"Внеклассная работа как средство повышения интереса к предмету"
статья по теме
Предварительный просмотр:
К вопросу организации развивающего обучения на уроках музыкальной литературы в детской музыкальной школе
Москаленко О. И.
Музыкальная литература как учебный предмет – это дидактически отработанная система знаний, умений и навыков, с помощью которых учащиеся должны научиться слушать музыку, понимать её содержание, разбираться в своеобразии выразительных средств и получить запас ярких художественных впечатлений от непосредственного общения с лучшими образцами музыкального искусства.
Своеобразный синтез искусства и основ науки о музыке в содержании предмета музыкальной литературы позволяет в учебном процессе одновременно воздействовать как на эмоциональную, так и на интеллектуальную сферу школьников, делая их развитие более разносторонним и гармоничным.
В связи с этим хочется обратить внимание преподавателей на разнообразные концепции развивающего обучения, связанные с интенсификацией традиционного обучения. Их цель - поиск резервов умственного развития учащихся и развитие прежде всего творческого мышления, способности к самостоятельной познавательной деятельности. В последние годы общий объем научных познаний стремительно нарастает. Это приводит к тому, что с каждым годом увеличивается разрыв между общим количеством научных знаний и той их частью, которая усваивается в учебном заведении. Чтобы не отстать от бурного темпа жизни, человек с детства должен учиться, должен уметь самостоятельно пополнять свои знания.
Концепции развивающего обучения разнообразны. Широко известны и используются на практике концепция Л.В. Занкова, направленная на раннее интенсифицированное общее психологическое развитие личности, концепция личностно-развивающего обучения В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина, концепция С.А. Смирнова, создающая условия для максимального развития способностей ребенка в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах, концепция И.С. Якиманской, развивающая индивидуальные познавательные способности каждого ребенка, его осознание себя личностью, самоопределение и самореализацию в процессе обучения.
У каждой концепции развивающего обучения свои цели и задачи, но есть и объединяющий фактор - это общий ряд психологических принципов развивающего обучения. К ним относятся: проблемность обучения, оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности, индивидуализация и дифференциация обучения, специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности, специальная организация мнемической деятельности.
Рассмотрим возможность применения некоторых принципов на уроках музыкальной литературы.
- Проблемность обучения.
Педагог ставит перед учащимися проблему, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т.е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. Таким образом, достигается одна из важных целей проблемного обучения: формирование особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности учащихся.
Применение технологии проблемного обучения на уроках музыкальной литературы во многом зависит от учебной программы, по которой учащиеся проходят данный предмет. На сегодняшний день в ДМШ и ДШИ, наряду с традиционной, большой популярностью и заслуженным вниманием пользуется программа и методика преподавателя Московской городской детской музыкальной школы №2 имени И.О.Дунаевского Евгении Борисовны Лисянской. В основе содержания пособия лежит отказ от стереотипов, творческий подход к освоению музыкальных знаний, формирование главного умения – умения слушать и самостоятельно анализировать музыкальные произведения. В классе, слушая музыку после небольшого введения педагога, дети анализируют услышанное, отвечая на предложенные вопросы, создавая свой «перевод с музыкального на литературный». Индивидуальная письменная работа даёт раскрыться каждому ученику в соответствии с его интеллектуальной подготовкой и в то же время не является остановкой в развитии менее способных учащихся, т.к. за индивидуальной работой следует пояснение педагога с дополнением самих учеников. Лисянская акцентирует мысль, что воспитание самостоятельности музыкального мышления, умения обосновать своё мнение, свою оценку произведения – важнейшая задача уроков музыкальной литературы. В ДМШ, где обучение во многом опирается на повторение, на показ педагога («сыграй, как я», «спой, как я»), музыкальная литература даёт возможность воспитывать самостоятельность ученика. Не «выучи и повтори», а «скажи, как ты сам думаешь». Последовательно проводимая методика обучения слушанию музыки в дальнейшем подготавливает выпускника к самостоятельному слуховому анализу произведения.
- Оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности.
Развитие мышления школьников определяет работу всех других функций сознания, поэтому является одним из важных принципов развивающего обучения. Различают следующие виды мыслительной деятельности: конкретно-действенное (практическое) мышление, которое направлено на решение конкретных задач в практической деятельности людей; конкретно-образное (художественное), которое представляет собой процесс воплощения отвлечённых мыслей в конкретные образы; словесно-логическое (абстрактное), которое оперирует понятиями, а образы в нём играют вспомогательную роль.
Гармоничное развитие личности предполагает активизацию всех видов мышления, их совершенствование.
На уроках музыкальной литературы в условиях проблемно-развивающего обучения школьники регулярно ставятся в ситуации, когда им нужно рассуждать, сопоставлять разные умозаключения, что способствует развитию их словесно-логического мышления. В то же время объектом внимания является музыка, искусство звуков, - и в процессе её постижения, рассуждения о ней существенную роль играют и образное мышление, непосредственно связанное с чувственной опорой.
Для развития эвристических (поисковых) приёмов мыслительной деятельности, таких как сравнение, анализ, обобщение, конкретизация можно порекомендовать следующие виды работы с учащимися.
