Положение о лабораторных и практических занятиях
методическая разработка по теме

Бабичева Татьяна Ивановна

Представленный материал позволит методисту создать систему методической работы в образовательном учреждении среднего профессионального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УПР

____________Т.Н.Арланова

«______»_____________20___г.

ПОЛОЖЕНИЕ

по планированию, организации и проведению лабораторных работ, практических занятий

обучающихся ГБПОУ «Пильнинский агропромышленный техникум»

1.Общие положения

1.1.Положение по планированию, организации и проведению лабораторных работ, практических занятий обучающихся ГБПОУ «Пильнинский агропромышленный техникум» разработано в соответствии с ФЗ «Об образовании» в РФ №273 ФЗ от 21.12.2012, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по реализуемым в техникуме специальностям (профессиям).

2.Планирование лабораторных и практических занятий

2.1. Практическое и лабораторное занятие в соответствии с пунктом 28 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 464) относятся к учебному занятию и включаются в обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося.

2.2.Под практическим занятием понимается учебное занятие, в процессе которого обучающиеся выполняют одну или несколько практических работ (практических заданий) под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым учебным материалом.

2.3.Под лабораторным занятием понимается учебное занятие, в процессе которого обучающиеся выполняют одну или несколько лабораторных работ под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым учебным материалом.

2.4.Проведение практических и лабораторных занятий  направлено на:

-обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний;

-формирование умений применять полученные знания на практике;

-реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

-развитие интеллектуальных умений: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;

-выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

2.5.Планирование количества и содержания лабораторных и практических занятий осуществляется разработчиком рабочей программы дисциплины (междисциплинарного  курса), исходя из требований соответствующего федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения дисциплины ( междисциплинарного курса), а также применяемых образовательных технологий и методик.

2.6.При планировании лабораторных и практических работ (заданий), выполнение которых предполагается на лабораторных и практических занятиях, следует исходить из их разных дидактических целей.

2.6.1.Основной дидактической целью лабораторной работы является экспериментальное подтверждение и проверка теоретических положений (законов, зависимостей). Содержанием лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и др.

При выборе содержания и объема лабораторных работ следует исходить из уровня сложности учебного материала, из связи между дисциплинами и курсами, значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности, из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных работ и какова ее роль в формировании целостного представления о содержании учебной дисциплины (курса).

При планировании лабораторных работ следует учитывать, что, наряду с ведущей дидактической целью (подтверждение теоретических положений), в ходе выполнения работ у обучающихся формируются практические умения и навыки использования различных приборов, установок, лабораторного оборудования, аппаратуры (которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки), а также исследовательские умения наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты.

2.6.2.Основной дидактической целью практической работы (или выполнения практических заданий) является формирование практических умений, в том числе профессиональных (например, умений выполнять определенные действия и операции, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности) и учебных (например, умений решать задачи по математике, физике, химии, информатике и др., необходимых для последующей учебной деятельности).

Содержание практических заданий необходимо планировать таким образом, чтобы в совокупности по дисциплине (междисциплинарному курсу) они охватывали весь круг профессиональных умений, на овладение которыми ориентирована данная дисциплина (междисциплинарный курс), и включали решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами и справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации и т.п.

На практических занятиях обучающиеся должны овладевать первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования, учебной и производственной  практики.

Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

По ряду дисциплин (например, «Физическая культура», «Иностранный язык», «Инженерная графика») большинство учебных занятий может планироваться в виде практических занятий, так как основной целью их освоения является формирование практических умений и их совершенствование.

2.7.Перечень планируемых лабораторных и/или практических работ (заданий) должен максимально способствовать обеспечению выполнения требований к результатам освоения образовательной программы, к знаниям, умениям и практическому опыту, к уровню подготовки выпускников, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, а также самой образовательной организацией (при распределении вариативной части).  

2.8.Доля учебных часов, планируемых на проведение практических и лабораторных занятий, в общем объеме учебных часов, выделенных в учебном плане на освоение дисциплины (курса), не имеет нормативно установленных ограничений и может быть различной для различных дисциплин (курсов).

2.9. Содержание лабораторной или практической работы, а также содержание заданий для практического занятия планируются на основе предварительного расчета времени, необходимого для их качественного выполнения большинством обучающихся.

2.10.Планируемые лабораторные и/или практические работы отражаются  в рабочих программах, календарно-тематических планах с указанием темы, номера работы, количества академических часов, необходимых для выполнения.

3. Проведение лабораторных и практических занятий

3.1. Практическое и лабораторное занятие может проводится группой и с разделением группы на подгруппы.

3.2.Проведению лабораторных и практических занятий предшествует проверка знаний обучающихся, их теоретической готовности к выполнению лабораторных и практических работ (заданий). В качестве одной из форм контроля готовности обучающихся к выполнению лабораторной или практической работы может являться автоматизированный тестовый контроль.

3.3. В целях подготовки обучающихся к проведению лабораторной (практической) работы преподаватель, как правило, сообщает обучающимся тему работы и определяет домашнее задание, включающее повторение необходимого для выполнения работы теоретического материала, оформление формы отчета о результатах работы и т.п.

3.4.Необходимыми составляющими лабораторного и практического занятий, помимо самостоятельной работы обучающихся, являются:

- инструктаж, проводимый преподавателем перед началом занятия;

- обсуждение итогов выполнения лабораторной или практической работы;

- оценка выполненной лабораторной или практической работы (заданий), степени овладения обучающимися необходимыми умениями, практическим опытом.

              3.5.При проведении лабораторных и практических занятий могут использоваться фронтальная, групповая и индивидуальная формы выполнения лабораторных (практических) работ (заданий). При фронтальной форме все обучающиеся выполняют одну работу (или одно задание). При групповой форме отдельные группы обучающихся выполняют различные работы (различные задания).

При индивидуальной форме каждый обучающийся выполняет индивидуальную лабораторную или практическую работу (индивидуальное задание).

3.6.При применении различных форм проведения лабораторных и практических занятий необходимо учитывать, что наиболее эффективная самостоятельная деятельность обучающегося при выполнении полного объема работы обеспечивается при  использовании преимущественно индивидуальной формы выполнения работы (задания).

3.7. Планирование лабораторных и практических занятий целесообразно осуществлять, исходя из оптимального соотношения работ разных видов:

- работ, при выполнении которых обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны цель работы, приведены пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, формы таблиц, структура выводов, контрольные вопросы, учебная и специальная литература (то есть работ, носящих репродуктивный характер);

- работ, при выполнении которых обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, содержащими порядок необходимых действий, и от них требуется самостоятельный подбор оборудования, выбор способов выполнения работы в инструктивно-методической и справочной литературе и т.д. (то есть работ, носящих частично-поисковый характер);

- работ, при выполнении которых обучающиеся решают новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания (то есть работ, имеющих поисковый характер.

3.8.Для обеспечения эффективного использования времени, отводимого на лабораторные и практические занятия, целесообразно осуществлять предварительный подбор дополнительных задач и заданий для обучающихся, работающих в более быстром темпе и для одаренных подростков.

4.Методическое обеспечение лабораторных (практических) занятий

4.1. Для выполнения лабораторных и практических работ (заданий) преподавателем разрабатываются соответствующие методические материалы (указания), которые являются частью образовательной программы (пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).  

4.2. Методические материалы оформляются в соответствии с требованиями.

4.2.1. Методические указания для выполнения лабораторной работы включают:

-название (тему) и номер лабораторной работы;

-цель лабораторной работы;

-основные требования по технике безопасности при выполнении лабораторной работы;

-перечень необходимого для выполнения лабораторной работы оборудования, реактивов и т.п.;

-краткие теоретические сведения, необходимые для выполнения лабораторной работы;

-порядок выполнения лабораторной работы;

-требования к оформлению результатов выполнения лабораторной работы (отчета);

-контрольные вопросы;

           4.2.2.В структуру методических указаний для проведения практических занятий, на которых обучающиеся выполняют практические задания включают:

-тему занятия;

-цель занятия;

-основные теоретические положения (при необходимости);

-перечень вопросов (заданий) для допуска к практическому занятию (при необходимости);

-практические задания и рекомендации по их выполнению;

-контрольные вопросы;

-приложения (в случае необходимости наличия определенного справочного материала, дополнительных методических указаний и т.п. для выполнения заданий);

            4.2.3.Методические указания для выполнения нескольких лабораторных (практических) работ по дисциплине (междисциплинарному курсу) объединяются в единое методическое пособие, включающее:

-титульный лист;

-общие указания по технике безопасности при выполнении лабораторных (практических)  работ;

-общие указания по выполнению лабораторных (практических) работ и/или алгоритм  их выполнения;

-приложения, если для выполнения лабораторных (практических) работ требуется дополнительные, в том числе справочные материалы;

-используемую литературу (библиографический список);

-содержание (если объём методических указаний, например, более 10 страниц).

              4.3.Для повышения эффективности проведения практических занятий, на которых выполняется одно или несколько практических заданий, целесообразно разрабатывать сборники задач, заданий и упражнений, сопровождающиеся методическими указаниями, в которых учитывается не только уровень подготовленности обучающихся к выполнению заданий того или иного уровня сложности, а также получаемая профессия или специальность (для общеобразовательных дисциплин).

5.Оформление и оценивание лабораторной (практической) работы

                5.1. Оценивание выполнения обучающимся лабораторной или практической работы (заданий) осуществляется в рамках текущего контроля успеваемости по пятибалльной системе .

5.2. Оформление лабораторных и практических работ выполняется в специально выделенных для этого тетрадях (блокнотах, папках и т.п.).  Работы хранятся до конца учебного года.  

РАЗРАБОТАНО

Методист                                                                                                                                      Т.И.Бабичева

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

протокол №___ от «_____»____________20____г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторно-практические занятия

Примеры лабораторно-практических занятий...

Бинарное лабораторно-практическое занятие «Разграничение прав доступа в сети для организации эксперимента в группе»

Методическая разработка бинарного лабораторно-практического занятия на тему «Разграничение прав доступа в сети для организации эксперимента в группе» отражает реализацию основной профессиональной обра...

Профессиональная ориентация учащихся на лабораторных и практических занятиях

В старших классах большое значение имеют лабораторные и практические занятия. Целями проведения лабораторных работ являются развитие и совершенствование практических, предметных, общеучебных умений и ...

ОСОБЕННОСТИ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Является одним из видов самостоятельной практической работы. Лабораторные занятия проводятся в виде фронтальных опытов, лабораторных работ, практикумов, занятий с ТСО и другим оборудованием разного ти...

Рекомендации для преподавателей по планированию, организации и проведению лабораторных и практических занятий

Рекомендация носит методический характер. Предназначена  для преподавателей математических и естественно-научных дисциплин учебных заведений. Содержит четкую характеристику форм обучения, направл...

Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических занятий

Методические рекомендации предназначены в качестве методического пособия при проведении практических и лабораторных занятий по учебной дисциплине  ПД.02.  Химия для специальностей 31.02.02 А...

ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ УПОУ.01 ФИЗИКА в профессии. Для профессии 23.01.09 Машинист локомотива.

Методическая разработка предназначена для проведения лабораторных занятий по предмету  Физика в профессии....