Урок - как система
методическая разработка по теме

Методическая разработка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_kursa_171.doc71.5 КБ
Office presentation icon urok_kak_sistema.ppt59 КБ

Предварительный просмотр:

 «СИСТЕМА УРОКА»

  1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
  2. РЕГЛАМЕНТ И ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ.
  3. РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ.

ЗАДАЧИ:

  1. Повысить интерес и активность детей на уроке.
  2. Расширить представление учителей о различных методах и формах преподавания.
  3. Определить методическую систему – как учить.
  4. Уметь руководителю после посещения урока  ставить позитивные оцени – вначале, а критику - потом.
  5.  Использовать современные технологии в преподавании  биологии на современно этапе.

Основное изложение материала.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА.

      Методы обучения – это система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся,  ведущую к достижению цели урока.

     Обучение в школе делится на три основных этапа:

  1. ИЗЛОЖЕНИЕ  НОВОГО МАТЕРИАЛА.
  2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

3.  МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.

     Т.о. метод обучения – это система заданий, выполняемых учащимися.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  1. словесные, наглядные, практические
  2. репродуктивные, проблемно-поисковые
  3. индуктивные, дедуктивные
  4. работа под руководством учителя, самостоятельная работа
  5. познавательные игры, учебные дискуссии

ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  1.   Мотивация
  2.   Научность
  3.   Доступность, наглядность
  4.   Структурирование
  5.   Доведение до решения типовых задач
  6.   Обеспечение внимания учащихся

Остановимся на мотивации. Мотивация – это создание и поддержание интереса к изучаемому материалу у учащихся. Чтобы учение было сознательным и успешным, ученик должен видеть, зачем ему предлагаемый материал. Материал должен предлагаться ученику так, чтобы он мог ответить на вопрос «А зачем это нужно?». Тип мотивации определяется возрастом и содержанием учебного материала.

 

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  1.   Воспроизводящее
  2.   Тренировочное
  3.   Творческое (итоговое)

Здесь также необходима мотивация. Она заключается в создании ситуации успеха, в возрастании трудностей одного задания к другому, консультирование и оценивание всех учащихся.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.

  1. Устный
  2. Письменный
  3. Индивидуальный
  4. Фронтальный
  5. Программированный
  6. Лабораторный
  7. С помощью ТСО    

Мотивация здесь состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим, особое внимание следует уделить контролю над домашней работой. Необходимо сократить выполнение домашней работы до 20 минут, контроль будет более эффективным.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ.

Форма обучения – это способ его организации, учитывающий количество обучающихся  в классе. Основные формы обучения это:

  1. Разделение учащихся на группы
  2. Характер взаимодействия учащихся внутри группы
  3. Характер воздействия учителя на работу групп.  

Формы обучения делятся на:

  1.  Индивидуальные
  2. Фронтальные
  3. Коллективные                                                                                  

 Система средств обучения обеспечивает и научность, и мотивацию, и управление процессом усвоения (учебники, таблицы, экранные материалы, модели, тетради с печатной основой, карточки с заданиями, компьютер и т.д.) Правильная выбранная система средств обучения тоже работает на мотивацию учащихся.  

РЕГЛАМЕНТ И ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ.

СКОЛЬКО НАПРАСНЫХ ТРЕВОЛНЕНИИ И НЕГАТИВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ СВЯЗАНО С ПОСЕЩЕНИЕМ УРОКА. А НЕЛЬЗЯ ЛИ ОРГАНИЗОВАТЬ  ЭТУ ПРОЦЕДУРУ ТАК, ЧТОБЫ ОНА НЕТ ПРЕДВЕЩАЛА НЕПРИЯТНЫХ НЕПРИЯТНЫХ СЮРПРИЗОВ? ИМЕННО ЭТО НАМ И ПРЕДСТОИТ РЕШИТЬ.

     На урок ходят с разными целями. Например, родители – за тем, чтобы увидеть, как учится их ребенок, а методисты – для знакомства с педагогической новацией. В любом случае учитель нуждается в том, чтобы его заранее извещали о цели посещения. Обычно посещения регулируют специальными планами-графиками, которые доводятся до сведения каждого педагога. Необходимо заметить, что  извещая учителя об этом, недопустимо даже интонационно выражать еме недоверие или неприязнь.

