Формирование здорового образа жизни для детей с задержкой психического развития во внеклассной работе.
методическая разработка (5, 6 класс)

Тамара Ивановна Бодина

Формирование здорового образа жизни у детей с ЗПР с испозованием метода № Рисуем под музыку". Этот метот можно рассматривать как способ психологической стабилизации и переключения. Музыку можно рассматривать и как способ улучшения эмоционального состояния, развития творческих способностей, что может привести к гармонизации взаимоотношений в школе и дома.  Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а развивающие занятия с использованием музыки дают потрясающий эффект в развитии ребенка с ЗПР.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ Автор работы: Бодина Тамара Ивановна

Слайд 2

Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни для детей с задержкой психического развития. Предмет исследования: методы и средства формирования здорового образа жизни для детей с задержкой психического развития во внеклассной работе. Цель исследования: теоретически обосновать и разработать Методики формирования здорового образа жизни с задержкой психического развития во внеклассной работе.

Слайд 3

Гипотеза исследования: По статистике дети с задержкой психического развития, наиболее уязвимая часть обучающихся, поскольку их психическое и физическое здоровье довольно хрупкое. Проблема укрепления здоровья детей с ЗПР остро встала перед психолого-педагогической наукой в прошлом веке, и не теряет актуальности и сегодня. П редполагаю , что использование в комплексе: дыхательной гимнастики, рисование под музыку, физической активности, просветительской деятельности эффективно отразится на формировании здорового образа жизни для детей с задержкой психического развития.

Слайд 4

Задачи исследования: На основе цели и гипотезы мною были поставлены следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогические подходы к определению понятия «здоровый образ жизни». 2. Описать методы формирования здорового образа жизни во внеклассной работе. 3. Подобрать диагностический инструментарий и проанализировать уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей с ЗПР. 4. Разработать и апробировать методики формирования здорового образа жизни для детей с задержкой развития во внеклассной работе. 5. Проанализировать результаты экспериментальной работы.

Слайд 5

Значимость исследования : Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении содержания понятий здоровья и здорового образа жизни в отношении детей с ЗПР; в определении и научном обосновании критериев и показателей сформированности здорового образа жизни детей с ЗПР. Практическая значимость исследования заключается в разработке методики формирования здорового образа жизни для детей с задержкой психического развития во внеклассной работе, которая может быть использована педагогами, воспитателями, родителями и методистами.

Слайд 6

Теоретические и методологические основы исследования: - положения о сохранении здоровья и различных аспектов здорового образа жизни отражены в исследованиях педагогов, психологов и социологов Г.Н. Власюк В.В. Войтенко, Н.Т. Гончаренко, А.И. Дубогай , Н.Т. Куинджи; - теоретические и методологические исследования вопросов формирования здорового образа жизни у детей с ЗПР - (Д.В. Давыденко, Л. Дробот , С.И. Кондратюк, К.О. Купер, С.Т. Лапаенко , Н.И. Максимова и др.). В исследовании будут использоваться методы: - теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической, методической и медицинской литературы по вопросам исследования; - эмпирические: анкетирование, наблюдение, ранжирование понятий, педагогическое проектирование. База исследования: В исследовании приняли участие 14 детей с ЗПР 5-6 классов и их родители.

Слайд 7

Этапы исследования : 1. Констатирующий - на данном этапе было осуществлено определение и выбор диагностических методов, их описание, выявление показателей, критериев и уровней представлений о здоровом образе жизни у детей с ЗПР. 2. Формирующий этап, включал в себя разработку и апробацию программы внеурочной деятельности, направленную на формирование здорового образа жизни для детей с задержкой псического развития. 3. Контрольный этап, позволил выявить, обобщить и сформулировать полученные результаты, проследить динамику и сделать соответствующие выводы.

