Методики выявления одаренности детей
учебно-методический материал

Федотова Маргарита Владимировна
Методики выявления одарённости детей представляют собой совокупность психологических, педагогических и диагностических инструментов, направленных на раннее определение у детей высоких способностей в различных сферах: интеллектуальной, творческой, физической и социально-эмоциональной. Эти методики позволяют объективно оценить уровень развития когнитивных функций, творческого мышления, мотивации и потенциала ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_vyyavleniya_odarennosti_detey.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Методики выявления одаренности детей. Методики самодиагностики.

Тест - опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника

 Определить собственный уровень самооценки школьник сможет с помощью несложного теста-опросника. Он включает 32 суждения, по поводу которых возможно пять вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Отвечая на вопросы теста, необходимо проставлять баллы в зависимости от избранного варианта ответа: «очень часто» - 4 балла «часто» - 3 балла «иногда» - 2 балла «редко» - 1 балл «никогда» - 0 баллов

1. Я не нуждаюсь в признании моих успехов.

2. Чувствую себя неуверенным в окружении эрудитов.

3. Я не беспокоюсь по поводу незавершенного любимого дела.

4. Многие мне завидуют.

5. Меня считают безынициативным.

6. Я чувствую свою психическую неуравновешенность.

7. Я боюсь выглядеть смешным.

8. Я считаю себя малосимпатичным.

9. Меня охватывает страх перед публичным выступлением.

10. К своим ошибкам отношусь равнодушно.

11. Я не считаюсь с мнением собеседника.

12. Я не стремлюсь к усиленному самосовершенствованию.

13. Меня считают эгоистом.

14. Мне хочется, чтобы мне сочувствовали в моих неудачах.

 15. Я теряю уверенность в себе в незнакомых ситуациях.

16. Я чрезмерно скромен.

17. Я чувствую никчемность своего существования.

18. Меня мучают сомнения по поводу моего таланта.

19. окружающие ждут от меня многого.

20. Мои соклассники не интересуются моими достоинствами.

21. Бремя моих способностей меня удручает.

22. Я склонен к риску и авантюрам.

23. Я делюсь со своими одноклассниками оригинальными мыслями

24. Я смущаюсь от похвал.

 25. Мое высокомерие меня выручает.

26. Я раз, что меня не понимают.

27. Я чувствую себя в безопасности.

28. Спорить я ни с кем не хочу. 29. Я чувствую себя скованным.

 30. Я нахожусь в ожидании неприятностей.

31. Меня расстраивает то, что обо мне плохо думают.

32. Мои любимые увлечения.

Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям. Сумма баллов от 48 до 128 указывает низкий уровень самооценки, при котором одаренный ребенок болезненно переживает критические замечания в свой адрес. Он «подстраивается» под мнения других людей, «маскирует» свои способности, избегает самовыражения. случаи Сумма баллов от 25 до 47 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Одаренный учащийся находится в состоянии «обороны» в классе, ощущает неловкость во взаимоотношениях с одноклассниками, «опасается» за непризнание его интеллектуального потенциала, а иногда недооценивает свои способности без достаточных оснований. Сумма баллов от 0 до 25 свидетельствует о высоком уровне самооценки, о перфекционизме одаренного учащегося, об отсутствии «комплекса неполноценности», о редких сомнениях в своих действиях.

Методика «Характеристика ученика»

Общая характеристика методики

Предлагаемая методика  используется в школах для одаренных детей.

Она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Информация, полученная о ребенке по результатам данной учительской оценки, представляет безусловный интерес как для школьного психолога, так и для самого учителя.

Ученик ____________________ Дата ___________

Класс _________ Учитель ____________________  

Школа ________________

Пожалуйста, охарактеризуйте типичное поведение ученика.

Учебные характеристики.

____ 1. Имеет необычно большой запас слов.

____ 2. Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает

на различные темы.

____ 3. Понимает смысл и причины действий людей.

___ 4. Является живым  наблюдателем;  «видит больше» или «берет

больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие.

____ 5. Поступил в данный класс, читая лучше, чем требуется в этом классе.

____ 6. Показал быстрое понимание арифметики.

Мотивационные характеристики.

____ 1. Настойчив в поиске решения задания.

____2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела.

____3. Обычно прерывает других.

____4. Прилагает усилия для завершения действия.

____5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей.

____6. Упорный в отстаивании своего мнения.

____7. Чувствителен к мнениям других.

____8.Небезразличен к правильному и неправильному, хорошему и

плохому, к справедливости, может рассуждать о людях, событиях, вещах.

____9. Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть

лидером.

Творческие характеристики.

_______1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы).

_______2.   Проявляет   интерес   к   интеллектуальным   играм,   фантазиям (интересно, что

случилось бы, если ...).

_______3. Часто предлагает необычные ответы, с богатым воображением, рассказывает

истории, склонен к преувеличению.

_______4. С увлечением стремится рассказать другим о своих открытиях (голос возбужден).

_______5. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся

другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов (играет в слова).

______ 6. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического

исследования; может потребовать доводы и доказательства.

_______7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок.

Лидерские характеристики.

______ 1. Берет на себя ответственность.

______ 2. Его любят одноклассники.

_______ 3. Лидер в нескольких видах деятельности.

Обработка результатов

Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, «налицо». Если же вы проводите исследовательскую работу в одном или нескольких классах, тогда в зависимости от задач исследования может возникнуть необходимость в обобщении и даже математической обработке, но это уже специальная работа, мы здесь этих сложностей касаться не будем.

Эта характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в неполную среднюю или из неполной средней в старшие классы. Не безынтересна эта информация и для администраторов

(директоров, завучей, методистов и др.).

МЕТОДИКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Методика - «Карта одаренности»

Общая характеристика

Эта методика создана на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введен «Лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.

Методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух

основных функций.

Первая и основная функция - диагностическая.

С помощью данной методики Вы можете количественно оценить степень выраженности у

ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает

в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит Вам увидеть

индивидуальный, свойственный только Вашему ребенку, «портрет развития его дарований».

Вторая функция -развивающая.

Утверждения, по которым Вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как

программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые Вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция

Перед Вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным

областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребенку по

каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) - если оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+)   - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0)  - оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в

поведении и деятельности уравновешивают друг друга

(1) (-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное

оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в

первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д. Всего на это должно

уйти 10-15 минут.

Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого

сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной

Вашего ребенка. А пока можете считать, что Вы получили «два» по этому параметру «в

родительской школе».

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и

дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние

показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2.  Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные

решения. рисунках

3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4.  нет однообразия. Оригинален Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками. сюжетов.                                    

10.Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11.Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12.Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13.Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не

тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую кар

тину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно

выполненную) вещь.

15.Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16.Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая

разрешением какого-либо конфликта.

17.Интересуется актерской игрой.

18.Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для

создания новых поделок, игрушек, приборов.

19.Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20.Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21.Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22.Изобретателен   в   выборе   и   использовании   различных   предметов

(например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы бы

та и другие средства).

23.Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не

знают.

24.Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок,

открыток и т.д.

25.Хорошо поет.

26.Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет

основную мысль.

27.Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого

человека.

28.Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные

поломки и вопросы на «поиск».

29.Легко общается с детьми и взрослыми.

30.Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.

31.Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между

причиной и следствием.

32.Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.

33.Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально

должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34.Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек,

коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35.В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36.Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях,

все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37.Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38.Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39.Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.

Хорошо понимает недосказанное.

40.Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41.Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42.Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43.Проявляет ярко выраженную разностороннюю любознательность.

43.Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное

назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения

взрослых.

44.Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где

можно слушать музыку.

45.Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают

эмоциональные состояния  героев, их переживания и чувства.

46.Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

47.Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых

приборов, машин, механизмов.

48.Часто руководит играми и занятиями других детей.

49.Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

50.Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

51.Способен и чужие идеи. не только предлагать, но и разрабатывать собственные

52.Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников

на год или два.

53.Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

54.Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

55.Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для пони

мания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время

не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

56.Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о

чем-то с увлечением рассказывает.

57.Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

58.Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для

его возраста.

59.Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

60.Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

61.Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит

уже испытанных вариантов.

62.Умеет делать выводы и обобщения.

63.Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и

клеем.

64.В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

65.Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное,

когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

66.С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

67.Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных

«проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

68.Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм

и занятиям.

69.Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей,

баскетбол, футбол и т. д.).

70.Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях

предметов.

71.Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй,

конструирование и др.), способен предложить большое количество самых

разных идей и решений.

72.В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские

энциклопедии и справочники) больше, чем читает художественные книги

(сказки, детективы и др.).

73.Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства,

пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем рисунке, игрушке,

скульптуре.

74.Сочиняет собственные оригинальные мелодии.

75.Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их

характер, чувства, настроения.

76.Любит игры-драматизации.

77.Быстро и легко осваивает компьютер.

78.Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

79.Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно

сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом.

Полученные суммы баллов характеризуют Вашу оценку степени развития у ребенка

следующих видов одаренности:

1)  интеллектуальная;

2)  творческая;

3)  академическая (научная);

4)  художественно-изобразительная;

5)  музыкальная;

6)  литературная;

7)  артистическая;

8)  техническая;

9)  лидерская;

10) спортивная.

Лист ответов

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

61 62 63 64 65 66 67 68 69 70

71 72 73 74 75 76 77 78 79 80

        Методики изучения творческих способностей

1. Методика  изучения креативности

Инструкция: на основе представленных ниже изображений выполните рисунок или

набросок с узнаваемым сюжетом: на рисование 8 картинок отводится 20 минут.

Правильных ответов не существует, поскольку в каждом случае возможны варианты.

Оценка результатов теста:

За каждый узнаваемый рисунок засчитывается один балл, при условии, что сюжеты различны. Так, если будут изображены два человеческих лица, то балл засчитывается только за одно изображение. Креативность предполагает разнообразные сюжеты.

3-4 – креативность средняя.

