чтение стихотворений, рассказов, пословиц о собаках.
4. Просмотр видео «Выставка собак».
5. Заучивание текстов о различных породах собак.
Возраст детей: подготовительная группа (6-7 лет).
Интеграции образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Материал к занятиям: карточки с изображением собак различных пород, символ с изображением собачьего следа (по количеству детей), мяч, ноутбук, проектор, экран для физминутки «Собачий вальс», фигуры собак из бумаги, бумажные медали с цифрами 1,2,3, смайлы с изображением грустных и веселых собак.
Ход занятия.
Логопед: Дети, послушайте внимательно стихотворение:
В день, наверное, раз по десять,
Раз по двести каждый месяц,
Больше тыщи раз в году
На прогулке и в саду,
На вокзале, на проспекте
Вам встречались звери эти.
Может, даже вы видали
На ошейниках медали?
А скажите, вам известны
Их отвага, ум и честность?
Вот об этом-то сейчас
И пойдет у нас рассказ.
Вы догадались, о ком эти стихи?
Дети: о собаках.
Логопед: Сегодня мы с вами вспомним породы собак и будем красиво говорить звук [р]. Дети, названия каких пород собак вы знаете?
Дети отвечают.
Логопед: Молодцы. Садитесь за столы. Послушайте стихотворение Бориса Заходера. Как только вы услышите слово со звуком [р], положите символ на стол.
Собачья наружность (говорят: «Экстерьер»)
Сообщает:
– Я – пинчер,
– Я – фокстерьер.
– Я – доберман.
– Я – овчарка.
– Я – дог,
– Я – сеттер,
– Я – такса,
– Я – бульдог.
Чтобы никто ошибиться не мог.
Логопед: Сколько символов вы положили? Почему?
Дети: Семь. Потому что звук услышали семь слов со звуком [р].
Логопед: Правильно. А в названии каких пород вы услышали звук [р]?
Дети перечисляют.
Логопед: Молодцы, всё верно. Давайте вспомним, на какие группы можно разделить породы собак?
Дети: служебные, охотничьи и декоративные.
Логопед: Разделите собак на три группы. Дети находят среди карточек с изображением собак разных пород те, которые относятся к определенной группе и выкладывают их на столе.
Логопед: Кто расскажет о служебных собаках?
1 ребенок: В группу служебных собак входят овчарки, доберманы, доги и терьеры. Во время войны их используют в качестве связистов, санитаров, подрывников. В мирное время они охраняют важные объекты, служат на границе, пасут скот.
Логопед: Кто расскажет об охотничьих собаках?
2 ребенок: Охотничьи породы – легавые, борзые, спаниели, терьеры (норные), лайки. Все эти собаки требуют специальной подготовки.
Логопед: Расскажите о декоративных собаках.
3 ребенок: Декоративные собаки – пудели, пекинесы, чау-чау, болонки – очень привязаны к человеку. Их еще называют комнатными. Они очень красивы и в основном маленького размера. Декоративные собаки легко поддаются дрессировке.
Логопед: Отлично. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы ищите отгадку на картинках (выставляет картинки-отгадки).
Огромный и добрый,
Послушный, отважный,
Людей из-под снега
Спасает бесстрашно. (Сенбернар)
Он работать очень любит,
Помогает всюду людям,
Черношерстный, рыжебровый,
С виду смелый и суровый. (Доберман)
Этот пёс – универсальный: и телохранитель,
И боец он, и пастух, и на воде – спаситель.
Видишь, как гуляет гордо с малышом по парку?
Это, назови скорей,… (немецкая овчарка)!
В складочках кожа у этой собаки,
Пылкий характер, выносливый в драке.
Собак он не любит, но любит детей
Смешной бегемотик породы …(шарпей).
Он горд и спокоен, уверен, отважен.
Он рядом с хозяином шествует важно.
Ему для солидности – толстый портфель бы…
Узнали? Конечно же, это…(ротвейлер).
Бесстрашный, спокойный,
Надежный охранник,
Для дома достойный,
И частый избранник. (Боксёр)
Логопед: Вы молодцы. Собаки не только помогают людям, но и вдохновляют их. Есть художники, которые рисуют портреты собак. А мой знакомый художник нарисовал собак, но что-то забыл раскрасить. Посмотрите внимательно, что не раскрашено у каждой собаки?
Игра «Что забыл раскрасить художник?» - дети составляют фразы, типа: «У овчарки не раскрашены собачьи лапы», «У шарпея не раскрашен собачий хвост» и т.п. (овчарка, шарпей, доберман, боксёр, терьер)
Логопед: Вы отлично справились с заданием. Собаки вдохновляют не только художников, но и музыкантов. Предлагаю вам послушать «Собачий вальс» и немного потанцевать вместе с собаками.
Физминутка «Собачий вальс».
Логопед: Дети, мы с вами смотрели видеорепортаж с выставки собак. На выставку привозят собак разных пород из многих городов нашей страны.
Давайте с вами скажем, каких пород много на выставке?
Игра «Один – много» с мячом.
Логопед: Собаки, занявшие призовые места на выставке, получают медали. Давайте с вами выясним, какие же места заняли собаки? Посчитаем количество слогов в названии пород. Количество слогов соответствует занятому месту.
Логопед выставляет фигуры собак из бумаги (дог, боксёр, шарпей, овчарка, доберман). Дети определяют количество слогов и прикрепляют медаль с соответствующей цифрой к изображению собаки.
Итог занятия.
Логопед: Дети, вы молодцы. Вам понравилось занятие? Выберите изображение довольной собаки, если вам понравилось, и грустной, если вам было не интересно.
Что для вас было самым трудным?
Почему говорят «Собака – друг человека»?
Дети отвечают на вопросы.
Логопед: За то, что вы хорошо знаете породы собак, какую пользу они нам приносят, правильно произносите звук [р], я хочу вам тоже вручить медали (раздает шоколадные медали).
Список источников.
- Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Эффективное поурочное планирование коррекции звукопроизношения звуков [р] и [л] на лексическом материале. – СПб., 2009.
- Носова Н.Е., Еланова Е.В. Вундеркинд с пелёнок. Породы собак. Обучающие карточки с картинками. – СПб., 2015.
- Физминутка «Собачий вальс» http://pedsovet.su/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [рь] в связной речи". Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе "Формула будущего 2011"
В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [рь]. В занятии используются компьютерные презентации, авторский рассказ "Кто быстрее?", здоровьесберегающие техноло...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"
Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...
Конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях"
Цель: Автоматизация звука Л Задачи: Автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематическое восприятие в процессе работы над звуком л. Учить детей воспринимать и прогова...
Конспект индивидуального логопедического занятия: "Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях".
В помощь учителям-логопедам . С помощью игровых моментов, эффективно идет работа по автоматизации звуков....
Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Р] в слогах и словах
Тема: Звук [Р]Цель: Автоматизация звука [Р] в словах, в слогахЗадачи:1. Закреплять правильное произношение звука в слогах, в словах.2. Развивать навык фонематического анализа.3. Закрепление понятие сл...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Л] в слогах и словах
Тема: Звук [Л]Цель: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах.Задачи:Образовательные: - закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах- формировать навыки согласования числительного с су...
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Р на материале лексической темы "Ранняя весна"
План-конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р у ребенка 6 - 7 лет с ОНР (III уровень речевого развития)....