Тех.карта урока Русский язык Тема урока: «Разделительный ъ и ь знаки». 2 класс
план-конспект урока

Коваленко Лариса Вениаминовна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока во 2 классе

ФИО учителя:

Предмет: Русский язык

Тема урока: «Разделительный ъ и ь знаки».

Место и роль урока в изучаемом разделе: урок № 52, входит в раздел “Звуки и буквы. Слог. Ударение”, проведен в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Тип урока: урок открытия нового знания        

Педагогические технологии:

  • проблемно-диалогическое обучение;
  • деятельностно-поисковое обучение;
  • здоровьесберегающее обучение (переход от одного вида деятельности к другому)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Цель урока:

Содержательная: выяснить, какую роль выполняют разделительный Ь и Ъ знаки, в каких случаях пишется разделительный Ь и Ъ.

Деятельностная – развитие умения писать слова с разделительным «Ь и Ъ» знаками.

Задачи:

- образовательные: создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой орфограммой, отработать навык правописания слов с разделительным ъ и ь знаками.;

 - развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить вопросы, познавательные интересы, творческие способности; способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, развитию орфографической зоркости, наглядно-действенного мышления.

- воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Ресурсы (материально-техническое оборудование урока и учебно-методическое пособие): «Русский язык» учебник 2 класс, Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, проектор, экран, презентация, книга Н.Носова «Фантазёры», кластер.

План урока:

1. Организационный момент (приветствие)

2. Актуализация знаний (загадки)

3. Постановка проблемы, целеполагание

4. Поиск решения проблемы  

4.1.Дискуссия

5. Закрепление

6. Самостоятельная работа

7. Рефлексия

Планируемые результаты:

Предметные:  ученик умеет пользоваться правилом выбора написания «ъ» и «ь».

Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,
  • понимает причины успеха в учебной деятельности.

Регулятивные:

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя,
  • учится работать по предложенному учителем плану,
  • оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу.

Познавательные:

  • использует знако-символические средства при составлении опорной схемы правил написания разделительного «ъ»,
  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя,
  • составляет алгоритм действий под руководством учителя,
  • наблюдает, анализирует, сравнивает и обобщает выводами полученную новую информацию.

Коммуникативные:

  • слушает и понимает речь других,
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в том числе в ситуации столкновения интересов.

                                                                         

Ход урока

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вид работы

Формируемые УУД

I

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

1мин.

 Проверяет готовность обучающихся к уроку, эмоционально  настраивает их на работу:

Предлагаю выполнить упражнение «Поздороваемся ладошками» под песню В. Шаинского «Небылицы»

Подготовка к работе.

Включение в деловой ритм:

Дети здороваются ладошками, выполняют несколько ритмичных хлопков

Фронтальная

Личностные УУД:

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

II

Чистописание

2 мин.

- Над каким произведением мы работали на уроке литературы?

- В слове «фантазёры» выделите 6-й звук.

Дайте ему характеристику.

 

- Пропишите заглавную и строчную буквы  Зз

Включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

- Мы работали над рассказом Н.Носова «Фантазёры»

- 6 – й звук - звук [ з '] -  согласный, парный звонкий, парный мягкий. Обозначается на письме буквой «З». Соседи по алфавиту – предшествующая буква Ж, последующая буква И.

Дети прописывают буквы.

Индивидуальная

Личностные УУД:

проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Познавательные УУД:

развиваем умения извлекать информацию из схем, символов, знаков.

Регулятивные УУД:

развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с ранее изученным материалом.

Коммуникативные УУД:

развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других.

III

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

4-5 мин.

Учитель задает проблемные вопросы:

- Над какой большой темой мы работали на уроках русского языка?

- Как обозначается на письме мягкость звука [ з '] в слове «фантазёры»?

- Напишите зё   на следующей строке.  

- Как ещё может обозначаться на письме мягкость звука [ з ']?

- Назовите героев рассказа «Фантазёры».Запишите.