ПРИМЕРНЫЙ  РЕГЛАМЕНТ ПОСЕЩЕНИЯ И АНАЛИЗА УРОКОВ.

Должностные лица и работники, обладающие правом посещать уроки:            

  1. Без согласия учителя его уроки могут посещать руководители школы, управления образования, работники методических центров.
  2. Другие работники (ученые, педагоги, работники) посещают уроки только с разрешения директора школы.
  3. Родителям для посещения уроков, где обучаются их дети, согласия и разрешения учителя и руководства не требуются.
  4. Не допускается посещение урока лицам, не имеющим

     отношение к учебно-воспитательному процессу.

  1. Не допускаются посещение уроков учащимися других классов.
  2. Посещать открытые уроки в рамках научно-практических конференций, методических семинаров и т.д. разрешается всем участникам.

По уважительным причинам учитель имеет право просить перенести посещение урока должностными лицами на другое время.  

Посещение урока:

  1. Посещение уроков регулируется специальным планом, утвержденных компетентным органом (педсовет) или должностным лицом (директором школы или ЗУВР)
  2. График посещения уроков в рамках плановых проверок доводится до сведения учителей в начале учебного года.
  3. Учителя дополнительно информируют о псещении накануне урока или в более ранние сроки.
  4. Посещающие обязаны убедиться в отсутствии обстоятельств, препятствующих посещению.
  5. Учителя обязательно заранее знакомят с целями посещения урока.
  6. Учитель имеет право знать ФИО и должность посещающего урок, если тот является работником другой организации, и требовать  от него предъявление служебного удостоверения.
  7. Должностное лицо, обладающее правом контроля, может предварительно ознакомиться с тематическим и поурочным планом учителя, с учебной программой.

  Другие работники к ознакомлению с этими документами допускаются только с разрешения учителя.

Ограничения для процесса наблюдения на уроке:

  1. Запрещается появляться на уроке после его начала.
  2. Запрещается покидать урок до его завершения.
  3. Руководство может прервать свое посещение толь в исключительном случае.
  4. Запрещается вмешиваться в ход урока.
  5. Во время урока запрещается беседовать с учащимися, задавать им вопросы и т.д.
  6. Запрещается выражать свое отношение к учителю, учащимся и к уроку выражением лица, мимикой и т.д.
  7. Посещающий обязан выключить мобильный телефон.
  8. Во время письменных работ, посещающий по предварительному согласию с учителем может наблюдать за ходом их выполнения, прохаживаясь по классу.

Видеозаписи, аудиозаписи и т.д. разрешаются только с разрешения учителя и директора школы.

Наблюдение учебного процесса на уроке:

  1. Посещающий ведет запись своего наблюдения в спец.журналах.
  2. Различные виды съемок не должны нарушать ход урока.
  3. Ученикам запрещается вести видео- и аудиозапись.
  4. В конце урока посещающий по согласованию с учителем и директором может задать вопросы ученикам.
  5.  Запрещается изменять ход и структуру урока по просьбе проверяющего.
  6. Посещающему запрещается сидеть за одним столом с учеником.

Посещающему запрещается задерживать учеников после урока.

Анализ посещенного урока:

  1. Должностные лица, посетившие урок, обязаны дать анализ урока.
  2. Работники других организации дают анализ лишь по просьбе учителя.
  3. Родители в интересах своего ребенка имеют право доводить свое мнение об уроке до сведения учителя и руководителей школы.
  4. Педагогам школы, посетившим урок, дается время на подготовку анализа и своего анализа по нему.
  5. Посетившего урок запрещается давать анализ урока на перемене.
  6. Анализ дается в день проведения урока по окончании учебных занятий.
  7. В ходе анализа не разрешается выступать работникам, не посетившим урок.
  8. Учитель имеет право на самоанализ своего урока перед выступлением посещавших урок и на заключительное слово о своем согласии или несогласии с выступающими.
  9. Учитель обязан реализовать рекомендации и замечания , высказанные должностными лицами.
  10. Посещающий, который изучает позитивный или инновационный опыт учителя, обязан довести до сведения учителя свое мнение об этих сторонах его урока.

