Развитие мотивации у школьников к формированию здорового образа жизни
статья на тему

Борисова Елена Михайловна

В статье рассматривается актуальность проблемы формирования отношения школьников к ценностям физической культуры и своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borisova_elena_mihaylovna.odt10.9 КБ
Файл mezhdunarodnaya_konferentsiya.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Борисова Елена Михайловна,

учитель физической культуры

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной школы

с углубленным изучением отдельных предметов № 47

г. о. Тольятти

Развитие мотивации у школьников

к формированию здорового образа жизни.

Здоровье - это достояние всего общества, которое невозможно оценить. Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового поколения у нации нет будущего. Крепкое здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, способствует выполнению наших планов, преодолению трудностей, даёт успешно решать жизненные задачи.

      Среди многочисленных проблем, которые стоят сегодня перед общеобразовательной школой, особую актуальность проблема формирования отношения школьников к ценностям физической культуры и своему здоровью. Актуальность этой проблемы обусловлена потребностью в укреплении здоровья школьников как одного из факторов успешности обучения и воспитания, а также заботы о всестороннем развитии личности.

      Дети очень доверчивы и подвержены внушению. Если ребёнка всё время пугать болезнями, то мы не разовьём у него желания быть здоровым. Ребёнок должен расти с сознанием , что толь ко от него самого зависит накопление его собственного здоровья. А поскольку именно в раннем возрасте закладываются основы здорового образа жизни человека, то ясна роль школы в этом вопросе.

       Принимая во внимание проблемы общеобразовательной системы и,  понимая, что здоровье каждого зависит от его собственных усилий, педагогическим коллективом и  родительским советом было принято решение о разработке здоровьесберегающей программы «Школа – территория здоровья». Программа пронизывает все организационные уровни школы, Деятельность учащихся, их родителей, педагогического коллектива  построена исходя из таких принципов:

1. Здоровые дети - основа благополучия страны.

2.Здоровье – основа развития и жизненного успеха личности.

3.Жизнь школы, живая и интересная.

4. Здоровый педагог -  здоровый учащийся.

5. Инициативные, ответственные, ведущие здоровый образ жизни родители - основа благополучного всестороннего развития детей.

     Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ стали слова Карлейля «Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы».

        Результат на этапе школьного образования подтвердил, что положительная мотивация детей  и ориентация жизненных интересов на здоровый образ жизни, сформированные в дошкольном детстве, сохраняется в школьные годы при положительном примере взрослых.

      Работа по формированию ЗОЖ  в школе строится в  тесном сотрудничестве с родителями, ведь культура воспитания закладывается в семье. Сегодня многие родители часто испытывают трудности в общении с собственным ребёнком. И я считаю, что нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективность дают такие формы работы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребёнка.  Взаимодействуя с родителями, я ставлю следующие задачи:

1. Ориентировать семью на воспитание здорового ребёнка

2.Обеспечить тесное сотрудничество и единые требования школы и семьи в вопросах здоровья детей.

3.Формировать у родителей теоретические знания, закрепить навыки и выработать потребность в здоровом образе жизни.

4. Повысить интерес родителей к деятельности школы и жизни ребенка в неё.

         Для того, чтобы определить направление  и выбрать наиболее  эффективные формы  работы с каждой семьёй или конкретной группой родителей, необходимо получить информацию об особенностях их образа жизни. Форма общения ни в коем случае не должна носить поучающего характера, а быть совместной попыткой рассмотреть актуальную для всех проблему со всех сторон. Свою работу с родителями я строю по двум направлениям:

- просвещение самих родителей

- активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми

        В школе действует комната детских и молодёжных организаций. Она является центром ученических инициатив, совместной работы ученического актива, классных руководителей, учителей и родителей. В течении учебного года работает лекторий для родителей, проводятся индивидуальные консультации, организуются родительские собрания, беседы за круглым столом. Работает  телефон доверия, что очень удобно, если родитель ограничен в собственном времени.

      Информационное обеспечение деятельности педколлектива и родителей включает в себя:

- страницу ЗОЖ на сайте школы

- выпуск стенных газет, плакатов, листовок, посвящённым различным темам ЗОЖ

- оформление классных уголков, стендов, содержащих информацию о ЗОЖ

       Во время каникул учителями  физической культуры и классными руководителями, совместно с родителями, организуются экскурсии, однодневные и многодневные походы. Родители  являются активными помощниками в организации и проведении  спортивно - массовых мероприятий, входят в состав жюри. Традиционными  в школе стали такие мероприятия как:

- Дни здоровья

- малые олимпийские игры

- военно - спортивные праздники

- семейные состязания « Все на старт»

- спортивные викторины

- Дни открытых дверей

- предметная неделя кафедры «Здоровья»

- праздник «Зимние забавы»

- праздник «Масленица»

- кросс «Золотая осень»

      Популярной  формой по формированию здорового образа жизни  при непосредственной помощи родителей  является проведение конкурсов «Мы против наркотиков», «Мама, папа, я – знающая ПДД семья», «В здоровом теле - здоровый дух», создание рекламных роликов, инсценирование сказок и многое другое.

           С большим удовольствием родители принимают участие со своими детьми во Всероссийских, городских и районных соревнованиях «Лыжня России», «Кросс наций», «Российский азимут», «Зимний мяч», «Большая игра».

