ШМО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
календарно-тематическое планирование по теме

ПРОРОК НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Тема  методической  работы: 

Совершенствование  форм  и  методов  воспитания  в  школе  через  выявление  проблемных  зон  и  повышение  качества  работы  классного  руководителя.

Цель:

Выработка  единой  педагогической  позиции  по  формированию  воспитательного  пространства ОУ  и  воспитательного  пространства  класса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ работы методического объединения классных руководителей

МОУ «СОШ №40»

за 2011- 2012 учебный год

В 2011-2012 учебном году в состав МО классных руководителей входили 18 педагогов младшего, среднего и старшего звена. Руководитель объединения Н.В.Пророк. Работа МО строилась в соответствии с утверждённым положение о МО классных руководителей и планом МО.

Методическое объединение классных руководителей первый год работало над темой «Совершенствование  форм  и  методов  воспитания  в  школе  через  выявление  проблемных  зон  и  повышение  качества  работы  классного  руководителя», опираясь при этом на методическую тему школы.

Цель методического объединения классных руководителей

Выработка  единой  педагогической  позиции  по  формированию  воспитательного  пространства ОУ  и  воспитательного  пространства  класса.

Работа методического объединения классных руководителей была нацелена  на эффективное  использование и развитие  профессионального потенциала педагогов, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики воспитания и на этой основе – улучшение образовательного процесса.

Исходя из анализа работы МО в течение 2011-2012 учебного года, были определены следующие задачи:

  1. Оказание  помощи  классному  руководителю  в  выявлении  проблемных  зон  в  своей  деятельности.
  2. Совершенствование  форм  и  методов  работы  в  соответствии  с  социальным  заказом  общества.
  3. Повышение  квалификации  педагогов  по  вопросу  сохранения  физического,  нравственного,  психологического  здоровья  детей.
  4. Повышение педагогического мастерства классного руководителя  через работу над темой самообразования.

Регулярно проводились заседания МО, на которых обсуждались проблемы воспитания, взаимодействия с родителями, профилактика правонарушений, ЗОЖ, а также организация внеклассных мероприятий. В течение года было проведено 5 заседаний МО, включая одно организационное, одно итоговое.

Организационное.

Проведен анализ  работы  МО  за  2010-2011  учебный год.  Утвержден  план  работы  на  2011-2012 учебный год. Проведены рекомендации  по  планированию  воспитательной  работы  на  новый  учебный  год. Определены возможные диагностические исследования учащихся и классных коллективов. Обновлены  темы по  самообразованию  классных руководителей. Утверждена новая редакция должностной инструкции и определен перечень нормативной документации классного руководителя. Выявлены  проблемные  зоны  в  работе  классного  руководителя при помощи анкеты  «Современный  классный руководитель». Организована работа по ТБ и ПДД в школе и в классе.

Тематические.

  1. «Совершенствование профессионального мастерства классных руководителей в вопросах организации и планирования работы с родителями и учащимися по формированию ЗОЖ»

Классные руководители ознакомлены с понятиями здоровьесберегающие технологии, здоровьесберегающая педагогика, здоровьеформирующие образовательные компетенции. Была  представлена статистика заболеваемости детей за последние пять лет. Увеличение заболеваемости подростков было отмечено по всем классам болезней. Также отмечен низкий уровень физической подготовки  будущего поколения. Психолог школы обратила внимание на то,  что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Классным руководителям представили ряд мероприятий по внедрению здоровьесберегающих технологий в работу школы, реализация которых  по силам педагогическому коллективу школы. Было решено укреплять здоровье детей средствами физической культуры и спорта: увеличить объём и повысить качество оздоровительной и спортивно-массовой работы. А также обеспечить системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников, способствующих познавательному и эмоциональному развитию детей.

  1. «Педагогическая этика в работе с учащимися и родителями»

Классные руководители ознакомлены с понятием педагогическая этика, которая призвана помогать выявлению природы конфликтов, определению их последствий, изучению способов их разрешения. Были представлены модели общения педагога с учащимися. Обратили внимание на то, что ведущая роль учителя обусловливает повышенные моральные требования к нему, потому что объектом его воздействия являются дети с особым комплексом морально-психологической незащищенности. Педагоги ознакомлены с психолого-педагогических правилами и способами установления контактов с семьей. Подчеркнули, что учителю и родителям важно стать взаимозаинтересованными людьми, потребности которых в доброжелательном общении стали бы естественными, органичными, послужили бы основой всей системы нравственных отношений. Классным руководителям представили «Профессиональный кодекс учителя». Было решено изучить причины нарушения принципов и норм общения, с тем чтобы способствовать гуманизации отношений между учащимися, учителями и родителями. Придерживаться «Профессионального кодекса учителя в общении».