1.Составление синквейнов – способствует более точному выражению собственного мнения и позиции. Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму.
1-я строка. | Кто? Что? | 1 существительное |
2-я строка. | Какой? | 2 прилагательных |
3-я строка. | Что делает? | 3 глагола |
4-я строка. | Что автор думает о теме? | Фраза из 4-5 слов, пословица, поговорка, крылатое выражение |
5-я строка. | Кто? Что? (Новое звучание темы, осмысление). | 1 существительное. |
После объяснения правил написания синквейна учителю необходимо составить его вместе с детьми, показать приём набора лексики, из которой дети составят разные варианты синквейна. Затем можно предложить работу по составлению сиквейна в парах. Вот пример синквейна, составленного детьми после беседы о романсах: Романс. Лирический, красивый. Завораживает, влюбляет, учит. Смягчает даже самую чёрствую душу. Аромат любви.
2. Написание литературно-творческих работ. Письменная речь является средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Размышляя над взаимоотношениями людей, их поступками, различными проблемами, дети учатся отзываться душой на переживания героев, соотносить со своей жизнью и своими переживаниями, ориентироваться в нравственном содержании произведения, высказывать свою точку зрения, уважать другое мнение. Например, после прослушивания песни-романса «Титулярный советник» Даргомыжского ученики получают задание написать небольшое сочинение-эссе. Темы даны на выбор: «Образы титулярного советника и генеральской дочери», «Сатирическая направленность романса Даргомыжского «Титулярный советник». Можно также нарисовать иллюстрацию. Потребность в творческом самовыражении делает детей более наблюдательными, любознательными, вдумчивыми, осознанными читателями и слушателями.
3. Приём словесного рисования – направлен на пробуждение воображения и фантазии школьников, развивает способность выражать свои мысли и чувства на основе прочитанного стихотворения и прослушанного романса или песни. Идеален при работе с вокальными жанрами. После знакомства со стихотворным текстом учащиеся отвечают на ряд вопросов: какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?; обратите внимание на слова, которые выбирает автор для передачи радости при виде необыкновенной красоты; найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора; представьте, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы используете для неба, облаков, зелени, земли и т.д.; вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к нему; какие звуки повторяются в этой строке и что они “рисуют”?.
Справившись с этим заданием, учащиеся слушают вокальное произведение и после этого завершают анализ произведения, отвечая на группу вопросов, связанных с музыкой: каков образный строй романса (один образ – или несколько, в зависимости от музыкальной формы); как вы думаете, едины ли поэт и композитор в выражении основного чувства? Или же композитор с помощью музыки подчёркивает (усиливает) другие настроения? Объясните.
- Индивидуализация и дифференциация обучения.
Дети по-разному воспринимают информацию, у них разная способность к анализированию, внимание, память, работоспособность. Разные дети требуют индивидуального дифференцированного подхода, цель которого - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, а также приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.
Основываясь на примере опытных педагогов, вижу возможность на уроках музыкальной литературы использовать дифференцированный подход при опросе и оценивании учащихся.
Предложите детям четыре ряда заданий. Первый ряд вопросов самый лёгкий, второй - более трудный, и так по возрастанию. В первом ряду – задания на узнавание, например, определения какого-либо термина, надо этот термин назвать (Скорость звучания? Темп). Задания второго ряда рассчитаны на воспроизведение материала. Например, дать определение какого-либо понятия (Что такое динамика? Сила звука). В третьем ряду задания даются, к примеру, на нахождения соотношения между какими-либо понятиями (Allegro, Adagio – дать обозначение, определить, к какому выразительному средству музыки относятся). Четвёртый ряд представлен заданиями проблемного характера (порассуждайте, что случилось бы, если бы из музыки исчез ритм?; как изменение лада может повлиять на характер музыки? и т.д.).
Оценки за правильные ответы выставляются в баллах. Задания первого ряда – по одному баллу, второго – по два, и т.д. Учащиеся имеют право самостоятельно набрать заданий на то количество, на которое они хотят ответить (как правило, на «5» баллов). Брать задания можно с любых рядов и в любой комбинации, по усмотрению детей, по их возможностям. Задания подготовлены не для конкретной личности, а для общей массы учащихся. Дифференциацию заданий осуществляют сами учащиеся. Индивидуальный подход осуществляется не “в лоб”, не навязчиво, а незаметно для самого ученика.
Подведу итог: использование принципов развивающего обучения на уроках музыкальной литературы позволит преподавателям в лучшей степени сформировать у учащихся специальные умения, которыми обладает каждая школьная дисциплина. В музыкальной литературе к ним относятся:
- эстетическое восприятие музыки;
- анализ произведений;
- умение рассказать о прослушанных сочинениях.
Литература и Интернет-ресурсы:
- Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. – Ростов н/Д, 2004
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986
- Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 1967
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. – М., 1970
- Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. – М., 2002
- Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: Методическое пособие. – М., 2001
- Концепция развивающего обучения в средней школе. Учебные программы (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М., 2009
- http://festival.1september.ru/articles/314511/