Азбука вежливых слов.
методическая разработка на тему

Задачи: расширять и закреплять знание детьми вежливых слов; приобщать их к нравственным нормам взаимоотношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_vezhlevyh_slov.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Азбука вежливых слов

Методическое пособие для воспитателей, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

        

        

составила: А.В. Петровская

г. о. Тольятти

Игра «Волшебный сундучок»

Задачи: расширять и закреплять знание детьми вежливых слов; приобщать их к нравственным нормам взаимоотношений.

Подготовительная работа: За день-два до игры воспитатель  с детьми произведения В. Осеевой «Волшебное слово», слушают песню Н. Добрынина  и  М. Танича «Волшебные слова». Принимается коллективное решение провести игру «В гостях у зеркала». О просьбе воспитателя родители помогают написать карточки  с волшебными словами - содержимое сундучка.

Этапы игры:

В группе поочередно садятся дети  перед большим зеркалом и называют волшебные слова. Воспитатель по ходу игры вынимает из «волшебного сундучка» карточки с названными словами. Количество  названных слов подсчитывается.

Выясняется, что «заблудились» ли слова. Может случиться так, что дети назовут не слова, которые находятся в сундучке. Воспитатель говорит, что «волшебное зеркало» увидело в сундучке еще какие-то слова, читает их, дети повторяют хором, рассказывают, когда  эти слова употребляются.

«Волшебное зеркало» следит за тем, « кто прекрасней и милей».

Организуется игра. Дети становиться в круг. Входящий (взрослый)    указывает на любого из участников, который должен ответить на вопрос (разрешается прибегать к помощи соседей по кругу).

Вопросы и задания могут быть типа:

*Какие слова говорят при приветствии? («Здравствуйте!», «Добрый день!», «Доброе утро!», «Добрый вечер!», «С добрым утром!», «Доброго здоровья!» и др.)

*Назови вежливые слова, которые употребляются при обращении к кому-либо с просьбой.( «Прошу вас», «Попрошу вас», «Будьте добры»; «Пожалуйста»; «Будьте любезны»; «Разрешите» и др.)

*Какие слова мы говорим, когда нужно попросить прощения у взрослых, у детей?(«Простите»; «Простите пожалуйста»; «Прошу прощения»; «Извините».)

Воспитатель. Повторим эти слова хором, чтобы порадовать наше « волшебное зеркало», которое следит за тем, « кто прекрасней и милей».

*Произнесите  друг другу волшебные слова прощания по цепочке («До свидания, Марина!», «Всего хорошего, Андрей!», « Всего доброго, Аля!» и др.)

Дети садятся на свои места. Воспитатель дает задание подумать про себя, какие  слова скажет каждый из них своим близким (маме, папе, бабушке и др.) перед тем, как идти спать.

Воспитатель подходит к детям, и  каждый из них « на ушко» шепчет волшебные слова ( «Спокойной ночи, мамуля», »Спокойной ночи, мамочка», «Спокойной ночи, бабуля» и.т.п)

Советы организатором:

Рекомендую использовать «волшебный сундучок» для постоянной работы целью освоения детьми правил этикета, развития у них нравственного опыта.

На протяжении года организуйте целую серию игр, игр - упражнений (тренингов) с помощью «волшебного сундучка». Они должны расширять у детей запас вежливых слов, учить определять их назначение; создавать  соответствующие ситуации выбора детьми положительного поведения.

Игру «В гостях у волшебного зеркала» можете распределить на несколько дней (соответственно этапам).

Представленные в игре упражнения моделируйте по своему усмотрению в зависимости от желания детей, уровня их воспитанности и подготовленности к игре.

Спектакль «Репка»

Задача: учить детей применять полученные знания этикета в типичных ситуациях повседневной жизни.

Подготовительная работа: За день до спектакля воспитатель с детьми читает (рассказывает) сказку «Репка». Принимается коллективное решение: показать спектакль. Распределяются роли: дед, баба, внучка, Жучка, кот и мышка. Взрослые делают большой рисунок репки, изготавливают несложные атрибуты для героев сказки: пояс – для деда, юбку – для бабушки; для Жучки, котика, мышки – короны с изображением животного; для внучки – красивые бантики и др.