  1. «Самообразование в системе средств совершенствования мастерства классных руководителей »

Напомнили классным руководителям, что самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе они используют, тем больше эффект от работы. А самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Были заслушаны отчеты по темам самообразования.

  1. Классный руководитель 6А класса Клешнина Елена Борисовна  - Формирование сплочённого классного коллектива учащихся.
  2. Классный руководитель 7Б класса Мархотка Юлия Эдуардовна  - Актуальность ИКТ в жизни современного учителя.
  3. Классный руководитель 8А класса Чекардина Лариса Владимировна - Социализация подростков.
  4. Классный руководитель 9Б класса Пророк Наталия Владимировна  - Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек.                                                                            
  5. Классный руководитель 10А класса Садчикова Марина Анатольевна  - Формирование и развитие культурных, нравственных и здоровьесберегающих ценностей в коллективе класса

Было решено продолжать работу по теме самообразования, обобщая опыт по исследуемой проблеме (теме).

  1. «Педагогический мониторинг эффективности воспитательного процесса, воспитательной системы»

Был представлен  анализ воспитательной работы за 2011-2012 учебный год. Выделили самых активных классных руководителей, классы и учащихся. Заслушали отчет о работе педагогов дополнительного образования с учащимися за истекший  год. Был составлен план работы педагогов дополнительного образования по направлениям на 2012-2013 учебный год. Ознакомились с результатами диагностических исследований в классных коллективах и диагностикой воспитанности классов. Обозначили основные принципы планирования воспитательной работы в школе, отметили основные направления работы школы на 2012-2013 год. А также познакомились с принципами деятельности классных руководителей, учитывая диагностические исследования и анкетирования. Решили  планировать воспитательную работу с классом с учетом целей и задач воспитательной системы школы, мнений учащихся и их родителей.

Кроме этого были проведены:

  1. Консультации для классных руководителей, направленные на совершенствование педагогического мастерства учителя в осуществлении воспитательного процесса.
  2. Консультации по документации классных руководителей
  3. Организация работы с родителями (классные и общешкольное родительское собрание)
  4. Исследования эффективности воспитательной работы в формах анкетирования, собеседования, интервью с учащимися, родителями, учителями.
  5. Работа с органами ученического самоуправления в классах, с целью привлечения учащихся школы к сотрудничеству и сотворчеству с педагогическим коллективом в организации внеурочной воспитательной деятельности.

В феврале-марте 20012 года были проведены предварительные слушания отчетов по темам самообразований и открытые классные часы. После выступлений классным руководителям было рекомендовано продолжить работу по своим темам:

  1. Создание банка интересных педагогических идей (мероприятий).
  2. Обзор методической литературы по проблемам организации воспитательной деятельности.
  3. Проведение классными руководителями открытых мероприятий.

В течение года проводился контроль за воспитательным процессом:

  1. посещение уроков учителей предметников с целью выявления воспитательного потенциала;
  2. проверка воспитательных планов классных руководителей (сентябрь, зам. дир. по ВР);
  3. посещение открытых воспитательных мероприятий;
  4. посещение занятий кружков с целью выявления воспитательного потенциала.

В течение учебного года МО  активно взаимодействовало и участвовало в работе «Малого педсовета» по вопросам успеваемости, посещаемости и взаимодействия школы и родителей.

В соответствии с планом воспитательной работы школы МО классные руководители принимало активное участие  в общешкольных и городских мероприятиях: давали открытые классные часы, изучали методическую литературу по проблеме воспитания, готовили доклады по актуальным проблемам, выступали на педсоветах, работали над пополнением «Банка творческих идей», вели поиск оптимальных средств для реализации целей воспитания школьников, делились опытом и т.д.  Была организована работа по организации и проведению экскурсий и посещения театров и музеев.

Классные руководители большое внимание в этом учебном году уделяли патриотическому воспитанию и совместной работе с семьями обучающихся. Чаще стали использовать информационные технологии в своей работе. Однако необходимо разрабатывать новые современные формы воспитательной работы, организовать взаимопосещение внеклассных мероприятий.

В целях планирования воспитательной работы с ориентацией на развитие личности ребенка и классного коллектива, корректировки содержания и форм процесса воспитания, отслеживания динамики уровня воспитанности учащихся педагогическим коллективом школы проводилась диагностика уровня воспитанности учащихся. Результаты диагностики  позволили наглядно увидеть изменения  уровня воспитанности  каждого обучающегося, каждого класса, коллектива школы в целом, помогли определить цели и задачи воспитательного процесса на следующий год.

За прошедший учебный год наиболее важными достижениями коллектива школы являются следующие:

  1. более эффективным стало педагогическое влияние на процесс развития личности ребенка, формирование его нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического, трудового, физического потенциала;
  2. интеграция учебного и воспитательного процессов в разрешении целей и задач воспитания;
  3. у педагогов и школьников преобладает позитивное настроение;
  4. классными руководителями осознана полезность работы по формированию самостоятельности и сплоченности детского коллектива, необходимость исследовательской деятельности по изучению уровня воспитанности личности и детского коллектива, необходимость совершенствования форм и методов воспитания через повышение мастерства классного руководителя;
  5. бережно сохраняются и преумножаются традиции школы.

Анализ итогов методической работы показал, что поставленные задачи в основном выполнены. В работе над единой методической проблемой школы использовались такие формы работы, как заседания МО, круглый стол, обсуждение посещенных урочных и внеурочных занятий, практикумы по использованию новых приемов и методов работы, творческие ответы  по теме самообразования. Эффективными формами работы МО являются обсуждение мероприятий с последующими рекомендациями учителю, практикумы по изучению документов, анализ творческих работ учащихся и деловые игры, совместная подготовка открытых мероприятий.

На следующий учебный год необходимо:

  1. Наметить пути совершенствования воспитательного процесса  и определить конкретные формы реализации, которые будут указаны в плане воспитательной работы на 2012-2013 учебный год.
  2. Классным руководителям больше проводить открытых воспитательных мероприятий; систематизировать взаимопосещение классных часов.
  3. Изучать и апробировать методы диагностики развития классного коллектива;
  4. Проводить конкретную организационную, консультативную, управленческую, контролирующую работу по введению ученического самоуправления , продолжить работу  рабочих органов самоуправления.
  5. Шире пропагандировать приемы реализации воспитательного потенциала урока -  уделяли внимания связи изучаемой проблемы с жизненными ситуациями сегодняшнего дня и подбирали материал в соответствии с воспитательными целям учебного занятия.
  6. Внедрить новые информационные технологии в работу каждого классного руководителя
  7. Контролировать качественное выполнение воспитательных планов классных руководителей.
  8. Обратить особое внимание на организацию самообразовательной деятельности педагогов.

                                                                          Руководитель методического объединения

классных руководителей Н.В.Пророк___________



Предварительный просмотр:

АНКЕТА

«Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка».

Уважаемые родители, просим Вас ответить на следующие вопросы:

1.             Болел ли ваш ребенок в последние полгода?______________________________

Если болел, перечислите заболевания ___________________________________

____________________________________________________________________

2.             Сколько дней болел Ваш ребенок?_______________________________________

3.             Что было причиной его болезни? _______________________________________

____________________________________________________________________

4.             У ребенка есть постоянный режим дня? _________________________________

5.             Ежедневно ли Ваш ребенок выполняет утреннюю гимнастику?______________

____________________________________________________________________

6.             Ежедневно ли он чистит зубы?__________________________________________

7.             Сколько времени ежедневно проводит ребенок на свежем воздухе?___________

____________________________________________________________________

8.             Употребляет ли фрукты, овощи? Сколько раз в день?_______________________

____________________________________________________________________

9.             Уважает ли ребенок окружающих его людей и не спорит по пустякам?________

____________________________________________________________________

10.         Регулярно с ним проводите закаливание?_________________________________

11.         Всегда ли одеваете его по погоде?_______________________________________

12.         Занимается ли ребенок в спортивной секции, танцами или другими видами двигательной активности не менее 1 часа в день (помимо уроков  физкультуры)?

