Взаимодействие семьи и школы по формированию духовного здоровья школьников
презентация к уроку на тему

Плотникова Галина Евгеньевна
Проблема взаимодействия семьи и школы в воспитании гармонично развитой личности очень высока, так как новая российская общеобразовательная школа становится важнейшим фактором, обеспечивающим  социокультурную модернизацию российского общества.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие семьи и школы по формированию духовного здоровья школьников Плотникова Галина Евгеньевна

Слайд 2

Актуальность Проблема взаимодействия семьи и школы в воспитании гармонично развитой личности очень высока, так как новая российская общеобразовательная школа становится важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является показателем ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Слайд 3

Здоровье Под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма. Психическое здоровье рассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера. Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Духовное здоровье человека - это система его мышления и отношение к окружающему миру.

Слайд 4

Духовное здоровье Оно зависит от : умения строить свои взаимоотношения с другими людьми способности анализировать обстановку прогнозировать развитие различных ситуаций и в соответствии с этим строить модели своего поведения Инструменты: тело и энергетика чувства и эмоции мышление и сознание Мета-способности профессиональное отношение к своей жизни гибкость, пластичность, баланс, управляемость инструмента ясность и безупречность намерения пути успеха и познание своих возможностей любопытство, увлеченность, умение узнать, что еще можно познать

Слайд 6

Цели высшего уровня - это цели государственной образовательной политики формирование физически здоровой, духовно-богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов; воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом; формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство; разностороннее развитие детей, их познавательных интересов творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Слайд 7

региональные социально-воспитательные цели ориентация на национальную культуру как среду, способствующую духовному и нравственному развитию ребёнка. При этом семья играет приоритетную роль в воспитании детей.

Слайд 8

цели как планируемые результаты развития личности школьника включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием форм; формирование доминанты саморазвития и самосовершенствования личности; развитие какой-либо субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культурно-творческого процесса; приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников; к традициям и народным ремёслам; включение школьников в современные формы хозяйствования (участие в создании технических и коммерческих программ); организация культурно-досуговой деятельности в среде и др.

Слайд 9

Профессиональные трудности педагога трудности, связанные с адаптацией учительства к нынешним социально-экономическим условиям, а также неготовность значительной части учителей к такой адаптации; отсутствие совпадения между профессионализмом, понимаемым в традиционном ключе (как триада: знания, умения, навыки) и новым содержанием образования с новыми стандартами качества знаний; разрыв между состоянием материального обеспечения учителей и возможностями свободной, творческой педагогической деятельности; система социальной поддержки педагогических работников на государственном или региональном уровне не отвечает требованиям к соблюдению и защите учительских интересов.

Слайд 10

Правила взаимодействия семьи и школы Первое правило. В основе работы школы и классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

Слайд 11

Научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ советник: информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей и др.; консультант : консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье, и др.; защитник: защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенного быта, отсутствием внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Слайд 12

ПРИЧИНЫ однодетность и малодетность (особенно в городских условиях) приводит к тому, что люди не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, не имеют опыта семейных отношений; жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности пользоваться мудростью старших в вопросах воспитания детей; основательно утрачены традиции народной педагогики; если раньше в условиях деревни, где все люди знали друг друга, родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно, то в условиях города усилилась автономность общения детей и взрослого населения; возникающие социальные и экономические трудности, материальная необеспеченность семей снижают уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышает конфликтность в семье, ухудшает семейные отношения и воспитание.

Слайд 13

Уровень удовлетворенности учащихся различными аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения Факторы Высокий уровень удовлетворенности (%) Средний уровень удовлетворенности (%) Низкий уровень удовлетворенности (%) 1 - «установка на эмоциональное оценивание школы» 30,0 53,3 16,7 2 - возможность удовлетворять потребности в самореализации, самостоятельности, защите 43,0 57,0

Слайд 14

Уровень удовлетворенности родителей различными аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения Факторы Высокий уровень удовлетворенности (%) Средний уровень удовлетворенности (%) Низкий уровень удовлетворенности (%) 1 - «установка на эмоциональное оценивание школы» 19,8 56,7 23,5

