Методика и формы проведения классных часов
статья по теме

Бондаренко Марина Владимировна

Методика и формы проведения классных часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_provedeniya_klassnyh_chasov.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Методика и формы проведения классных часов»

Мы знаем, что сегодня существует очень много форм внеклассной работы. Есть классические, например, классный час, классное собрание, час общения, информационный час.

В методическом арсенале педагога есть праздники и викторины, конкурсы и марафоны, состязания и турниры. Главной формой внеклассной работы является классный час. 

Классный час – это время, когда по-настоящему можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня. Это классный праздник, на успех которого работает каждый. Существуют различные формы классных часов, и задача классного руководителя в зависимости от возраста и проблематики выбрать оптимальный вариант подготовки и проведения этого часа общения. Учащиеся любят классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, викторин. Сложнее организовать классный час, который требует от всех большой подготовки, работы с обширным дополнительным материалом.

         Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и лицейских условий.

         Иногда в педагогической литературе и школьной практике эту форму организации воспитательной деятельности называют час воспитания, воспитательный час, час классного руководителя. Дело не в названии. Важно обеспечить целенаправленное деловое общение классного руководителя с учащимися, создать здоровую нравственную атмосферу.

         Классный час, конечно же, не урок. Но обыкновенно ему определяют место в учебном расписании, чтобы сделать обязательной еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Во время классного часа обычно подводятся итоги за прошедшую неделю. Учащиеся обсуждают результаты успеваемости и состояние дисциплины в классе. Нередко классные часы посвящаются беседам по вопросам морали и культуры поведения, обсуждению наиболее актуальных статей из газет и журналов, новых кинофильмов, проведению встреч  с интересными людьми и т.п.  

       

 Как показывает опыт школ, классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, для разноса и нотаций. Опытный классный руководитель стремится к тому, чтобы ученики не чувствовали, что их в данный момент воспитывают.

         

В школьной практике применяются различные формы и методы проведения классного часа. Чаще всего его проводит сам классный руководитель. Он беседует с учащимися, знакомит их с литературным материалом, выявляет и анализирует общественное мнение классного коллектива по отдельным вопросам. Иногда классные часы проводятся в форме обсуждения текущих вопросов жизни класса, обзора газет и журналов за истекшую неделю. Классный руководитель исходит из особенностей своего класса. Сплоченный ли его коллектив? Какие интересы у ребят? Каков уровень их воспитанности? То есть, создавая свой план воспитательной работы с классом на учебный год, классный руководитель определяет в нем и роль классных часов.

       

 Любой коллектив держится традициями. И классный час должен быть традиционен. Значит, создавать его надо вместе, все коллективом: педагогу и детям. На классном часе возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса.

         

А посвящен классный час может быть и решению текущих проблем, и дискуссии на интересующую тему, здесь может состояться игра или коллективное творческое дело.        

Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в лицейское расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы.

Формы проведения классных часов различны: беседа, диспут, викторина, игра, круглый стол, 5 – минутка. Но ни на одном из классных часов не решается вопрос успеваемости. Для этого есть индивидуальная работа с учащимися классного руководителя, заседания родительских комитетов, совет профилактики.

 По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.

 Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.

 Примерные темы: "Как появился этикет", "Наша Конституция", "Проблемы современного общества" и т. д.

 Ориентирующая функция состоит в формировании у лицеистов определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая — его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.

Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: "Как стать счастливым?", "Кем быть?", "Каким быть?", "О мужественности и женственности" и т. д.

 Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему "Международный год ребенка" может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.

 Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.

 Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей и воспитателей. Классные часы могут посвящаться:

1.     морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение лицеистов к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;

2.     проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;

3.     эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у лицеистов сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;

4.     вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности  за действия Родины,  ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;

5.     вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;

6.     психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;

7.     проблемам экологии. Необходимо привить лицеистам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;

8.   общелицейским проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.).

 

Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы. Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги.

 На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хочется.

 Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель, воспитатель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость. В 9 —  11 классах — более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого учащегося). Однако в любом случае  надо учитывать требования к режиму дня учащихся.

 

Перед проведением классного часа классный руководитель или воспитатель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.

 

В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

 

Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.

 

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.

 

Во время заключительной части важно стимулировать потребность лицеистов в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.

 

Содержание классных часов, методы и формы взаимодействия воспитанников с классным руководителем зависят не только от возраста учащихся, но и их позиции. Если на первых классных часах организатором является классный руководитель и информация исходит в основном от него, то на последующих классных часах в их проведение Могут включаться и учащиеся. Приобщая учеников к ведению разговора о жизни, классный руководитель учит их анализу жизненных явлений.

Классный час – это прямое общение воспитателя, педагога со своими воспитанниками, причем возможны самые различные виды классных часов:

  1. наиболее распространенным является организационный классный час как способ коллективного обсуждения классных и общелицейских дел;
  2. классный час для подведения итогов четверти, полугодия, учебного года;
  3. иногда классный руководитель-воспитатель использует собрание класса для разрешения возникшего конфликта;
  4. все чаще в последнее время встречается использование времени классных часов для расширения кругозора учащихся, для дополнительных занятий по какой-либо образовательной программе;
  5. заслуживает внимания использование классных часов общения для решения конкретных воспитательных задач, определенных классным руководителем, воспитателем в плане воспитательной работы.

Проведение классных часов должно стать потребностью, идеально, если одновременно у классного воспитателя, руководителя и у учеников. Исходя из этого, можно ли говорить о каких-либо правилах, регламентирующих проведение классных часов? Наверное, нет. Но важно помнить, что любая общность людей сильна в первую очередь традициями, и воспитателю, поставившему цель – создание классного коллектива, нужно направить усилия на формирование традиций именно его класса, его детей. И начинать можно проведение классных часов с особой, только этому классу присущей тематики.

И если в классе изменился психологический климат, если прекратились конфликты, если улучшились отношения со взрослыми: родителями и учителями, если заметной стала готовность детей участвовать в общих делах и получать удовольствие от коллективной деятельности на благо других, - классный руководитель, воспитатель может быть уверен, что работа его на классных часах приносит ощутимые результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок как форма проведения классного часа.

Принимая в очередной раз пятиклассников, мне часто приходится слышать от них вопросы;«Почему в нашем расписании стоит классный час? Разве это урок?»А действительно классный час что это за занятие?Проа...

Виды и формы проведения классного часа

Презентация для заседания ШМО классных руководителей....

Формы проведения классного часа

Сделайте классный час интересным и разнообразным...

Методика подготовки и проведения классного часа.

КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ КЛАССНЫЙ ЧАС.Классный час – это… Что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?  С этой целью я обратилась к...

Формы проведения классного часа

Формы проведения классного часа...

"Методика организации и проведения классного часа"

Цель работы: Методическая разработка "Методика организации и проведения классного часа" подготовлена педагогом-организатором 3 учебного курса МсСВУ Весельевым Александром Федоровичем в целях...