Эссе: Моя педагогическая философия
статья по теме

Шаповалов Алексей Владимирович

В работе рассмотрена современность и перспективность педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Шаповалов Алексей Владимирович,

учитель истории и обществознания,

Муниципальное казённое учреждение образования школа – интернат,

«Салемальская школа – интернат среднего (полного) образования».

Эссе: Моя педагогическая философия

Самым важным явлением в школе,

 самым поучительным предметом,

 самым живым примером для ученика

 является сам учитель.

Он — олицетворенный метод обучения,

 само воплощение принципа воспитания.

 Адольф Дистервег

     И я полностью согласен с данным утверждением, ибо именно от  Мастера зависит качество его шедевра. Насколько воспитан и образован учитель, настолько и перспективны его ученики.  

     Учитель! Значение этого слова многогранно. Каждый понимает его по-разному. Вот что сказал об учителе великий поэт В. Гете: «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя». В жизни каждого человека с учителем связаны воспоминания. Учителя друг на друга не похожи: у каждого свой характер, свои требования. Один- мягок, другой- строг, один- вспыльчив, другой -ровен. Но все они похожи в главном: нет среди них ни одного, кто не желал бы добра своим ученикам, кто не прилагал бы всех своих сил, чтобы помочь им вырасти честными, смелыми, здоровыми людьми. Всю жизнь учитель незримо идет рядом с детьми, во всем хорошем, что они делают, есть частица его труда.

    Что значит, быть учителем? Каждый день общаться с детьми. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать с ними и о них. Радоваться успехам и сопереживать неудачам. Нести ответственность и любить детей.  

Мы вошли в современное информационное общество, где обладание информацией как основным видом знаний стало всеобщим эквивалентом и каждый ребёнок имеет возможность ей воспользоваться. Современное общество перед учителем ставит совершенно новые задачи. Главная задача - быть современным, то есть компетентным в образовательно-воспитательном процессе.  Думаю, что современный учитель должен заинтересовать и даже заинтриговать ученика желанием получений новых знаний с помощью обоюдно значимой деятельности и удовольствия общения. Как же преодолеть учителю собственную авторитарность? Как заставить себя быть постоянно интересным детям? Очень просто: необходимо встать на одну «ступеньку» с детьми , постараться понять внутренний мир ребёнка, увидеть и развить его способности, создать ситуацию успеха для своего ученика. Общеизвестно что «личность воспитывает личность». А что такое личность? В курсе обществознания прописано следующее определение личности «Это социально востребованный индивид обладающий сознанием и волей», то есть если отнести данные слова к учителю, мы получим следующее:

  1. если учитель детьми востребован – то его авторитет непоколебим в детском коллективе, в нём нуждаются, а значит, он воспитал себя до уровня простого человеческого счастья. Ибо счастлив тот в ком нуждаются люди.
  2. Современный учитель должен проявлять чудеса человеческой воли постоянно развиваясь и образовываясь в такт прогрессу общества, чтобы всегда быть компетентным перед учеником, и во многом необходимо учится у своих же учеников.

За примером далеко ходить не нужно: педагог, который перестал внутренне развиваться, учится, искать – становится неинтересным для учащихся. Иными словами всё, что не развивается, деградирует.

    Продуктивность учительского труда невозможна без любви к делу своей жизни, к тем, кого ты учишь, к себе. «Возлюби ближнего, как самого себя», – читаем мы в Библии. Не научившись любить себя, не полюбишь и ученика, а как можно хорошо научить тех, кого не любишь? Любовь к себе (не боюсь показаться эгоистом - «разумным» - по Чернышевскому) – двигатель твоего развития, она не позволяет плестись в хвосте твоих собратьев по профессии и свои собственных прежних достижений. Невозможно хорошо делать то, что ты не любишь. Невозможно увлечь тем, что ты не любишь. А ведь только увлечение, по словам А. Эйнштейна, движет человека к познанию. И кто, как не активный, мыслящий, увлечённый ученик, мечта каждого учителя? Для меня любовь к профессии первична, она – залог высоких учебных и душевных достижений моих учеников. На своих уроках я стараюсь не просто дать ученикам знания в области истории и обществознания, ведь обладание знаниями не есть главная педагогическая цель, а увлечь их в трудный путь добывания этих знаний самостоятельно, через чёткое соприкосновение с прошлым, через возможность увидеть образы героев и прощупать события, через анализ исторической сущности. Всё это позволяет ученикам, оглядываясь на прошлое спокойно смотреть в будущее. Первостепенная моя миссия - создание ситуации, при которой ребёнок  удивляется. Именно возможность удивления провоцирует интерес. В свою очередь, проявленный интерес к какому то - маленькому элементу урока приводит к заинтересованности к предмету в целом. Плутарх сказал: «Ребёнок не пустой сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь». И чтобы зажечь факел знаний и воспитанности педагогу необходимо самому «гореть». Но возникает вопрос: «ведь гореть можно только сгорая» и где взять условное «топливо» для костра знаний, то есть подходящие для всех методы и технологии. Увы, панацеи идеальной для всех не существует. Ведь педагогика это искусство, и как в любом искусстве, труд педагога индивидуализирован – он сам выбирает собственные методы, ассимилируя технологии, ставя эксперименты, выводя для себя собственную формулу педагогического успеха.

   Теперь я хочу, сделав анализ сущности успешного педагога перейти на собственную личность, и задать себе вопрос: а являюсь ли я современным, успешным, компетентным, совершенствующемся учителем и ли только называюсь им? Отвечая на поставленный вопрос, я посмотрел на себя из вне, и могу сказать следующее. Да как учитель я компетентен в своём предмете и люблю его, в меня верят и мне доверяют, во мне нуждаются ученики и коллеги по работе, я счастлив от общения с окружающими меня людьми, я постоянно из года в год вместе со своими учениками совершенствуюсь и достигаю новых результатов. Хочется верить, что мои выпускники могут сказать: «Он – современный учитель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Я стала Победителем в номинации "эссе" (конкурс "Педагог-года- 2005")...

эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе о моем понимании профессии педагог....

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе «Моя педагогическая философия»

"Распахни своё сердце!"  Так называется эссе, которое я писала для  конкурса "Учитель года"....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...