Главные вкладки

    Технология проведения воспитательных тематических месячников.
    методическая разработка (7 класс) по теме

    Чабан Любовь Александровна

    Тематические месячники в интернате, детском доме предоставляют возможность воспитателям  использовать различные формы работы. Работая в микрогруппах над разными этапами месячника, воспитанники учатся вместе с педагогами принимать решения в общих делах, давать оценку своей работе, анализировать, сравнивать. Получают возможность реализовывать свои творческие способности. Отмечается  позитивная динамика в сплочении старших и младших воспитанников, взрослого и детского коллективов.  Каждый из воспитанников пробует свои силы в разных направлениях и формах деятельности. Крепнут связи межличностного общения. Возростает  потребность: в выполнении общественной роли, в получении признания и оценки своим действиям. Такая форма организации и досуговой деятельности коллектива, как тематический месячник, имеет большие возможности для развития и удовлетворения этих потребностей.   Все члены микоргрупп получают поручения  и вносят свой посильный вклад в реализацию общего замысла.                                                                                   

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                    Технология проведения воспитательных тематических месячников.

    Формирование личности ребенка, развитие его умений и навыков, обеспечивающих вхождение ребенка в социум и занятие в нем определенной позиции – одна из важнейших задач детского дома, интерната. Как ребятам проявить свое “Я”, если у воспитанников не хватает опыта, знаний, навыков? Исчезает состояние душевного равновесия, рождается ощущение озлобленности, агрессивности или, наоборот, апатии и пассивности, неверия в себя и свои силы.  Вместе с тем, особенности нашего детского коллектива не позволяют всем желающим стать активными участниками мероприятий (например, выступать в качестве артиста), и им приходится выполнять роль пассивного зрителя. Возможность раскрыть спрятанные потенциальные способности детей путем развития коллективных отношений, в процессе совместной, активной, конкретной деятельности позволит приблизиться к решению задачи социализации детей-сирот. Кроме этого, общее дело на радость и пользу другим людям, создаст и укрепит единый коллектив педагогов и воспитанников, в котором есть возможность каждому раскрыть и показать лучшее в себе.                                                                                  Но как это реализовать?                                                                           Реализовать можно с помощью  проведения воспитательных тематических месячников.                                                                                        Цель использования тематического месячника: содействие развитию личности ребенка, укреплению механизма сотрудничества взрослого и детского коллективов через коллективное творческое дело.                                                                                                                     Возможный спектр задач, которые можно решить в рамках данной формы:

    Развивать позитивную, деятельную активность воспитанников, чувство коллективного и индивидуального авторства.

    Формировать коммуникативные навыки воспитанников.

    Способствовать раскрытию интересов и возможностей каждого воспитанника, предоставить им возможность самореализации.

    Для выполнения поставленных задач необходимо опираться на следующие принципы:  

            I. Принцип мотивации: 

    Тематический месячник должен быть построен в такой форме, чтобы дети сами захотели в нем участвовать.

    Не навязывать готовые формы и правила месячника,  а планировать, заинтересовывать ребят и педагогов.

    II. Принцип динамичности восприятия: 

    Включать ребят в дискуссии, обсуждения, беседы, которые побуждают к освоению новых знаний, умений, навыков.

               III. Принцип индивидуальности: 

    Он предполагает, чтобы через участие в месячнике у воспитанников появилось осознание своей индивидуальности.
    Стараться педагогам поддержать любую положительную эмоциональную реакцию воспитанников  и признавать право ребенка на данную реакцию. Задача воспитателей косвенно, ненавязчиво скорректировать негативные эмоциональные реакции.

    При создании воспитательных тематических месячников используются методы, направленных на создание атмосферы сотрудничества и сотворчества:

    метода свободного выбора;

    метода коллективного анализа и оценки;

    метода самоанализа и самооценки;

    метода импровизации.

    Предполагаемый результат: 

    позитивная активность детей, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождается в той или иной мере чувством коллективного авторства Месячник  – это общая работа, в организации которой участвует каждый член коллектива. Оно коллективное, так как планируется, готовится, свершается и обсуждается совместно с педагогами и воспитанниками.                                                                                                               Оно – творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, воспитанники вместе с взрослыми ведут поиск лучших путей, способов решения практических задач, создают свой вариант сценария и т.д.                                                                                                                  Но это происходит не автоматически, а благодаря специально организованной заботе педагогов о создании и развитии воспитательных коллективных отношений.                                                                                        Для проведения тематического месячника мы выбрали тему – «Протест против курения»                           

     I ЭТАП.  Информационный  «Мир без никотина» (знакомство педагогов и воспитанников с данной тематикой месячника)

     II ЭТАП. Творческий (создание условий для творческого самовыражения) - конкурс рисунков, плакатов, листовок  «Нет – КУРЕНИЮ!»

