ПУТИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАПРАВЛЕНИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ
методическая разработка

Здоровый ребёнок – главная задача прошлого, настоящего,  ближайшего и отдалённого будущего. В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся. В  настоящее время,  по результатам исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России, к большому сожалению,  всего 14% детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания. Поэтому весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны быть направлены на сохранение как физического, так и интеллектуального здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл galich-statya-novyy_vzglyad_na_dop.obr_.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

О.Г. Галич,
автор: методист МБУДО “Юность” г. Белгород

ПУТИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В НАПРАВЛЕНИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ

Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Такое определение зафиксировано в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и определяет основные компоненты здоровья.

Мишель де Монтень - французский писатель эпохи Возрождения, философ, гуманист и просветитель в своей  книге «Опыты», еще в 1580 году, писал: «Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».

Проблемы здоровья чётко вырисовываются и в трудах Авиценны, медицинская идеология которого была выше современной. Он утверждал, что основной задачей медицины является сохранение здоровья, а лечение лишь тогда, когда появится болезнь или травма.

Здоровый ребёнок – главная задача прошлого, настоящего,  ближайшего и отдалённого будущего. В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся. В  настоящее время,  по результатам исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России, к большому сожалению,  всего 14% детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания. Поэтому весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны быть направлены на сохранение как физического, так и интеллектуального здоровья детей.

«Забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя.  От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» - говорил  В.А. Сухомлинский, советский педагог-новатор, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.

Таким образом, сохранение здоровья ребёнка, его социальная адаптация является делом актуальным и сложным для общеобразовательных учреждений, включающим в себя обязанности поддержания чистоты и тепла, организации места для хранения наглядных материалов, режима работы, а также особенности обучения в соответствии с возрастом. Но ребёнок, выходя из школы, занимает свободное время на кружках и внеурочных занятиях, поэтому педагоги учреждений дополнительного образования, в большей степени, должны в своей деятельности использовать здоровьеориентированные технологии.

С целью формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в учреждениях дополнительного образования, педагогам необходимо обязательно использовать здоровьеориентированные технологии, чтобы  получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья. Отсюда  вытекают следующие задачи:

- воспитание грамотности в вопросах здоровья;

- практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни;

Здоровьесбережение детей - комплексное понятие, охватывающее физические, психические и социальные стороны жизни человека. В работе подростковых клубов по месту жительства МБУДО «Юность», как на занятиях в детских объединениях, так и  на воспитательных мероприятиях применяются следующие формы здоровьесберегающих технологий:

- рациональное чередование учебной и досуговой деятельности;

- индивидуальное дозирование объёма сложности;

- мониторинг состояния содержания мастерской и инструментов;

- беседы и просветительская работа с детьми;

- разнообразные игровые формы (подвижные игры, физкультминутки, игры на внимание, игры-соревнования).

Правильно  организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в сохранении здоровья учащихся. Методику образовательного  процесса, в котором сочетаются  общепринятые формы с принципами здоровьесберегающей педагогики и здоровьесберегающими технологиями, можно назвать инновационной, так как  она обеспечивает условия, чтобы  системно подойти к решению проблемы  по формированию навыков здорового образа жизни детей:

 - отсутствие стресса (адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); 

- рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);

- соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;

- необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

Актуальность применения здоровьеориентированных технологий в работе по формированию здорового образа жизни детей в подростковых клубах по месту жительства МБУДО «Юность» очевидна, ведь деятельность в этом направлении является комплексной и разноплановой, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей.

В соответствии с поставленной проблемой педагоги – организаторы клубов

- провели анализ психолого-педагогической и методической литературы,  выделили педагогические инновации в сфере оздоровления и занятости детей;

- определили формы и содержание деятельности по организации отдыха, оздоровления и занятости подростков, наиболее эффективные в практике работы подростковых клубов по месту жительства;

 - обобщить результаты по формированию здорового образа жизни подростков на базе подростковых клубов МБУДО «Юность».

При проведении исследования мы пришли к выводу, что формирование здорового образа жизни подростков на базе наших подростковых клубов по месту жительства будет более эффективным, если мы будем использовать педагогические инновации в сфере оздоровления детей, и если основой деятельности по оздоровлению подростков будут спортивные и туристические мероприятия;

Наиболее эффективные формы деятельности по организации отдыха и оздоровления воспитанников клуба это:

- эколого-краеведческие игры;

- экскурсионно-туристический поход;

- походы выходного дня;

- спортивные состязания;

- подвижные игры.

