Валеологический компонент на уроках английского языка
материал по теме

Фомина Татьяна Александровна

Валеологический компонент на уроке. Пример оздоровительных пауз на уроках английского языка в общеобразовательных учреждениях на уроках, воспитательных мероприятиях, во внеклассной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 11

Доклад

на тему:

Валеологический компонент на уроках английского языка

2011

Содержание

Введение………………………………………………………2

1. Технология реализации здоровьесберегающей

 педагогики……………………………………………………3

2. Валеологический компонент на уроке:

2.1. Валеологический компонент на уроках английского языка …………………………………………………...……...6

Введение

        Мир вошел в III тысячелетие, XX век стал для человечества веком величайших приобретений и потерь. Он продемонстрировал колоссальные возможности в развитии человеческого сообщества - НТР, освоение космоса, формирование нового, постиндустриального общества. Но всеобъемлющие проявления планетарной цивилизации, к сожалению, демонстрируют и глубокий кризис, драму духа и разума человеческого. Несомненно, в XX веке человек стал намного умнее и развитее предыдущих поколений, но не сдался физически и духовно здоровее. Специалисты ЮНЕСКО и ВОЗ еще в 1992 - 93 гг. исследовавшие проблему жизнеспособности разных наций и государств и оценившие ее по 5 - балльной системе, жизнеспособность России, например, оценили лишь в 1,4 балла. Это уровень, ниже которого начинается необратимая деградация страны.

Особую тревогу вызывает состояние здоровья детей и подростков. По данным диспансеризации 2002г. только 5% выпускников являются практически здоровыми, 40% - хронически больны, до 80% страдают различными нервно - психическими расстройствами. Вместо акселерации - децелерация (в 20 раз увеличилось количество низкорослых подростков). Ежегодно до 300 тысяч юношей не идут на военную службу по медицинским показаниям.

От чего же зависит наше будущее?

  1. Наследственность (биологические факторы) - 20%.
  2. Условия внешней среды - на 20%.
  3. Деятельность системы здравоохранения - 10%
  4. Образ жизни человека на 50%.

     Таким образом, главный резерв здоровья человека - это образ жизни. Категория жизнеспособности формируется в процессе воспитания, значит, здоровье - категория педагогическая. Именно в семье и школе здоровье либо укрепляется, либо утрачивается. Министерством здравоохранения РФ разработана программа «О мерах по улучшению состояния здоровья детей России», рассчитанная до 2010 г.

1.Технология реализации здоровьесберегающей педагогики

       Современная школа в условиях модернизации должна полноценно подготовить детей к самостоятельной жизни, адаптировать к быстро изменяющимся общественным процессам, научить быть успешными во всех начинаниях. Здоровье играет при этом не последнюю роль. Но не все нововведения благотворно влияют на самочувствие учащихся. Даже детям с отменным здоровьем трудно справляться с нарастающей интенсивностью обучения и увеличением объема учебной нагрузки. Это создает серьезные препятствия для реализации возрастных потребностей детского организма в двигательной активности, пребывании на воздухе, сне, что способствует снижению адаптационных возможностей. В числе важнейших причин неблагополучия здоровья учащихся можно назвать следующие:

  1. стрессогенные технологии проведения урока и оценивание знаний учащихся;
  1. недостаток физической активности, приводящей к гиподинамии и другим
    нарушениям здоровья школьников;
  2. перегруженность учебных программ грез образовательного процесса, включая
    массовую компьютеризацию, вызывающие переутомление и стрессы;
  1. неправильная форма и величина школьной мебели;
  1. невозможность   многих   учителей   реализовать   индивидуальный   подход   к
    школьникам в условиях современной организации образования;

В сложившейся неблагоприятной ситуации особую важность при проведении урока приобретают следующие факторы:

  1. соблюдение гигиенических требований;
  2. рациональная организация урока;
  3. повышение мотивации к изучению предмета;
  4. использование здоровьесберегающих технологий в преподавании.

       Обеспечение гигиенических условий на уроке - одна из важнейших задач здоровьесбережения учащихся. Необходимо по максимуму соблюдать предписание СанПиНа,   касающиеся   условий   освещения,   воздушно   -   теплового   режима, воздействия шума и соответствия формы и величины школьной мебели возрастным
особенностям   учеников

Важной составной частью здовьесберегающей работы является рациональная  организация урока.   От   правильного  спланированного  урока  зависит   и   настроение  учителя,
которое влияет на самочувствие учеников. Для уменьшения утомления и активизации внимания необходимо эмоциональная «встряска» учащихся, которая обязательна на третьем и последующих уроках. В течение урока необходимо  проводить 1-2 физкультминутки: выполнить самые простые упражнения, но обязательно с улыбкой и весело.

Доброжелательность, юмор, эмоциональная разрядка способствует положительному психологическому климату на уроке, а значит, повышают работоспособность и учеников и учителя.

      Мотивация интереса к учебе - прекрасный индикатор влияния школы на здоровье учеников. Устойчивый познавательный интерес, активизируя мышление и эмоции учащихся, является основным мотивом учебной деятельности, способствует сохранению здоровья. Наиболее сильными мотивами изучения названы мотивы информационные; мотив осознания собственного роста и личность учителя. Среди факторов, снижающих интерес, упомянуты лень, учебные перегрузки, непопулярность предметов.

Слабая мотивация интеллектуально - духовной радости, общения говорит о том, что необходимо больше использовать приемы и методы инновационных технологий для закрепления познавательного интереса.

 Задача современного учителя - не преподносить знания  школьникам, а создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самих себя.  Обучение наиболее сегодня эффективно, если оно является личностно особенности психического склада личности;

       Лучше всего для реализации такой формы обучения подходят образовательные технологии интерактивного обучения и проблемного обучения.

Интересным и перспективным в последнее время является метод проектов. Он предполагает определенную совокупность учебно - познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

 Проектная технология, интерактивная методика хороши тем, что предусматривают самостоятельную {индивидуальную, парную, групповую) работу учащихся. Работа в сотрудничестве, в малых группах, ориентация на личности учеников - главные достоинства этих методик. Но создание комфортных условий для плодотворной работы учащихся требует большой подготовки учителя.

2. Валеологический компонент на уроке

2.1 Валеологический компонент на уроках английского языка

     «Здоровье - это не все, но без здоровья все - ничто». Действительно, физическое здоровье — не самоцель, оно является одним из немногих условий, обеспечивающих существование человека как личности. Именно история несет в себе множество различной информации, связанной с проблемой здорового образа жизни, брака, семьи. Вооружая учеников знаниями о прошлом, можно помочь формированию у них позитивной установки к окружающему миру, природе, себе. Основным показателем адекватности учебной нагрузки психолого-педагогическим возможностям учащихся является их хорошая работоспособность и активность во время занятий. И, наоборот, очень чуткий индикатор их несоответствия - быстрая утомляемость детей.

К сожалению, с каждым годом уменьшается число учащихся с сильным типом нервной системы, для которых характерны высокая работоспособность, подвижность нервных процессов, быстрая реакция на изменение ситуации, быстрый темп речи и действий. Все больше приходит в школу детей, которые легко утомляются, медленно включаются в учебную деятельность и для которых характерно неустойчивое внимание.

Подобное развитие мыслительных процессов можно объяснить многими факторами. На первом месте стоят хронические заболевания и морфофункциональные отклонения со стороны ряда органов и систем (нервной и сердечно-сосудистой), которые снижают работоспособность и активность учащихся.

Как помочь ребенку в этой ситуации?

Необходимо вводить в учебный процесс валеологический компонент. В первую очередь это ряд простых и приятных двигательных упражнений, предназначаемых для детей разного возраста.

Цель этих упражнений: развитие мотивации, облегчение запоминания, активизация мозговой деятельности, снятие напряжения центральной нервной системы, улучшение внимания и реакции для создания хорошего настроения, а также положительных эмоций.

Видами релаксации могут быть различного рода движения, физзарядки, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным.

В течение нескольких последних лет мною подбирались упражнения, которые соответствовали бы перечисленным выше требованиям.

Предлагаемые ниже упражнения не требуют дополнительного места и времени. Они выполняются на разных этапах урока, не отвлекают от основного учебного материала, а наоборот, способствуют расширенно словарного запаса и развитию понимания лексики на слух, так как комментарии к упражнениям даны на английском языке. Упражнения включают в себя самомассаж ушных раковин, точечный массаж, упражнения на снятие напряжения с наружных и внутренних мышц глаз, дыхательные упражнения и др. В течение урока для предупреждения утомляемости нужно проводить не менее двух физкультминуток, первую - через 15 минут после начала урока, а вторую - на 25 минуте.

Упражнения на расслабление нервной системы и активизации мозговой деятельности.

Одним из важных направлений по предупреждению школьных болезней является работа по профилактике нарушений осанки и близорукости. Во избежание ухудшения зрения учащихся им следует сменить позу «сидя» в положение «стоя». Детей можно без ущерба учебному процессу переводить в положение стоя до трех раз во время урока (от трех до пяти минут).

Упражнения для выработки правильной осанки и профилактики близорукости.

Считаю, что в наш век - век стрессовых перегрузок и малоподвижного образа жизни, использование подобных упражнений на уроке помогает учащимся снимать нервноэмоциональное напряжение и предупреждать нарушения в их здоровье. Благодаря этому дети учатся грамотно и бережно относиться к своему здоровью. На уроках я применяю следующие упражнения:

1. Физзарядка.

2. Самовнушение.

3. Зарядка для глаз.

4. Зарядка для плеч.