Ведущий (читает сказку). Посадили дед репку. Выросла репка большая-пребольшая… (Тот, кто играет роль деда, имитирует его действия: сидит, рвет…). Далее при словах «Стал дед звать на помощь бабку» ведущий замолкает и дает возможность это сделать деду (например, «Бабка, а бабка, помоги мне, пожалуйста, вытянуть репку!».

Инсценирование сказки продолжается. У детей формируются умения, как можно и нужно попросить помощи, поблагодарить за помощь.

Советы организаторам:

Подобным образом инсценируйте и другие сказки («Курочка ряба», «Колобок» и др.), смоделировав в них ситуации вежливого обращения друг к другу.

Спектакль обязательно обсудите: Что понравилось? Что можно было сделать по-другому?

К спектаклям не делайте сложных костюмов, чтобы не создавать этим лишние волнения родителям и детям. Делайте несложные атрибуты костюмов вместе с детьми за день до спектакля.

Будьте внимательны при распределении ролей. Не каждому достанется роль, а играть хотят все. Чтобы сохранить у детей хорошее настроение, используйте различные средства, такие как жребий, считалка, джентельменский договор: сегодня играете вы, а завтра играем мы,

и т.п.

Тренинг

Задачи: учить детей выбору адекватных действий в определенных жизненных ситуациях; формировать нравственный опыт отношений.

Подготовительная работа: Воспитатель говорит (подыскивает из художественной литературы, разрабатывает самостоятельно) ситуации, из которых дети должны «выйти» достойно, как подобает вежливому человеку.

Очень хороши для таких задач небольшие рассказы и стихи Е. Пермяка, А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова и др.

Примерные этапы тренинга:

Дети удобно рассаживаются. Воспитатель предлагает им послушать разные истории и подумать как бы они поступили на месте того или иного мальчика или девочки.

Пример ситуации: Вова вернулся из школы вместе с папой. Снял обувь, переоделся.

«Здравствуй Вова!», - встретила его мама на кухне. Вова сел на стул и сказал: «Я не хочу кушать, мам!» Какие две ошибки сделал Вова?

Пример ситуации: В выходной день Аня проснулась от яркого луча солнышка. Она быстро встала, побежала в ванную. «Бабушка, какое сегодня солнце!» - радостно воскликнула она. Бабушка кивнула головой. О чем забыла Аня?

Воспитатель читает четверостишие, в котором дети должны закончить последнюю строчку:

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети,

Когда повсюду говорят… (спасибо, до свидания и т.п.)

Дети и воспитатель садятся полукругом. Каждый, начиная с воспитателем, говорит шепотом рядом сидящему вежливое (приветливое) слово.

Советы организаторам:

Помните, что тренинг – это специальный тренировочный режим, тренировка, в процессе которой дети должны учиться понимать других людей, изучать себя и преодолевать свои недостатки.

К играм тренингового характера следует специально готовиться и при их проведении важно соблюдать ряд условий:

будьте доброжелательны и вежливы друг с другом;

доверяйте друг другу;

в процессе игры оценивайте не личность, а способность ее общения с участниками игры;

в ходе игры (тренинга) никому советов не давайте;

не обращайте внимания (и не позволяйте детям) на физические недостатки некоторых играющих;

при выполнения задания ориентируйте детей только на положительное предположение;

тренинг проводится в специально подготовленной комнате (комфорт, спокойная музыка и т.п.)

Подбирайте различные тренинговые упражнения, которые не только учат общаться, но и направлены на развитие у младших школьников познавательных процессов (внимание, память, мышление и др.), качеств личности (аккуратность, организованность и др.).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Азбука Вежливости

Классный час для пятиклассников...

открытый урок «Азбука вежливости. Этикет на каждый день».

«Хорошими манерами  обладает тот,  кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». ...

Классный час "Азбука вежливости" для начальной школы

классный час посвящен правилам поведения, о добре и зле, используются интересная форма проведения....

рабочая программа "Азбука вежливости"

цель данной рабочей программы, конспект занятий по данной теме, а так же рекомдации для родителей...

Азбука вежливости

Этикет на каждый день...

Внеклассное мероприятие по риторике "Азбука вежливости".

Мероприятие по формиронию культуры речи учащихся...

"Азбука вежливости или этикет на каждый день"

8 КЛАССКлассный час.Продолжительность: 40 минут.Тема: "Азбука вежливости или этикет на каждый день".Цель: Сформировать представления учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения...