Создание мотивационной среды на уроках
презентация к уроку по теме

Создание мотивационной среды на урокох

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Сосново – Озерская средняя общеобразовательная школа №2» Еравнинского района Стажировочная площадка «Комплексная организация внеурочной деятельности учащихся в условиях современной школы» Создание мотивационной среды для повышения качества образования Халхарова Н.Д., зам. директора по УВР 15.11.2012 г.

Слайд 2

“ Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться ” Василий Андреевич Сухомлинский

Слайд 3

Мотив ( от латинского) – приводить в движение, толкать. Психология определяет это понятие так: Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Педагогика трактует это понятие так: Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация - проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Мотивы - это осознанные причины и побуждения деятельности.

Слайд 4

Классификации мотивов учения

Слайд 6

Снижают Усиливают Чрезмерное внимание или игнорирование, неискренние похвалы, жесткие наказания, принижающая критика, неоправданно завышенные и заниженные оценки, материальное поощрение или лишение. Рост уверенности учащегося в своих силах . Расширение жизненного опыта и углубление внутреннего мира учащегося. Условия, влияющие на внутреннюю учебную мотивацию :

Слайд 7

Характеристики деятельности Учащиеся с мотивом стремления к успеху Учащиеся с мотивом избегания неудач Ситуация достижения Активно ищут ситуации соревнования, риска с личной ответственностью за исход. Избегают рискованных ситуаций, а, попадая в них, «плывут по течению». Цель Выбирают цели несколько выше средней степени трудности, успех в которых позволяет подтвердить самооценку. Ставят либо очень легкие, либо очень трудные цели, так, чтобы успех или неуспех не влиял на самооценку. Действия Настойчивы и упорны в достижении цели, действуют самостоятельно. Склонны к поиску помощи и поддержки, к отвлечению от деятельности (фантазированию). Результат Эффективны, в случае неудачи сохраняют или снижают уровень сложности, в случае удачи- повышают. Эффективны в случае легких целей. При неудаче отказываются от реалистичной стратегии. Оценка окружающих Стремятся к получению обратной связи и реагируют на нее. Не стремятся получать информацию или игнорируют ее. Варианты поведения учащихся в ситуациях стремления к успеху и избегания неудач

Слайд 8

Характеристики деятельности Учащиеся с мотивом стремления к успеху Учащиеся с мотивом избегания неудач Самооценка и атрибуция причин Самооценка реалистичная и устойчивая. Успех рассматривают как результат усилий, неудачу как следствие стечения обстоятельств. Чаще заниженная , неустойчивая самооценка, успех рассматривается как случайность, а неудача – как проявление плохих способностей. Планирование временной перспективы Умеренное реалистичное планирование, при высоком уровне достижений включается ориентация на отдаленное будущее. Глобальное либо очень узкое планирование, уклонение от реалистичного планирования.

Слайд 9

Психолог А.К.Маркова , выделяет пять типов, ступеней включенности учащегося в учебную деятельность. Это следующие типы мотивации: отрицательное отношение к учению; безразличное (нейтральное) отношение к учению; положительное аморфное отношение к учению ( предотношение ); положительное отношение к учению (познавательное, осознанное); -положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение к учению.

Слайд 10

Признаки положительного отношения Умение преодолевать трудности на пути достижения цели Умение отстаивать свое мнение Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности Поиск нестандартных способов решения учебных задач Умение ставить перспективные цели Активность учеников в учебном процессе

Слайд 11

Отрицательное отношение Неумение ставить цели, преодолевать трудности Слабая заинтересованность в успехах Бедность и узость мотивов Слабая нацеленность на оценку Отрицательное отношение к школе, учителям

Слайд 12

Безразличное отношение Имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов

Слайд 13

Факторы влияющие на учебную мотивацию : Образовательная система, образовательное учреждение; Организация учебного процесса Специфика учебного предмета Особенности педагога, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу Особенности обучающегося ( возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с др. учениками и т.д.)

Слайд 14

Роль учителя

Слайд 15

У словия развития учебной мотивации современного школьника: 1. Развитие самостоятельности и самоконтроля ученика; предоставление свободы выбора; предоставление возможностей принимать самостоятельные решения. Ученик, а также его родители (так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора уровня программы обучения, видов занятий, заданий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации , чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты .

Слайд 16

2 . Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения о достижении или недостижении желаемого результата (что очень важно для сохранения внутреннего контроля за деятельностью), а не являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием .

Слайд 17

3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. А по мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего, определяется все более и более дальняя жизненная перспектива, при этом складывается представление о том, что учеба и ее итоги - это важный шаг на жизненном пути. Таким образом, именно у старшеклассников на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация.

Слайд 18

4. Занимательность, необычное изложение учебного материала; использование познавательных игр, дискуссий и споров; анализ жизненных ситуаций. Урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения, а также радостно от общения с учителем, одноклассниками. Поэтому:

Слайд 19

5. Необходима включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе; построение отношений « учитель-ученик » не по типу вторжения, а на основе совета. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка на уроках.

Слайд 20

6. На формирование учебной мотивации также влияет продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащихся, сколько прилагаемые ими усилия.

Слайд 21

7. Значимым условием развития учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

Слайд 22

8. Дифференциация обучения. Нельзя признать плодотворной практику, когда всем учащимся предлагают одно и тоже задание. Одни усваивают новый материал сразу, другие после длительной работы, есть и такие, которые к моменту овладения новым материалом не успели овладеть и тем, что изучалось ранее. И если не учитывать индивидуальные особенности этой категории учащихся, не осуществлять дифференцированную работу с ними на уроках, не оказывать необходимую своевременную помощь, то уже на уроке у них будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть.

Слайд 23

Причины снижения мотивации, зависящие от учителя: не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием особенности личности учителя, ( не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся) неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся

Слайд 24

Причины снижения мотивации, зависящие от ученика: несформированность учебной деятельности, и прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний в единичных случаях -задержки развития, аномальное развитие реже - несложившиеся отношения с классом низкий уровень знаний

Слайд 25

Формирование мотивации учения Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий Совместный с учащимися выбор средств по достижению цели Формирование адекватной самооценки у учащихся Создание ситуации успеха Учет возрастных особенностей школьников Выбор действия в соответствии с возможностями ученика Вера учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним)

Слайд 26

Формирование мотивации учения Нестандартная форма проведения урока Использование игровых технологий Эмоциональная речь учителя Использование коллективных и групповых форм работы Применение поощрения и наказания Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества

Слайд 28

Успехов Вам в этой деятельности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования мотивационной среды на уроках биологии

Е.Л.ГлазуноваУчитель биологии и экологииОсобенности формирования мотивационной среды на уроках биологии Существует мнение о том, что чем выше сила мотивации, тем выше эффективность деятельности у...

Особенности формирования мотивационной среды на уроках биологии

Е.Л.ГлазуноваУчитель биологии и экологииОсобенности формирования мотивационной среды на уроках биологии Существует мнение о том, что чем выше сила мотивации, тем выше эффективность деятельности у...

Статья «Интегрированный урок как средство создания развивающей среды на уроке литературы в 9 классе на примере повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение многогранное, многоаспектное, является благодатным материалом для остановки и решения учащимися социальных, психологических и нравственных пр...

Создание мотивационной среды с помощью компьютерных технологий, как условие повышения уровня качества дополнительного образования.

Опыт работы в Доме детского творчества при проведении массовых мероприятий с применением компьютерных технологий....