5. Дыхательные упражнения.

6. Раскачивание головой.

Песня на уроке – хороший вид релаксации, предоставляет возможность детям не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, весёлые, шуточные.

Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счёт эмоционального настроя.

Примеры:

Формы глагола to be разучиваем на мотив песни «В лесу родилась ёлочка»

I am We are

You are You are

He is They are

She is

Легко и естественно запоминается структура с глаголом to have на мотив детской песенки «В траве сидел кузнечик»

I have, I have a tiger,

I have, I have a tiger,

I have, I have a tiger,

A tiger and a frog.

На мотив другой детской песенки «Я на солнышке лежу» школьники повторяют структуры:

I can run and I can jump.

I can run. I can jump.

I can run and I can jump

Особенно сложны проблемы основной школы: большая перегрузка учащихся, многопредметность, снижение мотивации учения, что ведёт к снижению интереса к получению образования.

Современный урок ИЯ характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в середине и в конце учебного дня, когда многие из них не могут ещё «отойти» от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них бывает необходима психологическая поддержка. Чтобы помочь им в этом, я использую элементы аутогенной тренировки. Аутогенная тренировка (буквально «самородная»)– это система приёмов саморегуляции функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психическими функциями, укреплять силу воли, улучшать внимание, регулировать частоту сокращений сердца, нормализовать дыхательный ритм. Главной задачей АТ является регуляция собственных эмоций.

Ребятам необходимо психологически настроить себя, принять удобную позу, отрегулировать дыхание, расслабиться. Сидя на стуле, дети слегка наклоняют туловище вперед, голову чуть-чуть опускают, глаза закрывают, ноги при этом ставят на полную ступню, колени не должны касаться друг друга, предплечья рук кладут на переднюю поверхность бедер, кисти свободно висят. То есть принимают позу «кучера».

Расслабление

Тихим голосом прошу учеников расслабить мышцы лица и рук; затем затылка, шеи, плеч, рук, грудной клетки, живота и ног. При этом все тело погружается в покой. Дыхание спокойно. Дети не должны отвлекаться на посторонние мысли:

I am ready to rest.

I want to be quiet.

All my muscles are relaxed.

My breast muscles are relaxed

My body is resting.

Nothing can trouble me.

Чувство тяжести

Расслабление мышц субъективно воспринимается как чувство тяжести. Сначала его можно вызвать в одной руке, на следующих уроках - в другой, а затем в обеих одновременно. Со временем чувство тяжести может смениться приятным ощущением легкости, невесомости

My left arm is heavy.

My right leg is heavy.

All my muscles are relaxed and resting.

I am quiet. Etc.

Чувство тепла

Ощущение тепла обеспечивает лучший отдых, успокаивает нервную систему:

My right arm is warm.

My body is warm.

Nothing diverts my attention. Etc.

Заключительная часть

Выход из аутогенного погружения должен быть спокойным, постепенным.

I open my eyes.

I have a lot of energy. I am active and strong.

I can do any work easily.

My body is light.

Пример комплексной релаксации.

(Quiet music)

Sit comfortably. Close your eyes.

Breathe in. Breathe out.

Let's pretend it's summer. You are lying on a sandy beach. The weather is fine. The light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quiet. Your brain relaxes. There is calm in your body. Nothing diverts your attention. You are relaxing. (Pause)

Your troubles float away.

You love your relatives, your school, your friends. They love you too. Learn to appreci¬ate every good thing. The Earth is full of wonders. You can do anything. You are sure of yourself, that you have much energy. You are in good spirits.

Open your eyes. How do you feel?

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование регионального компонента на уроках английского языка»

В течение многих лет нами, учителями английского языка  МОУ СОШ № 5 Фроловой Г.М. и Горевой Т.В. собирается материал о родном городе, крае. Ежегодно материал дополняется и совершенствуется. К каж...

Методическая разработка "Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка"

Обучение общению на иностранном языке подразумевает овладение социокультурными знаниями. Как научить: понимать устные и письменные сообщения, правильно и самостоятельно выражать свое мнение, использов...

Использование региональных компонентов на уроках английского языка

Цель данной работы – представить интересные краеведческие моменты: история казачества, культура и традиция народов проживающих на Кубани, природа и защита окружающей среды. Актуальность работы состои...

Региональный компонент на уроках английского языка как важнейшая составляющая образовательного процесса

Обощение опыта работы по проблеме "Использование регионального компонента на уроках английского языка"...

Валеологический компонент на уроках английского языка

Валеология-это наука о здоровье, здоровом образе жизни, об адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии жизни.    Основным показателем адекватности учебной нагруз...

Валеологический компонент на уроках английского языка

Необходимо вводить в учебный процесс валеологический компонент. В первую очередь это ряд простых и приятных двигательных упражнений, но достаточно эффективных, которые помогут снять общую усталость, п...