"Развитие педагогического мастерства через развитие общения"
материал на тему

"Если вы в общении с людьми часто подчеркиваете их недостатки, вы никогда не сделаете их лучше" Гете.

Всегда похваливайте ребенка, реже хвалите.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnyy_seminar.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемный семинар

«Развитие педагогического мастерства через развитие общения»

Работа проводится индивидуально, в общем кругу и микрогруппах.

Выступление ведущего.

Он говорит об общих целях проблемного семинара и о том, как изменилось общение учителей и учеников в школе за последнее время и насколько это отвечает современным тенденциям развития образования.

Выступление (приложение)

Переход к личностно-ориентированному обучению, основанному на уважении личности ребенка, знании его особенностей и построения обучения с учетом особенностей и потребностей детей, требует изменения стиля общения педагога с учащимися.

Опыт показывает, что для изменения стиля отношений в классе и в том числе манеры общения потребуются даже не месяца, а годы работы.

Процесс этого может быть ускорен при использовании специальных методик и техник, позволяющих учителю осознать особенности своего поведения в классе, причины, его вызывающие, и способствующих быстрейшему изменения общения и отношения в желаемом направлении. К сожалению, у нынешних школьников все чаще наблюдается дидактогенный невроз, характеризующийся такими симптомами, как: внутренняя тревога, страх, падение чувства собственного достоинства, снижение уверенности в завтрашнем дне, отсутствие ощущения личностной перспективы.

Не обошла стороной эта проблема и нашу школу.

Наблюдения показывают, что учащиеся не удовлетворены общением с одноклассниками, достижениями в учебе, испытывают на себе оскорбление со стороны учителей.

По итогам полугодия в школе есть не успевающие

Всем нам нужно учесть тот факт. Что возможными причинами неуспеваемости могут быть не только педагогические, но и психологические причины:

а) отсутствие или слабая сформированность позитивных моментов учебной деятельности;

б) слабая или высокая подвижность нервной системы;

в) низкий уровень познавательных способностей и т.д.

Именно поэтому одно из важнейших направлений работы педагогов – эмоциональное развитие школьников. Умение управлять и адекватно выражать свои эмоции формирует у них эмоциональную стабильность.

Сегодняшним педагогам необходимо развивать такие компоненты педагогической техники, как умение взаимодействовать с личностью и коллективом и, конечно же, умение управлять собой.

I. Обсуждение в микрогруппах вопроса: «Что для меня сложнее всего в общении с учениками? »

(решение проблемы трудностей в общении с учениками)

Высказывание преподавателем группы резюме (приложение по проблеме конфликтов в общении)

I группа.  Двенадцать способов убеждать в своей точке зрения.

Правило 1. Единственный способ добиться лучшего результата в споре – это уклониться от спора.

Правило 2. Проявляйте уважение к мнению другого, ни когда не говорите человеку, что он не прав.

Правило 3. Если вы не правы, признайте это сразу и чистосердечно.

Правило 4. Вначале покажите свое дружеское отношение.

Правило 5. Пусть Ваш собеседник, с самого начала будет вынужден отвечать вам: «Да, да».

Правило 6. Дайте собеседнику возможность выговориться.

Правило 7. Пусть Ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему.

Правило 8. Честно попытайтесь увидеть вещи с точки зрения другого.

Правило 9. Проявляйте сочувствие к мысли и желаниям других людей.

Правило 10. Взывайте к благородным побуждениям.

Правило 11. Придайте своим идеям наглядность, инсценируйте их.

Правило 12. Бросайте вызов!

        Помните!

Лучше уступить дорогу собаке, чем вступить с ней в спор за право первым пройти, оказаться укушенным ею.

Даже убив ее, вы не исцелите этим полученную рану.

        Девять правил,

Соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувство обиды:

Правило 1. Начинайте с похвалы и истинного признания достоинств собеседника.

Правило 2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.

Правило 3. Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника.

Правило 4. Задавайте собеседнику вопросы, вместо того чтобы ему что-то приказывать.

Правило 5. Давайте людям возможность спасти свой престиж.

Правило 6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу.

Правило 7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

Правило 8. Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалась им не трудной.

Правило 9. Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.

Шесть способов

располагать к себе людей.

  1. Проявляйте искренний интерес к другим людям.
  2. Улыбайтесь!
  3. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком человеческой речи.
  4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать вам о себе.
  5. Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника.
  6. Давайте людям почувствовать их значительность и делайте это искренне.

