Главные вкладки

    ПРЕДПРОФИЛЬНЫЙ КУРС «ХИМИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ РАТЕНИЕВОДСТВО» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
    методическая разработка по химии (9 класс) на тему

    Аверьянова Галина Анатольевна

    ПРЕДПРОФИЛЬНЫЙ КУРС «ХИМИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ РАТЕНИЕВОДСТВО»

    КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

     

    Аверьянова Галина Анатольевна

    МБОУ  СОШ №17 им. И.П. Склярова, г. Арзамас, Нижегородская обл

     

    Проблема творческого развития учащихся стала актуальной ещё в начале XX века. В современной концепции фундаментального ядра содержания общего образования определены системы базовых национальных ценностей, основных понятий и системы ключевых задач. Не последнее место отведено условиям развития творческой личности в системе образования. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки [1].

    При этом, если теоретические основы проблемы отработаны достаточно хорошо, то практические наработки представлены не в полной мере. Исходя из выше сказанного, можно предположить что: 1. Эффективным средством формирования УУД и развития творческой активности учащихся являются предпрофильные курсы, а в частности разработанный нами курс по выбору химико-экологической направленности «Химия и практическое растениеводство».

    2. В качестве педагогических условий эффективной реализации разработанной модели целесообразно рассматривать: соответствие дидактического инструментария решаемой на данном этапе образовательной задаче; обеспечение психолого-педагогического взаимодействия субъект-субъектного характера; тьюторское сопровождение образовательного процесса.

    Основная цель предпрофиля  - профессиональное самоопределение обучающихся, будет реализоваться через решение психолого-педагогических задач, а именно формирование УУД школьников;  развитие их творческого потенциала и компетенций химико-экологической направленности.

    Результаты научной, научно-методической и опытно-экспериментальной работы докладывались, обсуждались и получили одобрение на семинарах и научно-практических конференциях, посвященных проблемам современного психолого-педагогического образования: аннотация программы включена в сборники статей по материалам международной научно-практической конференции «Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность» 2-3 ноября 2011 года [2, 133] .  Аналогичная статья представлена на сайтах Всероссийского Интернет-фестиваля педагогических идей «Открытый урок» и «Нижегородского педагогического сообщества». Результаты исследования внедрены в практику работы МБОУ СОШ №17 г. Арзамаса.

    Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить важнейшие условия формирования УУД и развития творческого потенциала учащихся при обучении химии. К ним относятся личностные характеристики школьников, такие как креативность, творческое мышление и т.д.; совместная плодотворная деятельность всех сторон образовательного процесса (родители, учащиеся, учителя, педагог-тьютер, педагог-психолог). Добиться успеха можно при помощи правильно подобранных средств и  методов, таковыми являются исследовательская и проектная деятельность, а также различные методики по работе с текстами. Выявленные психолого-педагогические условия составляют содержательную основу обеспечения формирования УУД и развития творческого потенциала школьников, обуславливают направления индивидуальной помощи ученикам через разработку соответствующих рекомендаций для педагогов, родителей и самих учащихся.

    Список литературы

    1.                     Козлов, В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 3 изд.  – М.: Просвящение, 2011. – 59 с.

    2.                     Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: Материалы XI Международной научно-практической конференции. [Текст]  / – Н. Новгород: НГПУ, 2011. – 412 с.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл predprofil.rar2.53 МБ

    Подписи к слайдам:

    Автор:учитель химиивысшей квалификационной категорииМБОУ СОШ № 17 г. Арзамаса Аверьянова Галина Анатольевна Научный консультант:Доцент кафедры Естественнонаучного образования ГБОУ ДПО НИРОГорбенкоНаталья Васильевна
    ПРЕДПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД И РАЗВИТИЯ ХИМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
    Аверьянова Галина Анатольевна Учитель химииМБОУ СОШ № 17 г. Арзамаса высшей квалификационнойкатегорииПедагогический стаж20 лет
    История человечества – это история изобретательства.

