«Качество иноязычного образования как показатель конкурентоспособности школы»
статья по теме
ВысВыступление на августовской конференции по опыту работы .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferenciya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Пижмаринская средняя общеобразовательная школа
Выступление на районной конференции по теме:
«Качество иноязычного образования как показатель конкурентоспособности школы»
Составитель: Галимуллина Ильгамия
Рашитовна учитель английского язы-
ка 2 квалификационной категории
2007 год
Оглавление
- Проблема саморазвития конкурентоспособности в образовании .
- Аспекты, способствующие повышению качества образования.
- Создание оптимальных условий.
- Обновление содержания образования.
- Инновационная организация образовательного процесса.
- Повышение квалификации кадров.
- Работа по сохранению и укреплению здоровья детей.
- Усиление воспитательных воздействий на обучающихся.
Использованная литература
- Р.Андрееева. Создание конкурентных преимуществ учреждений образования. «Магариф»,№8, 2007
- М.Ш. Шаймиев. Повышение качества образования. «Наука и школа», №11, 2003
- Как решают учителя проблемы иноязычного образования? «Магариф», №7, 2007
- Четыре условия качественного образования. «Народное образование», №4, 2007
- М Валиуллин. Наша цель- качественное образование . «Магариф», №3, 1994
- МО РФ . Сборник нормативных документов . Иностранный язык. «Дрофа», Москва, 2006
- Н.Костылева. Мониторинг как инструментальное средство повышения качества образования. «Наука и школа», №5, 2003
В современной экономической и социокультурной ситуации в России и в Татарстане проблема саморазвития конкурентоспособности встает перед каждым из нас: учащимися и школой. Быть конкурентоспособным- это , несомненно, актуально и важно. Но как этого добиться? Более чем очевидно, что только желания и стремления быть успешным и конкурентоспособным явно недостаточно. И в настоящее время одной из важных задач школы состоит в том, чтобы направить процесс обучения и воспитания на непрерывное творческое саморазвитие человека как конкурентоспособной личности. И приоритетом образования 21-го века становится гарантированное качество образования через творческое саморазвитие и творческую самореализацию. Мы должны повысить конкурентоспособность нашей системы образования в целом, а укрепить систему можно только путем развития конкурентных преимуществ каждого образовательного учреждения через различного рода инновации, через повышение качества работы каждого учителя, Проблема повышения качества образования , вынесенная в Национальной доктрине образования РФ определяется как главная задача.
Что же способствует повышению качества образования? Это прежде всего: 1)создание оптимальных условий: материальных, организационных, педагогических, кадровых; 2)обновление содержания образования; 3)инновационная организация образовательного процесса; 4) повышение квалификации кадров; 5)работа по сохранению и укреплению здоровья детей; 6)усиление воспитательных воздействий на обучающихся.
Остановлюсь конкретно на каждом аспекте , рассмотрев их с точки зрения иноязычного образования , в частности преподавания английского языка в нашей школе. В нашей Пижмаринской средней школе каждый учитель старается пополнить свою материально-техническую базу сам, потому что средств на это у школы нет. Мы , учителя иностранного языка приобретаем множество пособий(методических, учебных) , аудиоматериалов, дисков для работы на компьютере.
Что касается организационных вопросов , то для нормальной учебы созданы условия для детей. Школа теплая , так как уже третий год она отопливается отдельно от других учреждений. Имеется для полноценного питания уютная столовая, где всегда ученики могут питаться теплой пищей. Желающие могут питаться 2 раза в день. В 2000 году построили теплый туалет , что тоже не маловажно. Что касается человеческого фактора , то у нас учителя , в основном , молодые. Вакантных мест в школе не имеется . Учителей иностранного языка двое : я и моя коллега Лейсан Инзилевна. Я работаю 10 лет , а она 8. Стаж работы хоть и небольшой , но есть
Качество образования определяется и содержанием учебников. Учебники должны соответствовать содержанию образования, требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования.. В нашей школе учащиеся обучаются по учебникам Биболетовой со 2 класса по 9. 10-11 классы занимаются по учебнику Кузовлева. Мы занимаемся не только по учебникам , но по УМК. Детям нравится заниматься по этому учебнику, много информации, лексики. Грамматика дается на английском языке, это тоже плюс. Дополнительно занимаемся и по другим пособиям: по Голицынскому «Грамматика», «Spoken English», «1200 тестов по английскому языку», по учебникам Бонка, «200 тем английского языка для школьников и абитуриентов», «90 основных правил английской грамматики с упражнениями».
Инновационная организация образовательного процесса способствует повышению качества образования. В нашей школе инновационная деятельность все расширяется. В преподавании иностранного языка мы используем технологию Рахимова, которая на мой взгляд дает возможность слабому ученику подтянуться за сильными. Личностно-ориентированный подход помогает учащимся на уроке почувствовать себя индивидуумом в коллективе. Мы стараемся строить наши уроки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
С 2003-2004 учебного года наша школа вместе с несколькими школами района принимает участие во Всероссийском эксперименте по проблеме предпрофильной подготовки девятиклассников. С 2003 года активно включившись в эксперимент по предпрофильной подготовке и профильному обучению , мной были апробированы 3 элективных курса: для учащихся 9 класса «Деловые бумаги»,«Как это сказать?», а для учащихся 11 класса «Удивительный английский», который был составлен для слабых учеников .
Эффективный механизм повышения качества образования – внедрение в образовательный процесс современных информационных технологий. Использование компьютерных технологий позволяет совершенствовать методику преподавания иностранных языков , вносить элементы разнообразия в различные типы занятий, способствует развитию интереса к овладению иностранными языками. Мы стараемся внедрить в учебный процесс компьютерные технологии. При возможности на уроке используем компьютер , видеоматериал . их употребление мотивирует изучение ИЯ, развивает у ученика критическое мышление, заставляет ученика думать и анализировать, требует активногоучастия ученика, способствует прогрессу, повторению. Использование компьютера в обучении иностранному языку является инструментом, который развивает у обучаемых навыки чтения, письма, а также позволяет значительно расширить словарный запас. Основные упражнения и методические приемы при работе с кмпьютером , которые мы стараемся применять:
1. Вопросно-ответный диалог.
2 .Диалог с выборочным ответом.
3 Диалог со свободно конструированным ответом.
4. Упражнения на заполнение пропусков.
5. Упражнения для самоконтроля владения словарем.
Обучение иностранному языку с использованием компьютера активизирует деятельность учащихся и вдохновляет на дальнейшее изучение языка.
Инноватика образования не только в преподавании , но и в оценке уровня обученности. Очевидно, что на различных этапах обучения каждый учащийся может достичь того уровня, который обусловлен его индивидуальными склонностями, способностями, интересами. Но при этом уровень достижений каждого ученика не может быть ниже определенного требованиями государственного образовательного стандарта. Начальное общее образование – первая ступень общего образования. Иностранный язык изучается со 2 класса при наличии в образовательном учреждении необходимых условий. В нашей школе ИЯ преподается со 2 класса с2005-2006 учебного года. Ученик после окончания начальной школы должен знать алфавит, основные правила чтения, особенности интонации, название страны, имена известных детских литературных произведений. Уметь понимать на слух речь учителя, участвовать в элементарном этикетном диалоге, расспрашивать собеседника, кратко рассказывать о себе, своей семье, друге, составлять небольшие описания предмета , картинки по образцу, читать вслух и про себя, списывать текст, вставляя в него пропущенные слова , писать краткое поздравление с опорой на образец.
Ученик после окончания 9 класса должен знать основные значения изученных лексических единиц, основные способы словообразования, особенности структуры предложений, интонацию предложений, признаки изученных грамматических явлений, основные нормы речевого этикета, особенности образа жизни , быта, культуры стран изучаемого языка. Он должен уметь начинать, вести и поддерживать беседу, расспрашивать и отвечать на вопросы собеседника, составлять рассказы и сообщения, использовать перифраз, синонимичные средства, понимать основное содержание несложных текстов, использовать переспрос, ориентироваться в иноязычном тексте, читать текст с выборочным пониманием нужной информации, заполнять анкеты и формуляры, писать поздравления , личные письма, выражать благодарность. просьбу, употребляя формулы речевого этикета , принятые в странах изучаемого языка. В результате изучения иностранного языка на базовом уровне среднего (полного) ученик должен знать значения новых лексических единиц, значения изученных грамматических явлений в расширенном объеме, страноведческую информацию из аутентичных источников, уметь говорить , используя оценочные суждения, беседовать о себе, участвовать в обсуждении проблем, рассказывать о своем окружении , рассуждать в рамках изученной тематики, относительно полно и точно понимать высказывания собеседника, читать аутентичные тексты различных стилей, писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста.
