Развитие творческой активности средствами экологического воспитания
статья по теме

Былинкина Вера Петровна

Статья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_bylinkina.rtf_.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческой активности   средствами экологического воспитания.

В.П.Былинкина

МБОУ «Каргалинская гимназия» Чистопольского района РТ

Природа и человек – неотделимы друг от друга. Человечество черпает  у природы все блага для цивилизованного существования. Сегодняшняя задача обучения –забота об окружающей среде- заключается в том, чтобы из стен школы вышел не бездушный потребитель, знающий что и как можно  взять у природы, а человек с развитой душой, понимающий, что ему необходимо отдать родной  природе, также осознающий свое место в мире  и ответственность перед ним.  Современная  школа призвана проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как  объекта  его постоянной заботы. Формирование экологического сознания и культуры во имя выживания человечества - важнейшая задача школы в настоящее время. Чтобы воплотить эти идеи в жизнь необходимо, чтобы «человек будущего» умел нестандартно, творчески мыслить. Ведь высокий уровень экологической культуры – это творческий уровень.  Исходя из актуальности проблем и научного значения рассматриваемых вопросов, с учетом возрастной психологии детей и их возможности восприятия информации,  в Каргалинской гимназии  разрабатывается система урочных и внеурочных мероприятий   экологического образования  и воспитания подрастающего поколения, ориентированная на развитие  творческой активности  воспитанников.  Она включает обогащение преподавания всех предметов экологическими идеями, разработку элективных курсов экологического содержания и экологическую направленность внеурочной работы.  Реализация экологического образования и воспитания школьников   осуществляется в единстве учебы, игры, исследований и труда: организована разнообразная деятельность по изучению, оценке и улучшению близлежащего социально-природного окружения.

    Система внеурочной работы экологического образования и воспитания реализуется в 3-х направлениях:

  1. Экологическая пропаганда
  2. Сохранение и использование природной среды
  3. Исследование природной среды. 

       На первом этапе экологического образования  и воспитания ребята входят в мир наук о природе, накапливают экологические знания. Это происходит на уроках, внеклассных мероприятиях. Информация  о глобальных и локальных экологических проблемах, показывает пагубность безответственности всех  и каждого за состояние наших городов, сел, рек, лесов.  В план  включаются  такие виды массовой работы, как неделя экологии, праздник, посвященный Дню Земли, Дню  птиц, Дню здоровья и др.  Выставка рисунков «Природа родного края» показывает ее состояние. Рисуя природу, ребята подмечают то, что не замечают в повседневной обстановке. Рисование природных пейзажей,   сочинение стихов, сказок, рассказов – всё это способствует воспитанию экологической культуры и  творческой активности. В  ходе проведения  внеурочных  мероприятий учащиеся накапливают значительные экологические знания и эмоциональный опыт. Проведение массовых мероприятий экологического характера обязательно связано или с индивидуальной, или с групповой работой по их подготовке и требует творческого подхода. Каждое мероприятие разрабатывают и проводят ответственные разные группы учащихся, что позволяет  активизировать деятельность большего  числа воспитанников. Учащиеся должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, сопоставлять, обобщать.   Урочные и внеурочные мероприятия дают возможность развить у школьников любовь к животным и растениям, показать их роль в природе и жизни человека, воспитать бережное отношение ко всему живому. Кроме того, такие мероприятия развивают у ребят творческую смекалку, способность быстро решать поставленные перед ними вопросы, ориентироваться в различных ситуациях, проявлять эрудицию в знаниях.

     Активно занимаясь пропагандой экологических знаний, учащиеся  гимназии ежегодно осуществляют практические мероприятия по наведению санитарного порядка на  территории гимназии и села.   В апреле-мае  проводятся акции  « Больше мусора» и «Чистая вода», которые нацелены на наведение санитарного порядка на улицах села и на берегах речки Каргалка. Ежегодно учащиеся нашей гимназии принимают участие в посадке сосен и елей  в Билярском лесничестве, активные участники  международной акции «Больше кислорода».  А изготовление кормушек и скворечников – это лучшая пропаганда охраны пернатых друзей.  

