Тех.карта урока Русский язык Тема урока: «Разделительный ъ и ь знаки». 2 класс
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока во 2 классе
ФИО учителя:
Предмет: Русский язык
Тема урока: «Разделительный ъ и ь знаки».
Место и роль урока в изучаемом разделе: урок № 52, входит в раздел “Звуки и буквы. Слог. Ударение”, проведен в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Тип урока: урок открытия нового знания
Педагогические технологии:
- проблемно-диалогическое обучение;
- деятельностно-поисковое обучение;
- здоровьесберегающее обучение (переход от одного вида деятельности к другому)
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Цель урока:
Содержательная: выяснить, какую роль выполняют разделительный Ь и Ъ знаки, в каких случаях пишется разделительный Ь и Ъ.
Деятельностная – развитие умения писать слова с разделительным «Ь и Ъ» знаками.
Задачи:
- образовательные: создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой орфограммой, отработать навык правописания слов с разделительным ъ и ь знаками.;
- развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить вопросы, познавательные интересы, творческие способности; способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, развитию орфографической зоркости, наглядно-действенного мышления.
- воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Ресурсы (материально-техническое оборудование урока и учебно-методическое пособие): «Русский язык» учебник 2 класс, Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, проектор, экран, презентация, книга Н.Носова «Фантазёры», кластер.
План урока:
1. Организационный момент (приветствие)
2. Актуализация знаний (загадки)
3. Постановка проблемы, целеполагание
4. Поиск решения проблемы
4.1.Дискуссия
5. Закрепление
6. Самостоятельная работа
7. Рефлексия
Планируемые результаты:
Предметные: ученик умеет пользоваться правилом выбора написания «ъ» и «ь».
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,
- понимает причины успеха в учебной деятельности.
Регулятивные:
- определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя,
- учится работать по предложенному учителем плану,
- оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу.
Познавательные:
- использует знако-символические средства при составлении опорной схемы правил написания разделительного «ъ»,
- делает выводы о результате совместной работы класса и учителя,
- составляет алгоритм действий под руководством учителя,
- наблюдает, анализирует, сравнивает и обобщает выводами полученную новую информацию.
Коммуникативные:
- слушает и понимает речь других,
- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в том числе в ситуации столкновения интересов.
Ход урока
№ | Этап | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Вид работы | Формируемые УУД |
I | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне | 1мин. | Проверяет готовность обучающихся к уроку, эмоционально настраивает их на работу: Предлагаю выполнить упражнение «Поздороваемся ладошками» под песню В. Шаинского «Небылицы» | Подготовка к работе. Включение в деловой ритм: Дети здороваются ладошками, выполняют несколько ритмичных хлопков | Фронтальная | Личностные УУД: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
II | Чистописание | 2 мин. | - Над каким произведением мы работали на уроке литературы? - В слове «фантазёры» выделите 6-й звук. Дайте ему характеристику.
- Пропишите заглавную и строчную буквы Зз | Включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. - Мы работали над рассказом Н.Носова «Фантазёры» - 6 – й звук - звук [ з '] - согласный, парный звонкий, парный мягкий. Обозначается на письме буквой «З». Соседи по алфавиту – предшествующая буква Ж, последующая буква И. Дети прописывают буквы. | Индивидуальная | Личностные УУД: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, символов, знаков. Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с ранее изученным материалом. Коммуникативные УУД: развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других. |
III | Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | 4-5 мин. | Учитель задает проблемные вопросы: - Над какой большой темой мы работали на уроках русского языка? - Как обозначается на письме мягкость звука [ з '] в слове «фантазёры»? - Напишите зё на следующей строке. - Как ещё может обозначаться на письме мягкость звука [ з ']? - Назовите героев рассказа «Фантазёры».Запишите. - Как обозначается в этих словах мягкость согласного? - Какую роль выполняет Ь в слове «Игорь»? | - Мы работали над темой «Твёрдые и мягкие согласные звуки» - Буквой «ё» Дети пишут зё. Дети пишут зе зя зи зю зь - Мишутка, Стасик, Игорь, Ира. Дети записывают имена. - Мягкость согласных на письме в словах «Мишутка», «Стасик» обозначается буквой И, а в слове «Игорь» - буквой Ь. - Ь знак показывает мягкость предыдущего согласного, т.е. он смягчающий. | Фронтальная | Познавательные УУД: использует знако-символические средства при составлении опорной схемы правил написания разделительного «ъ». Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с ранее изученным материалом. Коммуникативные УУД: развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других |
IV | Выявление места и причины затруднения. Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”) | 4-5 мин. | Подводящий диалог: - Я прочитаю вам предложение из рассказа «Фантазёры», а вы выпишите слово с Ь. Слайд с рисунком про варенье. Взял Ирке губы вареньем намазал. - Какое слово вы записали? Слайд с рисунком и предложением, слово ВАРЕНЬЕМ выделено. - Проверьте, как вы написали это слово. - Какую роль выполняет Ь в слове «вареньем»? - Да, ты прав – следующий звук мы произносим раздельно. - Что разделяет Ь мы выясним сегодня на уроке. | Осознают, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания: Дети выписывают слово. - Мы записали слово «вареньем» Дети проверяют написание слова - Я думаю, он смягчает звук [н ']. - А я думаю, что он разделяет – мы же следующий звук произносим раздельно. Возникает вопрос????? | Работа в малых группах (парная). Индивидуальная | Коммуникативные УУД: договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов Регулятивные УУД: -учится работать по предложенному учителем плану, -оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу |
V | Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Цель: создание проекта будущих учебных действий | 7-8 мин. | - Послушайте ещё предложение и найдите слово, которое нас будет интересовать. Слайд с рисунком крокодила. Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел! - Какое слово нас интересует? - Почему именно это слово? - Сформулируйте тему нашего урока . (Слайд с темой урока) - В 1 классе мы знакомились с разделительным Ь и Ъ знаками, читали и записывали слова. А сегодня мы расширим наши знания. - Какие цели мы поставим: чему мы должны научиться, что должны выяснить?Слайд с целями урока. - Как, каким способом мы будем выяснять, что разделяют Ь и Ъ знаки? - Совершенно верно, поможет нам в этом в первую очередь звуковой анализ слов. | Определяют тему и цель урока: - Нас интересует слово «съел». - Потому что в этом слове мы первый звук произносим тоже раздельно. - Разделительный Ь и Ъ знаки - Должны выяснить, какую роль выполняют разделительные Ь и Ъ – что они разделяют? Когда они пишутся? - Слова можно произносить. Слова можно писать. Но мы раздельно именно произносим. Значит, мы будем произносить слова и анализировать их. | Фронтальная | Познавательные УУД: - анализ объектов с целью выделения признаков - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; Коммуникативные УУД: развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других. |
VI | Реализация построенного проекта Цель: выбор оптимального варианта, фиксация (вербально и знаково) | 4-5 мин. | - Итак, вы записали слово ВАРЕНЬЕМ. (Слайд со словом ) - Рядом сделаем звуковую запись слова - Понаблюдайте, слитно или раздельно произносится звук [Н´] со следующим за ним звуком [ Й´]? - Как на письме покажем, что звук [Н´] произносится раздельно со следующим за ним звуком [ Й´]? - Надо ли писать букву Й после разделительного Ь? . - Почему? - На следующей строке сделаем звуковую запись слова СЪЕЛ. - Давайте рассуждать так же. Какой вопрос мы зададим? - Молодцы. Давайте ответим на этот вопрос. Что для этого мы должны сделать? - Как на письме покажем, что звук [С] произносится раздельно со следующим за ним звуком [ Й´]? - Надо ли писать букву Й после разделительного Ъ? - Почему? - Запишите слово СЪЕЛ (Слайд) -Проверьте, как вы написали. - Какую роль играют разделительные Ь и Ъ знаки? - Прочитаем в учебнике это правило - часть правила (с. 79) - Что же разделяют разделительные Ь и Ъ ? - Мы ответили на первый вопрос? Слайд - На какой вопрос мы будем искать ответ теперь? - Посмотрите на записанные слова. Что вы наблюдаете? - Совершенно верно! А теперь давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике. - Какие ключевые слова в этом правиле? | Учащиеся работают по составленному проекту: ВАРЕНЬЕМ – [ ВАР´ЭН´Й´ЭМ] (Слайд) Дети произносят слово медленно, прислушиваются и делают вывод, что звук [Н´] со следующим за ним звуком [ Й´] произносится раздельно. - Покажем при помощи разделительного Ь. - Нет, не надо писать букву Й. - Мы с 1 класса знаем, что после разделительного Ь буква Е обозначает два звука [´Й´Э] СЪЕЛ - [С´Й´ЭЛ] (Слайд) - Слитно или раздельно произносим звук [С] со следующим за ним звуком [ Й´]? - Мы должны медленно произнести слово и прислушаться к каждому звуку. Звук [С] со следующим за ним звуком [ Й´] произносится раздельно. - Покажем на письме при помощи разделительного Ъ. - Нет. - Мы знаем, что после разделительного Ъ буква Е обозначает два звука [´Й´Э] Самопроверка - Показывают, что согласный звук и следующий за ним звук [ Й´] произносятся раздельно. Слайд - Разделительные Ь и Ъ знаки разделяют согласный звук от следующего за ним звука [ Й´]. - Да. - Теперь мы выясним, когда пишутся разделительные Ь и Ъ. - Мы видим, что они пишутся после согласного, перед буквой Е. Дети читают правило. - ПОСЛЕ СОГЛАС НОГО, ПЕРЕД БУКВАМИ Е,Ё,И, Ю, Я. Слайд | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные УУД: -умение работать в паре, слушать собеседника, вступать с ним в диалог - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации Познавательные УУД: - умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия. Регулятивные УУД: -оценивать полученную информацию для ответа на поставленный проблемный вопрос Личностные УУД: -осуществление самоанализа хода и результатов деятельности. - самооценка успешности в достижении цели. - определение собственной мотивации |