Слайд 8

Цель констатирующего этапа – определение уровня представлений о здоровом образе жизни у детей с ЗПР на первоначальной стадии эксперимента. Рис. 1. Уровень содержательного компонента представлений о ЗОЖ у детей с ЗПР

Слайд 9

Методики формирования здорового образа жизни для детей с задержкой психического развития во внеклассной работе и их использование. Цель формирующего этапа исследования: разработать и апробировать методы формирования здорового образа жизни для детей с задержкой психического развития во внеклассной работе . Задачи : Разработать и описать методики формирования здорового образа жизни для детей 5-6 класса с ЗПР; Провести внеурочные мероприятия, направленные на формирование представлений у детей о здоровом образе жизни. Подобрать занятия, темы бесед, кроссворды, ребусы, дидактические игры и упражнения, которые помогут качественно подготовиться к проведению уроков и занятий, будут способствовать формированию здоровьесберегающей компетентности детей, развития креативного мышления.

Слайд 10

На основании проведенного анализа, была разработана методика формирования здорового образа жизни детей с ЗПР для реализации во внеклассной работе. В данную программу включены занятия , игры, классные часы, спортивные мероприятия, тесты, беседы, рисование под музыку и т.д. Это позволило заинтересовать детей проблемой формирования здорового образа жизни, расширить их знания о строении организма, правилах личной гигиены, режиме питания и способах закаливания. Музыка и занятие «рисование под музыку» можно рассматривать как способ улучшения эмоционального фона в классе и семье, что может привести к гармонизации взаимоотношений. Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а развивающие занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект в развитии ребенка с ЗПР.

Слайд 11

Методика “ Рисуем под музыку ” Р исование под музыку оказывает благотворное влияние на психоэмоциональное состояние детей с ЗПР и позволяет сделать следующие выводы : - Рисование под музыку формирует у детей с ЗПР навыки саморегуляции (рисуя, дети стабилизируют и структурируют свои внутренние процессы, регулирует себя). - Существенно обогащается эмоциональная сфера, совершенствуются способы регуляции собственных эмоций и чувств. - Рисование под музыку позволяет выносить вовне свои эмоции и чувства (для некоторых детей с ЗПР это единственный способ самовыражения).

Слайд 12

Контрольный этап исследования На контрольном этапе исследования, проводилась повторная диагностика уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у школьников с ЗПР. На данном этапе исследования были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе. Повторное анкетирование показало, что 10 школьников с ЗПР смогли дать правильное определение понятия «здоровье», 11 обучающихся указали, что режим дня надо соблюдать, чтобы «быть здоровым», 9 детей с ЗПР – указали, что правила личной гигиены – это «мыть руки, вернувшись с улицы, после посещения туалета, перед едой», 10 школьников с ЗПР смогли правильно ответить на вопрос о правильном питании, 12 обучающихся с ЗПР ответили правильно, что нужно делать, чтобы сохранить зубы.

Слайд 13

Сравнительный анализ уровней содержательного компонента представлений о ЗОЖ на констатирующем и контрольном этапе

Слайд 14

Сравнительный анализ приоритетов школьников с ЗПР на констатирующем и контрольном этапе

Слайд 15

Заключение Таким образом, данная методика показала, что работа, проведённая на формирующем этапе исследования, эффективно повлияла на обучающихся с ЗПР. И спользование в комплексе, дыхательной гимнастики, прослушивание музыки, рисование под музыку, физической активности, просветительской деятельности эффективно отразилась на формировании здорового образа жизни для детей с задержкой психического развития. Следовательно, цель исследования достигнута, все задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение. Ребята пересмотрели свои взгляды и стали относится к своему здоровью более серьезно .

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально-дифференцированный подход в формировании интереса к учению у детей с задержкой психического развития

В современной школе вопрос о формировании интереса у школьников с ЗПР к учению без преувеличения может быть назван одним из ведущих. Особую тревогу учителей вызывают дети с трудностями в обучении, сре...

Доклад «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната»....

Формирование рефлексивно-оценочных умений у детей с задержкой психического развития на уроках математики

В статье отражены методические приёмы формирования рефлексивных действий у детей с задержкой психического развития на уроках математики...

Статья"Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья"

  Здоровье учащихся является одной из острых проблем современной жизни. Понимание здорового образа жизни для детей с ограниченными возможностями  несет в себе самое широкое понятие....

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"...

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья через использование современных здоровье сберегающих технологий во внеурочное время».

  Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Рост числа заболеваний среди учащихся ОВЗ ...

ПУТИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАПРАВЛЕНИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ

Здоровый ребёнок – главная задача прошлого, настоящего,  ближайшего и отдалённого будущего. В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся. В  настоящее вр...