_____________________________________________________________________

13.         У ребенка есть книги о здоровье и здоровом образе жизни?__________________



Предварительный просмотр:

Источники самообразования.

    В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?


Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно- популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Курсы повышения квалификации
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
• Путешествия


   
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Составляющие процесса самообразования учителя:

    Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится:

  1. читать,
  2. изучать,
  3. апробировать,
  4. анализировать,
  5. наблюдать,
  6. писать.

Какова же предметная область приложения этих глаголов?

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения:


• посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом,
• периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности,
• совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики,
• систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни,
• повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культуры.

Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:


систематический просмотр определенных телепередач;
• чтение конкретных педагогических периодических изданий;
• чтение методической, педагогической и предметной литературы;
• обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
• решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы;
• посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
• дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
• изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
• изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики;
• систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
• проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
• организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
• изучение информационно-компьютерных технологий;
• посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;
• общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.

Результат самообразования:

    Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):


• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
• разработка новых форм, методов и приемов обучения;
• доклады, выступления;
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
• создание комплектов педагогических разработок;
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Продуктивность процесса самообразования:

Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.



Предварительный просмотр:

 

"Инновационные технологии в системе воспитательной работы "

       

  …Творчество есть необходимое условие существования,

                  и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена

хоть йота нового, обязано своим происхождением

                                             творческому процессу человека…  

        Л.С.Выготский

Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия России, делает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей. В связи с этим в системе российского образования наблюдается переход от школы, распространявшей моноидеологическое мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность учащегося. Главной отличительной чертой такого образования является особое внимание как к индивидуальности школьника и его личности в целом, так и индивидуальности и личности учителя. Необходимость инновационного характера развития образования в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования  выпускников.

Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:

  1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
  2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.

В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие  компоненты:

  1. Диагностирование
  2. Целеполагание
  3. Проектирование
  4. Конструирование
  5. Организационно – деятельностный компонент
  6. Контрольно – управленческий компонент

Содержанием воспитательных технологий являются:

  1. Научно обоснованные социализированные требования
  2. Передача социального опыта
  3. Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
  4. Социализированная оценка ученика
  5. Организация творческого дела
  6. Создание ситуации успеха

Инновационные воспитательные технологии

  1. коллективное творческое дело
  2. информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека)
  3. нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон)
  4. социальное проектирование
  5. организационно-деятельностные игры (ОДИ)
  6. технология исследовательской деятельности
  7. технология проектов
  8. технология дидактической игры
  9. здоровьесберегающая технология
  10. личностно- ориентированная технология
  11. экологообразовательные
  12. кейс – технологии
  13. арт-технологии
  14.  шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)
  15. групповая проблемная работа (разработка проектов)
  16. диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
  17. диалог «педагог- воспитанник»
  18. тренинг общения
  19. «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)

Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих( «сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.

  В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов.

     Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на  использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы .

   Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

достоинства:

-обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;

-аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;

-ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;

-в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.

-особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.

Арт-педагогика - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы  взаимосвязаны.

Положительные результаты:

• создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;

• обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование у детей с агрессивными проявлениями;

• оказывается влияние на сознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я-концепции», уверенности за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.

Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.

Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования - формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций)

– технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.

Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.

Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:

1.   Интеллектуальное развитие обучаемых.

2.   Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.

3.   Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.

4.   Формирование готовности к оценке и принятию решений.

5.   Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.

6.   Развитие коммуникативных навыков.

Технология «КТД»

Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.

Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

 

Структурная схема КТД:

  1. Совместное решение о проведении дела;
  2. Коллективное планирование;
  3. Коллективная подготовка;
  4. Проведение дела;
  5. Коллективный анализ;
  6. Результат.

Показателями нового качества воспитательного процесса могут выступать следующие характеристики:

  1. повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
  2. повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
  3. осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
  4. развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий
  5. развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности учащихся (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции,  участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, районного, регионального, всероссийского, международного масштаба);
  6. развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);
  7. развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами района, области, бывшими выпускниками);

     В современных условиях  образование и воспитание должны и могут стать источником личного успеха, ресурсом общественного развития, инструментом реализации важнейших общечеловеческих ценностей. Воспитание является одним из важнейших  компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

     Появление новых требований со стороны общества и личности, усиление бездуховности части подрастающего поколения требуют от педагогического коллектива школы по новому оценить свою работу и наметить ряд мероприятий, способствующих достижению поставленных задач.



