Главные вкладки

    Учитель - исполнитель заказа по образованию
    статья по теме

    Зеленкова Валентина Денисовна

    Говоря о концепции современного образования как о разнообразном множестве способов его понимания, принимая многообразие форм системного видения и конструктивных трактовок ценностей образования, различие подходов в его организации, основанных на определенных идеях и замыслах, я попробую обозначить свою профессиональную позицию, принципы и правила, лежащие в основе моих действий и поступков...

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Учитель - исполнитель заказа по образованию

    Говоря о концепции современного образования как о разнообразном множестве способов его понимания, принимая многообразие форм системного видения и конструктивных трактовок ценностей образования, различие подходов в его организации, основанных на определенных идеях и замыслах, я попробую обозначить свою профессиональную позицию, принципы и правила, лежащие в основе моих действий и поступков.

    Учитывая собственный жизненный опыт, 19-летний опыт работы в системе геологии, а также 20-летний опыт работы в школе, я искренне считаю, что ценность образования измеряется не столько наличием у вчерашнего выпускника научных знаний, прикладных умений и навыков, сколько умением применять эти знания на практике, иметь определенную жизненную позицию, быть уверенным в своих действиях. 

    Целью своей педагогической деятельности я считаю сохранение в ребенке искренности и доброты, способности к созиданию и жажды познания. Для меня очень важно, чтобы еще в школе ребенок понял, что такое успех. Для меня успех - это достижение поставленной цели: это и реальные достижения человека (ребенка)  в различных областях жизни, это и озвученная оценка данного успеха окружающими, ведь результат их оценивания успешности человека отражается на отношении к нему, это и оценка самим человеком уровня своих достижений. Для меня важно научить ребенка объективно оценивать свои достижения и стремиться  к их  дальнейшему совершенствованию. Кроме того, я считаю себя ответственной за то, чтобы ребенок научился совершать обдуманные поступки, ибо последствия наших поступков так сложны и разнообразны, что мы можем разрушить не только свой собственный мир, но и мир, окружающий нас.

    В процессе школьного образования, по-моему, присутствуют, как минимум, три стороны, лично в нем заинтересованные: семья, как заказчик уровня образования, ученик, как предмет образования и учитель, как исполнитель заказа. Личная значимость процесса для них не совсем равноценна. Больше всех заинтересован учитель – это его духовная и социальная удовлетворенность. Уровень значимости образования для семьи зависит от многих факторов, не в последнюю очередь от образованности родителей их и обеспеченности. А вот уровень личной значимости образования для ребенка зависит и от позиции семьи, и от деятельности учителя. Но в конечном итоге я всегда вижу тетраэдр, где основание – это образование, а грани – взаимосвязанные семья – ребенок – учитель. Тетраэдр – это самая прочная объемная  конструкция. В природе, например, это кристалл алмаза. И чем равноценнее грани, тем прекраснее кристалл.

    В самом педагогическом процессе активность учащегося (учение) напрямую зависит от уровня преподавания (активности учителя). Если учитель с развитыми педагогическими способностями, имеющий хотя бы минимальную педагогическую технику, выстраивает занятие целесообразно, в интересах развития ребенка, если свои профессиональные знания он передает на основе выверенной методики, то я уверена, что изучаемый предмет непременно попадет в поле интересов учащегося и действительно будет им усвоен.

    В какой форме я предпочитаю предъявлять учебный материал? Приоритетов по этому вопросу, как в организационном плане, так и по степени технологичности для меня не существует. Все зависит от темы урока, от особенностей учащихся данного класса, от технической оснащенности кабинета по данной теме и, конечно же, от моих возможностей. Я не считаю, что модульный урок предпочтительнее объяснительно-иллюстративного, а групповая форма организации лучше индивидуальной. Работа на компьютере требует и от учителя и от учащихся определенных навыков, а урок-лекция – четко продуманной композиции и методического оформления. Для меня очень важны: положительный эмоционально-интеллектуальный фон урока – урок не должен быть скучным и непонятным; темп урока – высокий, но посильный; степень сложности материала – слишком легкий и слишком трудный материал не вызывают интереса. Для меня важнее, каких результатов достигнут учащиеся и как мне эти результаты продиагностировать, ведь чем чаще проверяется и оценивается работа, тем она интереснее.

    На уроке я предпочитаю роль ситуативного лидера. Свою задачу вижу в быстром распределении заданий, их четкой формулировке, помощи в поиске решения, регулировании межличностных отношений. Учащихся стараюсь воспринимать как коллектив, постоянно ориентируя их на веру в успех, сопереживание и удовлетворенность не только личным, но и общим трудом.

    Поскольку уровень восприятия учебного материала у детей очень отличается, часто использую разноуровневые задания. Но искренне уверена, что итоговая проверка для всех должна быть единой и включать задания разной сложности, которые могли бы выполнить все ученики.

    Преподаваемые мной предметы – химия, ОБЖ, биология – глубоко интегрированные. И я стараюсь проводить уроки, где учащиеся рассматривают проблему интегрировано, с точки зрения физики, истории, математики и т.д. И очень важным считаю изучение отдельных тем с нравственных точек зрения – религиозной, психологической, экологической.

    Что я думаю о способах оценки эффективности образования? В учебных программах по каждому предмету четко обозначены основные знания, умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся в процессе изучения данной конкретной темы. Эти ЗУНы чисто предметные, они предполагают приобретение учащимися умений и навыков  по выполнению необходимых действий на уроках: решение задач, выполнение лабораторных работ, пересказывание текста. Но мне думается, что глобальная цель - подготовка выпускника школы к жизни,  ставит перед учителем еще целый ряд задач, направленных на научение учащихся умению оценивать значение того или иного материала для конкретной цели. Иными словами, необходимо научить ученика оценивать соответствие выводов имеющимся данным,  оценивать значимость утверждения, художественного произведения, исследовательских данных, в том числе и своих собственных достижений.

    И в заключение мне хотелось бы сказать о стиле общения и взаимодействия учителя и ученика. Самыми  важными для меня являются способность организовать взаимоотношения, базирующиеся на положительных эмоциях, и педагогический такт, требующий, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Я считаю, что педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя. Он предполагает доверие к ученику. Учитель, пессимистически оценивающий возможности учеников и подчеркивающий это при каждом удобном случае - поистине бестактен. Доверие учителя должно стать стимулом к работе учащихся.

    Я не буду утверждать, что мысли, высказанные в данной статье, принадлежат только мне.  Но я с уверенностью могу сказать, что в своей педагогической деятельности я стараюсь руководствоваться именно теми принципами и правилами, которые здесь изложены.

    Зеленкова В.Д.,

    Речная ООШ,  Адамовский район,

    учитель высшей категории по химии и ОБЖ,

    педагог дополнительного образования высшей категории,

    победитель конкурса лучших учителей 2006 года в ПНОПО.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Творчество учителя в условиях модернизации образования"

    Презентация "Творчество учителя в условиях модернизации образования"...

    Мониторинг – инструмент совершенствования деятельности учителя по улучшению качества образования.

    Существуют различные формы контроля в обучении английскому языку: текущий, промежуточный, предварительный, итоговый. В процессе текущего контроля используются обычные упражнения, характерные для форми...

    Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (разработаны по заказу Управления образования мэрии г. Магадана)

    Задания, разработанные М. Б. Тикуновой по заказу Управления образования мэрии г. Магадана для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2011/2012 учебном году...

    Статья ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ГПД – ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в ГПД - важный компонент социального зауказа для образования...