ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
материал на тему

Выступление

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

 ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

 В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

           Осуществление национального проекта поставило перед нами три цели: эффективность, доступность и качество образования. Эти цели касаются и воспитательной работы. Более того, в настоящее время воспитание принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования России. И школа призвана работать над формированием воспитательной системы, включающей целостный учебно-воспитательный процесс, интересующий воспитание и обучение. 

         Министерство образования и науки РФ ставит приоритетной роль воспитания, цель которого: воспитание ученика, востребованного современным обществом. 
      Для выполнения этой цели необходимо решить такую проблему, как повышение эффективности воспитательного процесса в условиях гуманизации образования и воспитания в социально-ориентированной школе. Гуманизация отношений предполагает переход от подчинения к сотрудничеству в отношениях с коллегами, учащимися и их родителями; 
      создание самоуправления с целью достижения единства прав и обязанностей учащихся.

      Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий.

       Многие ученые, педагоги занимались толкованием этого понятия: «технология», «педагогическая технология». Это и В.М.Шепель, Б.Т.Лихачев, В.П.Беспалько, И.П.Волков, Ю.К.Бабанский, Н.Р.Талызина, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова. И все они брали за основу происхождение слова «технология» от греческого techne –искусство, мастерство, умения и «логия» - наука. В толковом словаре технология- это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве. 

       В последнее десятилетие, когда проводится колоссальная научно-исследовательская работа, направленная на решение задач, поставленных перед системой образования, описывается много различных педагогических технологий: 

-технология разноуровневого обучения; 
-технология модульного обучения; 
-технология проектного обучения; 
-личностно-ориентированная технология; 
-технология здоровьесберегающая; 
-технология учебной деловой игры; 
-технология проблемного обучения; 
-технология развития критического мышления через чтение и письмо; 
-технология проведения учебных дискуссий; 
-технология дифференцированного обучения; 
-технология развивающего обучения; 
-информационно-коммуникационная технология; 
-педагогическая технология В.М.Монахова. 
   Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы в школе, в классе.

 

        Технология здоровьесберегающая. 
       Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. 
          Проблема здоровья – это главная проблема человеческой жизни, поэтому главное место в плане воспитательной работы любой образовательной организации занимает программа «Здоровье». 
      Выполнению этой программы способствуют мероприятия по воспитанию санитарно-гигиенических норм: уроки физкультуры, спортивные соревнования, секции, Дни здоровья, походы и экскурсии, изучение на классных часах и уроках ОБЖ правил дорожного движения, акции, направленные на пропоганду ЗОЖ и разнообразные КТД. 
      Применению здоровьесберегающей технологии способствуют самые разнообразные формы воспитательной работы, приемы и методы. 
       Широко применяется в воспитательной работе технология проектного обучения, при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая форма технологии проектного обучения – игра, во время которой дети делятся на группы, создают и защищают свой проект.

           Дебаты – одна из основных форм технологии проведения  дискуссий.

         Цель технологии: развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры. Приемлемые формы: «мозговой штурм», «аквариум», «междусобойчик». 
      Работа системы дополнительного образования предполагает применение технологии   личностно-ориентированного подхода  в воспитании, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности. 
     В работе кружков, секций, клубов применяется технология дифференцированного обучения.        Цель технологии - учет индивидуальных особенностей учащихся в такой форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного 
обучения. Например, танцующие дети посещают танцевальный кружок, поющие вокальный, хоровой. 

     Современной технологией считается педагогическая технология В.М.Монахова. 
Цель – естественный характер обучения, образовательная организация для подростка – комфортное место общественной жизни, развития и реализации творческих способностей. 

Проведение коллективных творческих дел предполагает применение данной технологии.

         Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ). 
       Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. 
      ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, поддерживать у ученика состояние психологического комфорта при общении с компьютером. Их возможно использовать при дистанционном обучении. 
      Формы ИКТ - компьютерное тестирование, интерактивные практикумы и лабораторные  работы, мультимедийные презентации – широко применяются на уроках и классных часах, на родительских собраниях и вечерах. Ни один семинар, ни один педсовет уже не проводится без применения ИКТ.

        В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио», которую можно рассматривать как одну из форм личностно-ориентированного КТД и как часть программы профильного обучения, хотя возможности его намного шире. Интересным представляется использование технологии «Портфолио» в рамках воспитательной системы класса. В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных, но и об творческих и коммуникативных достижениях ученика. Причем в этом случае акцент перемещается с оценки на самооценку. Этим объясняется актуальность данной работы в группе.

     Использование портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Идею этого КТД можно представить в формуле: «Возьми воспитание в свои руки». Ребенок должен максимально подробно и всесторонне представить свои достижения в портфолио, чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить адекватные задачи по своему развитию.    Это становится возможным благодаря тому, что в качестве источника анализа рассматривается не только успехи в учебе, но и трудовой опыт, внеурочная деятельность, то есть собственно жизнь.

       Основная нагрузка по обеспечению внедрения новых воспитательных технологий ложится на плечи педагогического коллектива.

        Результат может быть достигнут, когда педагоги и воспитанники работают совместно, рука об руку, увлечены одной идеей, целью, делом, поэтому мы свою работу выстраиваем на принципах педагогики сотрудничества. Наш коллектив – это все мы и педагоги и учащиеся.