Современные интерактивные технологии в образовательном процессе
статья по теме

Елена Владимировна Фадеева

Использование интерактивных технологий MIMIO

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_interaktivnoy_doski.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные интерактивные технологии в образовательном процессе

Задачи и проблемы современного образования постоянно обсуждаются в нашей стране на самом высоком уровне. И это неудивительно, ведь сегодняшние школьники завтра будут строить будущее своей страны, укреплять ее престиж, повышать уровень жизни ее граждан. В настоящее время, когда образовательные стандарты постоянно повышаются, очевидно, что требуемые результаты не могут быть достигнуты с применением традиционных методов обучения. На помощь и педагогам, и ученикам приходят современные интерактивные образовательные технологии, реализация которых требует применения специально разработанного с этой целью оборудования. 

В настоящее время понятие «интерактивные технологии в школе» наполнилось новым смыслом. Это не просто процесс взаимодействия учителя и ученика – это новая ступень организации учебного процесса, неотъемлемым элементом которого выступают специальные интерактивные доски, приставки, проекторы, и т.д.

Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Применение интерактивной доски позволяет преподавателю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом не нарушая привычный ритм и стиль работы.

Сегодня от школьников требуется не только добывать знания, но и умение сразу же применять полученные знания и навыки на практике, а также создавать что-то новое на базе полученной информации. Этих целей практически невозможно достигнуть без использования методов обучения, которые делали бы учеников не пассивными слушателями, а активными участниками обучающего процесса. Именно такая возможность появилась с использованием современных интерактивных технологий обучения.

Наибольшую эффективность будет иметь такая система подачи знаний, которая предполагает не изложение готовой информации, а ее поиск, как организованный преподавателем, так и самостоятельный. Современные интерактивные технологии в образовании дают возможность применять с этой целью не только учебники, но и ресурсы Интернета. Кроме того, с их использованием может быть организовано взаимодействие как учителя и учеников, так и учеников друг с другом. А роль учителя, применяющего интерактивные технологии в преподавании, сводится не столько к простому изложению знаний, сколько к умению направить познавательные способности учащихся в нужное русло.

Применение интерактивных технологий в обучении практически не имеет ограничений. Отлично зарекомендовали себя интерактивные технологии в начальной школе, а учителя математики, информатики, физики, химии уже не мыслят организации эффективного учебного процесса без применения интерактивного оборудования.

Среди ассортимента интерактивного оборудования наибольшим спросом в образовательных учреждениях пользуются интерактивные приставки Mimio в комплекте с проектором и компьютером. Их установка в классе позволяет не только по-новому подать учебный материал: в виде красочных схем, графиков, текстовой информации различного формата. Но еще и организовать ее усвоение в виде постоянного взаимодействия, как учителя и учеников, так и учеников друг с другом. Однако и этим  не ограничиваются возможности использования интерактивной приставки в образовании. В информацию, которая отражается с помощью такого устройства, можно непосредственно по ходу урока вносить изменения, которые затем могут быть сохранены. А учащиеся при необходимости могут получить цифровую копию урока, для самостоятельного изучения дома.

Работа с интерактивной приставкой очень удобна как для учителя, так и для учеников – ведь на ней можно не только писать маркером, но и вести навигацию простым прикосновением. Ход урока, который ведется с применением интерактивного оборудования, можно разнообразить как красочными графическими презентациями, так и мультимедийными материалами – аудио, видео. Несложно представить себе, какой неослабевающий интерес будет вызывать каждый урок, в ходе которого задействовано такое оборудование.

В высокой результативности применения интерактивных методов в образовании уже имели возможность убедиться многие школы, в том числе и мы.

ИНТЕРАКТИВНАЯ  ПРИСТАВКА MIMIO В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В течение двух лет мы  используем в образовательном процессе возможности    современного инструмента - интерактивного устройства MimioStuduo. В ГБОУ №339 Невского района Санкт-Петербурга интерактивные устройства стационарно установлены  в кабинетах начальной школы, кабинетах математики, информатики, физики в комплекте с компьютером и проектором.

Возникло, конечно, первоначально много вопросов: как это чудо техники поможет обеспечить современный уровень образовательной деятельности на уроке? Чем отличается обучение с помощью интерактивного устройства от привычных методов обучения? Как сочетать возможности интерактивной доски с реализацией дидактических  принципов?

Апробировав возможности доски, мы пришли к выводу: поскольку структура, цели, задачи и содержание уроков не меняются, формы и методы обучения сохраняются, то использование интерактивной доски не вносит в педагогическую практику ничего принципиально нового.

 Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать  не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя.  Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая  обработка.

Почти у каждого ученика сегодня есть сотовый телефон, у 85% учащихся класса есть персональные компьютеры, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают сочетания клавиш компьютера, поэтому специальных знаний для изучения доски не потребовалось, дети быстро усвоили приёмы работы, просто наблюдая за учителем.  