Слайд 15

Уровень удовлетворенности педагогов различными аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения Показатели Высокий уровень удовлетворенности (%) Средний уровень удовлетворенности (%) Низкий уровень удовлетворенности (%) организация труда 53 26 8 возможность проявления и реализации проф. и др. личностных качеств педагога, 26 26 - отношения с учителями и администрацией уч. заведения, 61 34 4 отношения с учащимися и их родителями 65 35 - обеспечение деятельности педагога 34 57 8

Слайд 16

Модель взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания 1 этап (формирующий) Создание инициативной группы; наличие соответствующего материального и финансового обеспечения; подбор соответствующих педагогических технологий; создание условий для дальнейшей целенаправленной деятельности учителей; конкретизация цели совместной деятельности участников педагогического процесса; «конструирование» модели личности выпускника школы, определение основных идей, при реализации которых, может быть создана воспитательная система школы по интересам; диагностическое обследование состояния учебно-воспитательного процесса в школе; анализ ситуации в школе, определение проблем, решению которых должен быть отдан приоритет. 2 этап (создание клубной модели) Реализация идей гуманизации и демократизации; целевое деятельностное, эмоциональное единство субъектов жизнедеятельности школы; гармонизация учебной и внеучебной деятельности в целостной воспитательном процессе; интеграция всех воспитательных сил: школы, семьи, в единый педагогический процесс; определение приоритетных видов деятельности, которые должны впоследствии стать системообразующими (познавательные и клубные); определение важнейших подходов к реализации концепции воспитательной системы школы по интересам (школы-клуба); выявление склонностей и способностей детей с последующей дифференциацией и индивидуализацией обучения 3 этап (реализации клубной модели) Создание набора блоков (клубных центров), реализация и управление: - познавательный центр; - художественно-эстетический; - спортивно-туристический центр; - центр клубных объединений прикладного характера; - технический центр (кружки технического творчества); - коммерческий центр (клубы коммерсантов, менеджеров, различные объединения школьников родителей и педагогов); - центр семейных кружков и клубов; - центр клубной работы в начальных классах.

Слайд 17

Нравственные потребности ребенка Отзывчивость , которую понимается, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивость - это целый спектр чувств – сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях. Нравственная установка , которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу. Способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни семейного окружения. Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словами. Это ведёт к развтитию разочарования у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.

Слайд 18

практико-ориентированная модель научно-методических условий, способствующих эффективному взаимодействию школы и семьи по воспитанию духовно-нравственных ценностей у школьников изучение семей учащихся с целью возрождения духовно- нравственных семейных ценностей с использованием опыта народной педагогики: компонент – школа создание социокультурной среды в образовательном пространстве с привлечением родителей к ценностной жизнедеятельности классного и школьного сообщества: компонент – социокультурная духовная среда применение стратегии духовно- нравственных и ценностных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе с привлечением семьи: компонент – ценностные технологии информирование родителей о ходе и результатах воспитания и развития духовно -нравственных ценностей у учащихся с учетом индивидуальной работы педагога: компонент – информативность.

Слайд 19

Воспитательная эффективность общешкольных ключевых дел они охватывают различные сферы и виды деятельности школьников, воздействуют на сознание, чувства, поведение детей, предусматривают и учитывают многообразие интересов и потребностей детей, способствуют формированию различных качеств и отношений; создается возможность для одновременного и добровольного участия в деле всех членов школьного коллектива (учащихся, педагогов, родителей); возрастает познавательный уровень, общественная направленность деятельности школьников; старшие и младшие, взрослые и дети строят свои отношения на основе сотрудничества, совместного планирования и анализа проводимых дел; соблюдаются идеи творчества, коллективности, добровольности, свободного выбора видов и форм деятельности на всех этапах организации дела; при проведении традиционных дел раздаются новые идеи, способы и формы организации деятельности детей; используются элементы сюрпризности, неожиданности и эффективности, что создает атмосферу эмоционального единения участников дела.

