Профориентационная работа, как один из путей трудовой адаптации учащихся коррекционной школы
план-конспект по теме

Выступление на педагогическом совете 

Проблемы трудового воспитания, профессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников коррекционных учреждений 8 вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГСКОУОВОВЗОШИ № 28

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

ТЕМА: «Профоориентационная работа,

как один из путей трудовой адаптации

учащихся коррекционной школы»

                  Соц. Педагог: Малахова Е.П.

2010 год.

Проблемы трудового воспитания, профессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников коррекционных учреждений VIII вида

Воспитанники коррекционного учреждения  VIII вида (образовательного учреждения для умственно отсталых учащихся) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов.

 Поскольку труд является одним из основных факторов, двигающих интеллектуальное развитие ребёнка вперёд (Л.С. Выготский), коррекционное учреждение VIII вида нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в школе VIII вида. Её решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд.

По Федеральному Закону  от 24.11.95 года №181  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ограничение жизнедеятельности включает в себя 7 основных критериев, а именно: полная или частичная утрата лицом осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Применительно к учащимся нашей школы особенно актуальны критерии ориентировки общения, контролирования поведения, обучения и трудовой деятельности.

Искажённые сведения об истинном демографическом составе детей с интеллектуальной недостаточностью привело к тому, что в России  количество профессиональных учебных заведений коррекционного направления в системе Минобразования уменьшилось. Также отсутствуют специалисты в службе занятости, способные оказать квалифицированную помощь в поиске работы выпускникам коррекционных заведений. Однако, в Анапском районе, в службе занятости есть специалисты оказывающие помощь при трудоустройстве несовершеннолетних и детей инвалидов ( каб. №9).

 Анапская служба занятости предлагает следующие виды работ:  виноградарь ( з/п 10000 руб); Грузчик (з/п 8000 руб.); дворник (з/п от 4800 до 8000 руб.); рабочий полеводства ( з/п 10000 руб); садовник (з/п 8500 руб.); уборщик (з/п от 4800 до 9300 руб.); санитарка ( з/п 5000 руб); плотник (з/п 6000 руб); горничная ( з/п от 6000 руб).

На сегодняшний день в современном обществе  господствует ключевой принцип: умственно отсталые выпускники имеют право заниматься общественно полезным производительным трудом, который даёт им средства для независимого существования и, самое важное, развивает чувство самоуважения, осознания нужности обществу. Весь контингент учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида можно разделить на 3 категории:

1 группа – выпускники могут выполнять малоквалифицированные работы в народном хозяйстве, на производстве и малых предприятиях; однако данная категория учащихся является самой немногочисленной;

2 группа – могут работать в качестве надомников или на предприятиях, использующих труд инвалидов;

3 группа – могут выполнять элементарную домашнюю работу и владеют навыками самообслуживания.

Практика показывает, что те выпускники, которые идут непосредственно на производство, редко применяют трудовые навыки, приобретённые в школе, и выполняют неквалифицированные виды труда. При этом отмечается частая смена рабочих мест, связанная с возникновением конфликтных ситуаций в коллективе, непосильностью рабочего режима, недостаточным уровнем сформированности ответственности за результат труда.  

Значительная часть выпускников коррекционных школ VIII вида завершает профессиональное образование в специальных группах ПУ.  По окончании которого они, тем не менее, испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов, частично обусловленные состоянием интеллектуальной сферы:

- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценивания своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

- неспособностью учащихся адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовностью к преодолению определённых профессиональных трудностей;

Кроме того, нередко у школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые находятся на полном или частичном государственном обеспечении, формируется склонность к потребительскому отношению к жизни отсутствие чётких перспектив будущего, снижается способность к саморегуляции.

Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешённость которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.

В  решении этой проблемы существенную роль играет  система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, целью которых  является  не только предоставление информации о мире профессий, но и способствующие  личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, помогающая развивать навыки самопрезентации и уверенного поведения, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации.

В круг вопросов, решающихся в процессе профориентационной работы в нашей школе, входит:

- профессиональное просвещение учащихся;

- психологическое изучение и классификация профессий;

- пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы;

- изучение учащимися своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей;

- индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному воспитаннику в выборе профессии;

- профессиональные пробы;( неделя математики )

- практическая проверка результатов всей профориентационной работы.

Нужно сказать, что основная трудность, которая возникает при работе с детьми по профориентации – координация усилий специалистов – педагогов, психолога,  социального педагога, мед.работника чья деятельность комплексно должна быть направлена на достижение поставленной цели.

           Для успешной адаптации выпускников    необходимо скоординировать профориентационную  работу  всех специалистов школы  и работать в одном направлении дополняя друг друга.

         Основным направлением работы педагогов в нашей школе (классного руководителя и воспитателя класса, а также педагогов трудового обучения) является:  Расширение  представления учащихся о мире профессий, овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы VIII вида (например, садовод-озеленитель). На практических занятиях уроках труда закрепляется  интерес детей к выбору профессии и содержанию труда в разных сферах деятельности.

  Для более полного представления учащихся о профессиях необходимо дать учащимся  понятие о профессии и специальности. В ходе теоретического изучения материала важно сформировать у учащихся общее представление о профессии, как необходимой для общества области приложения физических и духовных сил человека,  и специальности, как виде занятий в рамках одной профессии и  закреплять  изученный материал на практических упражнениях, используя для анализа наиболее знакомые учащимся профессии, и входящие в них специальности.  

В процессе работы с учащимися по профориентации, педагоги нашей школы знакомят воспитанников с понятиями «способность» и «профессиональная пригодность». Рассматривают способности человека как важном факторе   профессиональной пригодности. Является значимым соотнесение полученных знаний со своими возможностями.

Знакомят с требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, осуществляют  на примере наиболее доступных для учащихся профессий: овощевод, садовод-озеленитель, рабочий по кухне, дворник, уборщик служебных помещений, рабочий по обслуживанию и текущему ремонту здания, сестра-сиделка.

Каждый год в школе проводится диагностика учащихся по Дифференциально – диагностическому опроснику Е.А.Климова. Методика предназначена для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий.

Целесообразно  познакомить учащихся с понятием классификации, как осмысленным порядком вещей и явлений, разделении их на группы по существенным признакам. Привести примеры знакомых им классификаций из изучаемых учебных дисциплин, повседневной практики и  осуществить  изучение классификации профессий по предмету.

На своих занятиях по профориентации я стараюсь сформировать у учащихся представление о законах в области труда и занятости (Трудовом кодексе РФ как основном документе, регулирующем трудовые отношения); разъяснить понятие «рынок труда»; показать пути устройства на работу. Считаю, что целесообразно познакомить школьников с правилами оформления основных документов при поступлении на работу.

Стараюсь  объяснить учащимся об основных трудностях, имеющих место при трудоустройстве: умение правильно и грамотно оформлять документы; подготовка и прохождение  собеседования с работодателем; поиск информации о наличии свободных рабочих мест; конкурентоспособность работника. Кроме того, учащимся необходимо дать представление о безработице.

Развивая  у учащихся интерес к миру профессий  особое внимание уделяю   развитию коммуникативных качеств, навыков сотрудничества.

На занятиях  нацеливаю старшеклассников  на овладение наиболее полной информацией о содержании профессии, условиях работы, оплате труда. Уделяю внимание соответствию возможностей работника требованиям профессии.

       Работа фельдшера школы по профориентации.

  Также необходимо  включить в профориентационную работу мед.работника школы, который показал бы учащимся необходимость учёта фактора здоровья при выборе профессии, познакомить с основными медицинскими противопоказаниями к группам профессии, которые доступны для их освоения. Также важно показать школьникам какое влияние на состояние здоровья могут оказывать определённые профессии, в которых человек сталкивается с различными неблагоприятными факторами, нарушающими работу различных органов.

Ещё один способ профориентации – экскурсии на предприятия где учащиеся знакомятся с профессиями и условиями работы. Но экскурсии на предприятие должны носить не только созерцательный характер.  Каждый ученик получает задание узнать что-либо на экскурсии, например: записать названия рабочих профессий, запомнить название цехов, спросить о зарплате. Есть задания, касающиеся приемов работы: как сидят или стоят рабочие при выполнении операций, как располагают руки и т. д. Иначе может получиться так, что в результате экскурсии учащиеся вынесут только шумовой фон и разрозненные зрительные образы и не увидят того, ради чего пришли на данное предприятие.  Провести экскурсии в ПУ  где школьники познакомятся с условиями поступления в ПУ, организацией учебной деятельности, бытовыми условиями проживания.

             Всё вышеизложенное  показывает, что работа по формированию профессионального самоопределения является долговременным процессом и поэтому направленную работу следует начинать одновременно с началом трудового обучения, не ограничиваясь только формированием умений и навыков. Тогда выпускники смогут сделать правильный выбор своей будущей профессии, что положительно скажется на их дальнейшей жизни.
Профориентационная работа в условиях  школы должна начинаться с формирования положительного отношения к труду, при этом особое значение приобретает учет индивидуальных различий структуры дефекта, притязаний, самооценки и характер формирования интересов, мотивов. Полученные данные могут стать мерилом взаимообусловливающих и взаимодействующих условий, способствующих формированию выбора адекватной профессии. Важнейшими из этих условий являются изучение профессиональных возможностей учащихся, формирование положительного отношения к содержанию трудового обучения в школе, расширение путей профпропаганды и профагитации, внедрение факультативов с установкой на воспитание у учащихся адекватной оценки своих способностей, разработка содержания профессиональной консультации умственно отсталых учащихся, то есть четко спланированная, целостная система профориентации на протяжении всего периода обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правовое обучение и воспитание в социально-трудовой подготовке учащихся коррекционной школы VIII вида"

Методический материал по вопросам социализации учащихся коррекционной школы. Содержит вопросы изучения темы "Основы трудового права" с примерами практических заданий по теме....

Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»

Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...

Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»

Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...

Статья "Социально-трудовая адаптация учащихся коррекционной школы"

Данная статья раскрывает задачи и методы решения вопроса социально-трудовой адаптации детей с ОВЗ....

«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики»

Квалификационная работа посвящена одной из актуальных проблем специального (коррекционного) образования – социально-трудовой адаптации учащихся с нарушениями в интеллектуальном  развитии, и...

«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики» (2)

В практической части работы рассмотрен современный концептуальный подход к созданию модели факультативного курса по математике: определена его целевая ориентация,  дидактические принципы и принци...