Главные вкладки

    "Развитие педагогического мастерства через развитие общения"
    материал на тему

    "Если вы в общении с людьми часто подчеркиваете их недостатки, вы никогда не сделаете их лучше" Гете.

    Всегда похваливайте ребенка, реже хвалите.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon problemnyy_seminar.doc66.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проблемный семинар

    «Развитие педагогического мастерства через развитие общения»

    Работа проводится индивидуально, в общем кругу и микрогруппах.

    Выступление ведущего.

    Он говорит об общих целях проблемного семинара и о том, как изменилось общение учителей и учеников в школе за последнее время и насколько это отвечает современным тенденциям развития образования.

    Выступление (приложение)

    Переход к личностно-ориентированному обучению, основанному на уважении личности ребенка, знании его особенностей и построения обучения с учетом особенностей и потребностей детей, требует изменения стиля общения педагога с учащимися.

    Опыт показывает, что для изменения стиля отношений в классе и в том числе манеры общения потребуются даже не месяца, а годы работы.

    Процесс этого может быть ускорен при использовании специальных методик и техник, позволяющих учителю осознать особенности своего поведения в классе, причины, его вызывающие, и способствующих быстрейшему изменения общения и отношения в желаемом направлении. К сожалению, у нынешних школьников все чаще наблюдается дидактогенный невроз, характеризующийся такими симптомами, как: внутренняя тревога, страх, падение чувства собственного достоинства, снижение уверенности в завтрашнем дне, отсутствие ощущения личностной перспективы.

    Не обошла стороной эта проблема и нашу школу.

    Наблюдения показывают, что учащиеся не удовлетворены общением с одноклассниками, достижениями в учебе, испытывают на себе оскорбление со стороны учителей.

    По итогам полугодия в школе есть не успевающие

    Всем нам нужно учесть тот факт. Что возможными причинами неуспеваемости могут быть не только педагогические, но и психологические причины:

    а) отсутствие или слабая сформированность позитивных моментов учебной деятельности;

    б) слабая или высокая подвижность нервной системы;

    в) низкий уровень познавательных способностей и т.д.

    Именно поэтому одно из важнейших направлений работы педагогов – эмоциональное развитие школьников. Умение управлять и адекватно выражать свои эмоции формирует у них эмоциональную стабильность.

    Сегодняшним педагогам необходимо развивать такие компоненты педагогической техники, как умение взаимодействовать с личностью и коллективом и, конечно же, умение управлять собой.

    I. Обсуждение в микрогруппах вопроса: «Что для меня сложнее всего в общении с учениками? »

    (решение проблемы трудностей в общении с учениками)

    Высказывание преподавателем группы резюме (приложение по проблеме конфликтов в общении)

    I группа.  Двенадцать способов убеждать в своей точке зрения.

    Правило 1. Единственный способ добиться лучшего результата в споре – это уклониться от спора.

    Правило 2. Проявляйте уважение к мнению другого, ни когда не говорите человеку, что он не прав.

    Правило 3. Если вы не правы, признайте это сразу и чистосердечно.

    Правило 4. Вначале покажите свое дружеское отношение.

    Правило 5. Пусть Ваш собеседник, с самого начала будет вынужден отвечать вам: «Да, да».

    Правило 6. Дайте собеседнику возможность выговориться.

    Правило 7. Пусть Ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему.

    Правило 8. Честно попытайтесь увидеть вещи с точки зрения другого.

    Правило 9. Проявляйте сочувствие к мысли и желаниям других людей.

    Правило 10. Взывайте к благородным побуждениям.

    Правило 11. Придайте своим идеям наглядность, инсценируйте их.

    Правило 12. Бросайте вызов!

            Помните!

    Лучше уступить дорогу собаке, чем вступить с ней в спор за право первым пройти, оказаться укушенным ею.

    Даже убив ее, вы не исцелите этим полученную рану.

            Девять правил,

    Соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувство обиды:

    Правило 1. Начинайте с похвалы и истинного признания достоинств собеседника.

    Правило 2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.

    Правило 3. Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника.

    Правило 4. Задавайте собеседнику вопросы, вместо того чтобы ему что-то приказывать.

    Правило 5. Давайте людям возможность спасти свой престиж.

    Правило 6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу.

    Правило 7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

    Правило 8. Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалась им не трудной.

    Правило 9. Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.

    Шесть способов

    располагать к себе людей.

    1. Проявляйте искренний интерес к другим людям.
    2. Улыбайтесь!
    3. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком человеческой речи.
    4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать вам о себе.
    5. Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника.
    6. Давайте людям почувствовать их значительность и делайте это искренне.

