Сценарий литературно-музыкальной композиции "Не ведал мир такой любви"
методическая разработка (9 класс) по теме

Орлова Светлана Александровна

Сценарий музыкального вечера для старшеклассников и не только о любви Пушкина и Гончаровой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_vedal_mir_takoy_lyubvi.doc71.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Не ведал мир такой любви…

     ВЕДУЩИЙ 2: Хорош зимой вечерний Петербург! Завораживает волшебный танец снежинок в таинственном свете фонарей. Чугунные ограды словно чёрное кружево на фоне белоснежных сугробов. Уже темно.  Далеко за полночь.  Редко где увидишь свет в окне, впрочем, это окно в квартире на Мойке по-прежнему горит.

     ВЕДУЩИЙ 1: 26 января  1837 года А.С. Пушкин засиделся в кабинете. Накануне предстоящей дуэли он спешил сделать важные распоряжения, думал о завтрашнем дне, вспоминал прошлое.  Как никогда он понимал своего героя Ленского.

                                                   Ариозо Ленского

      ВЕДУЩИЙ 2: Накануне дуэли он, конечно, вспоминал день своего знакомства с Натали –счастливейший день своей жизни.

      ПУШКИН: Моя встреча с Натальей Гончаровой, моей милой, прелестной, нежной Натали, произошла зимним вечером 1828 года на балу у танцмейстера Иогеля. Я даже не собирался в этот день никуда выезжать, но вдруг ко мне забегает Вяземский и прямо с порога кричит...

                                                  Вбегает Вяземский.

       ВЯЗЕМСКИЙ: Пушкин! Мой милый Пушкин! Поехали к Иогелю выбирать мне молоденькую невесту!

       ПУШКИН: Я не успел ни слова сказать, как очутился в санях.

       ВЯЗЕМСКИЙ: (восторженно). А через некоторое время мы подъехали к роскошному особняку, из которого доносились звуки музыки.

                                              Появляются  танцующие. Исполняется игривая полька.

    ПУШКИН: Никогда еще с таким грустным чувством я не приезжал на бал. Тайное предчувствие томило меня и волновало душу. Петр что-то говорил мне и показывал на молоденьких барышень, которые впервые появились в светском обществе. И вдруг какая - то сила заставила меня обернуться. Я увидел ее - в прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молодых поклонников…  Я шагнул навстречу своей судьбе.

                                            Появляется Натали. Звучит песня А.Малинина «Натали».   

       ВЕДУЩИЙ 1: С тех пор, как Пушкин шагнул навстречу Натали, для него не было ничего прекраснее и дороже нее. Он понял, что это прелестное создание составит его счастье.

 ПУШКИН:                Я думал сердце позабыло

                                    Способность легкую страдать.

                                    Я говорил: тому, что было,

                                    Уж не бывать! Уж не бывать!

                                    Прошли восторги и печали,

                                    И легковерные мечты...

                                   Но сердце вновь затрепетало

                                   Пред мощной властью красоты...

           ВЕДУЩИЙ 2: Не так уж просто было соединить Пушкину  судьбу с Натальей Николаевной.  Мать Натали третировала Пушкина, устраивала оскорбительные сцены, иногда доводила его до исступления.  

          ВЕДУЩИЙ 1:   16 апреля 1830 года Александр Сергеевич обратился с письмом к шефу жандармов графу Бенкендорфу, прося выдать ему нечто вроде свидетельства о благонадежности...

                                                          Появляется Бенкендорф

          ПУШКИН:  Госпожа Гончарова боится отдать свою дочь за человека, который имел бы несчастье быть на дурном счету у государя.

          БЕНКЕНДОРФ (читая): Ваше положение зависит только от вас.   Я рекомендую вам, милостивый государь, показать это письмо всем, кому вы найдете нужным. Его императорское величество с благосклонным удовлетворением принял известие о предстоящей вашей женитьбе и при этом изволил выразить надежды, что вы хорошо испытали себя перед тем, как предприняли этот шаг, и в своем сердце и характере нашли качества, необходимые для того, чтобы составить счастье такой женщины, как Наталья Гончарова.

