Карта проблем как средство развития школы
статья по теме

Ушакова Валентина Александровна

Карта проблем как средство развития школы помогает грамотно провести анализ работы школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта проблем как средство управления развитием школы 

Ушакова Валентина Александровна, заместитель директора по УВР

   В процессе развития школы коллектив трудится над решением множества серьезных задач и проблем, требующих длительной и кропотливой работы, исследования, коллективного взаимодействия. В ходе разработки для каждой проблемы определяется содержание, намечается план мероприятий, ее решением занимается весь коллектив или отдельные кафедры, творческие группы педагогов. Проблемы решаются, достигаются определенные результаты, в полной мере или частично соответствующие задуманному.

Кто и когда должен поставить точку в работе над решением той или иной проблемы? Когда можно сказать: «Все, эта проблема решена!»? Как определить момент кардинального обновления подходов в работе над проблемой?

Ответить на эти и другие вопросы, принять ответственное решение на основе объективного анализа может помочь карта проблем.

Что такое карта проблем?

Карта проблем - это бланк определенной формы, куда вписаны проблемы, над решением которых работала и/или работает школа. Форма карты представляет собой систему ячеек, их количество зависит от числа проблем, которые планируется подвергнуть анализу. Проблемы могут быть сформулированы по следующим аспектам:

  1. управление школой;
  2. материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
  3. научно-методическая работа, опытно-экспериментальная работа;
  4. учебно-воспитательная работа (содержание, организация, результаты и др.);
  5. взаимодействие школы с социумом;
  6. и др.

Проблемы оформляются в виде предложения, состоящего из двух частей, противопоставленных друг другу. Первая часть описывает фактическое состояние объекта, направленность усилий субъектов образовательного процесса, ожидания и др., а вторая - фиксирует существующее противоречие, проблему, негативное состояние и т.п. В каждой из проблем намерено усилено, обострено противостояние двух её составляющих. Это дает возможность возбудить интерес педагогов к деятельности, усилить их восприятие и чувства, мотивировать педагогов на работу с картой проблем.

  В результате работы групп выявляется круг проблем по каждой из задач. Поскольку выявленные проблемы могут относиться к разным областям деятельности, то проблемы, относящиеся к одной области, должны быть ранжированы по степени важности и срочности решения относительно поставленных целей развития. Это впоследствии поможет систематизировать, упорядочить, сократить план по количеству дел, мероприятий, проектов, срокам их выполнения. Возможен вариант, когда одна и та же проблема получает различные оценки групп. Это как раз и указывает на то, что необходимо более пристальное её рассмотрение и изучение.

Результаты анализа проблем используются:

  1. администрацией для стратегического планирования, разработки плана работы школы на следующий учебный год, коррекции работы структурных подразделений, для создания творческих групп учителей по разработке или исследованию проблемы, чье решение было актуализировано в ходе коллективного обсуждения, организации эксперимента;
  2. заведующими кафедрами для планирования работы;
  3. учителями для выбора темы самообразования и др.

Группы получили для работы карту, в которую включены 30 проблем. Группам предлагались следующие задания:

  1. 1 группа - выберите проблемы, которые успешно решены в лицее.
  2. 2 группа - выберите проблемы, которые в настоящее время не могут быть решены в лицее.
  3. 3 группа - выберите проблемы, актуальные для коллектива в настоящее время.
  4. 4 группа - выберите проблемы, которые не актуальны для коллектива лицея.
  5. 5 группа - выберите проблемы, к решению которых коллектив подготовлен.
  6. 6 группа - выберите проблемы, к решению которых коллектив не подготовлен.
  7. 7 группа - выберите проблемы, решение которых вне компетенций коллектива лицея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология и технологические карты уроков как средство развития познавательной компетенции учащихся

Реформирование современной общеобразовательной школы направлено на создание педагогических условий для развития  личности школьника. И предлагает приоритет компетентностного подхода, когда на пер...

Пути решения проблем здоровьесбережения средствами личностно ориентированной педагогической технологии

Внедрение в практику основных положений личностно ориентированной технологии (автор Якиманская И.) позволяет решить многие вопросы индивидуального подхода к учащимся. Следует отметить, что учителю нео...

Использование инструкционных карт на уроках технологии как средство развития познавательной активности обучающихся.

Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается без интереса, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются...

Масстер - класс «Работа с анимированной картой на уроках истории как средство развития компетенций учащихся».

Масстер - класс «Работа с анимированной картой на уроках истории как средство развития компетенций учащихся»....

Технологическая карта урока по предмету музыка 5 класс"Музыкальные инструменты как средство развития учащихся"

Технологическая карта урока "Музыкальные инструменты как средство развития учащихся"...

Применение ментальных карт на уроках, как средство развития творческих способностей учащихся.

Цель применения ментальных карт – эффективное управление информацией, получить целостную картину явления или процесса, отыскать новые ассоциации. Ментальные карты дают большую свободу мысли, это...

Использование интеллект – карт на уроках физики как средство развития образного мышления учащихся

Интеллект-карта – это удобный и эффективный способ запоминания большого объёма информации. Можно практиковать составление интеллект – карт по каждой изучаемой теме на уроках физики....