Организация работы с одарёнными детьми
статья по теме

Выступление на августовской секции учителей английского языка Зеленоградского округа г.Москвы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_odarennye_deti.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Зеленоградское окружное управление образования

Выступление на августовской секции

учителей иностранного языка

Зеленоградского округа г.Москвы

Тема: « Организация работы с одарёнными детьми       во внеурочное время в ГБОУ СОШ №1912».

Учитель английского языка

ГБОУ СОШ № 1912

Курбанова А.В.

Москва

27 августа 2012г.

Слайд №1: Титульный лист

 

Слайд №2:

Социально-экономические преобразования в российском обществе обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. Работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне.

Так, в последнем проекте федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, в требованиях к уровню подготовки учащихся школы существуют такие формулировки, как «развитие интеллектуальных и познавательных способностей», «совершенствование продуктивной творческой деятельности», «приобретение опыта научно-исследовательской деятельности»,

 «овладение интеллектуальными и информационными умениями».

Это указывает на то, что умственное развитие и воспитание должны стать одним из главных звеньев учебно-воспитательного процесса российской школы.

 Забота об одаренных детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра.

Слайд №3:

Давайте выясним, что же такое одаренность?

По определению психолога Богоявленской Дианы Борисовны

Одаренность  - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Слайд № 4:

Какие же они – одарённые дети?

 Итак, одаренные дети  

•  имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;

•  имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

•  испытывают радость от умственного труда.

Слайд №5

Ещё Сухомлинский писал: « Ученик умственно воспитывается лишь тогда, … когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости».

       В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. Не вызывает сомнений то, что одаренные дети требуют специальных условий обучения, а также и то, что их высокие познавательные возможности и потребности часто не реализуются в традиционной школе. Это необходимо учитывать каждому учителю и планировать свою работу с одаренными детьми так, чтобы обучение и воспитание одаренного ребенка стали способами развития гармоничной личности, а не “накачкой” его готовой информацией и знаниями.

Правильный акцент при работе с такими детьми может быть сделан только в том случае, если учителем разработана специальная программа, индивидуальная траектория развития такого ребенка, ведь многие одаренные дети, обладая нестандартным мышлением, не принимают консервативных методов и подходов к любому делу. Им необходимы индивидуальные занятия, специальные курсы и программы.

Слайд №6    Цели и задачи программы работы с одаренными детьми:

 Цель – создание условий для оптимального развития детей.

Задачи:

  1. Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;
  2. Использование  дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
  3. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
  4. Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности по предмету;
  5. Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня знаний по английскому языку.

Слайд №7     Принципы работы с одаренными детьми:

    Работа с одаренными детьми в школе строится на следующих принципах:

  1. Индивидуализация обучения
  2. Принцип опережающего обучения
  3. Принцип комфортности в любой деятельности.
  4. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
  5. Возрастание роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам;
  6. Принцип развивающего обучения.
  7. Принцип добровольности.

Слайд №8   Функции учителя английского языка:

  1. Выявление одаренных детей.
  2. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
  3. Организация индивидуальной работы с одаренными детьми.
  4. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям на различных уровнях.
  5. Создание в кабинетах картотеки материалов  повышенного уровня сложности.
  6. Консультирование  родителей одаренных детей по вопросам развития способностей их детей.
  7. Оформление опыта работы и подготовка отчетов по работе с одаренными детьми.

Слайд №9 Формы и методы работы

  1. коммуникативные и проектные методики с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

  1. деление учащихся на группы, это позволяет разнообразить формы взаимодействия педагога с учениками при работе в относительно маленьком коллективе, с учетом их интересов, склонностей и способностей.

  1. актуальны индивидуальные занятия-консультации и внеурочная творческая и проектная деятельность по предмету.

 Слайд №10  Этапы работы с одаренными детьми

1этап – подготовительный

Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

Задачи:

- Изучение нормативной базы.

- Планирование работы с одаренными учащимися.

- Распределение обязанностей

- Анализ материально-технических, педагогических условий реализации проекта.

На этом этапе совместно с психологом школы проводим диагностику обучающихся, проявляющих интерес и способности в изучении иностранных языков. Диагностируются задатки и склонности личности, уровень самооценки и творческого мышления, выявляются предпочтительные виды деятельности и склонность к лидерству.

II этап – аналитический

Цель:

Выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми.

На данном этапе работа планируется по ступеням обучения.

1 ступень (2—4-й классы) — при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.

На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие таких, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик смог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

 На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету на основе индивидуальных заданий, а также опережающее изучение ряда тем, с последующей публичной презентацией при прохождении нового языкового материала остальной частью класса (ребенок становится соорганизатором учебного процесса). Дети привлекаются к участию в классных и в общешкольных концертах с номерами художественной самодеятельности на иностранном языке, в разнообразные творческие задания (изготовление открыток, приглашений и т.п.).