           ВЕДУЩИЙ 2:  Вскоре после того, как было сделано предложение, Пушкин писал матери Натали в письме, исполненном горечи и тяжелых предчувствий.

                                                        Подносит письмо матери Натали.

        МАТЬ НАТАЛИ (в окружении светских дам читает): Только любовь и нежность помогли мне заслужить расположение вашей дочери. Но, будучи окружена всегда восхищением, поклонением, соблазнами, надолго ли она сохранит это расположение? Ей станут говорить, что лишь несчастная судьба помешала ей заключить другой, более равный, более блестящий, более достойный ее союз. Не возникнут ли у нее сожаления? Не будет ли она смотреть на меня, как на помеху, как на коварного похитителя? Не почувствует ли она ко мне отвращение? Бог мне свидетель, что я готов умереть за нее...  

       ВЕДУЩИЙ 1: Более двух лет тянулась история сватовства поэта.  Наконец согласие было получено.

                       Мать Натали подает ВЕДУЩЕМУ бумагу, которую та передает Пушкину.

         ПУШКИН : (вскрывая письмо). Участь моя решена! Я женюсь... Та, которую я любил целые два года, которую везде отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством - боже мой! - она моя... Я никогда не хлопотал о счастии. Теперь мне нужно на двоих...

        ВЕДУЩИЙ 2: Но тут новое испытание – разлука. В конце августа, накануне свадьбы, Пушкин уехал в Болдино для устройства своих денежных дел. Ехал совсем на короткое время, но неожиданно надолго застрял в деревне, окруженный холерным карантином.

        ВЕДУЩИЙ 1: Знаменитая Болдинская осень была тяжёлым испытанием для влюблённых, которых спасали только письма.

        ПУШКИН: Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицо ничего сравнить нельзя на свете - а душу твою люблю еще более твоего лица...

         НАТАЛИ: Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу, с тех пор, как здесь, я только и думаю, как бы удрать в Петербург к тебе... Кроме тебя, в моей жизни утешения нет...

         ПУШКИН: О чем я думаю, Натали? Вот о чем: чем нам жить будет? Отец не оставляет мне имения. Царь не позволяет записаться ни в помещики, ни в журналисты. Писать книги для денег, видит бог, не могу...

          НАТАЛИ: Зато для души, для тебя, для друзей и для будущего я пишу с увлечением и вдохновением, какого еще никогда не испытывал... Этой удивительной осенью нельзя не писать...

          ВЕДУЩИЙ 2: Пролетели и эти 3 месяца…

         ВЕДУЩИЙ 2: Пушкин любил бродить по Москве, особенно  в предсумеречные часы, когда   мир представал в призрачном свете.  Дорога вывела его к храму Большого Вознесения, что у Никитских ворот. Нищенка у входа в церковь окликнула его.

        ПУШКИН: Чего тебе, милая?

        НИЩЕНКА: Я не цыганка, а правду тебе скажу.

        ПУШКИН: Ну, скажи, скажи.

        НИЩЕНКА: Сам ты, барин, будешь всеми гоним. Но живи, не бойся врагов своих, потому как они только и ждут твоего страха. Сила твоя — в любви. Жениться будешь — здесь венчайся.

        ПУШКИН (дает монетку): Складно сказываешь. (Идет прочь).

        ВЕДУЩИЙ 1: Так определилось  место свадьбы.

        ВЕДУЩИЙ 2:  Наконец определились и с днём свадьбы. Она была назначена на 18 февраля.

        ПУШКИН:  16 февраля, за два дня до свадьбы, в доме Павла Нащокина я встретился с молодой певицей из московского цыганского хора.

        ПУШКИН: Спой, Таня, что-то сердце тоскует…            

       ТАНЯ:  Александр Сергеевич, дай вам Бог... Только на сердце у меня самой невесело.

                                                          Звучит романс «Снова слышу…»

        ПУШКИН: Ах, эта песня все во мне перевернула, она мне не радость, а большую потерю предвещает!..

        ВЕДУЩИЙ 1: И Пушкин вдруг зарыдал…

        ВЕДУЩИЙ 2: Наступил желанный час венчания. 18 февраля 1831 года. Москва. Церковь Большого Вознесения.  

       МАСКА 1:                    Девочка в фате. Глаза опущены.

                                            - Боже! До чего же молода!

                                            - Вы согласны быть женою Пушкина?

                                              И в ответ чуть слышимое: «Да!»

        МАСКА 2:                А просто ли испить такую чашу?

И так ли весело и гладко шли

Дела у той, что сестры звали «Таша»,

А мы великосветски «Натали»?

          МАСКА 3:              Коль не любила бы – не ревновала.

В нее влюблялись? – В том дурного нет.

А если льстило быть царицей бала –

Вот криминал-то в восемнадцать лет!

          МАСКА 1:           Бледна, тонка, застенчива – мадонна,

Как будто бы сошедшая с холста.

А сплетни, анонимки – все законно:

Всегда их привлекала красота.                                                            

      ВЕДУЩИЙ 2: Когда выходили из церкви, Пушкин мельком оглядел всех просящих милостыню: хотел он свою знакомую найти, одарить на радостях, да опять не нашел. Наверное, умерла, бедная, подумал да и забыл тут же.

       ВЕДУЩИЙ 1: И вот бал в честь свадьбы.

                                                              Исполняется полонез.

Пушкин глазам своим не поверил: среди танцующих — его нищенка, разодетая в роскошные одежды, элегантные кавалеры увиваются вокруг нее.

          ВЕДУЩИЙ 2: «Не может быть, - подумал Пушкин,-  я обознался». Но в конце бала, когда гости разъезжались, таинственная дама бросила фразу, запомнившуюся Пушкину на долгие годы. Она сказала тихо, так, чтобы слышал только он: «Жена твоя ангел, который вознесет тебя на небо».

       ИСТИНА: В ту пору известная всему высшему свету Долли Фикельмон, внучка Кутузова и жена австрийского посланника, имела славу предсказательницы. Она вела дневник. И после первого приема, сделанного семьей Пушкина, записала в него следующее…

          (читает): Жена его, Пушкина, прекрасное создание, но это меланхолическое и тихое выражение лица похоже на предчувствие несчастья. Лица мужа и жены не предсказывают ни спокойствия, ни тихой радости в будущем. У Пушкина видны все порывы страстей, у жены - вся меланхолия отречение от себя... поэтическая красота госпожи Пушкина проникает до самого моего сердца. Есть что-то воздушное и трогательное во всем ее облике. Эта женщина не будет счастлива. Голова ее склоняется и весь облик как будто говорит: «Я страдаю.» Но какую же трудную ей предстоит нести судьбу - быть женой поэта, и такого поэта, как Пушкин...

          ПУШКИН: Я женат - и счастлив: одно желание мое, чтоб ничего в жизни не изменилось: лучшего не дождусь...

                Не множеством картин старинных мастеров

                Украсить я всегда желал свою обитель,

                Чтоб суеверно им дивился посетитель,

                Внимая важному сужденью знатоков.

                В простом углу моем средь медленных трудов

                Одной картины я желал быть зритель,

                Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

                Пречистая и наш божественный спаситель -

                Она с величием, он с разумом в очах,

                Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

                Исполнились мои желания. Творец

                Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,

                Чистейшей прелести чистейший образец ...

      ВЕДУЩИЙ 1: Первое время жизнь Александра Сергеевича и Натали казалась безоблачной.

                               Видеоролик  «Семейное счастье»

 но вскоре всё изменилось. Все сильнее сжималось кольцо светской вражды, все более ужесточался контроль со стороны царя и Третьего отделения, продолжались грубые нападки официальной критики.

