Главные вкладки

    Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
    статья на тему

    Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто интересуется новыми формами работы с детьми, развивающими их творческие способности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Изостудия МБОУ ДОД ДДК

    (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

    Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто интересуется новыми формами работы с детьми, развивающими их творческие способности.

    Одной из моих основных задач является создание комфортных условий для того, чтобы каждый ребенок, занимающийся в изостудии, смог раскрыть себя, почувствовать себя успешным, значимым, а в дальнейшем, знания и опыт, которые он получает на занятиях, могли бы помочь ему заявить о себе в обществе. В этом проявляется не только успешность ребенка, но и успешность самого педагога.

    Успешным педагогом можно стать только при реализации следующих постулатов: надо любить детей, надо знать свой предмет, надо любить свой предмет, но особенно важно суметь научить ребенка, найти для него такие слова, методы, примеры, объяснения, чтобы ребенок понял тебя.

    В этом мне очень помог 22-летний опыт работы в школе. Я достаточно глубоко изучила школьную программу по изобразительному искусству, поэтому моя общеразвивающая программа изостудии не дублирует, а дополняет и существенно расширяет ее.

    Изостудия МБОУ ДОД «Детский Дом культуры» уникальное объединение. В рамках одного коллектива дети осваивают изобразительное искусство, бумагопластику, батик, квиллинг, различные виды аппликации (из ткани, природных материалов, бросовых материалов, газет). Также разработана общеразвивающая программа для дошкольников ( детей 5-6 лет).

    Основу программы составляют следующие базовые дисциплины: рисунок, живопись, графика, скульптура. Все это дополняется различными видами декоративно-прикладного искусства.

    Достаточно часто практикую изменение формы занятий, т.е. саму «картинку». Провожу занятия на улице: пленэр, лепка из снега, рисунок на асфальте. Организую посещение выставок с привлечением родителей (данный вид работы существенно расширяет культурологический кругозор ребенка). Даю возможность детям принять участие в различных мастер-классах.

    Особое внимание уделяю методике занятий. При всех новых педагогических веяниях не вижу необходимости полностью отказываться от традиционных и репродуктивных форм работы: показ приемов работы педагогом, индивидуальная работа с обучающимся, упражнения, наброски, зарисовки, различные долгосрочные работы. Данные методы при рациональном использовании весьма продуктивны, особенно при обучении элементарным навыкам. При этом я активно использую методику проблемного обучения, развития критического мышления, проектной деятельности. Дети активно работают в группах и парах. Не раз отмечала, что объяснение товарищей более продуктивно, чем рассказ педагога. Эвристический метод позволяет создать позитивную мотивацию к обучению в изостудии (на начальном этапе обучения успешно применяется прием «Как получить нужный цвет?»)

    Очень продуктивны игровые приемы. В изостудии успешно проходят викторины (способы получения цветов, знание истории мировой художественной культуры, народных промыслов). Очень популярны среди детей аукцион знаний, блиц-опрос, изобразительная эстафета. При изучении бумагопластики активно применяется метод коллективной работы, например, «Строим дом». При освоении оригами использую метод «Собираем сказку».

    Новое качество образовательного процесса достигается при использовании интегрированных методов обучения: сочетание восприятия с музыкой, литературой, историей, географией. При этом используются аудио, видео и фотоматериалы.

    Дети в изостудию принимаются без вступительных испытаний и отбора. Учитывается только желание ребенка рисовать. Но иногда оказывается, что ребенок, проявлявший определенные способности при рисовании дома на небольших листах, обоях, в книгах для раскрашивания, боится рисовать не уверен в себе, часто пользуется ластиком, объясняя это тем, что у него не получается. В этом случае очень важно вернуть ребенку уверенность в своих способностях. Я использую свои проверенные методы, которые, как правило, приносят существенные результаты. Дети рисуют фломастерами по точкам, шариковой ручкой по описанию педагога (ребенок не может воспользоваться ластиком), продолжают рисунок красками из пятна или кляксы, составляет картину из модулей (оригами), бросовых материалов, совмещает рисунок и аппликацию. В начале занятия применяются различные зарисовки. Все эти методы в комплексе развивают мышление, фантазию, сообразительность, смелость в творчестве, уверенность ребенка в себе.

