Использование экскурсий в работе по социализации учащихся специальной (коррекционной) школы
материал по теме

Рудакова Оксана Александровна

Подготовить школьниов с нарушениемслуха к жизни в обществе гораздо сложнее, чем их нормально развивающихся сверстников. Одной из эффективных организафионных форм по адаптации неслышащих детей в обществе является экскурсия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon socialno-bytovaya_orientirovka_uchashchihsya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

       

   

                                                   Выступление

        на методическом объединении воспитателей

                                        на тему:

   « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСКУРСИЙ В РАБОТЕ ПО  СОЦИАЛИЗАЦИИ  УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ»

   Человек в современном обществе должен быть готов к овладению разными социальными ролями, к приобретению и смене профессий, должен уметь приспосабливаться к быстро изменяющимся обстоятельствам жизни. При хорошей адаптации он успешно выполняет социальные роли, имеет высокий социальный статус, психологическую удовлетворенность социальной средой.

        Подготовить школьников с нарушением слуха, к жизни в обществе гораздо сложнее, чем их нормально развивающихся сверстников. Вместе с тем, целенаправленная работа по социализации необходима в силу изолированности этих детей (жизнь в интернате, в окружении неслышащих).

      При определении перспектив совершенствования системы образования лиц с нарушенным слухом необходимо учитывать не только потребности общества на современном этапе, реальные возможности государства, обеспечивающего финансирование учреждений, но и потребности, запросы учащихся и их родителей. В последние годы благодаря реализации идей гуманизации в системе образования неслышащих и слабослышащих детей появляются новые формы получения образования, инновационные подходы к обучению .

     Институтом коррекционной педагогики РАО проводятся специальные исследования, посвященные социально-эмоциональному развитию школьников, целенаправленному формированию самосознания и самопознания ребенка с особыми образовательными потребностями. В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли специального обучения и воспитания в подготовке учащихся к самостоятельной жизни, в решении проблем социализации детей с проблемами слуха. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей с проблемами развития.

     Одной из эффективных организационных форм работы по адаптации неслышащих детей к жизни в обществе является экскурсия. Экскурсия позволяет проводить наблюдения, изучать предметы и явления природы в естественных или искусственно созданных условиях. Экскурсии в коррекционных школах проводятся с целью закрепления, расширения и углубления имеющихся и приобретения новых знаний, а также для решения конкретных воспитательных задач, расширения сферы общения и социальных контактов неслышащих и слабослышащих учащихся. Тематика экскурсий может быть связана с учебным предметом, может носить более широкий, коррекционно-развивающий и воспитательный характер.

     Учитывая психофизические особенности детей с недостатками слуха, специфику усвоения ими программного материала, проведение с ними экскурсий требует более тщательной подготовки. Она включает: определение ее цели, задач, содержания, методов; подготовку учащихся: рассказ о цели, содержании, организации экскурсии, о видах работы в ходе экскурсии, постановка вопросов, ответы на которые учащиеся должны найти во время экскурсии; продумывание форм контроля понимания школьниками изучаемого материала; определение содержания беседы, завершающей экскурсию, с целью закрепления усвоенного материала .

     Эффективность проведения экскурсии с учащимися, имеющими нарушение слуха, определяется четкостью ее организации.

      Приведя детей к месту экскурсии, педагог в краткой беседе напоминает цель и задания, которые должны быть выполнены учащимися. После этого он может приступить к реализации плана экскурсии.

       Центральным моментом экскурсии должно стать наблюдение. Основная задача воспитателя на экскурсии организовать наблюдения детей, т. е. направить их внимание на существенные стороны изучаемого объекта или явления. Это достигается путем постановки ряда вопросов-заданий, заставляющих детей внимательно рассмотреть весь предмет или явление в целом, сравнить его с другими предметами, найти сходства и отличия, рассмотреть его части и т. д. Содержание и система вопросов всецело определяются целью экскурсии.

      В ходе экскурсии воспитатель дает словесные пояснения относительно наблюдаемого, вовлекает детей в общение, следит за выполнением индивидуальных заданий, оказывает помощь в случае затруднений. Результаты наблюдений, деятельности, общения обобщаются и закрепляются в словесной форме.

       После экскурсии знания и речевой материал можно закрепить при изготовлении альбомов, стендов, рисунков, организации выставки коллекций или поделок из собранных материалов, при написании отчетов, сочинений, а также в беседах, при чтении литературы по теме экскурсии.

       Экскурсионные занятия по содержанию познавательного материала подразделяются на обществоведческие и природоведческие.

       На обществоведческих экскурсиях очень важно показать школьникам, как на практике происходит разделение общественного труда, раскрыть специфику массовых профессий, помочь учащимся определить свое место в общественном труде. В результате этой работы должны быть сформированы общественно ценные отношения к труду и людям труда.

       Природоведческие экскурсии знакомят школьников с многообразием окружающей природы, преобразующей природу деятельностью человека. Воспитатель приучает воспитанников по-хозяйски относиться к ее богатствам и приумножать их. Двухчасовые экскурсионные занятия достаточно удовлетворяют потребности организма детей в отдыхе, благотворно влияют на формирование такого важного для учебной работы качества, как наблюдательность, обогащают учащихся новыми представлениями и понятиями об окружающем мире.

        Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях учить школьников ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности . 

      Особое внимание воспитателем уделяется вопросу о дисциплине. Если экскурсия проводится впервые, надо сообщить детям, что экскурсия – это тот же урок, только проводится не в классе, а в природе. Поэтому на экскурсии необходимо соблюдать тишину при объяснении учителя, не мешать товарищам. Необходима дисциплина и при передвижении к месту экскурсии. Если экскурсия проводится не впервые, всё же не мешает напомнить детям правила поведения, сделав особое предупреждение тем детям, которые плохо вели себя на предыдущих экскурсиях.

       При подведении итогов экскурсии целесообразно остановиться на оценке дисциплины класса и отдельных учеников, наглядно показывая последствия плохого поведения (плохое усвоение материала, напрасная потеря времени, порча оборудования). Это содействует воспитанию сознательной дисциплины и бережного отношения к природе и школьному имуществу.

      Таким образом, экскурсия – эффективная организационная форма воспитательной работы со школьниками с нарушением слуха. Учебные экскурсии развивают у детей наблюдательность, способствуют адаптации ребёнка в окружающем мире, обеспечивают уточнение и закрепление представлений. Вместе с тем, особенности психофизического развития учащихся этой категории обусловливают ряд особенностей технологии  проведения  экскурсии в специальной (коррекционной) школе (необходимость большой подготовительной работы, тщательное продумывание инструкций и др.).

Литература

1. Зыкова, Т.С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-II вида : пособие для учителя /      Т.С. Зыкова, Э.Н. Хотеева. – М. : ВЛАДОС, 2003.- 200 с.

2. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике : учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений И.П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 352 с.

3. Сурдопедагогика : учеб. пособие для студентов дефектол. ф-в пед. ин-тов /   Л.В. Андреева, К.А. Волкова, Т.А. Григорьева и др. / под ред. М.И. Никитиной. – М. : Просв ещение, 1989. – 384 с.

В статье рассматривается проблема социально-бытовой ориентировки учащихся с нарушением слуха. Автором дается характеристика возможностей применения экскурсии как одной из эффективных форм организации работы по данному направлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогические аспекты работы с семьями учащихся специальных коррекционных школ VIII вида

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том,что направляя по нужному руслу воздействия родителей на детей,педагог влияет и на перестройку семейных отношений,спос...

«Использование ИКТ в работе учителя физической культуры специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VII вида» (из опыта работы).

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного  и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физиче...

Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Статья "Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"...

Методическая консультация по теме: "Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий"

Практически всем учителям коррекционной школы приходится искать  ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся с ограниченн...

Программа работы с родителями учащихся специальной коррекционной школы VIII вида « Дороги, которые мы выбираем»

Программа по профориентации направлена на профессиональное обучение и трудоустройство выпускников коррекционных школ VIII вида. Нацелена на создание условий для формирования обоснованных профессиональ...

Своеобразие использования методов проверки и оценки знаний учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Своеобразие использования методов проверки и оценки знаний учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Пояснительная записка.В современных условиях развития системы образования активизируется в...