Доклад "Метод проектного обучения"
методическая разработка по теме

Куликова Наталья Николаевна

Доклад готовился на сетевое взаимодействие с МКОУ Киевская ООШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Метод проектного обучения»

Докладчик – Куликова Н.Н. учитель МКОУ Нёготская ООШ

Метод проектов не есть нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Внимание российских педагогов он привлёк в начале XX  века. Известна целая школа ведущих русских педагогов (Шацкий С.Т., Шульгин В.Н.), которые отмечали положительные стороны метода проектов. Это  - развитие инициативы школьников, самостоятельности, формирование навыков плановой работы, умение учитывать трудности.  В 1931 году этот метод был осуждён Постановлением ЦК ВКП(б).

 В настоящее время в связи с модернизацией  российского образования метод проектов возродился.

       Основная идея проектного обучения заключается в том:

  • что ученик учится самостоятельно добывать знания и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
  • учится ориентироваться в информационном пространстве;
  •  приобретает коммуникативные навыки и умения, работая в разнообразных группах;
  • исполняет разные социальные роли (лидер, исполнитель, посредник и т.п.).

       Особо ценным активизирующим стимулом деятельности является то, что проектное обучение не нарушает принцип непринуждённости, по мере выполнения работы возрастает степень увлечённости ею. Дети учатся на собственном опыте и опыте своих товарищей, видят результат своего собственного труда. В работе над проектом каждому найдется работа по способностям: кто- то фотографирует, кто- то готовит презентацию, кто- то берёт интервью.

Метод проекта немало даёт и учителю. Это возможность творчества и новые умения, а главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами.

Классификация проектов по доминирующей деятельности:

Исследовательские

 Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Творческие

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь  логике и интересам участников проекта. Форма представления результатов может быть различной (изделие, праздник, видеофильм и пр.)

Ролевые ( игровые)

В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные)

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их модулем.

Практико-ориентированные (прикладные)

Ориентированы на результат. Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, проект закона и пр.) Такой проект требует тщательно продуманной структуры.

Классификация проектов по предметно- содержательной области

  • Монопроект (в рамках одной области знания)
  • Межпредметный (интегрируется смежная тематика нескольких предметов)
  • Надпредметный  (на основе сведений, не входящих в программу школы)

Классификация проектов по характеру контактов

Среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных    стран мира

Классификация проектов по количеству участников проекта

  • индивидуальные;
  • парные;
  • групповые.

Классификация проектов по  продолжительности:

  • Краткосрочные (мини- проекты) несколько недель
  • Средней продолжительности (несколько месяцев)
  • Долгосрочные (1 год и более)

Метод проектов позволяет отойти от типичной пассивности учащихся, он позволяет включать их в творческую деятельность (креативную) и в корне меняет отношения «учитель - ученик»

- ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источник знаний;

 - ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно- трудовую деятельность;

- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

- ученик несёт ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

       Имея  опыт работы по использованию проектного метода, могу отметить достоинства этой технологии:

  • получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;
  • повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы;
  • предоставление каждому возможностей самореализации;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
  • получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной с использованием новейших технологических средств.

Наша школа является малокомплектной. Использовать метод проектной деятельности  удаётся редко. Я прибегаю к нему при подготовке предметных недель, внеклассных мероприятий либо при подготовке работ на конкурсы, конференции.  

Чаще всего при представлении проекта используется презентация. При создании презентации допускается много ошибок.  Хочу представить вашему вниманию несколько слайдов, все они из проектов наших учеников, вы увидите, какие могут быть ошибки и  как  их избежать.

Просмотр и комментирование слайдов.

Всем хочу пожелать удачи в освоении метода проектов. Это не так сложно, главное ваше желание и заинтересованность учащихся, и можно горы свернуть!

Спасибо всем за внимание!

Используемая литература:

  • Фёдорова Т.И., Кережи – Оглы С.Р. Методическое пособие по организации проектной деятельности учащихся.Томск – Каргасок; 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение) как условие развития исследовательской компетенции учителя и учащихся на уроке биологии»

Введение в педагогическую практику элементов исследовательской деятельности позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельност...

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...

Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение

Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение...

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...