VII | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: закрепление с проговариванием нового знания, (запись в виде опорного сигнала) | 4-5 мин. | Составим опорную схему: После согласного Ь е перед ё ю я и
Иногда разделительный Ь пишется в иноязычных словах перед О (бульон, батальон, медальон и др.) | Дети самостоятельно выполняют предложенное задание | Индивидуальная | Познавательные УУД: -умение анализировать информацию, -составлять устные высказывания, структурировать полученные знания, -адекватно оценивать свои действия, умение работать со схемами и моделями, установка на поиск решения проблем. |
VIII | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: осознание учеником того, что он уже умеет | 4 -5 мин. | - Прочитайте часть правила про разделительный Ъ. Какие ключевые слова в этом правиле? Составим опорную схему: После согласного Ъ ю е перед ё я | Читают правило: ПОСЛЕ СОГЛАС НОГО, ПЕРЕД БУКВАМИ Е,Ё,Ю, Я. (Слайд) Дети самостоятельно составляют, потом сверяются с образцом. | Индивидуальная | Познавательные УУД: -осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение - использовать знаково-символические средства |
IX | Включение в систему знаний и повторение. Цель: выявление границ применимости нового знания | 4- 5 мин. | Упр. 149 – запись слов в 2 столбика (Слайд) коля колья пылю пылью гостя гостья полёт польёт Запись с комментированием: МЕДВЕДЬ СЕЛ НА ПЕНЁК И СЪЕЛ ПИРОЖОК. - Что интересного вы заметили? | Дети выполняют упражнение самостоятельно, затем сверяются с данным образцом. С комментированием дети записывают предложение - В предложении встретились 2 слова, в написании которых надо быть внимательными – пропуск буквы Ъ меняет смысл всего слова! | Индивидуальная, парная | Регулятивные УУД: -понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале -умение самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять взаимоконтроль Коммуникативные УУД: -умение участвовать в коллективном обсуждение проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Личностные УУД: -действие смыслообразования, т. е. установление связи между учебной деятельностью и её мотивом. |
X | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса | 1-2 мин. |
| Ученики оценивают свою работу и работу своих одноклассников по заданным критериям [л'от] – [л'йот] лёд – льёт Дети отметили, что кроме открытия нового знания, им понравилось, что на уроке русского языка был использован материал из рассказа, который они изучали на уроке литературного чтения. | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные УУД: -понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, -умение самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль Личностные УУД: -формировать любознательность и стремление расширять кругозор -адекватно воспринимать оценку своей работы одноклассниками и учителем |
Домашнее задание | 1-2 мин. | - Мы сегодня хорошо поработали. Спасибо за работу. - А вот домашнее задание вы можете выбрать сами. - Сначала определим, какие могут возникнуть трудности. - Что нужно уметь, чтобы не ошибаться в письме разделительного ъ и ь знаков. - Хорошо. Предлагаю также ограничиться 10 словами. - А тем детям, которые поняли, что эта тема для них пока сложна. сами слова они не смогут найти, я предлагаю карточку со словами. Взять ее можно на перемене у меня на столе. ( Приложение ) - Ребята, я предлагаю 2 разные карточки. можно выбрать ту, которая вам поможет разобраться в вопросе правописания разделительного ъ и ь. | Для правильного письма разделительного ъ и ь знака нужно уметь различать гласные и согласные , обращать внимание на смысл слова. - Мы можем сами найти, спросить у взрослых слова на изученную орфограмму и записать их в 2 столбика. | Фронтальная |
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Не с причастиями». 7 класс
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.УМК: Русский язык. Под ред. Разумовская М. М. и др.Учебный предмет: русский языкТип урока: урок закрепленияТема урока: Не с причастиями...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи
Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи Предмет: Русский язык.Класс: 7 класс.Тип урока: УРОК – ОБОБЩЕНИЕУчебник под редакц...

Технологическая карта урока русского языка Тема: "Имя числительное как часть речи" 5 класс
Технологическая карта урока разработана для обучающихся с нарушением слуха по Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, с учетом требований Примерной основной обр...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: Вводные слова и их употребление. Знаки препинания при них.
Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС. На протяжении всего урока идёт закрепление постановки знаков препинания и отработка в определении значений вводных слов. Авто...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...

Самоанализ урока русского языка.Тема: «Обращение. Знаки препинания при обращении».5 класс
Алгоритм "современного " анализа урока....

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Приложение. Знаки препинания при нём"
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Приложение. Знаки препинания при нём."...











