"Внеклассная работа как средство повышения интереса к предмету"
статья по теме

Левчук Инна Васильевна

Эта статья предназначена для учителей математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx155.71 КБ

Предварительный просмотр:

К вопросу организации развивающего обучения на уроках музыкальной литературы в детской музыкальной школе

Москаленко О. И.

Музыкальная литература как учебный предмет – это дидактически отработанная система знаний, умений и навыков, с помощью которых учащиеся должны научиться слушать музыку, понимать её содержание, разбираться в своеобразии выразительных средств и получить запас ярких художественных впечатлений от непосредственного общения с лучшими образцами музыкального искусства.

Своеобразный синтез искусства и основ науки о музыке в содержании предмета музыкальной литературы позволяет в учебном процессе одновременно воздействовать как на эмоциональную, так и на интеллектуальную сферу школьников, делая их развитие более разносторонним и гармоничным.

В связи с этим хочется обратить внимание преподавателей на разнообразные концепции развивающего обучения, связанные с интенсификацией традиционного обучения. Их цель -  поиск резервов умственного развития учащихся и развитие прежде всего творческого мышления, способности к самостоятельной познавательной деятельности. В последние годы общий объем научных познаний стремительно нарастает. Это приводит к тому, что с каждым годом увеличивается разрыв между общим количеством научных знаний и той их частью, которая усваивается в учебном заведении. Чтобы не отстать от бурного темпа жизни, человек с детства должен учиться, должен уметь самостоятельно пополнять свои знания.

Концепции развивающего обучения разнообразны. Широко известны и используются на практике концепция Л.В. Занкова, направленная на раннее интенсифицированное общее психологическое развитие личности,  концепция личностно-развивающего обучения В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина, концепция С.А. Смирнова, создающая  условия для максимального развития способностей ребенка в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах, концепция И.С. Якиманской, развивающая индивидуальные познавательные способности каждого ребенка, его осознание себя личностью, самоопределение и самореализацию в процессе обучения.

У каждой концепции развивающего обучения свои цели и задачи, но есть и  объединяющий фактор - это общий ряд психологических принципов развивающего обучения. К ним относятся: проблемность обучения, оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности, индивидуализация и дифференциация обучения, специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности, специальная организация мнемической деятельности.

Рассмотрим возможность применения некоторых принципов на уроках музыкальной литературы.

  1. Проблемность обучения.

Педагог ставит перед учащимися проблему, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т.е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. Таким образом,  достигается одна из важных целей проблемного обучения: формирование особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности учащихся.

Применение технологии проблемного обучения на уроках музыкальной литературы во многом зависит от учебной программы, по которой учащиеся проходят данный предмет. На сегодняшний день в ДМШ и ДШИ, наряду с традиционной,  большой популярностью и заслуженным вниманием пользуется программа и методика преподавателя Московской городской детской музыкальной школы №2 имени И.О.Дунаевского Евгении Борисовны Лисянской.  В основе содержания пособия лежит отказ от стереотипов, творческий подход к освоению музыкальных знаний, формирование главного умения – умения слушать и самостоятельно анализировать музыкальные произведения.  В классе, слушая музыку после небольшого введения педагога, дети анализируют услышанное, отвечая на предложенные вопросы, создавая свой «перевод с музыкального на литературный». Индивидуальная письменная работа даёт раскрыться каждому ученику в соответствии с его интеллектуальной подготовкой и в то же время не является остановкой в развитии менее способных учащихся, т.к. за индивидуальной работой следует пояснение педагога с дополнением самих учеников. Лисянская акцентирует мысль, что воспитание самостоятельности музыкального мышления, умения обосновать своё мнение, свою оценку произведения – важнейшая задача уроков музыкальной  литературы. В ДМШ, где обучение во многом опирается на повторение, на показ педагога («сыграй, как я», «спой, как я»), музыкальная литература  даёт возможность воспитывать самостоятельность ученика. Не «выучи и повтори», а «скажи, как ты сам думаешь».  Последовательно проводимая методика обучения слушанию музыки в дальнейшем подготавливает выпускника к самостоятельному слуховому анализу произведения.

  1. Оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности.

Развитие мышления школьников определяет работу всех других функций сознания, поэтому является одним из важных принципов развивающего обучения. Различают следующие виды мыслительной деятельности: конкретно-действенное (практическое) мышление, которое направлено на решение конкретных задач в практической деятельности людей; конкретно-образное (художественное), которое представляет собой процесс воплощения отвлечённых мыслей в конкретные образы; словесно-логическое (абстрактное), которое оперирует понятиями, а образы в нём играют вспомогательную роль.

Гармоничное развитие личности предполагает активизацию всех видов мышления, их совершенствование.

На уроках музыкальной литературы в условиях проблемно-развивающего обучения школьники регулярно ставятся в ситуации, когда им нужно рассуждать, сопоставлять разные умозаключения, что способствует развитию их словесно-логического мышления. В то же время объектом внимания является музыка, искусство звуков, - и в процессе её постижения, рассуждения о ней существенную роль играют и образное мышление, непосредственно связанное с чувственной опорой.