- Как обозначается в этих словах мягкость согласного?

- Какую роль выполняет Ь в слове «Игорь»?

- Мы работали над темой «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

- Буквой  «ё»

Дети пишут зё.

Дети пишут   зе   зя   зи   зю    зь

- Мишутка, Стасик, Игорь, Ира.

Дети записывают имена.

- Мягкость согласных на письме в словах «Мишутка», «Стасик» обозначается буквой И, а в слове «Игорь» - буквой Ь.

- Ь знак показывает мягкость предыдущего согласного, т.е. он смягчающий.

Фронтальная

Познавательные УУД:

использует знако-символические средства при составлении опорной схемы правил написания разделительного «ъ».

Регулятивные УУД:

развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с ранее изученным материалом.

Коммуникативные УУД:

развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других

IV

Выявление места и причины затруднения.

Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)

4-5 мин.

Подводящий диалог:

-  Я прочитаю вам предложение из рассказа «Фантазёры», а вы выпишите слово с Ь.

Слайд с рисунком про варенье.

Взял Ирке губы вареньем намазал.

  - Какое слово вы записали?

Слайд с рисунком и предложением, слово ВАРЕНЬЕМ выделено.

- Проверьте, как вы написали это слово.

- Какую роль выполняет Ь в слове «вареньем»?

- Да, ты прав – следующий звук мы произносим раздельно.

- Что разделяет Ь мы выясним сегодня на уроке.

Осознают, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания:

Дети выписывают слово.

- Мы записали слово «вареньем»

Дети проверяют написание слова

- Я думаю, он смягчает звук [н '].

- А я думаю, что он разделяет – мы же следующий звук произносим раздельно.

Возникает вопрос?????

Работа в малых группах (парная). Индивидуальная

Коммуникативные УУД:

договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов

Регулятивные УУД:

-учится работать по предложенному учителем плану,

-оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу

V

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Цель: создание проекта будущих учебных действий

7-8 мин.

- Послушайте ещё предложение и найдите слово, которое нас будет интересовать.

Слайд с рисунком крокодила.

Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел!

- Какое слово нас интересует?

- Почему именно это слово?

- Сформулируйте тему нашего урока . (Слайд с темой урока)

- В 1 классе мы знакомились с разделительным Ь и Ъ знаками, читали и записывали слова. А сегодня мы расширим наши знания.

- Какие цели мы поставим: чему мы должны научиться, что должны выяснить?Слайд с целями урока.

- Как, каким способом мы будем выяснять, что разделяют Ь и Ъ знаки?

- Совершенно верно,  поможет нам в этом в первую очередь звуковой анализ слов.

Определяют тему и цель урока:

- Нас интересует слово «съел».

- Потому что в этом слове мы первый звук произносим тоже раздельно.

- Разделительный Ь и Ъ знаки

- Должны выяснить, какую роль выполняют разделительные Ь и Ъ – что они разделяют? Когда они пишутся?

- Слова можно произносить. Слова можно писать. Но мы раздельно именно произносим. Значит, мы будем произносить слова и анализировать их.

Фронтальная

Познавательные УУД:

- анализ  объектов с целью выделения признаков

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований  и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

Коммуникативные УУД:

развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других.

VI

Реализация построенного проекта

Цель: выбор оптимального варианта, фиксация (вербально и знаково)

4-5 мин.

- Итак, вы записали слово ВАРЕНЬЕМ. (Слайд со словом )

- Рядом сделаем звуковую запись слова

- Понаблюдайте, слитно или раздельно произносится звук [Н´] со следующим за ним звуком [ Й´]?

-  Как на письме покажем, что звук [Н´] произносится раздельно со следующим за ним звуком [ Й´]?

- Надо ли писать букву Й после разделительного Ь? .

- Почему?

-  На следующей строке сделаем звуковую запись слова СЪЕЛ.

- Давайте рассуждать так же. Какой вопрос мы зададим?  

- Молодцы. Давайте ответим на этот вопрос. Что для этого мы должны сделать?

- Как на письме покажем, что звук [С] произносится раздельно со следующим за ним звуком [ Й´]?

 - Надо ли писать букву Й после разделительного Ъ?

- Почему?

- Запишите слово СЪЕЛ (Слайд)

-Проверьте, как вы написали.

- Какую роль играют разделительные Ь и Ъ знаки?

- Прочитаем в учебнике это правило - часть правила (с. 79)

- Что же разделяют разделительные Ь и Ъ ?

- Мы ответили на первый вопрос? Слайд

-  На какой вопрос мы будем искать ответ теперь?

- Посмотрите на записанные слова. Что вы наблюдаете?

- Совершенно верно! А теперь давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике.

- Какие ключевые слова в этом правиле?

Учащиеся работают по составленному проекту:

ВАРЕНЬЕМ – [ ВАР´ЭН´Й´ЭМ] (Слайд)

Дети произносят слово медленно, прислушиваются и делают вывод, что звук [Н´] со следующим за ним звуком [ Й´] произносится раздельно.

- Покажем при помощи разделительного Ь.

- Нет, не надо писать букву Й.

- Мы с 1 класса знаем, что после разделительного Ь буква Е обозначает два звука     [´Й´Э]

СЪЕЛ  - [С´Й´ЭЛ] (Слайд)

- Слитно или раздельно произносим звук [С] со следующим за ним звуком [ Й´]?

- Мы должны медленно произнести слово и прислушаться к каждому звуку.

Звук [С] со следующим за ним звуком [ Й´] произносится раздельно.

- Покажем на письме при помощи разделительного Ъ.

- Нет.

- Мы знаем, что после разделительного Ъ буква Е обозначает два звука     [´Й´Э]

Самопроверка

- Показывают, что согласный звук и следующий за ним звук [ Й´] произносятся раздельно. Слайд

- Разделительные Ь и Ъ знаки разделяют согласный звук от следующего за ним звука [ Й´].

- Да.

- Теперь мы выясним, когда пишутся разделительные Ь и Ъ.

- Мы видим, что они пишутся после согласного, перед буквой Е.

Дети читают правило.

- ПОСЛЕ СОГЛАС НОГО, ПЕРЕД БУКВАМИ Е,Ё,И, Ю, Я. Слайд

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные УУД: 

-умение работать в паре, слушать собеседника, вступать с ним в диалог

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Познавательные УУД:

- умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия.

Регулятивные УУД:

-оценивать полученную информацию для ответа на поставленный проблемный вопрос

Личностные УУД:

-осуществление самоанализа хода и результатов деятельности.

- самооценка успешности в достижении цели.

- определение собственной мотивации

VII

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: закрепление с проговариванием нового знания,   (запись в виде опорного сигнала)

4-5 мин.

Составим опорную схему:

 После согласного Ь

                               е      

  перед                   ё

                               ю

                               я                        

  и                                                        

                                                     

 

Иногда разделительный Ь пишется в иноязычных словах перед О (бульон, батальон, медальон и др.)

Дети самостоятельно выполняют предложенное задание

Индивидуальная

Познавательные УУД:

-умение анализировать информацию,

-составлять устные высказывания, структурировать полученные знания,

-адекватно оценивать свои действия, умение работать со схемами и моделями, установка на поиск решения проблем.

VIII

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: осознание учеником того, что он уже умеет

4 -5 мин.

- Прочитайте часть правила про разделительный Ъ. Какие ключевые слова в этом правиле?

Составим опорную схему:

              После    согласного Ъ    

                            ю

                    е

 перед                                                                                           ё

                                                                я

Читают правило:

ПОСЛЕ СОГЛАС НОГО, ПЕРЕД БУКВАМИ Е,Ё,Ю, Я. (Слайд)

Дети самостоятельно составляют, потом сверяются с образцом.