       ВЕДУЩИЙ 2:  Царь с помощью Бенкендорфа быстро развеял эти иллюзии.

       БЕНКЕНДОРФ: Его императорское величество назначает вас камер-юнкером. Полагаю, чтобы постоянно видеть при дворе Вашу прекрасную жену.

       ВЕДУЩИЙ 1:  Этот чин, даваемый безусым юнцам, ужасно оскорбил Александра Сергеевича.

       ПУШКИН: Я могу быть подданным, даже рабом, - но холопом и шутом не буду и у царя небесного.

       ВЕДУЩИЙ 2: Но это было только начало.

       БЕНКЕНДОРФ: Да, и я требую, чтобы до напечатания своих произведений вы, Александр Сергеевич, обязательно представляли их императору на высочайшую цензуру. Вы должны прекратить публичные чтения неблагонадежных стихов и  внести в тексты те изменения, которые полагают необходимыми царь и Третье отделение.

       ВЕДУЩИЙ 2: Кроме того сам  император заметно отличает Наталью Гончарову из числа придворных дам.

                                      Видеоролик «Гончарова и царь»

          ВЕДУЩИЙ 1: Все оборачивалось против Пушкина, все толкало его к гибели: ненависть светского общества, чрезмерное внимание Николая к красоте Натали,  подлость и грязь... Развязка была близка: при дворе появился красавец Дантес. Он был введён в светское общество Петербурга бароном Луи Геккереном,   находившимся в Петербурге в качестве посланника Нидерландского Двора.

       ВЕДУЩИЙ 2:  Очень точное свидетельство о нём оставил лицейский товарищ Пушкина, его будущий секундант Данзас.

       ДАНЗАС: Дантес имел какую-то врождённую способность нравиться всем с первого взгляда, пользовался очень хорошей репутацией и заслуживал её вполне, если не ставить ему в упрёк фатовство и слабость хвастать своими успехами у женщин.

                            Вальс Натали и Дантеса.

        МАСКА  1: Великолепная пара! Говорят, они обожают друг друга!

       МАСКА 2: Пора бы сказать Пушкину, что неприлично ему одному быть во фраке, когда  все мужчины в мундирах, и что мог бы завести себе по крайней мере дворянский мундир.

        МАСКА 3: Ах, Дантес! Какой красавец! А этот коротышка Пушкин на полголовы ниже своей жены. Боясь выглядеть смешным, он почти не танцует с ней, а только сгорает от ревности в углу.

       МАСКА 1: Какой урод! Рассказывают – но как поверить всему, о чём болтают,  – говорят, что Пушкин, вернувшись как-то домой, застал Дантеса наедине со своею супругою.

       МАСКА 2: Пушкин ведёт себя самым глупым и нелепым образом: он становится похож на тигра и скрежещет зубами всякий раз, когда заговаривают о Дантесе.

       МАСКА 3: Бедняжка Гончарова!

     ВЕДУЩИЙ 1: А вот, как объяснял драму жизни поэта, свидетелем которой был, молодой писатель, современник Пушкина, Соллогуб.

      СОЛЛОГУБ: Певец свободы, наряженный в придворный мундир для сопутствования жене-красавице, играл роль жалкую, едва ли не смешную. Пушкин был не Пушкин, а царедворец и муж. Это он чувствовал глубоко. К тому же светская жизнь требовала значительных  издержек, на которые у Пушкина часто недоставало средств. Он обожал жену, гордился её красотой и был в ней вполне уверен. Он ревновал к ней не потому, что в ней сомневался, а потому, что страшился сделаться ещё более смешным перед светским мнением. Эта боязнь была причиной его смерти, а не Дантес, которого бояться ему было нечего. Он в лице Дантеса искал или смерти, или расправы со всем светским обществом.

ПУШКИН:          Безумных лет угасшее веселье

                              Мне тяжело, как смутное похмелье.