Для развития эвристических (поисковых) приёмов мыслительной деятельности, таких как сравнение, анализ, обобщение, конкретизация можно порекомендовать следующие виды работы с учащимися.

1.Составление синквейнов – способствует более точному выражению собственного мнения и позиции. Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму.

1-я строка.

Кто? Что?

1 существительное

2-я строка.

Какой?

2 прилагательных

3-я строка.

Что делает?

3 глагола

4-я строка.

Что автор думает о теме?

Фраза из 4-5 слов, пословица, поговорка, крылатое выражение

5-я строка.

Кто? Что? (Новое звучание темы, осмысление).

1 существительное.

После объяснения правил написания синквейна учителю необходимо составить его вместе с детьми, показать приём набора лексики, из которой дети составят разные варианты синквейна. Затем можно предложить работу по составлению сиквейна в парах. Вот пример синквейна, составленного детьми после беседы о романсах: Романс. Лирический, красивый. Завораживает, влюбляет, учит. Смягчает даже самую чёрствую душу. Аромат любви.

2. Написание литературно-творческих работ. Письменная речь является средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Размышляя над взаимоотношениями людей, их поступками, различными проблемами, дети учатся отзываться душой на переживания героев, соотносить со своей жизнью и своими переживаниями, ориентироваться в нравственном содержании произведения, высказывать свою точку зрения, уважать другое мнение. Например, после прослушивания песни-романса «Титулярный советник» Даргомыжского ученики получают задание написать небольшое сочинение-эссе. Темы даны на выбор: «Образы титулярного советника и генеральской дочери», «Сатирическая направленность романса Даргомыжского «Титулярный советник». Можно также нарисовать иллюстрацию. Потребность в творческом самовыражении делает детей более наблюдательными, любознательными, вдумчивыми, осознанными читателями и слушателями.

3. Приём словесного рисования – направлен  на пробуждение воображения и фантазии школьников, развивает способность выражать свои мысли и чувства на основе прочитанного стихотворения и прослушанного романса или песни. Идеален при работе с вокальными жанрами. После знакомства со стихотворным текстом учащиеся отвечают на ряд вопросов: какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?; обратите внимание на слова, которые выбирает автор для передачи радости при виде необыкновенной красоты; найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора; представьте, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы используете для неба, облаков, зелени, земли и т.д.; вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к нему; какие звуки повторяются в этой строке и что они “рисуют”?.

Справившись с этим заданием, учащиеся слушают вокальное произведение и после этого завершают анализ произведения, отвечая на группу вопросов, связанных с музыкой:  каков образный строй романса (один образ – или несколько, в зависимости от музыкальной формы); как вы думаете, едины ли поэт и композитор в выражении основного чувства? Или же композитор с помощью музыки подчёркивает (усиливает) другие настроения? Объясните.

  1. Индивидуализация и дифференциация обучения.

Дети по-разному воспринимают информацию,  у них разная способность к анализированию, внимание, память, работоспособность. Разные дети требуют  индивидуального дифференцированного подхода, цель которого - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, а также приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

Основываясь на примере опытных педагогов, вижу возможность на уроках музыкальной литературы использовать дифференцированный подход при опросе и оценивании учащихся.

Предложите детям четыре ряда заданий. Первый ряд вопросов самый лёгкий, второй - более трудный, и так по возрастанию. В первом ряду – задания на узнавание, например, определения какого-либо термина, надо этот термин назвать (Скорость звучания? Темп). Задания второго ряда рассчитаны на воспроизведение материала. Например, дать определение какого-либо понятия (Что такое динамика? Сила звука).  В третьем ряду задания даются, к примеру, на нахождения соотношения между какими-либо понятиями (Allegro, Adagio – дать обозначение, определить, к какому выразительному средству музыки относятся). Четвёртый ряд представлен заданиями проблемного характера (порассуждайте, что случилось бы, если бы из музыки исчез ритм?; как изменение лада может повлиять на характер музыки? и т.д.).

Оценки за правильные ответы выставляются в баллах. Задания первого ряда – по одному баллу, второго – по два, и т.д. Учащиеся имеют право самостоятельно набрать заданий на то количество, на которое они хотят ответить (как правило, на «5» баллов). Брать задания можно с любых рядов и в любой комбинации, по усмотрению детей, по их возможностям. Задания подготовлены не для конкретной личности, а для общей массы учащихся. Дифференциацию заданий осуществляют сами учащиеся. Индивидуальный подход осуществляется не “в лоб”, не навязчиво, а незаметно для самого ученика.

Подведу итог: использование принципов развивающего обучения на уроках музыкальной литературы позволит преподавателям в лучшей степени сформировать у учащихся специальные умения, которыми обладает каждая школьная дисциплина. В музыкальной литературе к ним относятся:

  1. эстетическое восприятие музыки;
  2. анализ произведений;
  3. умение рассказать о прослушанных сочинениях.

Литература и Интернет-ресурсы:

  1. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. – Ростов н/Д, 2004
  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986
  3. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 1967
  4. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. – М., 1970
  5. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. – М., 2002
  6. Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: Методическое пособие. – М., 2001
  7. Концепция развивающего обучения в средней школе. Учебные программы (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М., 2009
  8. http://festival.1september.ru/articles/314511/