У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является  инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).

Доска как раз и  реализует один из важнейших принципов обучения в школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)

Используя доску, не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не тратится время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или  закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.

 Благодаря размерам доски  изображения  видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.

Ещё один важный момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера (стилуса), а учитель, как и раньше – в центре внимания.

Для нас наличие в классе электронного интерактивного устройства явилось действительно тем уникальным  техническим средством, которое при правильном использовании помогло повлиять на качество обучения школьников и эффективность нашего учительского труда.

О возможностях использования интерактивной доски в начальной школе

В процессе обучения учителя начальной школы используют интерактивную доску

  1. как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);
  2. как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов)  для визуализации учебной информации изучаемого;
  3. как интерактивный инструмент –  работа с использованием  специализированного программного обеспечения, заготовленного в  цифровом виде.

Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия.  

 Использование  разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволило  заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр

  Загружая на доску страницу тетради по математике с печатной основой, страницу «Прописей» или «Азбуки»  у нас отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать.

 На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит совпало ли его написание с правильным  начертанием, изображённом на доске. Повышается концентрация внимания.

Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если  была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята  уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.

Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра

Интерактивная доска позволят  разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы

Она помогает мне донести информацию до каждого в классе. Этот визуальный ресурс помогает  излагать новый материал очень живо и увлекательно.

Возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а так же с отдельными предложениями помогает на уроках русского языка. Меняя порядок слов в предложении (используя способ перемещения объектов) можно добиться максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений или текстов, организовывать работу со словарными словами и т.д.

 Этот же прием применяю для эффективного изучения тем по словообразованию. Использую электронные заготовки текстов на определение границ предложений, по расстановке знаков препинаний. Делая  записи поверх изображённых столбиков слов, меняя цветовую гамму маркера, ученика класса с лёгко обозначают твёрдые и мягкие звуки, делят на слоги. Такие уроки проходят с высоким «коэффициентом полезного действия».  

Используем  возможность перемещения объектов на доске, их группировку по определенным признакам и на уроках математики, ознакомления с окружающим миром. Записи, выделения цветом могут выполняться прямо на слайдах.

При проведении математических  диктантов «Проверь себя»   используем таймер из меню доски  с фиксированным временем для выполнения задания, так как  ребята должны учиться  организовывать свою  деятельность в соответствии с регламентом.

На электронной доске можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания  могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику.

.

Используя интерактивную доску, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.  Применяем возможности интерактивной доски в преподавании разных учебных дисциплин в начальной школе.

Используем цифровые образовательные ресурсы, разработанные на федеральном уровне. Сочетание интерактивной доски и цифрового образовательного ресурса используем  не просто для визуализации учебного процесса, но и для организации таких форм работы в классе, где  ученики являются активными участниками познавательной деятельности. Материалы ЦОР для уроков литературного чтения и русского языка можно взять на сайте  http://school-collection.edu.ru/,  а так же комплект готовых программ по всем дисциплинам для начальной школы находится в библиотеке. Имеющиеся электронные приложения к учебникам по программе «Школа России» предназначены для учителей и  содержат набор информационных объектов, которые отображают процессы и явления по предметной области.      

Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения.

Интерактивная  доска  выводит взаимодействие учащихся со мной на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия учителя на доске  завораживают малышей,  ученики не отвлекаются на таких уроках, ребята стали собранными, внимательными.

Вот и решение проблемы, как научить учащихся выполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется.

Проводя уроки с использованием интерактивной доски, мы видим восхищённые глаза своих учащихся и будем  использовать ее постоянно, потому что  с её помощью можно вовлечь учащихся в образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование интерактивных технологий в образовательном процессе.

интерактивные средства обучения, такие как система голосования интерактивная доска представляют собой современный эффективный инструментвовлечения учеников в процесс урока....

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии.

Представлен опыт проведения занятия по теме "Лоскутное шитье" с использованием сквозной презентации....

Статья "Современные педагогические технологии в образовательном процессе".

В современной педагогической и психологической литературе часто можно встретить различное трактование термина «педагогическая технология»....

Педсовет. Доклад «Современные педагогические технологии в образовательном процессе»

Педсовет. Доклад «Современные педагогические технологии в образовательном процессе»...

Интерактивные технологии в образовательном процессе

Отчет о проведении мастер-класса по теме "Интерактивные технологии в образовательном процессе"...

Применение интерактивных технологий в образовательном процессе слепых и слабовидящих детей.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуются те технологии, которые позволяют педагогу создавать наиболее комфортные условия для обучения, взаимодействия между участниками учебного процесса и...