"Работа с трудными учащимися по формированию коммуникативности"
план-конспект по теме

выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГСКОУОВОВЗОШИ № 28

п.Суворов-Черкесский

выступление на

педагогическом совете

                         Социальный педагог: Малахова Е.П.

2010 учебный год.

Изучение «трудных».

         Общение в жизни детей играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды.

         Общение со сверстниками воспринимается ребятами как нечто очень важное и личностное, а несформированные навыки общения, свойственные детям с  нарушением интеллекта, не дают им возможности получать эмоциональное удовлетворение от общения.

        Чтобы решить данную проблему, необходимо планировать воспитательную работу таким образом, чтобы она была направлена на коррекцию эмоционально – личностной сферы умственно отсталых детей и развивала бы у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми.

        Но прежде, чем приступать к коррекционной работе, необходимо выявить уровень коммуникативных умений учащихся.

        Изучение «трудных» учащихся, учеников с девиантным поведением предполагает исследовательскую деятельность воспитателя, психолога и социального педагога. Изучаются нравственные ориентиры личности, выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания. Определяются причины трудновоспитуемости, воспитательные возможности среды и способы перевоспитания, включения самого подростка в процесс ресоциализации.

Диагностическая карта «трудного».

  1. Выявление «трудных» школьников с 1 по 9 класс, составление карточек на каждого из них с учетом фамилии, имени, года рождения, класса, здоровья,  учебы, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.
  2. Установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, отставания. Проявления волевых качеств.
  3. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, своей семье, к группировкам микрорайона.
  4. Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений.

Возрастная педагогика в работе с «трудными»

«Трудный»: младший школьный возраст.

          В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда – неудачи в игре, трудовых действиях, а так же неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

         Наша задача научить ребенка самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая «ситуацию успеха», вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки. Уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и  недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника».

«Трудный»: средний школьный возраст.

           В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

         Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.

        Подростковая лень – особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь ребенку подобрать интересное дело, сосредоточиться на не, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений  - вот заботы педагогов в работе с подростковым «трудным» детством.

«Трудный»: старший школьный возраст.

         Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.

         Необходимы общение в микрорайонах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду, достижение личных и общественных целей. Главное условие для этого – высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.

Мероприятия влияющие на развитие коммуникативности:

Коррекция агрессивного поведения, где ребят обучают:

  1. Способам выражения гнева в приемлемой форме.
  2. Приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
  3. Отрабатываются навыки общения в возможных конфликтных ситуациях. Используется техника «Я – высказывания» («мне это неприятно», «меня это злит»)
  4. Формируются такие качества, как эмпатия, доверие к людям.

Склонность к воровству. Не следует сразу же ругать ребенка, необходимо:

  1. Постараться понять причину совершенного поступка.
  2. Развивать его волю и нравственные представления, умение сдерживать собственные желания.
  3. Повышать самооценку.  (Без телефона я чувствую себя хуже всех, а с телефоном буду на равных).

Уходы из дома, необходимо:

  1. Постараться понять причину совершенного поступка.
  2. Вовлечь ребенка в интересную и напряженную полезную деятельность.
  3. Помочь подростку не поддаваться возникшим чувствам, а искать пути согласия с окружающими.
  4. Пригласить родителей к психологу для обсуждения возникшей ситуации.

       Следует помнить, что в основе многих проблем ребенка заниженная самооценка. Закладывается она в раннем детстве, когда ребенок узнает о себе только из слов и отношения к нему близких.

         Положительное отношение к себе является основой его психологического выживания, и поэтому ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Ребенок ждет подтверждения что он хороший, что его любят, что он может справиться с посильными делами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по профилактике правонарушений и работы с "трудными" учащимися

Цель: воспитание законопослушной личности, профилактика противоправного поведения учащихся, воспитание культуры поведения....

"Модель работы с "трудными учащимися"" раздел - работа классного руководителя

Презентация содержит весь материал при работе с детьми из неблагополучных детей....

Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы

Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции  учащихся на уроках литературы...