Исследовательская работа учащихся
статья (10 класс) по теме

Гусейнова Наталья Сергеевна

В данной статье рассматриваются особенности исследовательской работы с учащимися старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_3.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность  старших школьников как средство развития личности учащегося с признаками одаренности

Гусейнова Н.С.

г. Муром Владимирской области

      В современном мире образование является важным фактором развития общества, поэтому проблема выявления детей с признаками одаренности, а также организации работы с ними является одной из важнейших, так как именно такие дети проявляют  особый интерес к учебе. «Одаренность – это системное, развивающееся в течение всей жизни качество психик, которое определяет возможность достижения человеком по сравнению с другими людьми более высоких, необычных результатов в одном или нескольких видах деятельности.»

[ 1,2]

         Одна из самых главных задач педагога не просто выявить ребенка с признаками одаренности, именно такое понятие заложено в  Рабочей концепции одаренности Министерства общего и профессионального образования РФ, необходимо дать ему возможность развиваться ,особенно в раннем юношеском возрасте [2,3], когда дети не настолько открыты и откровенны со взрослыми, как с родителями, так и с педагогами.

        В связи с этим исследовательская деятельность в рамках работы научного общества студентов является важным моментом в обучении детей с признаками одаренности, да и просто детей, наделенных пытливостью ума. Ведь в рамках урока такие дети зачастую чувствуют недостаточность получаемых знаний, особенно когда речь идет об уроке, в рамках которого формируются  и отрабатываются элементарные способы деятельности, так как зачастую для них требуется меньшее количество времени на их освоение. Несомненно, «спасением» для таких обучающихся являются задания проблемного характера, индивидуальные задания. Но именно  исследовательская деятельность становится эффективным средством обучения, а также способствует реализации принципов развивающего обучения: проблемности, диалогичности, индивидуализации.

     Напомним, что еще Я.А.Коменский в «Великой дидактике» говорит о необходимости делать обучение для студентов проблемным, то есть напрягать ум для решения необычных задач. Проблемные ситуации - это «психическое состояние субъекта, испытывающего познавательную или практическую трудность» .[ 3,15]

    В связи с этим, создается первая проблемная ситуация: поиск темы для исследования.

     Для этого необходимо установить эмоциональный контакт с учащимся, так как иначе могут возникнуть непреодолимые трудности в общении с ним. Это важный этап в процессе исследовательской работы. Преподаватель на этом этапе должен выяснить, каковы интересы обучающегося, ведь «чувства учеников постоянно нужно занимать тем, что их привлекает» [4, 588]. А так как сегодня велика роль субкультуры, Интернета, то темы, связанные с современными технологиями, жизнью современной молодежи должны быть востребованы педагогом. Учащимся особенно интересно, если работа представляет собой не просто реферирование научных статей и изучение истории вопроса, а и формулировку собственных выводов. Поэтому с особым интересом учащиеся выбирают для исследования темы , в которых можно сопоставить языковые, литературные явления прошлого и современности: «Вечные проблемы русской поэзии. Опыт сопоставительного анализа поэзии XIX-XXв.в.и текстов рэпа»,  «Речевой портрет представителей интеллигенции 19 и 21века. Опыт сравнительного анализа.», «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова», «Образ учителя в русской литературе.», «Опыт сопоставительного анализа дневниковых записей писателей XIX века и интернет-блогов современных авторов.»

         В процессе работы над такими личностно-значимыми темами проявляется и развивается личностный опыт учащихся, их субъективное восприятие мира и его закономерностей. Несомненно, важным моментом в исследовательской работе является  стратегия реализации исследовательского проекта. Важным является то, что в такой деятельности ученик выступает автором собственной работы, что, несомненно, позитивно влияет на его развитие, мотивирует на обучение в целом, прививает интерес к собственному получению знаний. И здесь важен диалог педагога с учащимся, который  может быть осуществлен только в том случае, если личность, профессиональные знания и умения учителя соответствуют высоким требованиям работы с детьми, проявляющими признаки одаренности. Однако немаловажен и личный, человеческий контакт с учащимся, иначе невозможно обсуждение тем, которые направлены на развитие кругозора и формирование мировосприятия, без чего невозможно осознанное учение и стремление к учебной и исследовательской деятельности. Именно эти этапы работы способствуют формированию сложных компетенций, что требует длительного времени, поэтому ранний юношеский возраст – время, когда необходимо вести такую работу.

   Особое место отводится занятиям, на которых даются конкретные рекомендации по содержанию работы, определяется круг вопросов, на которые необходимо ответить в процессе исследования, намечаются произведения художественной литературы для чтения, так как темы сравнительного характера требуют прочтения целого круга произведений. Занятия проводятся индивидуально, причем, принимаются все варианты, предлагаемые самими учащимися, а также учитывается и то, что предлагает педагог.

    В этот момент учащийся, несомненно, чувствует себя равноправным участником процесса, ведь и учитель вместе с ним чувствует затруднения. Такое осознание важно для юношеского возраста, когда, с одной стороны, избавляются от авторитетов, с другой – нуждаются в поддержке и понимании как никогда. На этом этапе работы очень важно правильно определить цель работы, гипотезу, а также предмет и объект исследования.

Интеллигент сочетает личную культуру и образованность с высокими нравственными принципами и потребностью в постоянном духовном совершенствовании. Такие люди независимо от рода занятий составляют цвет нации. Сеющие в обществе "разумное, доброе, вечное", они необходимы любому народу и государству, претендующему хотя бы на самосохранение, не говоря уже о выдающейся роли в мировой жизни.

Так ,например, определяют учащиеся эти структурные элементы в работе, посвященной исследованию речи интеллигентов:

Интеллигент сочетает личную культуру и образованность с высокими нравственными принципами и потребностью в постоянном духовном совершенствовании. Такие люди независимо от рода занятий составляют цвет нации. Сеющие в обществе "разумное, доброе, вечное", они необходимы любому народу и государству, претендующему хотя бы на самосохранение, не говоря уже о выдающейся роли в мировой жизни.

Цель работы: выявить принадлежность современной молодежи к интеллигенции.

Задачи работы:  Провести сравнительный анализ речевых портретов                                              интеллигенции 19 и21вв.;  Провести сравнительный анализ текстов художественных произведений

Гипотеза: в 21 веке социальный слой интеллигентов исчезает, а речь представителей этого социального слоя сближается с речью социальных низов в связи с изменениями, происходящими в обществе.

Актуальность: обществу нужен человек, обладающий качествами, присущими интеллигентам.

Новизна: сопоставление речевых портретов интеллигенции прошлого и современности.

Предмет исследования: личностные и социальные особенности интеллигенции.

Объект исследования: речь интеллигентов, тексты художественных произведений.

«… заметим, что любое деление на этапы достаточно условно, особенно в практической деятельности, какой является и деятельность научно-исследовательская. Тем не менее это деление необходимо в чисто учебных, объяснительных целях для того, чтобы максимально ясно обозначить все составляющие той или иной деятельности. На практике же названные этапы могут протекать параллельно, перекрещиваться и даже меняться местами в зависимости от конкретной ситуации исследования. Важно лишь все их учитывать как необходимые элементы данного вида деятельности.»[7 ]

       Один из важнейших этапов исследовательской работы — это не только проведение самого исследования, но и подведение итогов, формулировка выводов, которые, особенно в исследовании гуманитарного характера, выходят на проблему, общественно  и личностно  значимую. Формируется определенная гражданская и человеческая позиция учащегося , что немаловажно для него не только как для будущего ученого, но и как для человека вообще. Куда будут направлены умы и сердца детей талантливых, способных, зависит во многом будущее страны. Наверное, можно уже с уверенностью сказать, что гражданская позиция сформирована у юных исследователей, которые способны делать подобные выводы такого характера:

Как уже говорилось, одна из важнейших функций интеллигенции – это хранение, трансляция и распространение культурных ресурсов. Эту функцию должна выполнять самая многочисленная группа интеллигенции – учителя.  Но, к сожалению, в нашем обществе большую часть этой функции берет на себя менее нравственный, бездуховный квант интеллигенции – государственные деятели и чиновники, потому что, несмотря на  меньшинство, в их руках сконцентрированы средства массовой информации. Выходит, что в современном обществе нарушается принцип интеллигенции – отрешенность от власти.  Также интеллигенция, как наиболее «развитый» слой общества, должен брать на себя функцию сподвижника  новых идей, интеллигенты и изобретают что-либо новое, они же и выставляют эту инновацию «в свет».  Но, к сожалению, все ученые и изобретатели также находятся в бедственном положении, а общество не способно принимать инновации, что говорит о его духовной  бедности.Также из-за монополии социалистической идеи была создана искусственная система ценностей, оторванная от реальности. Вся элита - интеллектуальная, политическая, художественная - была уничтожена.  

Интеллигентам прошлого некому передать свои знания и ценности, которые утрачивают свою актуальность. Вместе с настоящими интеллигентами исчезает и речь, правильная, грамотная речь.

Порядок и в жизни, и в языке не может существовать без самоконтроля, ведь самокритика лежала в основе интеллигенции. То есть не только государство должно поддерживать культурно-развивающие программы, пропагандировать правильную речь, но и каждый человек как личность должен начать с себя. Каждый должен контролировать и совершенствовать свою речь, воздерживаться от жаргонных слов, слов-паразитов и просто оттачивать грамотность и  увеличивать словарный запас, чтобы его речь была красочная и насыщенная, такая же, как у настоящего интеллигента

       Несомненно, все этапы исследовательской работы, через которые проходит учащийся формируют определенный личный опыт,  способствуют развитию интереса, расширению и актуализации  знаний по предметам программы, развитию представлений о межпредметных связях; развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ; созданию предпосылок для развития научного образа мышления; освоению творческого подхода к любому виду деятельности; формированию установки на престижность занятий научной деятельностью, а также представлению о том, каким видом научной деятельности необходимо заниматься в современном мире; содержательной организации свободного времени.

    Результат исследовательской деятельности учащихся - это прежде всего развитие, однако представление результатов  также важно прежде всего для самих учащихся . Они понимают значимость своей работы, получают опыт публичного выступления.

   Подготовка к публичному выступлению — важный этап  в структуре исследовательской работы. Как правило, даже очень раскрепощенные молодые люди в ситуации представления работ такого характера могут выбрать неподходящий для презентации материал,  растеряться перед большой серьезной аудиторией. Поэтому это довольно длительный этап : во-первых, необходимо отобрать материал работы так, чтобы за 5-7 минут изложить суть работы; во-вторых, выбрать способ представления материала так, чтобы учащийся не заглядывал  каждую минуту в текст работы или вовсе  уткнулся» в листок и читал.             Конечно, работе над презентацией исследования помогает то, что дети с признаками одаренности во всем стремятся к совершенству, как об этом говорится в Рабочей концепции одаренности Министерства общего и профессионального образования РФ. И все-таки педагогу не стоит рассчитывать на то, что выступление состоится само собой. Необходимо отрепетировать выступление, определить места пауз, логических ударений . продумать возможные вопросы к выступающему. Таким образом, учащийся получает опыт публичных выступлений, осознание того, что он может преодолеть страх  и волнение.

        «Для того чтобы юный человек был принят взрослым обществом «на равных», он прежде всего должен соответствовать определенным социальным требованиям, которые в психологии получили название «задачи развития»»[5,42]  Именно исследовательская работа способствует тому , чтобы учащийся старшего школьного возраста мог почувствовать свою значимость, что немаловажно для ддетей с признаками одаренности. Такая работа может стать отправной точкой для будущей научной деятельности одаренного ребенка.

Список литературы:

1.Гришакина О.П. Учитель и одаренные дети. Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист» «Мастер-класс» №1, 2009

2.Рабочая концепция одаренности Министерства общего и профессионального образования РФ. ИЧП «Издательство Магистр», Москва 1998

3.Кудрявцев Т.В. Система проблемного обучения. // Проблемное и программированное обучение / Под ред. Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина. М.: Совет ская Россия, 1973.С. 10 — 29.

4.Коменский Я.А. Избранное, Москва, «Просвещение», 1970

5.Размахнина Д.Ю. Решение задач развития в подростковом возрасте как условие формирования идентичности. Психология и школа №1, 2006

6.Матюшкин А.М., Сиск ДА. Одаренные и талантливые дети //Вопросы психологии, 1988, №4

7. www.uzos.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация исследовательских работ учащихся на районных краеведческих чтениях

     В юбилейный для Русской Поляны год  Администрацией городского поселения, Центральной библиотекой, газетой "Голос целины", Комитетом по образованию была объя...

Научно-исследовательская работа учащихся 11 класса на тему: "Оценка запыленности воздуха школы и пришкольной территории"

Работа была представлена на региональной научно-практической конференции "Инициатива молодых" в 2011 году и заняла 3 место в секции "Экология"...

Организация исследовательской работы учащихся на уроках математики

Данная работа  является попыткой обобщения опыта по применению элементов исследования на уроках математики и во внеурочное время, как в среднем звене, так и в профильной школе.Исследование ...

Программа работы над научно-исследовательской работой учащихся по теме «Корневая гласная – самая опасная!»

Пояснительная записка Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Но, как ни парадокса...

Критерии оценки исследовательских работ учащихся на научно-(исследовательской) практической конференции

Оценить работу учащегося не так просто и, более того, очень ответственно....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы. 7 класс.

Работу выполнил: Старостов Алексей Дмитриевич, уч-к 7 «Б» класса  , 12 летРуководители: Першина Ольга Владимировна, учитель биологии. Старостов Дмитрий Сергеевич, 35 лет....

Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)

Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...