    В нашей стране действует целевая президентская программа по модернизации образования. Наша школа также стала активным участником этой программы.
    Наиболее востребованной и продуктивной формой предпрофильной подготовки являются различные курсы по выбору.
    Творчество - это успешный полёт мысли за пределы неизвестного.
    Основная идея разработки программы – формирование и развитие у учащихся опыта творческой деятельности через практико-ориентированную исследовательскую работу. Курс рассчитан на 12 часов учебного времени и направлен на углубление разделов основного курса химии 9 класса.
    2009 – 2013 ОЭРНами разработана, сертифицирована и апробирована программа курса по выбору «Химия и практическое растениеводство» для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Разработано программное и мультимедийное обеспечение курса.
    Предлагаемый курс по выбору позволяет применить полученные знания на практике.Это формирует у школьников УУД, а так же ряд межпредметных компетентностей, в том числе и химико-экологических.
    Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности
    Формируются умения: планировать свои действия для выполнения задания; выбирать способ деятельности; контролировать выполнение действий в соответствии с планом; корректировать результаты деятельности – вносить необходимые дополнения, исправления; оценивать результаты выполненного задания.
    Преимущества учебного исследования в обучении
    Интрига «я – открыватель»Создание «своего» образовательного пространстваСубъектно-субъектные отношения
    Выводы:Деятельность учителя по организации творческого процесса направлена на развитие школьников.Проектная деятельность стимулирует познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предмету. Исследовательская работа повышает активность и самостоятельность учащихся, развивая их творческий потенциал. При решении ситуационных и контекстных задач у учащихся развиваются универсальные учебные действия коммуникативного характера (совместность), а также формируются умения работать в автономном режиме (автономность). Таким образом, предпрофильный курс «Химия и практическое растениеводство» способствует развитию у учащихся опыта творческой деятельности, способности к сотрудничеству и взаимодействию, учит самообразованию.
    В ходе исследовательской деятельности возможны и трудности: перегрузка учащихся, затруднения методического характера (неумение работать с книгой, недостаточное владение компьютерной грамотностью). Для учителя самым сложным является выполнение роли независимого консультанта.Развитие перспективы: Увеличение доли проектов научно-исследовательского характера.Научное руководство старшеклассников над проектами младших школьников. Создание проектов межпредметной направленности. Создание в школе научного общества учащихся (НОУ).Перспективы по использованию опыта: Проведение семинаров-практикумов по организации проектно-исследовательской деятельности. Разработка модели формирования УУД у учащихся. Участие в конкурсе инновационных проектов и Интернет-проектах. Представленная программа «Химия и практическое растениеводство» может быть использована не только учителями, но и студентами практикантами.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческой активности обучающихся на уроках английского языка

    Лишь увлеченный делом может увлечь других; научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности. Надо помнить, что наше отношение к делу передает...

    Развитие творческой активности обучающихся 6 класса на уроках математики средствами ИКТ

    Итоговая работа на курсах повышения квалификации на тему "Развитие творческой активности обучающихся 6 класса на уроках математики средствами ИКТ"...

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ».

    Современная школа должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть трамплином во взрослую жизнь. Творческие способности нужно раскрывать  с первых школьны...

    Возможности проектной деятельности в развитии творческой активности обучающихся

    В статье рассматриваются особенности метода проектов, основные этапы работы над учебными проектами, обсуждаются достоинства метода, приведены примеры проектов выполненных обучающимися в учебное и внеу...

    Возможности проектной деятельности в развитии творческой активности обучающихся

    В статье рассматриваются особенности метода проектов, основные этапы работы над учебными проектами, обсуждаются достоинства метода, приведены примеры проектов выполненных обучающимися в учебное и внеу...

    Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

    Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

    Развитие творческой активности обучающихся через групповые работы-обобщение и распространение опыта.

    Создание условия для формирования и развития у учащихся интереса к   изучению предмета география; учить умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания по теории предмета; р...