Методическая статья
статья по теме

Бянкина Надежда Борисовна

В статье дано описание методической работы в МБОУ ООШ с. Правые Кумаки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_prakticheskih_form_i_metodov.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Использование практических форм и методов

 при организации внутришкольной методической работы

  Н.Б. Бянкина, зам. директора по УВР

МБОУ ООШ с. Правые Кумаки

     Выполнение стратегических направлений образования инициативы «Наша новая школа», повышение качества образования, реализация Федерального государственного образовательного стандарта образовательных программ начального общего, основного общего образования – все это злободневные проблемы современной школы. Большая роль в решении этих вопросов отводится методической работе в школе.

      Требования современного времени привели к решению проблемы развития нравственной, физически развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. В своей работе педагогический коллектив опирается на традиции, сложившиеся за вековую историю школы. Школа создает условия для проявления самостоятельности, развития творческого потенциала, поддерживает культ знаний и стремление к успеху.  Школа задает тон в воспитании и обучении детей, а для этого необходимо иметь свое лицо, свой особый климат, пронизанный успехом сотрудничества социума, школы, семьи, быть признанной родителями, ребятами, обществом. Только содружество, совместная работа может привести к успеху.

      Коллектив школы с. Правые Кумаки небольшой, да и учащихся всего сорок человек. Живут в труднодоступном месте, но независимо от этого каждый нуждается в качественном образовании, человеческом внимании и заботе. От учителей школы зависит будущее детей, и учителя осознают эту ответственность. Они активные участники методической работы в школе, районе. Именно от выбора потребностей педагогов составляется программа методической работы, определяется план мероприятий на год.

     Для удовлетворения образовательных потребностей педагогов выбрана оптимальная структура методической службы. В школе систематически работает семинар-практикум, на котором рассматриваются актуальные вопросы образования, воспитания, в группах выполняются практические задания, создаются проекты. Так например, в октябре проведен семинар-практикум по изучению нормативно-правовых документов по аттестации педагогических работников. После мильтимедийной презентации о правилах аттестации, учителя в группах составляли конспекты урока, решали педагогические ситуации, выполняли тесты по вопросам владения ИКТ-компетенциями. По итогам практической работы выявлены проблемы при выполнении работы, назначены ответственные за подготовку учителей к аттестации.

     При возникновении актуальных проблем в педагогическом коллективе создаются творческие группы. Творческие группы создают проекты, после совместного обсуждения осуществляется выбор наилучших вариантов. Для каждого педагога становится личностно значимой решаемая проблема, он чувствует ответственность за выполнение поставленной задачи, проявляет творчество, самостоятельность при решении ее. Результаты работы творческой группы учителей – это и программа методической службы, и программа патриотического воспитания, и программа организации предпрофильной подготовки, и символы Года учителя, и программа начального общего образования стандартов нового поколения, и проект «Живая старина».

      В связи с изменениями стратегии современного образования выбрана новая тема методической службы школы: « Индивидуализация учебного процесса через применение технологий системно-деятельностного подхода». Основные направления методической работы: дифференциация и индивидуализация УВП, внедрение и апробация педагогических технологий системно-деятельностного подхода, проблемного и проектного обучения, метода исследования.  Жизнь сегодняшнего дня требует воспитания человека-творца, созидателя, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы. Человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения проблем, учится оценивать свои результаты, исправлять ошибки. Творческого ученика может воспитать творческий учитель, и поэтому необходима  соответствующая организация методической работы для решения этой проблемы. Необходимо находить новые формы проведения методических заседаний, на которых  учителя станут активными участниками проводимых мероприятий. Новые формы и методы, применяемые в методической работе, будут применяться учителями при проведении уроков, внеклассных мероприятий.

    Вместо прежних привычных педагогических советов в школе проводятся педсоветы с применением разнообразных форм: деловой игры, мозгового штурма, мастер-класса, «круглого стола», семинара, практикума и др. На практикуме «Критерии оценки деятельности учителя» каждый учитель  оценивал результаты своего труда, определял слабые стороны в своей педагогической деятельности и устанавливал для себя новые задачи. Решая проблемы воспитания, участвовали в ролевых играх, где учитель выступал то в роли родителя, то в роли ученика, то в роли директора. Интерес учителей вызвал практикум по созданию презентаций. При подготовке выступления на педсовете, методическом заседании, при проведении уроков широко стали использоваться информационно-коммуникационные технологии.

    Повышению мастерства учителей способствует и  проведение методических недель, что стало уже традицией школы. Темы методических недель за последние годы: «Повышение качества образования через применение технологий в обучении учащихся», «Роль творческой деятельности учителя в учебно-воспитательном процессе», «Применение информационно-коммуникационных технологий в предметном обучении». Во время методической недели каждый учитель дает открытый урок, готовит мастер-класс  по теме самообразования, участвует в работе «круглого стола». Педагогический коллектив школы состоит из опытных педагогов со стажем и молодых, начинающих учителей. Во время методической недели и во время подготовки к ней учителя-наставники оказывают помощь, поддержку молодым педагогам, обмениваются опытом. За короткое время учителя, посещая уроки своих коллег, смогут увидеть уроки разнообразные по форме проведения, узнают о работе всех учителей школы.