  1. II ступень (5-7 классы) – творческая деятельность и формирование основ исследовательской деятельности.

  Работа учителя направлена на совершенствование навыков научной организации труда и формирование познавательного интереса. Именно в этот период начинается  индивидуальная работа с учащимися по выполнению первых исследовательских и информационных проектов.

Происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и последующей постановкой отрывков из них на сцене, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, работой над проектами. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания.

III ступень ( 8-9 классоы) – развивающий этап. Продолжается развитие навыков научной организации труда, расширение познавательного интереса и формирование исследовательских навыков.

Обучающиеся IV ступени (10-11 класс) выходят на самостоятельное применение исследовательских умений и навыков в учебной и внеучебной деятельности. Почти все учащиеся старших классов работают над индивидуальными проектами, выставляют их на конкурсы и выступают с их защитой на научно-практических конференциях.

III этап - организационно - деятельностный.

Цель:

Организация целенаправленной работы с одаренными детьми.

IV этап – Этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

Цель:

Апробация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

-Диагностика склонностей учащихся.

-Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, по основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.

Самыми актуальными формами  работы с одаренными детьми в нашей школе стали следующие:

 творческие мастерские;

 групповые занятия с сильными учащимися;

 кружковая работа;

 занятия исследовательской деятельностью;

 НОУ (научное общество учащихся) «Интеллектуал»

 конкурсы;

 интеллектуальный марафон;

 научно-практические конференции;

 участие в олимпиадах;

Слайд№  (фото)

Ежегодно в нашей школе проводятся предметные олимпиады для учащихся 4-11 классов. Победители школьного этапа участвуют в окружном и городском турах  Всероссийской олимпиады школьников. Учащиеся 5-х классов ежегодно принимают участие в        интернет – олимпиаде  на сайте издательства Макмиллан. В прошлом году учащиеся 7-х классов приняли участие в  лингвистическом конкурсе «Boost your English»  в режиме он-лайн на сайте издательства «Pearson».Учащиеся принимают участие и имеют призовые места в научно-практических конференциях, в окружных творческих и исследовательских конкурсах, в московском  интеллектуальном марафоне.

Традиционным для нашей школы является проведение предметной недели иностранных языков. В рамках декады проводятся конкурсы чтецов, стенгазет, презентаций, фестиваль инсценированной песни, театрализованные представления, интерактивные викторины по страноведению, открытые уроки, концерты  и открытые мероприятия для родителей. Проведение мероприятий и результаты декады освещают участники школьного клуба «Интеллектуал» в выпусках школьной газеты «Школьный экспресс» и в репортажах школьной радио-станции.

 Регулярная и кропотливая  работа учителя с одаренными детьми приносит свои результаты.

Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:

     1. Научно-методическая поддержка педагогов, работающих с данной категорией учащихся.  

2.Психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.

3.Обеспечение условий для творческого становления детей.

4.Работа с родителями способных и одарённых детей, оказание им

 методической и практической помощи.

     Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный  потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере.

    Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований - сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одаренными детьми  будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных талантливых граждан России так же одаренные взрослые - педагоги.

Слайд №

Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий... кто понятлив:
Таланты может воспитать
Учитель, если сам талантлив

Слайд№

Благодарю за внимание!

Литература:

1.Полат Е.С.Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе.- 2000.- №2- с.3-10.

2.Савина С.Н. внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. – М: Просвещение, 1991.

3.Интернет – портал «Исследовательская деятельность школьников»//WWW.researcher.ru/practice org/practice all/iverts/htm.

4.Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2004. - 368 с. - (Серия «Библиотека психолога»).

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.; Питер, 2006. - 713с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в организации работы с одарёнными детьми

Выступление на педсовете "Роль классного руководителя в организации работы с одарёнными детьми"...

Организация работы с одарёнными детьми

Презентация - отчёт. "Организация работы с одарёнными детьми"...

Статья "Организация работы с одарёнными детьми в современной школе"

Одарённость по-прежнему остается загадкой для большинства учителей  и многих родителей. Одаренность в педагогике понимается как совокупность природных задатков, как одно из условий формиров...

«Организация работы с одарёнными детьми» (доклад на семинаре РМО учителей математики)

Приметой последнего времени стало повышение внимания к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В связи с этим активизировался интерес и к проблеме детской одарённости, к...

Дипломная работа на тему: «Организация работы с одарёнными детьми».

Главной целью данной работы является раскрытие сущности понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы. Задачами рабо...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...