Главные вкладки

    Развитие творческой активности обучающихся через групповые работы-обобщение и распространение опыта.
    опыты и эксперименты по географии по теме

    Создание условия для формирования и развития у учащихся интереса к   изучению предмета география; учить умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания по теории предмета; развивать творческую активность учащихся, коммуникативные навыки по умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 43._prilozhenie_17.doc76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приложение 17

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Жана-Аульская средняя общеобразовательная школа»

    Развитие творческой активности обучающихся

    через групповые способы обучения

                                                                                      Учитель географии:

                                                                                      Туякпаева Надежда Багаевна

    Оглавление.

    1. Введение

    2. Условия возникновения, становления опыта.

    З. Актуальность и перспективность опыта.

    4. Теоретическая база опыта

    5. Новизна опыта

    6. Ведущая педагогическая идея

    7. Технология опыта

    8. Результативность

    9. Адресная направленность

    10. Трудоемкость

    Плохой учитель преподносит истину,

    хороший — учит ее находить.

    А. Дистервег

    Тема опыта: «Развитие творческой активности обучающихся через

                              групповые способы обучения»

    Цель: Создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к   изучению предмета география; учить умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания по теории предмета; развивать творческую активность учащихся, коммуникативные навыки по умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

            

    Введение

    Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описано не только содержание, но и требования к результатом обучения, основанные на детальном подходе.

    Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение географии. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики географии, требует иных подходов в организации учебного процесса.

    В методике географии накопилось достаточное количество проблем. Среди них такая, как обновление методов, средств и форм организации обучения, она тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образование требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения объяснительно — иллюстративные и репродуктивные методы.

    Современные дидактические принципы личностно-ориентированного обучения требует учета психофизиологических особенностей обучаемых, использование системно - деятельного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая обеспечивает достижение четко спланированных результатов обучения, а строить преподавание так, чтобы знания не преподавались в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой направленной и мотивированной деятельности. Обучая географии, с каждым годам убеждаюсь, что необходимо строить процесс обучения, чтобы создавались условия для развития для творческой активности ученика, а также для развития познавательного интереса, интеллектуальных способностей для умения ориентироваться в окружающей географической действительности, чтобы каждый ученик независимо от уровня обучения мог выдвигать свои творческие идеи и защищать их. Я думаю, что хорошее географическое образование полезно представителям разных профессий.

    Условия возникновения и становления опыта

    Не секрет, что в последние годы все заметнее спад интереса учащихся к учебе. С экранов телевизоров, со страниц книг на школьников обрушивается мощный поток разнообразной информации. Нередко в старшем звене учащиеся становятся пассивным и безразличным. Выполняя, как учить социальный заказ общества, я должна научить детей применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных природных, социально-экономических процессов и явлений, воспитывать любовь к своей малой и большой Родине, уважение к другим народам и культурам.

    Поэтому чтобы вырабатывать у школьников готовность к творческой деятельности, а также сформировать у них самостоятельность мышления я выбрало тему «Развитие творческой активности обучающихся через групповую систему».

    «Творчество есть основа эволюции» - писал Н. К. Рерих. Один из методов обучения, предложенный Рерихом, - это метод открытых путей («система обычных лекций»). Именно этот метод дал мне возможность отойти от стандартных уроков, помог сократить дистанцию между мной и учащимся.

    Становление опыта проходило в процессе изучения природоведения, географии начального курса, географии материков и океанов. После прохождения в 2003 году курсов «Новые образовательные технологии в обучение естественных дисциплин», я стала на своих уроках применять элементы новых современных технологий с целью найти наиболее оптимальные формы, методы и средства развития культуры учебного труда учащихся. В течение этих лет я прогнозировала, планировал, оценивала свою деятельность. Наблюдала, фиксировала педагогические факты, при этом:

    1. Изучала литературу по данной теме, знакомилась опытом других учителей.

    2. Изучала индивидуальные особенности после прохождения каждого уровня усвоения заданий с разной степенью сложности.

    3. Изучала результаты диагностирования школьников к самостоятельной работе с текстом.

    4. Создавала необходимый учебно-методический материал, изучала идей психолога педагогической науки.

    5. Давала пробные уроки по новым технологиям для районного и школьного методического объединения.

    Актуальность и перспективность опыта.

    Проблема умственного развития учащихся является одной из актуальных в школьном образовании. Массовая практика показывает, что учитель по — прежнему предпочитает сообщать готовые знания, нередко ориентирует учащихся на механические запоминание и репродуктивное воспроизведение сообщенного им самим или изложенного в учебнике материала. При организации деятельности учащихся на уроках нетрадиционной формы происходит накопление опыта творчества, передача этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, сотрудничество учителя и учащихся.

    В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска и педагогического творчества.

    Применение групповой форме обучения на уроках географии помогают мне добиваться поставленной цели, создавать творческую соревновательную атмосферу среди учащихся. Групповая работа повышает работоспособность, воспитывает навыки самоконтроля, взаимоконтроля, готовить к практической трудовой деятельности.