    Изостудия оснащена всем необходимым. Обучающиеся имеют возможность рисовать с натуры, использовать репродукции, различные наглядные пособия.

    Дети занимаются, как правило, группами. Каждый обучающийся имеет возможность перейти из одной группы в другую. При организации группы и организации работы с ней целесообразно учитывать ее «характер», а именно темп работы, темперамент обучающихся, их начальные навыки и др.

    Бывают группы спокойные, подчас медлительные, но такие группы способны осуществлять долгосрочную работу; в этом они находят способ реализации самих себя. Другие группы шумные, активные, подвижные, склонные к частой смене занятий.

    В данном случае перед педагогом стоит задача так организовать реализацию общеразвивающей программы, чтобы учесть и возрастные, и психологические особенности детей.

    В этом важное место занимает оценивание работы обучающихся. Очень важна при этом объективная и аргументированная похвала: много успел сделать, аккуратно выполнил работу, активно участвовал в обсуждении темы, помогал товарищу и др. Младшим студийцам очень важно «материальное» выражение похвалы – наклейка со смайликом, сувенир, сладость, особый знак успешного выполнения задания.

    Наиболее существенной формой оценивания обучающихся считаю просмотр (полугодовой и годовой; единовременный, по теме и др.). Очень важно, что при его организации работы каждого ребенка видят его родители, друзья. Просмотр для каждого обучающегося –это его маленькая персональная выставка, т.е. очередное достижение в его творческой деятельности

    Каждый ребенок оценивает работы своих товарищей, учится аргументировать свою оценку, находить положительные и отрицательные стороны работы. Дети пишут отзывы, высказывают их в устной форме, могут что-то посоветовать своим товарищам.

    Конечно, такая система оценивания требует много времени – длительная подготовка и проведение. Но такая трудоемкость приносит свои плоды. Итоги прежде всего важны для педагога: регулярное проведение просмотров и четкая фиксация результатов показывает, чему научился ребенок за определенное время (стал аккуратнее, увереннее, лучше владеет техникой рисунка и т.д.). Итоги для детей объявляются в неформальной обстановке, например, при проведении чаепития или игровой программы.

    Еще одним важным направлением работы изостудии считаю воспитательную внеурочную работу. Ребята активно участвуют во всех мероприятиях летнего профильного лагеря, в мероприятиях проводимых в ДДК: День рождения ДДК, отчетные праздники, Мисс ДДК. Есть и свой «фирменный праздник», который успешно проводится уже на протяжении многих лет – посвящение в юные художники. Каждое мероприятие традиционно заканчивается чаепитием. Очень важно, что в проведении всех этих мероприятиях активно участвуют родители.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

    Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....

    Система работы по развитию творческих способностей обучающихся 5-11 классов на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

    В данной работе я попыталась обосновать острую необходимость в развитии творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время. Доказала, что научить всех школьников пользо...

    из опыта работы по развитию творческих способностей учащихся

    Опыт работы учителя русского языка и литературыГрига Ирины Иннокентьевныпо теме «Развитие  творческих способностейна уроках русского языка и литературы»...

    Опыт внеклассной работы по развитию творческих способностей обучающихся

    Развитие творческих способностей обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике., потому что  современному обществу нужен человек, самостоятельно критически мыслящи...

    Доклад "Система работы по развитию творческих способностей обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы-интерната"

    Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчестваБ.П. Никитин, педагог-новатор...

    Обобщение опыта работы классного руководителя и учителя истории и обществознания по формированию правовой культуры обучающихся

    Материал в форме доклада к городскому семинару "Школа-правовое пространство". Дано описание конкретных мероприятий, проведенных мною в качестве классого руководителя и на уроках обществознания, во вне...

    Система опыта учителя бурятского языка и литературы МБОУ «Толтойской СОШ» Ахаржановой Баярмы Викторовны по развитию творческих способностей обучающихся

    Система опыта учителя бурятского языка и литературы МБОУ «Толтойской СОШ» Ахаржановой Баярмы Викторовны по развитию творческих способностей обучающихся  определена как единая си...