Наследие отечественной культуры как ресурс формирования духовности личности школьника.
материал по теме

В современном мире в связи с изменением социальных отношений, с обесцениванием  многих жизненных идеалов и образованием идеологической пустоты проблема духовного становления наших детей является достаточно актуальной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наследие отечественной культуры как ресурс формирования духовности личности школьника.

                                                                           

                                                                           

 

                                                                                 

                                                                                   

                                                                                    Познай, где свет, - поймешь, где тьма.
                                                                                   Пускай же все пройдет неспешно,
                                                                                   Что в мире свято, что в нем грешно,
                                                                                   Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

                                                                                                                                    А.Блок.

     В современном мире в связи с изменением социальных отношений, с обесцениванием  многих жизненных идеалов и образованием идеологической пустоты проблема духовного становления наших детей является достаточно актуальной. Что же есть духовность? В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова читаем: «Духовный-ая,-ое.1.Относящийся к умственной деятельности, к области духа. 2. Церковный, относящийся к духовенству».  Определения слова «духовность» в словаре нет, возможно, потому, что само существо  духовности не поддается точному определению и рациональному осмыслению. Как сказал православный священник А.Мень: «Духовность - свойство природы самого человека, это то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить словами». В "Толковом словаре русского языка" под редакцией Д. Н. Ушакова понятие  «духовность» трактуется как устаревшее: « Духовность, и, мн. нет, ж. (книжн. устар.)  Отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа (в 1 знач.)».    

      К сожалению, более чем за двадцать постперестроечных лет выросло новое поколение молодежи, для которой такие понятия как доброта, великодушие, отзывчивость – всё, что делает человека Человеком, стали устаревшими или попросту незнакомы. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни с нравственным самоопределением и становлением самосознания. И чем насыщено сегодня это самое детство? Со всех сторон на детей обрушились цинизм, насилие, безверие и глумление над всем, что свято для души человеческой.

      В этих условиях остро ощущается необходимость в воспитании высоконравственной, духовной личности. Особенности развития России, её национальной культуры и традиций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном становлении человека. «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу», - сказал поэт Д.С.Самойлов. В духовной традиции русского народа свеча – образ души. А жизнь души  - это любовь, это источник поэзии, ибо еще «суровый Дант заметил», что любовь движет солнца и светила. Любовь наполняет жизнь особым смыслом, делает ее возвышенной и красивой. Неподдельный интерес учащихся к творчеству поэта вызывает то, что А.С.Пушкин описывает не эпизоды из частной жизни, а выражает чувства, волнующее всех и всегда: это и трепетное отношение к женщине « гений чистой красоты», и обожествление её « мой ангел ». Любовь – сложное чувство: одни в ней бывают мелкими и ничтожными, другие великими и благородными. Благородству в любви нам следует учиться у поэта: « я вас любил так искренне, так нежно, как дай Вам Бог любимой быть другим». Речь в стихотворении о неразделённой любви. Сколько  великодушия и ни капли эгоизма. В этом -  весь Пушкин. Его ранимость и всепрощение, которых нам порой так не хватает. Пушкин приходит к нам уже в раннем детстве, веселым, добрым, лукавым сказочником, а мы идем к нему всю свою жизнь, и для нас гений Пушкина остается загадкой и тайной. И главная тайна в том, что прошло уже более 170 лет со дня гибели поэта, а интерес к его поэзии не только не ослабевает, а возрастает, особенно в последние годы. Видимо, происходит это от того, что в век бездуховности и пошлости, жестокости и бессердечия («бес…» – приставка, появившаяся в русском языке в первые годы становления советской власти – бес сердечный?) человеческая душа ищет себе защиты и опоры и находит ее в поэзии Пушкина.    

                                                                Ты светлым гением своим

                                                                Возвысил душу человечью.

И мир идёт тебе навстречу,

Духовной жаждою томим.

                   А.К. Передреев.

      Пушкин задал России духовные ориентиры на много лет вперёд. Изучение творчества поэта в школе является огромным воспитательным потенциалом. Воспитательным потенциалом является и сама жизнь поэта, его отношение к дружбе – дружбой освeщена вся жизнь А.С.Пушкина, его отношение к  жене, которую боготворил. «Смотрелась ли ты в зеркало, уверилась ли ты, что с лицом твоим ничего нельзя сравнить?.. А душу твою я люблю ещё более твоего лица»,- писал поэт в одном из писем к Н.Н.Гончаровой.

     Сложно переоценить роль художественной литературы  в духовном развитии человека. Именно с ней в школе связан процесс становления личности молодого человека, его  нравственного совершенствования.          

     Воспитание духовности особенно необходимо осуществлять в школьные годы, « так как заряд духовности в эти годы наиболее устойчив и сохраняется долгое время, определяя духовно – нравственный облик человека практически на всю жизнь». Духовно-нравственное воспитание, которое является главной задачей и семьи, и школы, и общества, состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку познать, в чем состоит добродетель и грех, и научить его в одном совершенствоваться, а другого избегать. Не заложив этого фундамента нравственности в школьные годы, когда формируется мировоззрение человека, не объяснив, что такое грех и какую ответственность несет каждый за его совершение, мы получим плачевный результат, своими руками вырастим то, от чего придем в ужас. Задача современного учителя, тем более учителя – словесника, заключается в том, чтобы привить учащимся иммунитет от потери духовности, нравственности, внутренней свободы и независимости, добра и света в душах.