Посещение урока вовремя аттестации  завершается составлением заключения о соответствии педагогической деятельности учителя квалификационным требованиям той или иной категории.

Документы, отражающие посещение уроков:

Записи, сделанные должностными лицами при посещении уроков, обладают статусом документа и должны иметь признаки документа.

  1. Сроки хранения таки документов – 5 лет.
  2. Посещение урока в рамках аттестации завершается составлением справки, имеющей статус  и признаки документа.
  3. Учитель имеет право ознакомиться с записями посетивших его урок в рамках аттестации или плановых проверок.
  4. Учитель обязательно и под роспись должен быть ознакомлен со всеми документами, составленными после посещения уроков.
  5. Запрещается знакомить родителей и учащихся с документами, характеризующими урок учителя.

ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ И АНАЛИЗА УРОКОВ.

     Отсутствие документа, регламентирующего посещение урока – это источник конфликтных ситуаций и субъективных оценок работы учителя. Наблюдатель на уроке – ситуация стрессовая, она наносит неоспоримый вред здоровью учащихся и учителя, негативно отражается на знаниях, умениях и навыках учеников. Можно предложить свод правил, способствующих здоровым взаимоотношениям педагогов и руководства школы, который распространяется на посещение уроков.

  1. Начинать анализ урока с позитивных оценок.
  2. Не сравнивать одного учителя с другим.
  3. Не использовать суждение типа «мне этот методический прием понравился» вызывающие сомнения в объективности оценки.
  4. Оценивать педагогические явления только с точки зрения грамотности применения.
  5. Строить оценочные суждения только на основе научно-методической терминологии.
  6. Давать конкретные и вежливые оценки.
  7. Наблюдатель, преподающий другой предмет, не в праве анализировать урок; по просьбе учителя он может только дать оценку с общепедагогических позиций.
  8. Директор и его заместители, преподающие другой предмет, обязаны дать квалифицированный анализ урока.
  9. Посещающий педагог должен знать школьные основы науки, заложенной в учебный предмет.
  10. Должностное лицо высказывает свое мнение последним, после других выступающих.
  11. Анализ проводится под руководством «ведущего» - руководителя методического объединения или замдиректора курирующего предмет.
  12. Анализ урока протоколируется; учитель, урок которого анализируется, должен быть обязательно ознакомлен с протоколом.
  13. С протоколом обсуждения урока имеют право ознакомиться посетившие урок педагоги.
  14. Выступающий высказывает лишь собственное мнение.

Перед или в процессе обсуждения каждый может обратиться к учителю с просьбой уточнить тот или иной аспект урока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Методисты определяют методическую систему преподавания как структуру, состоящую  из следующих основных элементов:

  1. Цели и задачи обучения (зачем учить?)
  2. Содержание (чему учить?)
  3. Методы.
  4. Формы.
  5. Средства обучения (как учить?)

     Окончательный вид, методическая система принимает у каждого учителя, и  в каждом конкретном классе - эта система может и должна претерпевать существенные изменения в зависимости от состава учеников. Сегодня необходимо говорить о том, как учить т.е о методах, формах и средствах обучения, способных сформировать и повысить мотивацию учащихся к успешному обучению.

Использованная литература.

  1. Сборник материалов и методических рекомендаций, подготовка и проведение педагогического совета. Составитель: руководитель СП МУОП  ОМЦ ЦОУО ДО г. Москвы  С.В.Полякова.
  2. Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования ДИРЕКТОР ШКОЛЫ , апрель 2008 года.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация по педагогике "Типы и структура уроков" в системе СПО

Данная презентация с использованием интерактивной доски используется для  ознакомления с  новым материалом. Благодаря такой подачи нового материала студенты узнают  типы уроков, использ...

Итоговый урок из системы уроков по акробатике.

На уроке используется метод идиомоторной тренировки, поисковопознавательный метод....

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Презентация к уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого (1-й урок в системе уроков)

Презентация к вводному уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого представлена отдельными фрагментами....

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...