Они используются с учетом психологических особенностей подросткового возраста.

В своем работе мы используем следующие методы:

- теоретические (изучение передового педагогического опыта, систематизация, сравнение, обобщение, системный анализ, ретроспективный анализ и обобщение личного опыта деятельности авторов в качестве педагогов – организаторов);

- эмпирические (организация экспедиций, практической деятельности учащихся, наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности детей, статистические методы обработки данных).

Именно  на этапе подросткового возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни, поэтому мы считаем, что система дополнительного образования детей (в частности подростковые клубы по месту жительства) должна сыграть ключевую роль в воспитании здорового поколения. Педагоги – организаторы должны знать, что здоровье детей и подростков зависит от их гигиенической грамотности и культуры поведения, от образа жизни в целом.

Во время проведения мероприятий в подростковом клубе необходимо формировать у детей знания, умения и навыки здорового образа жизни. Важно, чтобы подростковый клуб для подростка стал, словно второй дом, где он чувствует заботу об успеваемости, здоровье и безопасности.

Педагогам – организаторам необходимо искать нетрадиционные подходы. Одним из путей решения этой проблемы стало проведение «Уроков здоровья».
Это наиболее удачная технология оздоровления, которая применяется для того, чтобы обучить детей навыкам сохранения здоровья. На обычных школьных уроках биологии сведения о здоровье – это теория
 далекая от жизни. Знания же, полученные на «Уроках здоровья» в подростковых клубах используются нашими воспитанниками в повседневной жизни. Эти уроки являются своеобразным полигоном для осуществления самостоятельной работы над собой (телом и  психикой), иногда проводятся в виде ролевой игры. Играя, дети легко и с интересом овладевают навыками управления своим здоровьем. Игровые конкурсы способствуют развитию умений и навыков, позволяющих успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми, понять при каких условиях среда обитания (школа, улица, жилище) безопасна для жизни и здоровья. Дети и подростки рассматривают свои внешние данные, свое развитие как естественный процесс, который зависит от разумного поведения.

В  процессе воспитательной работы в условиях подростковых клубов  по месту жительства мы выделили определенные педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков:

- информирование подростка о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения);

- актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни;

- обогащение опыта здорового образа жизни подростка (включение в здоровье сберегающую деятельность).

Реализация выделенных педагогических условий ориентирования подростка на здоровый образ жизни способствует получению им знаний по теории и практике формирования здорового образа жизни, позитивному отношению к созданию собственного здорового образа жизни, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кузнецова, Л. Ф. Здоровый образ жизни: жизненные навыки. / Н. Н. Яковлева. //Учебно-методическое пособие для педагогов- 2010. - 144 с.
  2. Кузнецова, И. В. Становление валеологической культуры детей младшего школьного возраста во внеучебной деятельности / И.В. Кузнецова. - Москва, 2012. - 29 с.
  3. Мардеев, Р. Ю. Организационно-педагогические условия формирования мотивации к здоровому образу жизни воспитанников образовательных учреждений дополнительного образования /Р. Ю. Мардеев // Инновационная наука. - 2018. - № 12. - С. 164-166.
  4. Науменко, О. А. Экологический аспект укрепления здоровья школьников методами физической культуры / О. А. Науменко, М. И. Кабышева, Ж. И. Киселева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - № 1. - С. 133-136.

     5.    Немов Р. С. Психология / Р. С. Немов // Общие основы психологии                2011. - С. 152-158.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната»....

Статья"Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья"

  Здоровье учащихся является одной из острых проблем современной жизни. Понимание здорового образа жизни для детей с ограниченными возможностями  несет в себе самое широкое понятие....

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"...

Доклад "Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Формировать у школьников мотивацию к ответственному поведению по   сохранению, укреплению своего здоровья и здоровому образу жизни....

Программа по самообразованию на тему: «Укрепление физического здоровья и формирование здорового образа жизни у детей с овз»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога....

Формирование здорового образа жизни для детей с задержкой психического развития во внеклассной работе.

Формирование здорового образа жизни у детей с ЗПР с испозованием метода № Рисуем под музыку". Этот метот можно рассматривать как способ психологической стабилизации и переключения. Музыку можно р...

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья через использование современных здоровье сберегающих технологий во внеурочное время».

  Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Рост числа заболеваний среди учащихся ОВЗ ...