                              Но, как вино – печаль минувших дней

                              В моей душе чем старее. Тем сильней.

                              Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

                              Грядущего волнуемое море.

                              Но не хочу, о други, умирать;

                              Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

                             И ведаю, мне будут наслаждения

                             Меж горестей, забот и треволненья:

                             Порой опять гармонией упьюсь,

                             Над вымыслом слезами обольюсь.

                             И может быть – на мой закат печальный

                            Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

                                                   Входит  Данзас.

ДАНЗАС:  Ты настаиваешь на этих условиях?

ПУШКИН:  Разумеется.

ДАНЗАС:  Это очень жестокие условия: барьер десять шагов. Смертельные, я бы  сказал.

ПУШКИН:  Это ничего не меняет.

ДАНЗАС:  Твои условия приняты. И Дантес ждет тебя... На Черной речке... 

                                              Видеоролик «Дуэль». Возвращается потерянный Данзас.

ДАНЗАС:  Пушкин стрелялся с Дантесом. Рана поэта оказалась смертельной. Умирая, Александр Сергеевич испытывал величайшие муки, но, несмотря на это, думал он других и прежде всего - о семье. Он отдал мне последние распоряжения, снял с руки кольцо и попросил принять его на память, простился с близкими и нашел в себе силы сказать слова утешения Наталье Николаевне.

 ВЕДУЩИЙ  2: 27 января 1837 года поэта не стало.

        ИСТИНА:  В статье Николая Доризо  “Жена поэта” читаем: “Трудно найти не только в русской, но и во всей мировой истории женщину, которая оставила такой неизгладимый след в людской памяти, которая вызывала бы столь противоречивые толки, простые споры, длящиеся вот уже полтора века. По свидетельству современников, она была одарена божественной красотой, как Прекрасная Елена, из-за которой началась Троянская война. Но с этой женщиной связано нечто большее для нас, чем гибель Трои. С этой женщиной связана жизнь и гибель величайшего гения России – Пушкина”.

                                                             Одно мерило всех мерил,

                                                             Что он ей верил,

                                                             Верил свято.

                                                             И перед смертью говорил:

                                                             “Она ни в чем не виновата”

Видеоролик «Вспомни о нём». Звучит песня Е. Мартынова «О, Натали…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Верь в великую силу любви"

Проводится в форме вечера для старшеклассников....

Литературно-музыкальная композиция "Верь в великую силу любви"

Проводится в форме вечера для старшеклассников....

Сценарий литературно-музыкальной композиции с элементами экскурсии «Есть такая планета - Сибирь», посвящённой 75-летию Иркутской области.

Внеклассная работа: литературно-музыкальная композиция с элементами экскурсии для учащихся 8-11 классов «Есть такая планета - Сибирь»,посвящённой 75-летию Иркутской области. Цель: патриотическое и дух...

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Всё начинается с любви".

Как любовь начинается? Кто мне ответит?Как цветок раскрывается? Кто объяснит?Просыпаешься утром, и хочется встретить,Постучаться в окно, разбудить, если спит......

Сценарий литературно-музыкальной гостиной по творчеству М.Ю. Лермонтова "Такой разный Лермонтов"

Литературно-музыкальная гостиная по теме "Такой разный Лермонтов" предназначена для учащихся всех возрастов. Данная разработка может быть проведена как своеобразный итог предметной недели в школе или ...

Литературно-музыкальная гостиная "Я верю в колдовство любви..." (для 10 - 11 классов). Сценарий и презентация

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Я верю в колдовство любви..." составлен на основе биографий поэтов и писателей XIX- XX веков. Старшеклассники исполняют самые популярные стихи и романсы М....

Сценарий литературно- музыкальной композиции «Мама – ты одна такая, любимая и родная», посвященной дню Матери

Цель праздника:создать условия для раскрытия творческих и интеллектуальных способностей детей и родителей, для реализации возможности их творческого самовыражения.Задачи:учить детей выражать свои чувс...