              Цель: пропаганда здорового образа жизни воспитанников через детское творчество.                                                                                                  Задачи: предоставить возможность воспитанникам реализовать свой творческий потенциал в рамках социально значимой темы через конкурс-выставку рисунков; способствовать выбору детьми и подростками здорового образа жизни.

         III ЭТАП.  Воспитательное мероприятие «Курить – здоровью вредить»:

    Вводная беседа.

    Просмотр слайдов о профилактике курения.

    Инсценировки о вреде курения: «Муха-цокотуха», «Продавец табака».

    Конкуры на развитие познавательных функций воспитанников: «Составь пословицу из предложенных слов», «Раскрась курильщика», игра-загадка «Это я, это я, это все мои друзья», игра «Кричалка».

    Музыкальный номер «Частушки»

    Подведение итогов занятия.

    Голосование ребятами: «за» или «против» курения – форма самоанализа.

    IV ЭТАП.   Акция «Каждой группе памятка в подарок  - «Сигаретка – ВРАГ!» (развитие потребности противостоять вредным привычкам)

    V ЭТАП. Заключительный этап – акция «Меняем сигаретки на конфетки» (развитие навыков самооценки и самоконтроля, развитие эмоциональной отзывчивости)

    Идеи реализации месячника корректировались по  ходу проведения. Использовались различные формы работы с детьми. Большое значение уделялось  взаимодействию педагогов и воспитанников. Происходило совместное проживание месячника, при котором для детского коллектива важно проявление поддержки воспитателей, сопереживание и личный пример.

    Коллективное подведение итогов провели награждением грамотами на общем сборе.

    Учитывалось:

    Качество выполнения задания.

    Активность членов группы.

    Удовлетворенность участников.

    Анализировалось:

    Что было хорошо?

    Что не получилось? Почему?

    На что обратить внимание в дальнейшем?

    Перспективы на будущее.

    По результатам месячника выпустили мультимедийную презентацию.

    VI ЭТАП.   Последствие

    Задачи:

    Внесение корректив в дальнейшие планы работы над проблемой курения воспитанников.

    Закрепление положительного опыта, индивидуальная коррекционная работа с воспитанниками по профилактике курения.

    VII ЭТАП.  Социальный проект  -  пропаганда здорового образа жизни с населением поселка.

     ВЫВОД.                                                                                                                      Работая в микрогруппах над разными этапами месячника, ребята научились вместе принимать решения в общих делах, давать оценку своей работе, анализировать, сравнивать. Получили возможность реализовывать свои творческие способности. Наметилась позитивная динамика в сплочении старших и младших воспитанников, взрослого и детского коллективов.          Каждый из воспитанников попробовал свои силы в разных направлениях и формах деятельности. Окрепли связи межличностного общения.                                                             Возросла потребность: в выполнении общественной роли, в получении признания и оценки своим действиям.                                                                                                                    Такая форма организации и досуговой деятельности коллектива, как тематический месячник, имеет большие возможности для развития и удовлетворения этих потребностей.   Все члены групп получают поручения  и вносят свой посильный вклад в реализацию общего замысла.                                                                                    

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».

    Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...

    Технология проведения воспитательного мероприятия: виртуальная экскурсия – «Кронштадт - живой памятник истории» III учебного курса (7 класс)

    ВведениеКронштадт – это город Воинской Славы, живой памятник истории. Историческая часть Кронштадта и Кронштадтская крепость входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В городе, который является райо...

    Презентация для проведения воспитательного часа "Знаешь ли ты свои права?"

    Бу презентация аша укучыларга үзләренең шәхси хокуклары һәм башка төр бүленештәге хокуклары турында, хокуклар бозылганда яки үзең хокук бозсаң, нинди  санкциялр кулланылуы турында башлангыч белем...

    Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе (Зотова Н. В. заместитель директора по воспитательной работе)

    Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе (Зотова Н. В. заместитель директора по воспитательной работе)...

    Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

             Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...