Предварительный просмотр:

«Мы вступаем в период, когда культура имеет значение большее, чем когда-либо. Культура не является чем-то окаменевшим в янтаре, это то, что мы создаем заново каждый день».

А. Тоффлер

Области применения и возможности ИКТ в работе классного руководителя

 

 

                                                                              Братск, 2012

Научно-технический прогресс на протяжении последних десятилетий активно вторгается в жизнь мирового сообщества, проникая все больше и больше в разные сферы человеческой жизнедеятельности: экономическую, статистическую, банковскую, медицинскую, юридическую, образовательную и другие.

Современные информационные технологии призваны помочь нам ориентироваться в бесконечном потоке информации, и, самое главное, экономить драгоценное время. Поэтому любой современный учитель, классный руководитель должен владеть компьютерной грамотностью.

Освоив компьютер, программы Microsoft Word,  Microsoft Excel,  Microsoft Access  и многие другие, классный руководитель владеет мощным инструментом, который помогает ему провести интересный классный час, внеклассное мероприятие, проиллюстрировать наглядным материалом любое выступление на семинаре, педагогическом совете, родительском собрании.

        

  1. Электронная документация классного руководителя.

Слайд 2

В компьютере создается банк данных необходимой информации, которую можно каждый год лишь обновлять, а не создавать заново. Например,

- План воспитательной работы;

- Социальный паспорт класса;

- Анкеты;

- Психолого-педагогические характеристики учащихся класса;

- База данных учащихся и их родителей.

В ежедневной работе классного руководителя часто приходится обращаться к многочисленным и, как правило, неупорядоченным данным об учениках класса, родителях, занятости учащихся во внеурочное время и т.д.

Слайд 3

Для того чтобы собрать и упорядочить данные воедино, можно использовать Microsoft Access. Использование такой программы позволяет классному руководителю за короткое время создавать списки учащихся класса с различной информацией по требованию администрации.

Слайд 4

Выставление текущих оценок, ведение журнала пропусков, сдача и проверка дневников, мониторинг успеваемости по полугодиям и за год могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel.

Слайд 5

     Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Данные отчеты могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel. Электронные таблицы позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм.

мы получаем возможность оперативно получить информацию о воспитанниках, прослеживать динамику их развития.

4. Внеклассные мероприятия 

Слайд 6

Подготовка и использование презентаций при организации внеклассных мероприятий (соревнования, классные часы, диспуты и т.п.) способствуют повышению заинтересованности  учащихся к предложенной теме. Компьютерные варианты наглядных пособий легче сохранить в хорошем состоянии до следующего использования. Ежегодно пополняю электронный банк методических разработок с целью дальнейшего их использования на уроках и во внеурочное время.

Слайд 7

Просмотр видеосюжетов на внеклассных занятиях  так же возможен через Интернет.

           

5. Ресурсы сети Интернет

Слайд 8

В организации воспитательной работы можно использовать ресурсы Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация и фотоматериал для разработки и проведения внеклассных мероприятий на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий.  

Слайд 9

Появилась возможность для классного руководителя участие в Интернет – конкурсах, фестивалях, где классный руководитель может также поделиться своим опытом работы, размещать свои разработки на персональном сайте.

6. Творческая работа с учениками 

Создание школьного сайта.

Творческие отчеты в виде презентации о праздниках, походах, поездках, экскурсиях.

Создание фотоальбома из школьной жизни класса, ежегодное его пополнение. В настоящее время существует множество программ, позволяющих не просто сохранять фото и видеокадры на компьютере, но и красиво оформить в виде фотоальбома.  

Создание портфолио каждого учащихся класса, портфолио класса.

Слайд 10

7. Методическая работа

- сопровождение выступления на педсовете, МО;

- для проведения семинара или творческого совещания;

- для обобщения собственного опыта.

 

Таким образом   использование компьютера как рабочего инструмента является не модным веянием, а острой необходимостью в работе квалифицированного специалиста.