    Активизация мотивации к познавательно-творческой деятельности раскрывается и  посредством общения с природой, использования натуральных природных объектов.  Для успешной реализации данных   задач  в гимназии создан  цветочный участок, учебный опытный участок. Ребята являются активными участниками опытно-практической, исследовательской деятельности.

     Важное достоинство грамотно организованной  работы по экологическому воспитанию  – способность вызывать естественное стремление ребенка к  познанию и изучению окружающего мира.  Познавательная деятельность дает возможность вести целенаправленную поисково-исследовательскую  работу по экологическим вопросам. Поэтому  реализация модели формирования  творческой  личности посредством экологического воспитания включает в себя исследовательскую деятельность учащихся.

Формирование и развитие у школьников исследовательских умений в экологическом воспитании, несомненно, очень важно для становления ученика как полноценно и гармонично развитой, самостоятельно мыслящей личности. В исследовательской деятельности самостоятельно  открывается   новое, отражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ученика.  В нашей гимназии функционирует НОУ «Гимназист», где ребята активно работают над созданием проектов. 

В рамках общества работает группа естественного направления, ведущих исследование природы родного края. Исследования проводятся с соблюдением всех правил и требований к исследовательской работе.  Ребятами проводятся экологические исследования вод искусственного водоема «Нариман», вод речки Каргалки, почв нашего села,  участка леса. Некоторые исследовательские проекты были посвящены исследованию экологического состояния нашего учебно-опытного участка, школы, изучению состояния здоровья наших учащихся, изучению озеленения села.            

И пусть наши исследования не строго научны и  не глобальны в научном плане, но  именно, посредством вовлечения в творческо-поисковую деятельность, повышается  познавательная  активность и инициатива детей, формируются социально-значимые качества личности ребенка, исследовательский  стиль мышления  и научного мировоззрения в целом.  Примечательно, что  учащиеся, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, отличаются от остальных познавательной активностью, целеустремлённостью, любознательностью, собранностью.                                                            

    Следует отметить, что систематическая работа в области экологического образования и воспитания учащихся дает положительные результаты. Ежегодно наши учащиеся становятся призерами и победителями муниципальных олимпиад по биологии и экологии, региональными победителями Всероссийского «Молодежного биологического чемпионата». За период  2011-2012 года мои воспитанники были отмечены грамотами и дипломами разного уровня: диплом лауреата XVII Поволжской научной экологической конференции школьников (2011г.), диплом лауреата XII  Поволжской конференции учащихся имени Н.И.Лобачевского (2011г), диплом лауреата II степени Всероссийского открытого заочного конкурса «Первые шаги» (2011г), диплом лауреата II степени Российского заочного конкурса «Юность.Наука.Культура» (2012г), диплом призера VIII научно-практической муниципальной конференции «Шаг в мир науки» (2011г).

Развитие  творческой активности учащихся в экологическом образовании и воспитании происходит непрерывно от уровня, самостоятельно воспроизводящего известные факты, к уровню творческой самостоятельности.

Таким образом, система экологического образования и воспитания является мощным средством мотивации к познанию, развитию творческой  активности и способствует становлению гармонично развитой, самостоятельно мыслящей личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат " Дифференцированный подход как одно из средств повышения качества знания и развития творческой активности учащихся"

В реферате раскрывается система дифференциации и технология дифференцированного подхода на уроках русского языка....

"Учебный диалог как средство развития творческой активности учащихся средних классов"

Исследовательская работа по методике преподавания английского языка...

«Исследовательский метод как средство развития творческой активности учащихся на уроках физики»

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.Главным инструментом развития ...

ПРЕДПРОФИЛЬНЫЙ КУРС «ХИМИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ РАТЕНИЕВОДСТВО» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПРЕДПРОФИЛЬНЫЙ КУРС «ХИМИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ РАТЕНИЕВОДСТВО» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  Аверьянова Галина АнатольевнаМБОУ  СОШ №17 им....

Статья "Развитие творческой активности в дополнительном образовании средствами «Творческой киностудии». Из опыта работы", 2016

Из опыта работы объединения "Творческая киностудия" (МБУ ДО "РЦТДиМ "Спектр") - основы мультипликации Статья «Развитие творческой активности в дополнительном образовании средствами «Творческой ки...