          Народная мудрость гласит « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В начале этого учебного года  состоялся большой праздник, посвящённый открытию новой спортивной площадки. На школьном стадионе было организовано торжественное мероприятие. Наряду со спортсменами-школьниками, чествовали и родителей учеников, активно занимающихся спортом, достигших спортивных высот. Родители - спортсмены обратились  к детям с напутствиями и добрыми пожеланиями, призывая ребят брать с них пример и вести активный и здоровый образ жизни, заниматься спортом. С большим азартом были проведены товарищеские матчи по футболу, баскетболу, конкурсы «Самый сильный ученик», «Самый сильный родитель». Праздник прошёл на высокой эмоциональной волне, при большом количестве зрителей и болельщиков.

     Я убеждена, что идеи и формирование здорового  образа жизни (с использованием потенциала физической культуры) дадут плоды только тогда, когда ими проникнутся все участники открытого образовательного пространства  от руководства государства, школы до родителей и  каждого ученика.

 

     



Предварительный просмотр:

Борисова Елена Михайловна,

учитель физической культуры,

 МБУ СОШ №47

г. Тольятти

Использование компьютерных технологий как средство мотивации к урокам физической культурой.

             Одним из главных инструментов в образовании, открывающих путь в новый мир, являются информационно- коммуникационные технологии. Разработка стратегии использования информационных технологий в сфере образования – одна из ключевых проблем стратегического планирования, как на   национальном, так и на глобальном уровне. Традиционные способы передачи информации уступают место  использованию ИКТ. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновацоинных технологий, идей, направлений, которые позволяют обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.

    При этом перед учителем встают следующие задачи:

- создание условий, способствующих повышению  мотивации обучающихся к урокам физической культурой

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий

- использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания

-  оценка ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать более рациональные

- создание педагогических ситуаций поощрения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика

         Внедрение информационных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать  и стимулировать  интерес учащихся , активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний. Разнообразный  иллюстративный материал, мультимедийные  и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.

         Необходимо учитывать и психологический   фактор: современному ученику намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи таблиц, схем, карт. В настоящее время разработаны и внедрены в учебный процесс образовательных учреждений обучающие программы по пулевой стрельбе, гимнастике, лыжному  спорту, физиологии, биомеханике, восточным единоборствам, программы , позволяющие проводить имитационное моделирование срочных и долгосрочных адаптационных процессов, протекающихв организме учащихся.  Применение интерактивной доски на уроках позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (баскетбол, волейбол). Учитель, работая с доской, имеет возможность, разбив технический приём на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой необходимо для детального изучения и понимания в данном классе.  Результатами использования интерактивной доски  является абсолютная доступность при любой физической подготовленности учащихся, заинтересованность всех категорий учащихся.

            Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука - всех современных средств видеотехники - позволяют воссоздать обстановку деятельности, что вызывает у учащихся несомненный интерес.

         Мыслительная деятельность детей на занятиях физической культурой с использованием компьютера способствует быстрому  усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков становятся интенсивнее и многообразнее.

         Применение информационно- коммуникационных технологий возможно на всех этапах урока. При изучении нового материала координируется, направляется и организуется учебный процесс, а предполагаемый материал объясняет компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста ученик получает представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений, что делает урок наиболее ярким, содержательным и увлекательным. При закреплении материала компьютер позволяет индивидуально учитывать знания, коррегировать полученные знания и умения в каждом конкретном случае. На этапе повторения учащиеся решают проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность будут включены все ученики. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется учителем.

        Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет по сравнению с традиционным ряд преимуществ,  которые состоят в следующем:

-используется индивидуальный подход, учитывается разная скорость выполнения заданий учащимися, упражнения дифференцируются по степени трудности;

- повышается объективность оценивания;

- фиксируется детальная картина успехов и ошибок учеников.

        Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках  физической культурой  очень актуально. Они способствуют формированию творческой личности учащихся, позволяют  каждому ребёнку раскрыть свои способности, чувствовать себя на уроке уверенно и комфортно.  Внедрение ИКТ  в образовательный процесс  способствует повышению уровня учебной работы учащихся.

 Список литературы:

1.Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология , теория, практика  / И.С. Барчуков , А.А. Нестеров.- М.: Academia, 2009.-528 с.

2. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре / Материалы  Всероссийской научной практической конференции. СПб., 2000.

3.Горбунов Г.Д. , Гогунов Е. Н. Психология физической культуры и спорта / Г.Д. Горбунов, Е.Н Гогунов.- М:Academia, 2009.-256.

4.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова.- 4-е изд., стер.- М.:Academia, 2008.- 192 с.

5.Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта / Э.Б. Кайнова .-Изд-ва: Форум, Инфа-М, 2007.-208с.

6.НеверковичС.Д. , Аронова Т.В., Баймурзин А.Р. Педагогика физической культуры и спорта / С.Д. Неверкович,  Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин.-М.: Academia, 2010.-336с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия «В здоровом теле – здоровый дух» для школьников 5-7 классов- формирование у школьников потребность в здоровом образе жизни.

Сценарий мероприятия «В здоровом теле – здоровый дух» для школьников 5-7 классов- формирование у школьников потребность в здоровом образе жизни....

Родительское собрание по сохранению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни

   Рост образования в обществе - необходимый, важный элемент соци­ально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ложи...

Общешкольное родительское собрание по сохранению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни

   Рост образования в обществе - необходимый, важный элемент соци¬ально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ...

Роль занятий гандболом в физическом развитии школьников и формировании здорового образа жизни.

  В последние годы развитию спорта предаётся большое значение, как на федеральном, так и на краевом уровнях. Это в равной степени касается  как популяризации спорта, как основы здоров...

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни

Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....

ПУТИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАПРАВЛЕНИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ

Здоровый ребёнок – главная задача прошлого, настоящего,  ближайшего и отдалённого будущего. В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся. В  настоящее вр...