    Выполняя, как учитель социальный заказ общества, я должна научить учащихся не только быть географически грамотными, самостоятельно мыслящими, но чтобы они понимали красоту природы, были сопричастны к проблемам страны, своей местности и умели их решать.

    Теоретическая база опыта.

       

    В основе становления опыта лежит передовой опыт учителей и результаты теоретических исследований педагогов - практиков. Я знакомилась с опытом других учителей (Фоминой М.П. - учителя методиста СШ №25 г. Мытищи). Изучала работы: Границкой А.С. «Научить думать и действовать», Дьяченко В.К. и Ривина А.Г. «Коллективные способы обучения», Гальперина П.Я. «Теория поэтапного формирования умственных действий», Леонтьева А.А. «деятельный подход к обучению», Амонашвили Ш. «Размышление о гуманной педагогике», Дьяченко В.К. «Групповые технологии».

    Новизна опыта

    1. Коллективно - деятельный способ обучения в условиях групповой работы учителя и учащихся.

    2. Групповые формы и методы предполагают:

    - взаимное обогащение учащихся в группе;

    - организацию совместных действий, ведущую к активизации

    учебного процесса;

    - взаимопонимание - диктуется характером включения

    учащихся в совместную деятельность.

    Ведущая педагогическая идея

    Внедрение технологии ГСО практику моей работы создаст:

    1.Возможность рассматривать ученика как личность, принять его личностные цели, запросы и интересы.

    2. Возможность создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития способностей и дарований ученика, для его полноценной жизни на каждом из возрастных этапов его самоопределения.

    Учебный материал преподносится и планируется таким образом, чтобы помочь ученику как можно эффективнее взаимодействовать с реальным окружающим миром. Активная самостоятельная работа, организованная в рамках ГСО, даст возможность активизировать умственную деятельность учащихся, опираться на личный опыт ребенка, учить логически мыслить, отстаивать свою точку зрения и владеть методами самооценки.

    Технология опыта

    «Под творческой активностью понимают способность ученика ориентироваться в новой ситуации, самому видеть и ставить проблемы, находить подход к их решению и осуществлять его». Творческая активность ученика развивается в том случае, если ученик сам применяет свой опыт и знания для установления новых фактов, явлений отыскивает неизвестные причины, следствия, т.е. получает новый способ для себя результат в знаниях и умениях. Развитие творческой активности учащихся тем и отличается, что предполагает постоянный анализ учителем содержания и приемов обучения с точки зрения их новизны на любом этапе урока. Поэтому там, где есть система работы, по развитию творческой активности урок всегда насыщен, интерес учащихся не ослабевает, качества знаний, умений выше.

    Вооружать учащихся готовыми знаниями не дает результата, не развиваются познавательные способности. Работа по развитию творческой активности трудоемка, но, тем не менее, продуктивна и ценна. Учителю требуется разработать систему заданий к конкретному классу, подобрать информационный материал и карту. Групповая система обучения как коллективная деятельность предполагает:

    - взаимное обогащение учащихся в группе;

    - организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно -

    познавательных процессов;

    - общение, взаимопонимание - диктуется с характером включения учащихся в совместную деятельность.

    Групповой способ обучения имеет свои особенности:

    - Класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

    - Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное, и выполняет сообща, непосредственным руководителем лидера группы).

    Типы группового обучения:

    - обучения в парах;

    - группа, сидящая в месте;

    - маленькая команда;

    - задание для всего класса.

    Преимущества ГСО - приобщение к важным навыкам жизни:

    - действенное общение;

    - умение слушать;

    - умение отстаивать точку зрения;

    - умение работать сообща для достижения общей цели.

    Групповым системам обучения следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие - либо группы. Теперь в место традиционных уроков я провожу информационно - познавательные уроки, конференции, исследования, интеллектуальные уроки, уроки - путешествия. Эти формы всегда интересны моим ученикам. Именно в нестандартных формах учащиеся пробуют и развивают свои наклонности. Поэтому я предлагаю им на выбор самые разные роли, который создают ассоциацию путешествия, зримый образ его и слуховое восприятие. Эта триединая система и приводит к запоминающемуся и яркому впечатлению, формирует знание.

    Знание

    Ассоциация

                                   зримый образ                     слуховое восприятие

    При проведение информационно - познавательных уроков

    на актуальную тему «Глобальные проблемы человечества» (10 класс) учащиеся в группах строят динамическую модель темы:

    Проблемы войны

    Проблема загрязнения                                                   проблема загрязнение

    и использования ресурсов                                             окружающей среды

    мирового океана

    Сырьевая и энергетическая проблема

    Повышают творческую активность, интерес к предмету:

    опорные схемы, «определения - рисунки» кроссворды, таблицы, составленные самим учащимся в группах.