Задумайтесь над этим!

Сегодня начинается первый день остатка вашей жизни! Живите осознанно во времени и находите время для важных дел!

  1. Находите время для работы,

           это – условие успеха.

  1. Находите время для размышлений,

это источник силы.

  1. Находите время для игры,

это – секрет молодости.

  1. Находите время для чтения,

это – основа знаний.

  1. Находите время для дружбы,

это – условие счастья.

  1. Находите время для мечты,

это – путь к звездам.

  1. Находите время для любви,

это – истинная радость для жизни.

  1. Находите время для веселья,

это – музыка души.

II. Работа микрогрупп в технике мозгового штурма.

    (решение проблемы трудностей в общении с учениками)

  1. причины возникновения трудностей (что мешает нам слушать ребенка)

Данная техника позволяет найти как можно больше вариантов решения выбранных проблем.

Метод мозгового штурма предполагает соблюдение ряда правил:

  1. принимаются все идеи;
  2. ни одна идея не критикуется;
  3. идеи лишь высказываются, но не прорабатываются досконально;
  4. участники не прерывают друг друга;
  5. участники распределяют между собой роли и исполняют их.

Соблюдение третьего правила важно.

Цель данного этапа – сбор вариантов решений, а не полная проработка и доведение до «рабочего варианта».

Идея, высказанная одним участником, может навести на мысль другого. Это будет сделано на следующем этапе.

В данный момент важен полет фантазии, творчество, поэтому количество здесь важнее качества.

Обсуждение конфликтов в общении.

  1. Подведение итогов написания сочинений и анкетирования учителей «Общение без конфликтов возможно ли оно?» (зачитывание лучших работ)
  2. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

Настойчивость, напористость – когда человек сверхактивный, сверхэнергичный.

Минусы: он все сметает на своем пути. «Идет по трупам»

Такая модель оправдана в случае стрессовой ситуации.

Приспособление – в ряде случаев такая стратегия оправданна, если нам невыгодно идти на конфликт. Опасность в том, что оппонент чувствует себя обязанным за то, что ему уступили. Но долго человек  не может чувствовать себя обязанным.

Избегание – уход от решения проблемы.

Такая стратегия оправдана, если она осуществляется здесь и теперь.

Минусы: падает авторитет. 70% больных в клиниках из-за последствий избегания.

Компромисс – частичное решение проблемы. И если компромисс не закреплен юридически и джентльменским соглашением, оппонент может перерешать его в свою пользу. Страх быть обманутым.

Сотрудничество – лучший способ. Позиция – нет не решаемых проблем.

С конфликтными людьми лучше придержаться строго официальных отношений, разговаривать вежливо, но решительно, пересекать разговоры на личные темы, не верить раскаяньям, так как чаще всего это – игра.

Защитные механизмы.

  1. Вытеснение из сознания наиболее неблагоприятной информации в подсознании. Иногда требуется гипноз.
  2. Рационализация или обесценивание.

Обесценивается предмет или явление, которые мы потеряли; поднимается свой имидж в собственных глазах.

  1. Механизм компенсации. Человек отвергнутый ищет в качестве компенсации успех в другом человеке.
  2. Аргументация (обоснование):

а) Способы трехступенчатых ответов, когда человек убеждает вас в том, что вы не правы, ваш ответ:

- Да, я согласен с вами в том, что…

- Но я сомневаюсь, что…

- Я с вами не согласен в том, что…

Нужно обязательно следить, чтобы аргументирование не переходило в эмоции.

б) Способ аргументирования – перелицовка, безусловно, знаете…» и др.

Причины возникновения трудностей в общении ( что мешает нам слушать ребенка ) :

-предупреждение

-нравоучение

-нотация

-критика

-критика, обвинение

-обзывание

-выспрашивание

-сочувствие на словах

-отшучивание

-уход от разговора

-догадка

-интерпретация.

Принципы общения ребенка со взрослыми :

  1. Безусловное принятие ребенка .
  2. Право на отрицательный  опыт.
  3. Право на любовь

При общении важно выбрать правильную позицию. Смотреть глаза в глаза,

Не выспрашивать ребенка, попытаться активно выслушивать его.

Фраза, оформленная как вопрос, не выражает сочувствия.