Слайд 20

инновационные формы совместной работы семьи и школы Родительская общественность предлагает сегодня строить отношения семьи и школы на уровне социального партнерства , который бы обеспечивал: • повышение степени участия родительской и более широкой общественности в управлении образованием, до уровня, обеспечивающего системный и постоянный общественный контроль выполнения школой социального и государственного заказов на образование; • дифференциацию взаимоотношений семьи и школы , в зависимости от потребностей, ожиданий, намерений, от воспитательных и экономических возможностей характерных групп родителей и обучающихся; • изменение юридических позиций (ролей, прав и обязанностей партнё-ров); • расширение возможностей выбора семьёй типа, характера и уровня основного образования и дополнительных образовательных услуг для своих детей (реализации социального заказа); • качественные изменения психолого-педагогического просвещения населения , обеспечиваемые учетом образовательных потребностей и социальных особенностей характерных групп родителей; • повышение качества образования и степени удовлетворенности взаимоотношениями всех основных участников образовательного процесса.

Слайд 21

инновационные формы совместной работы семьи и школы повышения педагогической грамотности родителей, через различные формы работы : • изучение образовательных потребностей представителей различных социальных групп в психолого-педагогической подготовке; • использование традиционных фронтальных форм психолого-педагогического просвещения родителей; • организация дифференцированной психолого-педагогической подготовки родителей в соответствии с выявляемыми образовательными потребностями; • организационное и научно-методическое обеспечение дифференцированной психолого-педагогической подготовки родителей. • уровни психолого-педагогического просвещения родителей – ознакомительный, продуктивный, творческий.

Слайд 22

инновационные формы совместной работы семьи и школы Общественное управление школой: • школьная конференция; • управляющий совет • общешкольный родительский комитет • классные родительские комитеты • общественный штаб педобуча (родительская секция) • профильные родительские объединения • общественное экспертное сообщество • представители комиссии социальной защиты населения • совет представителей УДОД микрорайона • детская редакция раздела школьного сайта «Школа глазами детей» • родительская редакция раздела школьного сайта «Родительское слово» • учительская редакция раздела школьного сайта «Слово учителя»

Слайд 23

инновационные формы совместной работы семьи и школы Профильные родительские объединения создаются на добровольных началах по инициативе Общественного совета, отдельных групп родителей или администрации. Их назначение – оперативная реакция на возникающие социально-образовательные проблемы и потребности семьи и школы , организация и стимулирование развертывания соответствующей педагогической работы. Например: «Инициативная группа (малый совет) по предупреждению девиантного материнства», «Группа социального контроля свободного времени учащихся», «Родители в информационном пространстве», «Редакция сайта "Родительское слово" и т.п.

Слайд 24

инновационные формы совместной работы семьи и школы Представители комиссии социальной защиты населения действуют в рамках законодательных полномочий и привлекаются администрацией школы или органами общественного управления в случаях возникновения конфликтных ситуаций, связанных с нарушениями прав детей, их родителей, а так же педагогов школы.

Слайд 25

инновационные формы совместной работы семьи и школы Совет представителей учреждений дополнительного образования детей микрорайона школы обсуждает и решает вопросы координации работы школы и УДОД по обеспечению социального образовательного заказа населения микрорайона. Собирается по инициативе органов общественного управления, администрации школы и администрации МОУ УДОД. Разрабатывает и утверждает соответствующее Положение о совете представителей.

Слайд 26

инновационные формы совместной работы семьи и школы семейное чтение; клубная работа совместно с родителями «Читайка»; организация работы с «Дневником читателя», «Портфелем читателя»; внеклассная воспитательная работа; кружковая работа «Основы православной культуры» Экскурсии по Святым местам родного края Литературно – музыкальные композиции, конкурсы «Читающий класс», стихотворений, рисунков; Интегративность программ духовно-нравственного воспитания во все виды деятельности учащихся Осуществление комплексного культурно-просветительского влияния на семью (всеобуч родителей) проектная деятельность; разработка, внедрение в практику образовательных учреждений и семейного воспитания специальных образовательных программ духовно-нравственной направленности в формировании ценностного отношения к семье и браку ; элективные курсы; тематические родительские собрания