Ученик должен учиться у квалифицированного преподавателя, ориентированного на результат деятельности. Результатом деятельности учителя будет то требование , которое поставлено федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Задача учителя заключается в том , чтобы зафиксировать уровень достижений каждого ученика и спланировать дальнейшую деятельность по этому основанию. Если исходить из того , что степень достижений целей обучения находится в прямой зависимости от качественных сторон преподавания, то по результатам диагностики реальных учебных достижений учащихся и сопоставления этих результатов с требованиями стандартов обученности может быть получена достоверная информация об эффективности не только функционирования образовательной системы, но и целесообразности внедряемых новшеств. Появляется возможность управления образовательным процессом на основе педагогического мониторинга , четко ориентированного на систематическую диагностику и оценку конечных результатов образовательной деятельности по теме, курсу. Мы в нашей учительской практике тоже стараемся вести мониторинг , так как этот метод исследования помогает учителю увидеть в своей работе и достижения, и недостатки, рост ученика. Я считаю , что это помогает повышению качества образования.
Качество образования зависит от квалификации учителя. Качество образования и уровень профессиональной компетентности учителя- понятия взаимосвязанные. Если учитель сможет донести до своих учащихся ,что иностранный язык является средством межличностного , межнационального, международного общения, то он раскроет школьникам другой мир. Чтобы заинтересовать ребят и тем самым повысить качество образования , мы стараемся строить наши уроки иностранного языка в разной форме и используя различные методы.В начальных классах уроки строим в игровой форме, в средней и старшей ступени используем карточки, подстановочные упражнения, ролевые игры, аудирование, диалоги по образцу и ситуации, используем проектную методику при изучении ИЯ. Проводим различного рода внеклассные мероприятия: «Праздник алфавита», «Урок-игра», «Конкурс на лучшего чтеца», «Неделя иностранного языка», «Мы журналисты», «Самому дорогому человеку- валентинку» и др. Проводим олимпиады школьного тура. В районных олимпиадах наши ученики пока не занимали призовые места , но у нас есть 5, 6 и 4 места. Наши ученики в районных олимпиадах всегда входят в первую десятку. Наши выпускники учатся в ВУЗах и получают специальности «Русский язык и английский язык», «Татарский язык и английский язык», «Английский язык», «Информатика и английский язык».Многие мои выпускники уже сами преподают в школах английский язык, некоторые работают продавцами-консультантами,где тоже необходимо знать ИЯ. Одна из выпускниц сейчас находится в США, сама пока учится в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Добролюбова.
Одним из условий высокого качества образования и качества жизни является здоровье. Здоровье детей- здоровье нации. Повышение качества образования необходимо рассматривать в тесной связи с его здоровьесберегающим эффектом. У нас были курсы, где мы учились интерактивным методам обучения.И применяем на уроках различного рода упражнений для релаксации, также внеклассные мероприятия проводим по материалу курса. Ученики с интересом восприняли это новшество. Темы уроков и мероприятий направлены на обучение здоровому образу жизни. Воспитательный аспект всегда занимает первоначальную ступень в повышении качества образования , потому что личностные ценности воспитанника определяют будущее нации. Сегодняшние выпускники – это наше будущее. Воспитывать можно трудом, спортом, искусством. Но мы будем воспитывать своих учеников своими уроками , внеклассными мероприятиями, своим примером.
Сильному государству нужно сильное, конкурентоспособное образование, не уступающее лучшим мировым стандартам качества, нужны умные, грамотные, эрудированные граждане. Задача каждого из нас- стремиться соответствовать этому высокому уровню, стараться чтобы наши выпускники были конкурентоспособными и приносили реальную пользу своей стране, своим соотечественникам, своему родному краю, своей семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные информационно-коммуникативные технологии как средство воздействия на качество иноязычного образования»
Материал содержит краткие рекомендации возможности использования ИКТ на уроках английского языка в старшем звене....
Доклад на тему: "Условия повышения качества иноязычного образования"
Цель работы: ознакомить и систематизировать методики современных технологий, пригодных для улучшения качества обучения иностранному языку в школе....
Учебная мотивация как фактор повышения качества иноязычного образования
Владение иностранными языками необходимо каждому человеку для вхождения в открытое информационное пространство, обеспечения поля выбора общения....
Качество образования-основной показатель работы школы
Доклад к педсовету по теме: "Качество образования-основной показатель работы школы"...
«Повышение качества иноязычного образования путем использования современных технологий»
Выступление руководителя ГМО иностранного языка учителя английского языка, МБОУ Лицей №1 им. Г.С Титова Аникушиной Л.И....
«Развитие познавательного интереса школьников как условие повышения качества иноязычного образования в рамках реализации ГОС» «Развитие познавательного интереса школьников как условие повышения качества иноязычного образования в рамках реализации ГОС»
Доклад на теоретический семинар учителей инностранных языков...
Выступление на заседании ШМО учителей Изобразительного искусства: "Современные технологии оценки качества художественного образования как показатель эффективности процесса обучения искусству в начальной и средней школе".
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатик...