ОСОБЕННОСТИ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
статья на тему

Елманова Ольга Юрьевна

Является одним из видов самостоятельной практической работы. Лабораторные занятия проводятся в виде фронтальных опытов, лабораторных работ, практикумов, занятий с ТСО и другим оборудованием разного типа. Они проводятся в специально оборудованных лабораториях, с применением новейшей техники и измерительной аппаратуры.

Ведущей дидактической целью лабораторных занятий является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей) и поэтому преимущественное место они занимают при изучении дисциплин математического, естественнонаучного и общепрофессионального циклов.

Именно на таких занятиях студенты получают практические умения и навыки работы с приборами, учатся самостоятельно проводить опыты и делать соответствующие выводы по их результатам, что, несомненно, будет способствовать лучшему усвоению и закреплению пройденного теоретического материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_laboratornye_i_prakticheskie_zanyatiya.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ СПО «АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ Г.КОРАБЛИНО»

Доклад к педагогическому совету - семинару

(ноябрь 2014г)

ОСОБЕННОСТИ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Преподаватель:

Елманова О.Ю.

Согласовано

методической комиссией

Карпухина Л.Н.

Кораблино, 2014

Слайд 1.

Лабораторная работа это важный элемент учебного процесса.

Слайд 2.

Является одним из видов самостоятельной практической работы. Лабораторные занятия проводятся в виде фронтальных опытов, лабораторных работ, практикумов, занятий с ТСО и другим оборудованием разного типа. Они проводятся в специально оборудованных лабораториях, с применением новейшей техники и измерительной аппаратуры.

Слайд 3.

Ведущей дидактической целью лабораторных занятий является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей) и поэтому преимущественное место они занимают при изучении дисциплин математического, естественнонаучного и общепрофессионального циклов.

Именно на таких занятиях студенты получают практические умения и навыки работы с приборами, учатся самостоятельно проводить опыты и делать соответствующие выводы по их результатам, что, несомненно, будет способствовать лучшему усвоению и закреплению пройденного теоретического материала. 

Слайд 4.

Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами (школьникам) по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ. 

Слайд 5.

Дидактическая цель практических работ - формирование у студентов профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения последующих учебных дисциплин. 
Так, на практических занятиях по математике, физике, технической механике у студентов формируется умение решать задачи, которое в дальнейшем должно быть использовано для решения профессиональных задач по специальным дисциплинам. На практических занятиях по инженерной графике студенты овладевают навыками выполнения чертежей, необходимыми при выполнении различных графических работ по специальным дисциплинам. 
Особенно важны практические занятия при изучении специальных дисциплин, содержание которых направлено на формирование профессиональных умений. В ходе практических работ студенты овладевают умениями пользоваться измерительными приборами, аппаратурой, инструментами, работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, составлять техническую документацию; выполнять чертежи, схемы, таблицы, решать разного рода задачи, делать вычисления, определять характеристики различных веществ, объектов, явлений.

Слайд 6.

Содержание лабораторных и практических занятий фиксируется в примерных и рабочих учебных программах дисциплин и профессиональных модулях в разделе "Содержание учебной дисциплины".

Лабораторные занятия

Практические занятия

- экспериментальная проверка формул, методик расчета

- установление и подтверждение закономерностей

- ознакомление с методиками проведения экспериментов

- установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик

- наблюдение развития явлений, процессов и др.

- решение разного рода задач (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.)

- выполнение вычислений, расчетов, чертежей

- работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой

- работа с нормативными материалами, справочниками

- составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации

Организация и проведение лабораторных работ

Слайд 7.

Лабораторные и практические работы всегда выполняются в три основных этапа.

  1. Вводная часть (входной контроль подготовки студента, входной инструктаж).
  2. Основная часть (проведением студентом лабораторной или практической работы, текущий инструктаж).
  3. Заключительная часть (оформление отчета о выполнении задания, заключительный инструктаж).

Слайд 8.

Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться в специально оборудованных учебных лабораториях. Продолжительность - не менее двух академических часов. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем или мастером, а также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы.        

Выполнению лабораторных работ предшествует проверка знаний обучающихся - их теоретической готовности к выполнению задания.

 По каждой лабораторной работе образовательным учреждением должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению.

Слайд 9.

Лабораторные работы могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от обучающихся самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.

Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

При планировании лабораторных работ необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.

Слайд 10.

Формы организации обучающихся на лабораторных работах: фронтальная, групповая и индивидуальная.

При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу.

При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 - 5 человек.

При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание.

Слайд 11.

Для повышения эффективности проведения лабораторных работ рекомендуется: разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретным специальностям;

разработка заданий для автоматизированного тестового контроля за подготовленностью обучающихся к лабораторным работам;

подчинение методики проведения лабораторных работ ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для обучающихся;

использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе;

применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого обучающегося за самостоятельное выполнение полного объема работ;

проведение лабораторных работ на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором обучающимися условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования; подбор дополнительных задач и заданий для обучающихся, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия.

Несмотря на коллективный характер выполнения лабораторной работы, ведение рабочей тетради и составление отчета по лабораторной работе должно проходить строго индивидуально.

Отчет по выполненной работе оформляется самостоятельно и индивидуально во внеаудиторное учебное время. К отчету предъявляются требования, максимально приближенные к требованиям оформления научной статьи.

Оформление лабораторных работ

Слайд 12.

Структура оформления лабораторных работ по дисциплине определяется на педагогическом совете образовательного учреждения.

Оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета и учитываться как показатели текущей успеваемости обучающихся.

По каждой лабораторной работе должны быть разработаны и утверждены методические указания по их выполнению, которые включают:

Пояснительную записку, в содержании которой следует отразить следующие вопросы:

• назначение методических указаний;

• укрупненные требования к знаниям и умениям студентов после проведения лабораторных работ по данной дисциплине.

Содержание лабораторных работ, составляющими элементами которых являются:

  • Лабораторная работа №__
  • Цель работы
  • Состав работы
  • Порядок выполнения работы
  • Оборудование, материалы
  • Содержание отчета о работе (указывается состав и форма отчета о проделанной работе)
  • Контрольные вопросы
  • Учебная и специальная литература.

Лабораторные работы могут быть выполнены в печатном виде с помощью текстового редактора и электронных таблиц.

Выполнение работы необходимо оформить в журнале лабораторных работ.

Виртуальная лаборатория.

Слайд 13.

Цель электронного издания – достижение нового качества образования, обеспечение методической поддержки учебного процесса с помощью современных, преимущественно интерактивных, средств и форм обучения, а также повышение учебной самостоятельности и творческой активности школьников.

Слайд 14. На всех этапах выполнения лабораторной работы программой осуществляется контроль над действиями учащихся, и даются соответствующие комментарии и рекомендации в виде текста или реплик педагогического агента, персонажа «Химик».

Слайд 15, 16.

При проведении эксперимента учащийся получает пошаговые инструкции по выполнению опыта. Предусмотрено выполнение опытов с различными параметрами.

Слайд 17, 18,19

При заполнении «Лабораторного журнала» используется специальная программа «Редактор химических формул». Результаты выполнения лабораторной работы учащимся хранятся в индивидуальном файле, который доступен учителю для просмотра и оценки.

Слайд 20

Раздел «Конструктор молекул» позволяет учащимся самостоятельно моделировать молекулы органических и неорганических веществ из предоставленного набора атомов химических элементов. Это дает возможность учащимся глубже понять пространственное строение молекул и на основе этого прогнозировать свойства веществ.

Конечно, «Виртуальная лаборатория» не должна заменить традиционные практические работы и лабораторные опыты, а призвана быть дополнением к ним.

Учащиеся, выполняя виртуальный химический эксперимент, приобретают навыки самостоятельной работы с ЭИ, готовятся к проведению реального химического эксперимента, закрепляют полученные на уроках теоретические сведения о свойствах веществ, осуществляют проблемный эксперимент – если практические опыты предваряют изучение теоретического материала. «Виртуальная лаборатория» позволяет организовать работу учащихся в парах и малых группах для создания условий взаимообучения учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторно-практические занятия

Примеры лабораторно-практических занятий...

Положение о лабораторных и практических занятиях

Представленный материал позволит методисту создать систему методической работы в образовательном учреждении среднего профессионального образования....

Профессиональная ориентация учащихся на лабораторных и практических занятиях

В старших классах большое значение имеют лабораторные и практические занятия. Целями проведения лабораторных работ являются развитие и совершенствование практических, предметных, общеучебных умений и ...

Рекомендации для преподавателей по планированию, организации и проведению лабораторных и практических занятий

Рекомендация носит методический характер. Предназначена  для преподавателей математических и естественно-научных дисциплин учебных заведений. Содержит четкую характеристику форм обучения, направл...

Особенности дистанционного проведения практических занятий в колледже

В своей статье я делюсь достаточно успешным опытом дистанционного проведения практических занятий по профессиональному модулю ПМ.04 "Обеспечение проектной деятельности" со студентами дистанц...

Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических занятий

Методические рекомендации предназначены в качестве методического пособия при проведении практических и лабораторных занятий по учебной дисциплине  ПД.02.  Химия для специальностей 31.02.02 А...

ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ УПОУ.01 ФИЗИКА в профессии. Для профессии 23.01.09 Машинист локомотива.

Методическая разработка предназначена для проведения лабораторных занятий по предмету  Физика в профессии....