Педагогические приемы сохранения народных традиций в работе подросткового клуба
статья по теме

Иванова Ирина Ивановна

Какие педагогические приемы  я использую в работе своего подросткового клуба для достижения цели: сохранение народных традицийсохранения народных традицийсохранения народных традиций  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические приемы сохранения народных традиций в работе подросткового клуба

И.И.Иванова

МОУ ДОД «Дом детского творчества»

Волжского района г.Саратова

                                             «Не убить, не разрушить,

а раскрыть и развить

личностно окрашенное

 восприятие ребенком

искусства – наша цель».

                                                           

   Народная культура, её традиции – это неотъемлемая часть жизни самого народа, ведь культура – это “совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Субъектом культуры является человек: он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности. Творчество возможно только в культуре, творчество и культура неразделимо связаны”, - так говорит о сущности народной культуры К.М. Хоруженко. И сколько бы времени не проходило, проблемы духовности всегда будут волновать человека,

 Творческий подход необходим человеку в любом виде деятельности. И поэтому человек, приученный к творчеству, привыкший мыслить неординарно и во взрослой жизни будет чувствовать себя более востребованным.

Когда ребенок достигает школьного возраста, он окунается в свою главную деятельность – учебно-познавательную, и только творческий подход к возникающим трудностям даст плодотворные результаты. Поэтому  в процесс обучения младших школьников каждый педагог старается добавлять как можно больше игровых моментов.

     Это то, что привычно, знакомо, интересно ребенку. С самого раннего детства ребенок встречается с игрой, в которой, участвуя, примеряет на себя различные роли. Именно в игре ребенок впервые сталкивается с творчеством. В этом как раз и заключена основная проблема - за плечами не у каждого (это дань «компьютерного» времени) есть опыт игры. Уже несколько лет назад я обнаружила, что очень не многим ребятам 8-10 лет известны коллективные игры: «воротца», «платочек», «третий лишний», «цепи кованные».

   А ведь народная игра и народная песня,  как синкретическое искусство, как нельзя лучше воспитывает творческое начало в каждом ребенке, позволяет раскрыть интеллектуальные, нравственные и творческие способности. Наконец, в игре ребенок учится взаимоотношениям со сверстниками. Чуткий слух ребенка, воспитанный на народных традициях, становится избирательным и требовательным к музыкальным произведениям в жизни. Народные традиции, как чистейший живительный источник подпитывают детскую душу, готовую творить неустанно.

     Примеряя на себя роль то «Бабы Яги», то « растяпы Пети», то «злой свекровки», то «ленивой Дремы» ребенок входит в образ и придумывает движения, мимику, жесты, подачу звука. Вот так в игре ребенок, преодолевая стеснительность, учится творчески подходить к поставленной задаче.

      Научить ребенка видеть проблему с разных сторон, находить творческий подход поставленной задачи - вот цель урока- искусства. Тем более что ответственность за воспитание творчества в ребенке, в наше время, все чаще возлагается только на  педагогов и воспитателей. Все реже встречаются семьи, где поют песни,  берегут и хранят семейные истории, где дети знают, кто были их бабушки и дедушки.

   «Вы любите музыку?»- вопрос излишний, ибо ответ на него очевиден. В наше время любить музыку легко, а легкая любовь - еще не любовь. Театрал вынужден заранее позаботиться о билетах, потом собраться и идти в театр. Любитель живописи, отправляется в музей, и хорошо, если при этом ему не приходится активно отстаивать свои интересы перед массой агрессивного невежества. А музыка – вот она, рядом, достаточно включить телевизор, проигрыватель, магнитофон, наконец, просто, телефон. И искусство это настолько массовое, что ни кто, наверняка, не скажет, что ты отстал от моды. Главное заучить пару, тройку названий суперсовременных групп.   Главное назначение музыкального произведения видится в том, что оно существует для каждого человека. Лишь творческий человек осознает свою встречу с хорошей музыкой равной по значимости любой судьбоносной встрече. И очень важно, чтобы руководство учителя не переходило в форму назидания и навязывания своего мнения. Ведь чаще ребенок, как губка, готов к восприятию всего нового, но ему проще принять как догму чужое  мнение, чем  выразить и отстоять свое.