    Задумайтесь над этим!

    Сегодня начинается первый день остатка вашей жизни! Живите осознанно во времени и находите время для важных дел!

    1. Находите время для работы,

               это – условие успеха.

    1. Находите время для размышлений,

    это источник силы.

    1. Находите время для игры,

    это – секрет молодости.

    1. Находите время для чтения,

    это – основа знаний.

    1. Находите время для дружбы,

    это – условие счастья.

    1. Находите время для мечты,

    это – путь к звездам.

    1. Находите время для любви,

    это – истинная радость для жизни.

    1. Находите время для веселья,

    это – музыка души.

    II. Работа микрогрупп в технике мозгового штурма.

        (решение проблемы трудностей в общении с учениками)

    1. причины возникновения трудностей (что мешает нам слушать ребенка)

    Данная техника позволяет найти как можно больше вариантов решения выбранных проблем.

    Метод мозгового штурма предполагает соблюдение ряда правил:

    1. принимаются все идеи;
    2. ни одна идея не критикуется;
    3. идеи лишь высказываются, но не прорабатываются досконально;
    4. участники не прерывают друг друга;
    5. участники распределяют между собой роли и исполняют их.

    Соблюдение третьего правила важно.

    Цель данного этапа – сбор вариантов решений, а не полная проработка и доведение до «рабочего варианта».

    Идея, высказанная одним участником, может навести на мысль другого. Это будет сделано на следующем этапе.

    В данный момент важен полет фантазии, творчество, поэтому количество здесь важнее качества.

    Обсуждение конфликтов в общении.

    1. Подведение итогов написания сочинений и анкетирования учителей «Общение без конфликтов возможно ли оно?» (зачитывание лучших работ)
    2. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

    Настойчивость, напористость – когда человек сверхактивный, сверхэнергичный.

    Минусы: он все сметает на своем пути. «Идет по трупам»

    Такая модель оправдана в случае стрессовой ситуации.

    Приспособление – в ряде случаев такая стратегия оправданна, если нам невыгодно идти на конфликт. Опасность в том, что оппонент чувствует себя обязанным за то, что ему уступили. Но долго человек  не может чувствовать себя обязанным.

    Избегание – уход от решения проблемы.

    Такая стратегия оправдана, если она осуществляется здесь и теперь.

    Минусы: падает авторитет. 70% больных в клиниках из-за последствий избегания.

    Компромисс – частичное решение проблемы. И если компромисс не закреплен юридически и джентльменским соглашением, оппонент может перерешать его в свою пользу. Страх быть обманутым.

    Сотрудничество – лучший способ. Позиция – нет не решаемых проблем.

    С конфликтными людьми лучше придержаться строго официальных отношений, разговаривать вежливо, но решительно, пересекать разговоры на личные темы, не верить раскаяньям, так как чаще всего это – игра.

    Защитные механизмы.

    1. Вытеснение из сознания наиболее неблагоприятной информации в подсознании. Иногда требуется гипноз.
    2. Рационализация или обесценивание.

    Обесценивается предмет или явление, которые мы потеряли; поднимается свой имидж в собственных глазах.

    1. Механизм компенсации. Человек отвергнутый ищет в качестве компенсации успех в другом человеке.
    2. Аргументация (обоснование):

    а) Способы трехступенчатых ответов, когда человек убеждает вас в том, что вы не правы, ваш ответ:

    - Да, я согласен с вами в том, что…

    - Но я сомневаюсь, что…

    - Я с вами не согласен в том, что…

    Нужно обязательно следить, чтобы аргументирование не переходило в эмоции.

    б) Способ аргументирования – перелицовка, безусловно, знаете…» и др.

    Причины возникновения трудностей в общении ( что мешает нам слушать ребенка ) :

    -предупреждение

    -нравоучение

    -нотация

    -критика

    -критика, обвинение

    -обзывание

    -выспрашивание

    -сочувствие на словах

    -отшучивание

    -уход от разговора

    -догадка

    -интерпретация.

    Принципы общения ребенка со взрослыми :

    1. Безусловное принятие ребенка .
    2. Право на отрицательный  опыт.
    3. Право на любовь

    При общении важно выбрать правильную позицию. Смотреть глаза в глаза,

    Не выспрашивать ребенка, попытаться активно выслушивать его.

    Фраза, оформленная как вопрос, не выражает сочувствия.

    Советы родителям:

    -Вы должны принять ребенка таким , какой он есть, и не судить его . Если вы хотите добиться положительных результатов  в общении , постоянно думайте о своем собеседнике:

    Кто он?  Каковы  его  мысли?

    Его заинтересованность должны быть на первом  плане. «Если вы в общении с людьми часто подчеркиваете их недостатки, Вы никогда не сделаете их лучше.» (Гете)

    Всегда похваливайте ребенка, реже хвалите.

    Постарайтесь ,чтобы между членами вашей семьи был тактильный контакт (прикосновение, рукопожатие,поглаживание). Не менее 4 раз прикасайтесь к членам. Не делайте этого , когда

    кто-то  испытывает  отрицательные эмоции.

    При общении необходим также зрительный контакт .

    У дошкольника и младшего школьника глаза выражают все эмоции.

    Видеть глаза-ощущать присутствие  ребенка.

    Вы должны взять на себя инициативу установление данного контакта.

    Если ребенок пытается отвести  глаза, вы должны ему улыбнуться  (проследить взгляд , проанализировать, почему он не смотрит в глаза ) .

    Вы должны быть терпеливы в общении с ребенком .  Не нужно искусственно ускорять ход событий . В отказе «смотреть в глаза» нет ничего направленного лично против вас .

    То , что нет зрительного контакта , говорит о неуверенности ребенка .

     Помните о том, что дети могут быть с большим развитым левым полушарием  мозга – «математики » и с правым полушарием – «творцы».

    «Математики», как правило, склонны к формальному обучению, они настойчивы, ответственны, предпочитают учиться и играть в одиночку, способны  неподвижно сидеть длительное время, хорошо справляться с самостоятельным   заданиями.

    «Творцы» любят неяркий свет и тепло, не любят долго сидеть без движения, отдают предпочтения групповому обучению, любят двигаться, им нравится трогать предметы, они не отличаются особыми успехам в поведении. Примите детей такими, какие они есть!

    Не верьте слухам и сплетням!

    Ф. Тютчев говорил : « Мысль изреченная  есть ложь.»

    Сообщение в процессе изложения значительно искажается, от первичной информации

    Остается около 16%, то есть примерно 1/6часть.

    Любите своих детей!

    Успешного вам общения!

    Активное    слушание:

    -повернуться лицом  к собеседнику;

    -установить  зрительный  контакт;

    -не  выспрашивать ребенка , попытаться  выслушать;

    -ответы-вопросы должны  звучать в утвердительной форме;

    -нужно уметь держать паузу ,помнить время принадлежит рассказчику;

    -подстроиться под тон и тембр голоса ребенка(настроиться на его волну);

    -рассказать о своих чувствах , переживаниях;

    -сформулировать ясно в одном предложении суть проблемы;

    -сообщить ребенку,что чувствуете Вы по поводу этой ситуации ,использовать  открытые –я-высказывания;

    -указать на те последствия , которые  Вам видятся;

    -передайте  свою беспомощность и одновременно выскажите желание ,что следовало бы сделать ребенку ;

    -напомните ребенку (1раз!),что вы могли бы ему помочь , если он этого  хочет;

    -протяните ребенку  руку помощи ,но не берите все на себя;

    -выскажите убеждение в том, что ребенок может сам принять верное решение ( «Свобода –осознанная необходимость.», « Ты-можешь!»)

    -обязательно рефлектируйте: отражайте чувства, эмоции (тебе было больно ,трудно?)  

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Развитие педагогического мастерства через развитие общения"

    Презентация к проблемному семинару по теме: "Развитие педагогического мастерства через развитие общения"...

    Апробация методической системы формирования и развития педагогического мастерства учителя технологии

    Сформированная мною в течение 10 лет собственная методическая система, как всякая система, представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов. Центральным компонентом выступают цели обучения:...

    Культура общения как условие повышения педагогического мастерства учителя.

    «Любовь воспитателя к воспитанникам - не готовое чувство, с которым он пришел на ниву педагогического труда. Это неусыпная, тяжелая, захватывающая работа». Это путь развития собственной личности, а не...

    Роль педагогического мастерства в развитии творческих способностей детей

    В процессе  обучения  педагог  играет  важную  направляющую  роль.  На занятиях  декоративно-прикладного   творчества  практическая  часть...

    Роль педагогического мастерства в развитии творческих способностей детей

    Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке вер...

    Роль педагогического мастерства в развитии творческих способностей детей

    Любое мастерство - это гармоничное сочетание знаний, умений и творчества....