     В целях систематизации опыта, накапливаемого учителями, для определения его развития в школе используется один из современных методов профессионального развития – метод «портфолио». Наиболее полно опыт работы, накапливаемый учителем, его знания, пути развития педагогического мастерства отражены в «портфолио» учителей: Бянкиной А.П., Бянкиной Т.Ф., Епифановой Г.А. и др. В течение года проводится презентация портфолио учителями и учащимися.

   Таким образом, целенаправленная работа педагогического коллектива школы вышла на новый профессиональный уровень.

     Учителя каждый год проводят открытые уроки, мастер-классы, выступают с докладами на КМО, РМО. Учителем русского языка и литературы на районном методическом объединении проведены мастер-классы: урок творчества «Описание предмета» (август, 2007), «Учимся писать сжатое изложение» (апрель, 2008). Учитель географии в 2008 году удостоен звания «Заслуженный работник образования Читинской области». Учитель математики стал победителем муниципального конкурса «Учитель года 2009», участником конкурса «Учитель Забайкалья 2009», победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации 2009.

 На базе школы проведены  следующие мо:

  1. Районный семинар заместителей директоров по УВР по теме «Организация методической работы» (октябрь, 2008).
  2. КМО учителей русского языка и литературы по теме «Применение образовательных технологий в процессе обучения. Технология проектов, исследовательский метод». (декабрь, 2009)
  3. КМО учителей математики по теме « Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики». (январь, 2010)
  4. КМО учителей начальных классов по теме «Использование игровых технологий на уроках и во внеклассной работе». (декабрь, 2009)
  5. Районный семинар заместителей директоров по воспитательной работе по теме «Теоретико-методологические основы проблемы духовно-нравственного воспитания школьников. Организация работы школьного музея».  (февраль, 2010).
  6. КМО учителей начальной школы, математики по теме « Системно-деятельностный подход в преподавании ». (декабрь, 2011)

В феврале 2012 года будет проводится районное методическое объединение учителей русского языка и литературы.

      Девиз нашей школы – «Знание. Творчество. Успех». В.А.Сухомлинский считал: «Знания становятся желанным достоянием маленького человека при условии, когда они – средство достижения творческих, трудовых целей». Создание в школе интеллектуальной, творческой атмосферы способствует повышению эффективности работы и для учащихся, и для учителей.

    За последние пять лет учителя и учащиеся приняли активное участие в районных, региональных, всероссийских конкурсах и показали хороший результат. Это и районный конкурс сочинений, и региональный конкурс  афоризмов, сочинений УГИБДД, и открытый московский конкурс творческих работ школьников, и всероссийский конкурс «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности», «Лучший урок письма», и конкурс «Учитель года», «Учитель Забайкалья», и конкурс лучших учителей Российской Федерации, конкурс методических разработок, региональный конкурс «Лучший по профессии», всероссийский конкурс «Заместитель директора» и др. В 2011 году школе присвоен статус региональной инновационной площадки.

    За эти годы учениками под руководством учителей создано более двадцати исследовательских работ, некоторые из них представлены на краевых научно-практических конференциях.

Участие школьников в районных, областных

 научно-практических конференциях.

        Победы учащихся, учителей на районном, региональном, всероссийском уровне свидетельствуют о результативности нашего совместного труда. При организации методической работы применяется деятельностный подход, создаются комфортные условия для проявления педагогами творчества в совместной интеллектуально-творческой деятельности, как составляющей конструктивного взаимодействия друг с другом и детьми. Поддержка и стимулирование педагогического творчества и инициативы учителей администрацией способствует развитию научно-исследовательской, творческой деятельности среди учителей и учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья

Активизация  познавательной  деятельности учащихся на уроках химии   ...

методическая статья о духовно - нравственном воспитании учащихся

Роль кружковой работы в воспитании духовно – нравственной личности....

методическая статя" Контроль. учет и оценка знаний учащихся по математике

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя трад...

Методическая статья "Литературная рефлексия"

Статья об организации рефлексии на уроках литературы...

Методическая статья. Опыт работы одного инновационного учреждения.

ОПЫТ РАБОТЫ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ ГОРОДА САРАТОВА ПО ТЕМЕ:  "ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИ...

Методическая статья. Опыт работы учителя.

Научно-методическая статья "Формирование духовно-нравственной, творческой личности на уроках литературы. Из оыта работы."...

Методическая статья по теме: "Методические рекомендации по развитию Soft Skills у учащихся"

Данная статья обобщает существующий опыт по развитию Soft Skill...