5-6 – креативность высокая

7-8 – креативность низкая

2. Методика «Предложения»

Направлена на изучение дивергентной продуктивности при операциях с символическим

материалом.

Инструкция: Составьте как можно больше осмысленных предложений из трёх слов, которые

начинались бы на следующие буквы: Д, М, Т

Время выполнения – 8 минут

Обработка результатов:  Подсчитывается количество предложений, которые будут

показателем продуктивности при операциях с символическим материалом, и сравнивается со

средними значениями (таблица)

Таблица : Среднее значение дивергентной продуктивности

Возраст

Дети

8 лет

Мальчики

3,3

10 лет

4,2

Девочки

4,0

5,2

Тест

по определению склонности учителя

к работе с одарёнными детьми

Выберите один из предложенных вариантов ответа.

1. Считаете ли вы, что современные формы и методы работы с одарёнными детьми могут

быть улучшены?

а). Да;

б). нет, они и так достаточно хороши;

в). Да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы – не очень.

2. Уверены ли вы, что сами можете участвовать в изменении работы с одарёнными

детьми?

а). Да, в большинстве случаев;

б) нет;

в). да, в некоторых случаях.

3. Возможно ли то, что некоторые из ваших идей способствовали бы значительному

улучшению в выявлении одарённых детей?

а). Да;

б). да, при благоприятных обстоятельствах;

в). Лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в недалёкой перспективе будете играть важную роль в

принципиальных изменениях в обучении и воспитании детей?

а). Да, наверняка;

б).это маловероятно;

в). Возможно.

5.  

Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите

свой замысел, помогаюший улучшению положения дел?

а). Да;

б). часто думаю, что не сумею;

в). да, часто.

6.

Испытываете ли вы желание заняться изучением особенностей неординарных

личностей?

а). Да, это меня привлекает;

б). нет, меня это не привлекает;

в). все зависит от востребованности таких людей в обществе.

7. Вам част приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей.

Испытываете ли вы удовлетворение в этом?

а). Да;

б). нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

8. Если проблема не решен, но её решение вас волнует, хотите ли вы отыскать тот

теоретический материал, который поможет решить проблему?

а). Да;

б). нет, достаточно знаний передового опыта;

в). нет.

9. Когда вы испытываете педагогические срывы, то:

а). продолжаете сильнее упорствовать в начинании;

б). махнёте рукой на затеи;

в). продолжаете делать своё дело.

10. Воспринимаете ли вы критику в свой адрес легко и без обид?

а). Да;

б). не совсем легко;

в). болезненно.

11. Когда вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли вы в то же время его подбодрить?

а). Не всегда;

б). при хорошем настроении;

в). в основном стараюсь это делать.

12. Может ли вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?

а). Да, конечно;

б). запоминаю только то, что меня интересует;

в). всего вспомнить не могу.

13.Когда вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли вы его

повторить в сходной ситуации?

а). Да, без затруднений;

б). да, если этот термин легко запомнить;

в). нет.

14. Учащийся задаёт вам сложный вопрос на «запретную» тему. Ваши действия:

а). вы уклоняетесь от ответа;

б). вы тактично переносите ответ на другое время;

в). вы пытаетесь отвечать.

15. У вас есть своё основное кредо в профессиональной деятельности. Когда вы его

защищаете, то:

а). можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов;

б). останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали;

в). измените своё мнение, если давление будет очень мощным.

16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы учащихся:

а). средний;

б). достаточный;

в). оригинальный.

17. Во время отдыха вы предпочитаете:

а). решать проблемы, связанные с работой;

б). почитать интересную книгу;

в). погрузиться в мир ваших любимых увлечений.

18. Вы занимаетесь разработкой нового урока. Решаете прекратить это дело, если:

а). по вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения;

б). вы более или менее довольны;

в). вам ещё не всё удалось сделать, но есть и другие дела.

Подсчитайте баллы, которые вы набрали, следующим образом:

за ответ «а» - 3, «б» - 1, «в» - 2.

Р е з у л ь т а т ы:

40 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одарёнными детьми. У вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.

От 24 до 48 баллов. У вас есть склонности к работе с одарёнными детьми, но они требуют дополнительных ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

23 и менее баллов. Склонность к работе с одарёнными детьми, конечно, маловато. В большей мере вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психодиагностические методики по выявлению одаренности детей

Система психодиагностических методик по выявлению одаренных детей...

Работа с одаренными детьми ГБОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер», выявление одаренных детей по видам спорта.

Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести, ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.Здоров...

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА – КАК МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Разработка посвящена раскрытию потенциала рейтинговой системы как методике выявления одаренных детей, мотивированных на занятия техническим творчеством. В ней представлен опыт реализации рейтинговой с...

методика выявления одаренности детей

Методика выявления одаренности детей. Методики самодиагностики. Тест - опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника Определить собственный уровень самооценки школьник смож...

Методика выявления одаренных детей на раннем этапе развития

Статья, описывающая опыт работы по выявлению и диагностике особо одаренных детей в детской эстрадно-вокальной студии....