Значение ФГОС в развитии школьников
статья на тему

 

Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило подход в учебном и воспитательном процессе школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, умение адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_fgost_v_razvitii_shkolnikov.odt21.65 КБ

Предварительный просмотр:

               Значение ФГОС в развитии школьника

  Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило подход в учебном и воспитательном процессе школьников. Современный учебный процесс, в отличие от былых подходов, направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, умение адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию. Стандарт, разрабатываемый в русле системно-деятельностного подхода, предусматривает соотношение теоретической и практической долей в пользу именно практической составляющей, без ущерба для фундаментального знания.

       Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения. Если прежде, главным действующим лицом образовательного процесса являлся учитель, который доносил информацию до ученика, то при нынешней системе обучения школьник самостоятельно добивается результатов посредством  просеивания, осознания и хранения информации, использование и управление приобретенными знаниями в дальнейшем. Учитель становиться наблюдателем, старшим помощником, способным в нужный момент поддержать, направить, подсказать. Термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

  • формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию;
  • формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;
  • УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.

Развитие личности через формирование УУД является основой образовательного и воспитательного процесса.

Система оценки достижения планируемых результатов включает две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку и внутреннюю оценку.

Изучение биологии и химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития:

• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

2) в метапредметном направлении:

• формирование представлений о биологии и химии как части общечеловеческой культуры, о значимости этих предметов в развитии цивилизации и современного общества;

• развитие представлений о биологии и химии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта биологического моделирования;

• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для биологии и химии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении:

• овладение знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

Конечный результат образовательной деятельности российской школы как реализация общественного договора фиксируется в портрете выпускника:

– гражданина России:

– патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины;

– уважающего ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающего глобальные проблемы современности, свою роль в их решении;

– мотивированного к труду, познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;

– разделяющего ценности безопасного и здорового образа жизни;

– уважающего других людей, готового сотрудничать с ними для достижения совместного результата;

– осознающего себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умений подготовки доклада на основе исследовательского задания:значение и ориентиры деятельности школьников

Статья посвящена работе учителя по развитию умений учащихся готовить доклады на основе исследовательского задания....

Доклад на родительское собрание Значение физической культуры для развития школьника.

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на сос...

статья "Значение классической музыки в воспитании и развитии школьника"

Каково значение классической музыки в воспитании современных школьников? Как научить понимать классическую музыку?  Классика и современность?...

Статья на тему: «Значение театрализованных постановок в формировании профориентационного развития школьников»

Одной из центральных задач современного непрерывного образования является обеспечение социальной адаптации обучаемого, приспособление его к реальным условиям общественной жизни, к сложившейся структур...