    (Образцы)

    Значение атмосферы

                              кислород                                                     защита земли

     

                         дыхание всех

                    живых организмов

                                                         от космических                                  от удара                              

                                                             излучений                                    метеоритов

                                                                           

     

                                                                              от сильных перепадов температур

         

    Для развития творческой активности учащихся я применяю новые развивающие методические приемы:

    1. «Ступеньки интеллекта» (научить учащихся правильно формулировать глубокие вопросы);

    2. Метод «Аналогии» (ищите сходства);

    3. «Мне это пригодится».

    Одним из главных подходов в моей работе является проблемная разработка уроков. Этот подход возбуждает у учащихся противоречие между знанием и незнанием и вызывает у него потребность в активном восприятии, осмысление нового материала. (Приложения уроков исследований).

    При закреплении, проверке усвоении учебного материала главное внимание уделяю частично-поисковым, исследовательским методам. Например: Предложите свой вариант решения…

    За годы работы в школе накопилось большое количество творческих работ: проекты, мини-исследования, очерки, тесты, кроссворды, изготовленных учащимися.  

    Эффективно использую нестандартные формы уроков, которые интересны детям. (Приложения)

    Реализация творческой темы осуществляется на занятии «элективных курсов», предметного кружка «юный географ», спецкурса «Познание мира по картам», «Глобальная география».

    Работая над творческой темой, я добилась больших результатов в работе.

    Результативность

    Главный результат своей работы я вижу в том, что слабоуспевающие ученики стали чувствовать себя комфортнее на уроке, перестали бояться вызова к доске, они наравне со всеми стали отстаивать свою точку зрения, предлагать свои варианты ответов. При работе в группах у учащихся развивается чувство ответственности, появляется потребность в саморазвитии. Речь учащихся становится грамотной. Создается доброжелательная деловая атмосфера, обеспечивающая творческое сотрудничество на уровне учитель - ученик, ученик - учитель. Видна полная занятость всех учащихся самостоятельно переходящих от уровня к уровню. Учащиеся работают без перегрузки. Формируется личность с высокой степенью активности. Появляется интерес к предмету. Обучаясь по ГСО, школьники научились самостоятельно делать опоры для устного изложения текста, свободно стали составлять опорные схемы конспекта. Групповая форма работы дает возможность каждому ученику самореализоваться, самовыразиться, самоутвердиться, поверить в успех, проявит себя. Индивидуальная работа, парная и групповая работа способствует развитию творческой активности. Практика показала, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

    Адресная направленность.

    Свой опыт я адресую учителям начальных классов, учителям средних школ. Для перехода ГСО надо отойти от традиционных форм и методов проведения уроков. Модель у каждого учителя будет сформирована по-своему. Главное - четко представить, что после обучения всех начинаются два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя. Многое придется перестраивать в себе. Перестраивать свое педагогическое мышление. Перестраивать свои представления, которые вошли в нас ещё в бытность, когда мы были учениками. Надо найти в себе силы разорвать эту бесконечную цепь: учить так, как учили меня. Необходимо справится с недоверием к учащимся, изменить весь стиль взаимоотношение с учениками. Изменить все представления о том, что он должен делать ученик и как ему в этом должен помогать учитель, что он может сделать сам, что с помощью одноклассников.

    Необходимо с открытым сердцем пойти на встречу ученику. Ученики безболезненно включаются во взаимоотношение нового типа, сопровождающие переход к ГСО. Я считаю, что переход на эту технологию является основной для дальнейшего перехода к единому педагогическому процессу. Уважаемые коллеги, переход ГСО позволить вам слить воедино все те новые направления, каждое из которых ориентировано в отдельности на воспитание, обучение и развитие. Надо строить уроки, так чтобы школьники захотели учиться.

    Трудоемкость

    Во время проведения уроков групповой системе возникают следующие проблемы:

    1. Низкий уровень обученности учащихся к выполнению способов учебной деятельности;

    2. Психологическая независимость учащихся в группе;

    3. Неумение учащихся оценивать свои возможности;

    4. Недостаточный уровень сформированности у учащихся коммуникативных умений;

    5. Большие затраты времени при составлении дидактического материала;

    6. Принципиально новый подход к содержанию обучения и процессом, обеспечивающим гармоничное развитие творческой личности ученика;

    7. Очень большой объем информации при малом количестве уделяемого на эти темы времени.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческой активности обучающихся на уроках английского языка

    Лишь увлеченный делом может увлечь других; научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности. Надо помнить, что наше отношение к делу передает...

    Развитие творческой активности учащихся через проектную деятельность (презентация)

    Данный материал является результатом работы с детьми при изучении темы проекта....

    Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся через интеграцию учебной и внеучебной деятельности.

    Автор опыта Мокроусова Надежда Алексеевна, учитель русского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области ...

    Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

    Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

    Транслирование опыта по теме"Развитие творческих способностей обучающихся через организацию поектной деятельности"

    Дана классификация школьных проектов.Указаны общие подходы к струтурированию проектов,общепринятые стандарты оформления проектных работ, требования к оформленнию презентаций. Дан мастер-класс по орган...

    Развитие творческой активности учащихся через проектную деятельность.

    Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве общества, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность относится к разряду иннов...