     Решение такой сложной и важной задачи возможно на уроках русской литературы, посвяще

нных  изучению творчества великого русского писателя Л.Н.Толстого. Особенно ценны

дневниковые записи писателя. Они раскрывают внутренний мир личности глубокой, ищу

щей, страстной, освещают многогранную натуру, сложную внутреннюю жизнь Л.Н.Толстого. Смысл жизни писатель видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Непоколебимо было жизненное кредо писателя, которому он никогда не изменял: « Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость». В требовательности к себе, в воспитании чувства ответственности за свои поступки Л.Н. Толстой видел основы нравственной культуры человека. Девятнадцатилетний юноша писал в своём дневнике: «Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего. Довольствоваться настоящим. Искать случаев делать добро…» На страницах дневника Л. Н. настойчиво повторяет, что единственный выход из безнадёжных социальных тупиков состоит именно в умении жить любовью: «Увеличение блага людей только от увеличения любви, которая по свойству своему равняет всех людей». Жить не для себя, а для людей, отдавая себя людям, не требуя благодарности, защищать слабых и обездоленных учит Л.Н.Толстой, не уча, а своим примером, своим образом жизни.

     Так уж исторически сложилось, что тот «образ жизни», о котором говорили русские классики, ушел в прошлое. В России на протяжении последнего почти целого века попирались тысячелетние духовные традиции, породившие одну из высочайших культур, признанную всем миром, размывались нормы нравственности, душа человеческая ставилась ни во что. Целые поколения людей оказались духовно и душевно обделенными и искалеченными. И особенно больно эта разрушительная система ударила по самому дорогому в жизни – нашим детям. Быть личностью, пожалуй, это наиболее важный вопрос всей системы воспитания. Нравственно – эстетическая и художественная культура являются важнейшими составляющими духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Для успешного развития российского общества в настоящее время необходимо поднимать общий уровень культуры граждан, уровень эстетических понятий, представлений, нравственно-эстетических потребностей и интересов. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека  –  это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Существенным фактором возрождения национального самосознания было и остаётся пробуждение и поддерживание интереса к культурному наследию России.                            

     Благодатный материал для духовно - нравственного воспитания детей – творчество В.М.Шукшина.   Герои Шукшина — люди простые, но неравнодушные, всегда ищущие. Каждый рассказ заставляет задуматься о серьезных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках. Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтобы мы задумались, что с нами происходит. В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки Колокольникова. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли. Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся…  

     Незатейливая история, рассказанная писателем - выдающимся Человеком. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к людям, к своему дому, краю, Родине, живущих по своим законам. «Законы эти просты:

     Помоги товарищу в беде.

     Не ловчи за счет другого.

     Не болтай – делай.

     Помяни добрым словом хорошего человека.

     Немного.  Но они неумолимы. И они-то определяют ха рактеры людей. Я же, как сумею, хочу рассказать, какие у них хорошие, надежные души»,- говорил В.М.Шукшин о своих героях.

    Глубокая любовь к людям приводит Шукшина к простой, казалось бы, мысли: жизнь только тогда будет прекрасной, когда люди будут делать добро, будут радовать друг друга. Обостренное чувство совести, доброго и прекрасного в человеке у  В. Шукшина нерасторжимо связано с отрицанием самодовольства, подлости, зла, равнодушия.

Его рассказы воспитывают в нас человека, предлагают подумать о самом себе, о жизни. И звучит в нас чуть усталый, глуховатый голос В. Шукшина: « Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну так и будьте внимательнее друг к другу, подобрее». С этим жил, это проповедовал Василий Шукшин.

     « Русский народ за свою историю отобрал, сохранил и возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Помни это. Будь человеком!» — обращается к своим читателям В. М.Шукшин.

      Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена. В ситуации кризиса духовного мира граждан России возвращение в педагогическую науку, практику категории духовности как ценностного основания образования школьников становится очевидным.  Как отмечал В.А. Сухомлинский: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» Надо полагать, что путь возрождения нравственного здоровья нашего общества лёгким и скорым не будет.  Задача учителя на уроках литературы  – сформировать у учащихся потребность читать, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Научить читать и понимать лучшие произведения классической литературы – это значит  уберечь ребенка от многих и многих ошибок на его жизненном пути. Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. Перефразируя слова известного поэта, можно сказать: «Пока в России длится русская классическая литература, метелям не задуть свечу - символ духовности, гармонии и любви!»

 

Библиографический список

  1. Багашев А.В. Духовно-нравственное воспитание молодежи // Воспитание школьников. – 2008. – № 9.
  2. Карпов И.П., Старыгина Н.Н. Открытый урок по литературе. – « Московский лицей», 1999.
  3. Косивцева Л.И.,Тропкина Л.А. Открытые уроки по литературе. – Волгоград, « Учитель»,2002.
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1960.
  5. Ушаков Д. Н. "Толковый словарь русского языка". -  М.,1989.
  6.  http://festival.1september.ru/articles/591922/

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В данной работе затрагивается проблема эстетического воспитания подростающего поколения,через приобщение его к изобразительному искусству....

Формирование толерантной личности школьника на уроках истории.

Материал по самообразованию учителя истории....

Организация воспитательной деятельности, интеграция общего и дополнительного образования как ресурсы формирования духовно-нравственной личности

В статье раскрывается опыт организации воспитательной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей на факультативных занятиях и занятиях в детском творческом объединении в условиях осно...

Взаимодействие семьи и школы по формированию духовного здоровья школьников

Проблема взаимодействия семьи и школы в воспитании гармонично развитой личности очень высока, так как новая российская общеобразовательная школа становится важнейшим фактором, обеспечивающим  социокул...

«Диалог культур как средство формирования духовно-нравственных ценностей школьников»

Наименование Проекта«Диалог культур как средство формированиядуховно-нравственных ценностей школьников»Основание для разработкиПроекта1 Конституция Российской Федерации.2 Федеральный закон...