Советы родителям:

-Вы должны принять ребенка таким , какой он есть, и не судить его . Если вы хотите добиться положительных результатов  в общении , постоянно думайте о своем собеседнике:

Кто он?  Каковы  его  мысли?

Его заинтересованность должны быть на первом  плане. «Если вы в общении с людьми часто подчеркиваете их недостатки, Вы никогда не сделаете их лучше.» (Гете)

Всегда похваливайте ребенка, реже хвалите.

Постарайтесь ,чтобы между членами вашей семьи был тактильный контакт (прикосновение, рукопожатие,поглаживание). Не менее 4 раз прикасайтесь к членам. Не делайте этого , когда

кто-то  испытывает  отрицательные эмоции.

При общении необходим также зрительный контакт .

У дошкольника и младшего школьника глаза выражают все эмоции.

Видеть глаза-ощущать присутствие  ребенка.

Вы должны взять на себя инициативу установление данного контакта.

Если ребенок пытается отвести  глаза, вы должны ему улыбнуться  (проследить взгляд , проанализировать, почему он не смотрит в глаза ) .

Вы должны быть терпеливы в общении с ребенком .  Не нужно искусственно ускорять ход событий . В отказе «смотреть в глаза» нет ничего направленного лично против вас .

То , что нет зрительного контакта , говорит о неуверенности ребенка .

 Помните о том, что дети могут быть с большим развитым левым полушарием  мозга – «математики » и с правым полушарием – «творцы».

«Математики», как правило, склонны к формальному обучению, они настойчивы, ответственны, предпочитают учиться и играть в одиночку, способны  неподвижно сидеть длительное время, хорошо справляться с самостоятельным   заданиями.

«Творцы» любят неяркий свет и тепло, не любят долго сидеть без движения, отдают предпочтения групповому обучению, любят двигаться, им нравится трогать предметы, они не отличаются особыми успехам в поведении. Примите детей такими, какие они есть!

Не верьте слухам и сплетням!

Ф. Тютчев говорил : « Мысль изреченная  есть ложь.»

Сообщение в процессе изложения значительно искажается, от первичной информации

Остается около 16%, то есть примерно 1/6часть.

Любите своих детей!

Успешного вам общения!

Активное    слушание:

-повернуться лицом  к собеседнику;

-установить  зрительный  контакт;

-не  выспрашивать ребенка , попытаться  выслушать;

-ответы-вопросы должны  звучать в утвердительной форме;

-нужно уметь держать паузу ,помнить время принадлежит рассказчику;

-подстроиться под тон и тембр голоса ребенка(настроиться на его волну);

-рассказать о своих чувствах , переживаниях;

-сформулировать ясно в одном предложении суть проблемы;

-сообщить ребенку,что чувствуете Вы по поводу этой ситуации ,использовать  открытые –я-высказывания;

-указать на те последствия , которые  Вам видятся;

-передайте  свою беспомощность и одновременно выскажите желание ,что следовало бы сделать ребенку ;

-напомните ребенку (1раз!),что вы могли бы ему помочь , если он этого  хочет;

-протяните ребенку  руку помощи ,но не берите все на себя;

-выскажите убеждение в том, что ребенок может сам принять верное решение ( «Свобода –осознанная необходимость.», « Ты-можешь!»)

-обязательно рефлектируйте: отражайте чувства, эмоции (тебе было больно ,трудно?)  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие педагогического мастерства через развитие общения"

Презентация к проблемному семинару по теме: "Развитие педагогического мастерства через развитие общения"...

Апробация методической системы формирования и развития педагогического мастерства учителя технологии

Сформированная мною в течение 10 лет собственная методическая система, как всякая система, представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов. Центральным компонентом выступают цели обучения:...

Роль педагогического мастерства в развитии творческих способностей детей

В процессе  обучения  педагог  играет  важную  направляющую  роль.  На занятиях  декоративно-прикладного   творчества  практическая  часть...

Роль педагогического мастерства в развитии творческих способностей детей

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке вер...

Роль педагогического мастерства в развитии творческих способностей детей

Любое мастерство - это гармоничное сочетание знаний, умений и творчества....

Педагогический совет: "Совершенствование педагогического мастерства учителей школы через самообразовательную деятельность"

laquo;Образ педагога» обсуждался во все времена. Эта тема стала еще более актуальной сегодня, при ФГОС. Современной школе нужен учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическим...