Программа Театр кадетам
элективный курс (9 класс) по теме

Никофорова Анна Анатольевна

Программа "Театр кадетам" может быть реализована в учебных заведениях Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inna_stepanovna_7-11_klass.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  обороны Российской Федерации

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Санкт-Петербургский кадетский корпус Министерства обороны РФ»

Утверждаю

Директор  Санкт - Петербургского

кадетского корпуса

                        И.Н.Царев

Приказ №______ от ___________

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Театр кадетам»

для 14-17 лет

70 часов

Составила

Никифорова А.А.

                     

   Обсуждено на заседании ПМК

_______________________________

Протокол №_______от__________

Руководитель   ПМК____________

Утверждено  педагогическим советом

Протокол №__________от_________

Санкт-Петербург

2012г.

Пояснительная записка

Направленность образовательной программы – культурно-досуговая.

Актуальность, педагогическая целесообразность.

Современная педагогическая наука рассматривает искусство как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для человека, так как позволяет ему значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирует его духовный мир. В эстетическом воспитании личности искусству принадлежит роль главного фактора.

Особое место среди других занимает искусство театра. Оно сосредоточивает в единое целое средства выразительности разных искусств (слова, пластики, музыки, танца, живописи). Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать театральную заинтересованность кадета как  целостную систему социального и эстетического образования и воспитания.

Во все времена театр являлся главным центром духовной культуры, способным пробудить в человеке его внутренний мир, изменить мировоззрение. Театр – это особый мир, который призван воспитать любовь как к истинному классическому, так и к современному искусству, и переоценить этот вклад в духовное развитие личности невозможно.

В современном динамичном мире, в котором все подчинено технике, где ежедневно на людей обрушивается огромный поток самой различной информации, причем не самого лучшего качества, такие “острова культуры” просто необходимы. И особенно нуждаются в этом именно подростки, воспитанники кадетских корпусов.

Данная театральная программа поможет эффективно решить эту проблему.

В настоящее время в обществе наблюдается ярко выраженное детское бескультурье. Современный подросток не любит театр, не посещает его, а если и попадает туда, то не умеет себя вести должным образом. Дети не умеют сопереживать, не умеют реализовывать свои эмоции. Современные юноши предпочитают театру пассивный просмотр телепередач и видеофильмов, как правило, сомнительного содержания, интернет-общение в социальных сетях или компьютерные игры.

Но в то же время исследования показывают, что театр привлекает молодежь больше, чем активные городские игры Encounter и Дозор, но меньше, чем кино, компьютерные игры и кроссворды

Сейчас часто можно услышать, что молодежь перестала ходить в театры. Причины снижения интереса к этому виду искусства усматривают в его архаичности, в дороговизне билетов, в рыночных приоритетах молодого поколения. По данным молодежного опроса, который провел Фонд Общественное Мнение совместно с калининградским Фондом социальных и маркетинговых исследований, театром увлекается только 6% людей в возрасте 16–25 лет.

Для сравнения: спорт привлекает 34% молодежи, музыка и пение – 28%, кино и компьютерные игры – по 25%, кроссворды – 18%, танцы – 17%, ролевые игры и активные городские игры – по 3%.

За последний год в театре или концертном зале был почти каждый седьмой представитель молодого поколения (15%). Впрочем, сами театралы отмечают, что зачастую в театры ходят те, кто ничего в этом виде искусства не смыслит («сейчас в театр ходят многие бизнесмены, чтобы поднять свой статус, якобы я – элитный человек … а сам сидит в первом ряду и спит»).

Кто же такие молодые театралы? Средне статический портрет выглядит примерно так. Почти две трети театралов составляют представительницы женского пола (72% – девушки и только 28% – юноши). О своем увлечении театром чаще других говорят жители Москвы (19% против 6% молодежи в целом) и студенты (11% против 6%). Среди активистов молодежных движений (а их опрошено более двух тысяч человек) театралов в три раза больше, чем среди «обычной» молодежи (18% против 6%).

Молодые театралы – группа немногочисленная, но заметно выделяющаяся на фоне всей молодежи. В качестве одного из самых важных понятий в жизни они чаще остальных отмечают духовность (15% против 6% в среднем по молодежи) и творчество (11% против 5%). Именно они чаще других называют творческую работу работой своей мечты (11% против 1%).

Поклонники Мельпомены – люди инициативные (81% против 71%). Они не любят серости и обыденности, значительно чаще других стремятся выделиться из толпы, хотят быть непохожими на остальных (71% против 47%), противопоставляют себя офисным работникам («в банке человек совершенно черное на себя обличие одевает», «они все в маске»).

Большинство любителей театра стремятся сделать карьеру (80% против 70%), а выбирая место работы, ориентируются на возможность профессионального роста (46% против 35%). Почти все они стремятся к успеху (99% против 92% по всей выборке), причем многие уверены, что таким людям, как они, добиться успеха в жизни легко (32% против 18%).

Интерес представляет и тот факт, что театралы чаще других говорят о своем желании работать в органах государственной или муниципальной власти (25% против 17%) и реже – в бюджетных организациях (11% против 18%). Показательно, что чаще других посещают театры представители выявленного типа – люди относительно консервативные, ориентированные на карьеру, социально активные, нацеленные на работу во власти.

Необходимо помнить, что театр сохраняет возможность живого общения зрителя и актеров, спектакль – это живой организм, который зарождается в общении зрительного зала и сцены и в зависимости от этого взаимодействия он может меняться.

Актуальность данной программы состоит в том, что она обращается ко всем кадетам.

Цель программы – воспитать эстетический вкус и любовь к театру у подрастающего поколения. Добиться того, чтобы посещение театра у кадет стало потребностью, чтобы это входило в круг их интересов. Сподвигнуть кадет к самостоятельному посещению театральных зрелищ и сделать посещение театра  неотъемлемой частью их жизни.  Сделать из посещения театра личностные праздники, чтобы подростки несли их в жизнь. Сформировать у юношества представление о социокультурном театральном пространстве Санкт-Петербурга, а также цель данной программы популяризация театрального искусства в целом среди кадет.

Задачи:

Образовательные:

- привить навыки театральной культуры и театрального этикета и театральной терминологии;

- ознакомить кадет с образцами русской и зарубежной драматургии, оперного и  балетного искусства;

- повысить общий культурный уровень и развить творческий потенциал кадет;

- привить потребность в интеллектуальном творчестве;

- научить кадет самостоятельно анализировать театральные представления, составлять собственные аргументированные суждения о спектаклях.

Развивающие:

- развить навыки поведенческой культуры;

- развить творческое воображение;

- развить мышление художественными образами;

- развитие художественного вкуса путём знакомства с искусством театра;

- развить умение сопереживать театральному действию;

- развить ценностное отношение – конструктивная критика спектакля, умение понять спектакль, актёра и замысел драматурга.

Воспитательные:

- воспитать коммуникативную культуру;

- воспитать любовь к Родине и патриотизм на примере лучших образцов театрального искусства;

- воспитать преданного, думающего театрального зрителя.

Условия реализации образовательной программы.

Программа предназначена для подростков в возрасте от 11 до 12 лет.

Срок реализации программы - 1 год.

Набор кадет осуществляется по желанию подростков, проявивших интерес к театру.

Режим занятий:

2 часа в неделю  из них 1 час – теоретическое занятие и 1 часа – просмотр спектакля. Занятия могут проходить блоками (модулями)в связи с необходимостью посещения спектаклей и экскурсий.

Программа может корректироваться в процессе работы с учетом возможностей материальной базы, возрастных особенностей обучающихся, и возможностей кадет посещать театральные представления. При посещении театров спектакль может быть заменен.

Форма организации занятий:

Посещение театров и театральных представлений также, теоретические занятия и экскурсии за кулисы театров и в музеи театров проводится в группе до 15 человек. Дополнительно возможны индивидуально – групповые занятия.

Формы учебной работы, методы и средства обучения.

Организация и посещение театров строится с учетом индивидуальных способностей и возраста кадет

Уровни организации образования:

1. Начальный – пробуждение интереса к театру, закрепление интереса к теме, радость от результата деятельности.

2. Репродуктивный – умение  повторить сценарный план адаптировав его к конкретному мероприятию.

3. Креативный (творческий) – умение написать литературную заметку.

Развитие творческого воображения основывается на посещении театральных действий,  ознакомлении с драматургическими произведениями, экскурсиями как за кулисы театра, так и экскурсиями в театральные музеи. С этой целью организовываются беседы, творческие встречи, лекции, посещение музеев, выставок,  экскурсий.

Неотъемлемая часть программы – посещение кадетами театральных зрелищ.

Используемые методы обучения- словесные  (устное изложение,  беседа, дискуссия, анализ театрального действия); наглядные (просмотр спектаклей, демонстрация видеоматериалов); практические (написание литературно – публицистической работы).

Формы проведения занятий:– посещение театральных представлений, экскурсия, семинар, лекция, творческая встреча, конкурсы, творческие мастерские и др.

Способы проверки результативности

 Педагогическое наблюдение

Устный опрос

Творческие литературные работы

Анкета

Ожидаемые результаты

            Иметь представление об истории театрального искусства

Иметь представление о видах театрального искусства и  театральных жанрах

Освоить навыки поведения в театре

Учебно-тематический план

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Итого

1

Вводное занятие

1

1

2

Театральный словарь

1

1

3

Посещение творческой театральной мастерской «Территория театра»

4

4

4

Театральный этикет

1

1

5

 Организация встречи с актёром

1

1

6

Просмотр кинофильма или телеспектакля. Подготовка видеовопросов

3

3

7

 Встреча с актёром

4

4

8

История русского драматического театра

1

1

9

Посещение спектакля Александринского театра

4

4

10

Интерактивная беседа «Впечатления о спектакле»

2

2

11

Посещение музея Александринского театра

4

4

12

Посещение спектакля Александринского театра

4

4

13

Театральная критика

1

1

14

Творческая работа «Заметка в Кадетский вестник»

1

1

15

 Театры Санкт-Петербурга

2

2

16

Посещение спектакля театра им. Ленсовета

4

4

17

Посещение спектакля Театра Юного Зрителя

4

4

18

Экскурсия «Тайны Закулисья»

4

4

19

История оперного искусства

1

1

20

История создания труппы детского оперного театра «Зазеркалья»

1

1

21

 Посещение спектакля театра «Зазеркалье»

4

4

22

Творческая работа «Музыка и театр»

2

2

23

История мирового балета

1

1

24

История русского балета

1

1

25

Посещение балетного спектакля

4

4

26

Творческая работа «Театр и танец»

2

2

27

История развлекательных центров в России

1

1

28

Посещение театра комедии им. Н.П.Акимова

4

4

29

Конкурс творческих работ «Театр в моей жизни»

3

3

Итого

15

55

70

Содержание программы

1. Вводное занятие (1 час) Теоретическое занятие.

Знакомство. Анонс программы кружка. Правила поведения в кружке. Опрос «Что я ожидаю от посещения занятий  кружка «Театр - кадетам».

2. Театральный словарь (1 час) Теоретическое занятие.

История театральных видов и жанров. Драматический театр. Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская драма – средний жанр, который носил веселый игровой характер, как  правило,  со счастливым концом, именно сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий на праздниках в честь Диониса. . По Аристотелю  два жанра - трагедия и комедия. Античный театр – трагедии (авторская интерпретация мифов), катарсис – очищение души; комедии появились  из   народных спектаклей,  не только развлекали , но и высмеивали недостатки людей и общества. Оперное искусство. Балетный театр. Оперетта, как и мюзикл (могут считаться жанром), театр-кабаре. Пантомима. Театр для детей. Театр кукол. Устройство театральных залов. Театральные термины.

3. Посещение творческой театральной мастерской «Территория театра» (4 час) Практическое занятие.

Посещение театра «Балтийский дом». Знакомство с театральными профессиями и: актёра, режиссёра. Сценическое движение. Мимические упражнения. Скороговорки.  Театральные этюды. Создание  театральных образов. Работа с реквизитом. Театральный костюм.

4. Театральный этикет (1 час) Теоретическое занятие.

Ассоциативно – этикетные театры,  музыкальные центры и   зрительные залы с демократическими традициями (в качестве примера Большой и Малый залы Филармонии; Александринский театр и малая сцена Молодежного Театра на Фонтанке).  Правила поведения в театре. Поведение в гардеробе, фойе, буфете, зрительном зале. Этикет аплодисментов. Умение преподнести букет актёрам.

5.Подготовка и организация встречи с актёром (1 час) Теоретическое занятие.

Организация творческой встречи с актёром. Протокол творческой встречи. Обучение написанию сценарного плана творческой встречи.  Обучение составлению хронометража встречи. Обучение сведению сценария и хронометража. Сбор информации о творческой биографии актёра. Правила и навыки беседы во время творческой встречи. Создание инициативной группы для организации  и проведения творческой встречи.

6. Просмотр кинофильма или телеспектакля. Подготовка видеовопросов и видеопрезентации (3 час)  Практическое занятие.

Просмотр фильма или телеспектакля с участием приглашаемого актёра. Знакомство с творческой биографией актера, где особый акцент поставлен на театральную деятельность артиста. Подготовка видеовопросов к творческой встрече. Подготовка видеопрезентации к творческой встрече. Подбор музыкального сопровождения.

7. Встреча с актёром (4 час) Практическое занятие.

Встреча с популярным актером театра и кино в целях побуждения интереса к посещению театров   Санкт-Петербурга.

8. История русского драматического театра (1 час) Теоретическое занятие.

Возникновение театрального искусства в России (скоморошество, народная драма, церковный театр). Придворный(17 октября 1672 года в селе Преображенском в летнем дворце сыгран первый спектакль в истории русского театра) театр при дворе царя Алексея Михайловича, школьные театры 17 века. Указ 30 августа 1756 года императрицы Елизаветы Петровны об учреждении театра в Петербурге (труппа театра из Ярославля  под руководством Федора Волкова). Императорские театры эпохи Екатерины Великой. Крепостные театры. Александринский театр. История создания театра. Здание театра

9. Посещение спектакля Александринского театра (4 час) Практическое занятие.

Посещение спектакля театра.

10. Интерактивная беседа «Впечатления о спектакле» (2 час) Теоретическое занятие.

Обмен впечатлениями и мнениями о спектакле, игре актеров, творческом замысле режиссера, сценических костюмах, декорациях и о  сценографии спектакля.

11. Посещение музея Александринского театра (4 час) Практическое занятие.

Посещение с экскурсией музея русской драмы 19 века в Александринском театре.

12. Посещение спектакля Александринского театра (4 час) Практическое занятие.

Посещение спектакля театра.

13. Театральная критика(1 час) Теоретическое занятие.

Сравнительный анализ двух спектаклей Александринского театра. Театральные спектакли как паттерны для распознавания жизненных коллизий и формирование адекватных поведенческих реакций. Актуализация драматических конфликтов, интриг, характеров в жизненных ситуациях. Умение распознавать и прочитывать театральные ситуации.

14. Творческая работа «Заметка в Кадетский вестник» (1 час) Практическое занятие.

Попытка самостоятельно написать  заметку, возможное творческое соавторство,  создание творческой группы.  Редакция материала.

15. История петербургских театров (2 час) Теоретическое занятие. 

      Театры Санкт-Петербурга. В городе около 100 театров, театральных залов. Ведомственное подчинение государственных театров. Частные театры.

Театр им. Ленсовета:  история создания театра, история здания театра, театральная труппа.

16. Посещение спектакля театра им. Ленсовета(4час) Практическое занятие.

Посещение спектакля театра.

17. Посещение спектакля Театра Юного Зрителя им. А.А.Брянцева (4 час) Практическое занятие.

Посещение спектакля театра.

18.  Экскурсия «Тайны Закулисья»(4 час) Практическое занятие.

Экскурсия «Тайны Закулисья» - Знакомство с профессиями: гримера, художника по свету, реквизитора, костюмера и др.

19.  История оперного искусства (1 час) Теоретическое занятие.

Особый вид театрального искусства, в котором музыка служит основой развития действия. Оперное либретто. Оркестр. Оркестровые музыкальные инструменты. Оперные голоса (мужские и женские голоса, увертюра, арии,        ариозо, каватины, и др. ) . Зарождение оперы в конце 16 века в Италии, с 1637 года открытие оперных театров в различных станах Европы. 18 век Итальянская опера – сериа.

Французская лирическая трагедия – большая опера.

Реалистическое направление.

Комическое направление (Итальянская опера Буфф)

Англия – балладная опера.

20. История создания труппы детского оперного театра «Зазеркалья»  (1 час) Теоретическое занятие.

       Идея создания детского оперного театра. Труппа театра. Репертуар музыкального детского театра. История здания, где размещается театр.

21. Посещение спектакля театра «Зазеркалье» (4 час) Практическое занятие.

Посещение спектакля театра.

22. Творческая работа «Музыка и театр» (2час) Практическое занятие.

Подготовка творческих работ в виде презентации на тему «Музыка и театр». Обсуждение и защита наиболее интересных работ.

23. История мирового балета. Теоретическое занятие – 1 час.

Балет – синтетическое искусство – музыка, живопись, танцы, мимика и прочее. Ритуальные танцы древних людей, отражающие жизнь и быт, возникновение из них народных танцев, которые отражают дух, обычаи и темперамент народа. В средние века появляются бродячие труппы, у которых появляются танцы с элементами пантомимы. В 16 веке из бытовых и придворных танцев при дворе короля Людовика 14 зарождается балет. В 17 веке зарождается комедия – балет. Основоположник – Мольер. Пьесы Мольера “Мнимый больной” и пр. Танцевали под музыку с произношением слов. 18 век. Жорж Новер – теоретик балета, хореограф. 19 век – романтический балет, Балетное Либретто “Жизель” Адана – соприкосновение мечты и действительности разрушительно для одного и другого мира

24. История русского балета (1 час) Теоретическое занятие.

Появление балетного искусства в России. Балетные школы. Условия воспитания русских танцовщиков. Театры, дающие балетные представления. Наиболее известные балерины императорских театров. Композиторы – авторы балетов. Балеты П.И.Чайковского. Советский балет. Известные танцовщики Большого театра и Мариинского театра. Известные русские и советские хореографы.

25.  Посещение балетного спектакля (4час) Практическое занятие.

Посещение спектакля театра.

26.  Творческая работа «Театр и танец»(2часа) Практическое занятие.

Подготовка творческих работ на тему «Танец и театр» в виде видеопрезентации. Защита и обсуждение работ.

27. История развлекательных центров в России. (1 час) Теоретическое занятие.

Строительство архитектором Г.В. Барановским на Невском проспекте по заказу семьи  купцов Елисеевых начале 20 века прообраза современных развлекательных центров, включающего в себя  магазин, ресторан, конторские помещения и концертно-зрительный зал.

История театра комедии им. Н.П.Акимова

28. Посещение театра комедии им. Н.П.Акимова  (4 час) Практическое занятие. 

Посещение спектакля театра.

29. Конкурс творческих работ «Театр в моей жизни» (3 час) Практическое занятие.

Представление творческих работ. Подведение итогов работы кружка. Анкетирование участников. Награждение победителей конкурсов.

Руководитель кружка                                              Никифорова А.А.

Список литературы

1.Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: "Просвещение" 2004.

2.Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально - нравственной сферы у дошкольников. М.: Издательство "Скрипторий 2003", 2006.

3.Кошманская И. П. Театр в детском саду. Ростов  /Д :  изд- во " Феникс", 2004 .

4. Кромаренко О.К. Автореферат диссертации «Воспитательный потенциал школьного театра», - Москва, 2003.

5.Мерзлякова С.И. Фольклор-Музыка-Театр. Программы и конспекты

занятий педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно - методическое пособие - М.: 1999.

6.Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. М.:1986г.

7.Опарина Н. А. Театр-Это волшебный край! М.: " Социум" 1999г.

8.Поляк Л.Я. Театр сказок. Спб: " Детство-Пресс", 2001г.

9.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа " Театр - Творчество  - Дети": Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов.- М.: 2004.

10. Материалы Фонда социальных и маркетинговых исследований. – Калининград, 2010.

11.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

12.Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми5-6 лет / Под редакцией О.Ф.Горбуновой. М.:Мозаика- Синтез, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа «Театр и мы» для дополнительного образования детей (объединения «Детский театр»)

Программа «Театр и мы» рассчитана на три года обучения:  для детей среднего школьного звена, с одиннадцати до тринадцати лет. Коллектив формируется с уч...

Программа "Мы-кадеты"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение«Средняя общеобразовательная школа №9»г. ТроицкПрограмма «Мы-кадеты»дополнительного образования воспитанников кадетских классов,обучающихся ...

Программа класса кадет патриотической направленности "Я - Кадет"

laquo; Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте.И такой фундамент - это патриотизм» В.В.Путин...

дополнительная образовательная программа "Пожарный кадет" для обучающихся 7 класса

Данная программа рассчитана на юношей и девушек с 11 до 13 лет. Содержание ДООП позволяет детям, имеющим склонность к формированию качеств и навыков характеризующих представителей силовых структур, го...

дополнительная образовательная программа "Пожарный кадет" для обучающихся 7 класса

Программа носит ярко выраженный ценностно-смысловой характер, и ее реализация формирует у обучающихся профессиональную ориентацию на конкретную государственную службу, ценностно-значимое отношение к с...

дополнительная образовательная программа "Пожарный кадет" для обучающихся 7 класса

Данная программа рассчитана на юношей и девушек с 11 до 13 лет. Содержание ДООП позволяет детям, имеющим склонность к формированию качеств и навыков характеризующих представителей силовых структур, го...