           В наше время поток музыкальной информации  необычайно возрос. Разобраться в этом стихийном потоке, расширить музыкальный кругозор ребенка, и вместе с тем  выявить творческие особенности – моя обязанность  на занятиях в детском объединении.         

Здесь, в учреждении дополнительного образования, для детей привлекательно то, что “программы не транслируются детям сверху по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно им знать, а предлагают выбор в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями”. Поэтому воспитанники учреждений дополнительного образования выбирают себе то занятие, которое трогает их маленькое сердце и не оставляет его равнодушным к тому, что происходит на большой планете, имя которой – Земля. “Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре”, - отмечает академик Д.С.Лихачёв. Любовь к родному краю, знание его истории – это основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

 Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий нас мир. И поэтому, определяя цель, объект, предмет, задачи творческой работы, следует подчеркнуть, что учреждения дополнительного образования – это важный социальный институт. Используя разнообразные формы своей деятельности, они играют большую роль в социальном воспитании молодого поколения, способствует приобщению детей к традициям народной культуры. Один из важнейших признаков народной культуры – традиции. Важнейшим средством передачи и сохранения всех элементов народной культуры является социально-историческая память, она формируется через познание прошлого и передачи знаний в настоящее, она поддерживает непрерывную связь прошлых поколений с настоящим, способствует этнической эволюции, в этом её огромная роль в развитии личности.

 Большое значение в сохранении и передаче элементов этнической культуры играют обычаи, ритуалы, обряды и праздники. Ведь вся духовная культура древних славян строилась на основании понятия “культ” - вера, обычаи, традиции, от которого и произошло само понятие “культура”. В традиционной культуре ритуалы играли важнейшую роль, так как они определяли само существование мира.

 Календарные праздники являлись отражением взаимосвязи человека с природой. Бытовые обряды, появившиеся вместе с мифологическими, определяли бытие, и регулировали отношения между людьми. Календарные праздники и обряды в наше время – это составляющая часть культуры и народа. Это то, что отражает жизнь, помогает помнить доброе и хорошее, что оставили для потомков прошлые поколения. С каким удовольствием дети участвуют в мероприятиях, посвященных встрече нового года, масленицы, пасхи. Ведь можно не только участвовать самому в празднике, но и устроить праздник для близких и друзей, в своем же детском творческом объединении.

 Творческое объединение детей способствует развитию личности, ее самостоятельности и инициативы. В стенах подросткового клуба создаются широкие возможности для общения детей друг с другом. Каждый обучающийся, как личность, имеет возможность расширения круга своих интересов, реализации своих творческих потребностей. Великий русский педагог К.Д.Ушинский был убежден, что предоставление ребенку возможности свободного выбора полной, широкой деятельности, поглощающей всю его душу, посильной для него, и является истинной целью жизни, так как эта цель сама жизнь.

 Вот почему  воспитанникам подросткового клуба «Дружба» так близко и понятно то, что они изучают, потому что они не просто «воспитанники», они «жители» этого клуба. Все мероприятия подготавливаются и проводятся сообща, усилиями абсолютно всех объединений. Эта коллективная работа не только дает каждому ребенку понимание взаимосвязи различно вида искусств, но и тесно сплачивает детский коллектив подросткового клуба. И если календарные тематические мероприятия и массовые праздники это скорее крепкая традиция нашего клуба, то сегодня  педагогу  даны на вооружение самые разнообразные интересные современные методы работы. Один из них - метод проектной деятельности.

Вот уже третий год буквально все воспитанники и педагоги нашего клуба увлечены проектной деятельностью. Работаем мы в рамках  общего проекта «Возвращение к истокам». Тему каждый раз подсказывают сами ребята. Первый наш проект «О чем шумит самовар» начался с интереса к старому бабушкиному самовару, и перерос в интересную исследовательскую деятельность и большое количество мероприятий, посвященных чаю, чаепитию и собственно самовару.

 В прошлом году мы говорили о народных играх и игрушках. «Во что играли наши бабушки» выясняли весь год не только в музеях и библиотеках, но и при личной встрече со старожилами района. Огромный интерес вызвала тема, и ребята работали с большим удовольствием.

Сегодня наш клуб снова «горит» новым проектом «В русской избе просторно детворе». И опять каждому объединению нашлась работа  по душе в рамках проекта. Ребята объединения прикладного творчества готовят выставку своих работ, самая большая коллективная поделка-русская изба- в разработке. Народные танцы, песни, хороводы, игры-все это разучивается в разных объединениях с детьми на занятиях в рамках проекта. А итогом будет коллективное творческое дело.

 Эти мероприятия взаимно обогащают, учат и воспитывают добрые качества, потому что в основе всего - народная культура, замечательное народное творчество, оно несёт в себе огромный творческий потенциал. Сколько восторга от сознания того, что занят ты такой интересной работой! Народное искусство выступает важнейшим средством народной педагогики, так как формирует отношение к своему народу, языку, к миру, к окружающей природе.

 Вот так, планомерно, целенаправленно, шаг за шагом, происходит приобщение воспитанников к традициям народной культуры, идет важнейший процесс социализации личности. Это вновь подчеркивает то главное, ради чего ребенок приходит в учреждение дополнительного образования. Ребенок приходит сюда, чтобы оказаться в мире радости, в мире успеха. Именно здесь он раскрывается более полно, потому что творческое объединение, которое ребенок выбирает, соответствует его интересам, способностям. И от того, какие условия здесь для ребенка, для него, как персоны, индивидуально будут созданы, во многом, возможно, будет зависеть и то, какое место во взрослой жизни он для себя найдет. Именно в дополнительном образовании, где в творческом объединении количество воспитанников не более пятнадцати человек, есть больше возможности, чем в самой школе, в реализации личностно-ориентированной модели воспитания обучающихся. Педагог дополнительного внимания, реализуя программу по социальному воспитанию совместно со своими воспитанниками, способствует воспитанию духовности, нравственности, гражданственности обучающихся, что является главными ценностями гуманного общества.

Библиографический список

  1. Ворстер А.В. Роль учреждений дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка.// Доп. обр. – 2006.-№ 2.
  2. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности.// Доп.обр.- 2002. - № 8.
  3. Лихачев Д.С. Заметки о русском. – М.: Советская Россия, 1984.
  4. Музейные уроки в образовательных учреждениях/Сост. Л.А.Першина и др. – Волгодонск, 2005.
  5. На пути к саморегуляции в процессе преподавания и научения.//Завуч. – 2001- № 1.
  6. Першина Л.А. и др. Современные педагогические технологии в практике работы педагогов дополнительного образования. – Волгодонск, 2004.
  7. Речкин Н.С. Стереотипы и процессы стереотипизации в школьном образовании. – Ростов – на – Дону, 2005.
  8. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого.- М., 2002.
  9. ПрокопенкоС.И. Дополнительное образование в воспитании детей
  10. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, собранные М.Забылиным. – Симферополь, 1992.
  11. Солевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. – М., 2005.
  12. Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М., 2007.
  13. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников. –М., 2004.
  14. Хоруженко К.М. Культурология: энциклопедицеский словарь. – Ростов – на – Дону, 1997.
  15. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. –М., 1998.
  16. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество.- М.: Просвещение, 1985.

        

   

                                                                             

                                                                                                                           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Масленица. Сохранение народных традиций"

Презентация рассказывает о масляничных традициях и символах народного праздника Масленицы...

Педагогический проект "Русские народные традиции и праздники"

Педагогический проект "Народные традиции и праздники на Руси", коллективный, годовой проект.Авторы:Дедюрина А. В. - учитель музыки и руководитель театра "Шутка";Алимова Е. Н. - заместитель директора п...

Методическая разработка урока по ИЗО 7 класс: «Возрождение и сохранение народных традиций текстильного творчества – тряпичная кукла»

Программа: Изобразительное искусство. Т.Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, В. И.Колякина, Л. В. Неретина, Г. А. Поровская.Цели: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуман...

Презентация к уроку по ИЗО «Возрождение и сохранение народных традиций текстильного творчества – тряпичная кукла», 7 класс

Ознакомление с разными русскими народными куклами, Даны схемы изготовления кукол Крупеничка и Покосница, а также мастер-класс по изготовлению куклы Покосницы...

Психолого-педагогические приемы, упражнения и игры для работы с детьми и подростками с ОВЗ

Дидактическая игра является и игровым методом и формой обучения детей с ОВЗ, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности обучающегося. Это сложное педагогическ...