Индивидуальная

Познавательные УУД:

 -осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение

- использовать знаково-символические средства

IX

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: выявление границ применимости нового знания

4- 5 мин.

Упр. 149 – запись слов в 2 столбика           (Слайд)

коля                                колья

пылю                              пылью

гостя                              гостья

полёт                               польёт      

Запись с комментированием:                                 МЕДВЕДЬ СЕЛ НА ПЕНЁК И СЪЕЛ ПИРОЖОК.

- Что интересного вы заметили?

Дети выполняют упражнение  самостоятельно, затем сверяются с данным образцом.

С комментированием дети записывают предложение

- В предложении встретились 2 слова, в написании которых надо быть внимательными – пропуск буквы Ъ меняет смысл всего слова!

Индивидуальная,

парная

Регулятивные УУД: 

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

-умение самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять взаимоконтроль

Коммуникативные УУД:

-умение участвовать в коллективном обсуждение проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные УУД:

-действие смыслообразования, т. е. установление связи между учебной деятельностью и её мотивом.

X

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса

1-2 мин.

  • Какую задачу ставили на уроке?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Почему важно правильно писать слова с разделительными Ъ и Ь?
  • Приведите пример, если сможете.
  • Что запомнилось на уроке? Что понравилось?

Ученики оценивают свою работу и работу своих одноклассников по заданным критериям

[л'от] – [л'йот]    лёд – льёт

Дети отметили, что кроме открытия нового знания, им понравилось, что на уроке русского языка был использован материал из рассказа, который они изучали на уроке литературного чтения.

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные УУД: 

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

-умение самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль

Личностные УУД:

-формировать любознательность и стремление расширять кругозор

-адекватно воспринимать оценку своей работы одноклассниками и учителем

Домашнее задание

1-2 мин.

- Мы сегодня хорошо поработали. Спасибо за работу.

- А вот домашнее задание вы можете выбрать сами.

- Сначала определим, какие могут возникнуть трудности.

- Что нужно уметь, чтобы не ошибаться в письме разделительного ъ и ь знаков.

- Хорошо. Предлагаю также ограничиться 10 словами.

- А тем детям, которые поняли, что эта тема для них пока сложна. сами слова они не смогут найти, я предлагаю карточку со словами. Взять ее можно на перемене у меня на столе. ( Приложение )

- Ребята, я предлагаю 2 разные карточки. можно выбрать  ту, которая вам поможет разобраться в вопросе правописания разделительного  ъ и ь.

Для правильного письма разделительного ъ и ь знака нужно уметь различать гласные и согласные , обращать внимание на смысл слова.

- Мы можем сами найти, спросить у взрослых  слова на изученную орфограмму и записать их в 2 столбика.

Фронтальная

Приложение 1

https://sun9-74.userapi.com/impg/osm8VbyTzOtUCQy6dinTC-Up2y9QXF5X0B1gcA/JtXCiveILiM.jpg?size=604x453&quality=96&sign=4a652b7c25f62dacaddaa78a5adc77e5&type=album

https://mypresentation.ru/documents_6/a2d640069225f75e95dea9e64fcbaa77/img11.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Не с причастиями». 7 класс

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.УМК: Русский язык. Под ред. Разумовская М. М. и др.Учебный предмет: русский языкТип урока: урок закрепленияТема урока: Не с причастиями...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи

Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи Предмет: Русский язык.Класс: 7 класс.Тип урока: УРОК – ОБОБЩЕНИЕУчебник под редакц...

Технологическая карта урока русского языка Тема: "Имя числительное как часть речи" 5 класс

Технологическая карта урока разработана для обучающихся с нарушением слуха по Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, с учетом требований Примерной основной обр...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: Вводные слова и их употребление. Знаки препинания при них.

Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС. На протяжении всего урока идёт закрепление постановки знаков препинания и отработка в определении значений вводных слов.  Авто...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Приложение. Знаки препинания при нём"

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Приложение. Знаки препинания при нём."...