"Здоровьесберегающая деятельность школы"
материал по теме

Нохрина Ирина Александровна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yanvar_2011_zdorovesberegayushchaya_deyatelnost_shkoly.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. 

    Современные условия жизни российского общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками,  ухудшением социально-экономической ситуации, резким обострением вопросов безопасности жизнедеятельности приводят к тому, что духовное и физическое здоровье населения, особенно детей и подростков слабеет.

   Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро.

    Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:

  1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей.
  2. 25-35 % детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
  3. 90-92 % выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны.
  4. Только 8-10 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
  5. 5 % взрослого населения страны хронически больны, а, 95 % - находятся в «третьем состоянии».

    Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия.
Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях. Они приводят к постепенному ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения.
   В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для врачей, педагогов, родителей учащихся:

- год от года возрастают учебные нагрузки;
- досуг всё чаще отдаётся просмотру фильмов и компьютерным играм.

    Всё это приводит к возникновению «школьных болезней»: нарушениям осанки, зрения, пищеварительной системы; о росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, о проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится.

    Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.

    Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в феврале 2010 года утвердил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа».

    «Здоровое поколение – будущее государства» - именно эту цель преследует новый тип школы – школы здоровья.

    Возложение на школу и учителя, такой, казалось бы, несвойственной им задачи – заботы о здоровье учащихся определяется следующими причинами:

  1. во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми. Это касается и здоровья. Именно в школе под присмотром учителей школьники проводят значительную часть времени. Если придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить хотя бы одного врача;
  2. во-вторых, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, не профилактикой, а лечением. Задача же школы – сохранить и укрепить здоровье.

    Поэтому обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса становится приоритетной задачей школы.

    Выдвигаемая на передний план категория «качество    образования», непосредственно связана с категорией «здоровье»  как  гармоничного сочетания физического, психического и социального благополучия. То есть процесс обучения не должен негативно отражаться на здоровье детей и подростков, в нём должны присутствовать формы активности, направленные на его развитие, более того, образование должно формировать потребность и навыки поддержания здорового образа жизни.

    Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков, населения в целом.

    Как показывают результаты наблюдений, более чем у половины учащихся школы не закреплены целесообразные для их возраста элементарные гигиенические навыки: соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузку, регулярное и рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, достаточный сон, пребывание на свежем воздухе, навыки личной гигиены.

   

    Все  это ставит следующие задачи:

  1. объединение усилий школы, учреждений дополнительного образования  и родителей по пропаганде здорового образа жизни;
  2. совершенствование организации медицинской помощи учащимся, повышение эффективности профилактической и оздоровительной работы среди учащихся, учителей  и родителей;
  3. обучение  педагогов здоровьесберегающим принципам ведения уроков, мерам первичной профилактики и раннего выявления отклонений в состоянии здоровья ребёнка;
  4. медико-психолого-педагогическая коррекция отклонений в состоянии здоровья, особенно в адаптационные периоды: при поступлении в школу, при переходе к предметному обучению, в подростковый период.

    В начале учебного года с самых первых дней совместно с педагогами отслеживается адаптация детей к школьным занятиям и в целом к школе, так как именно от этого зависит психическое здоровье детей. Психолог проводит адаптационные занятия для детей первого класса с целью создания социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению.  

    Без внимания не остаются учащиеся подросткового и старшего школьного возраста. С ними проводятся тренинги, учащиеся 9-11-х классов проходят тесты на профориентацию. Им даются рекомендации по выбору профессии.

    Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников различных оздоровительных мероприятий определяется не хаотичностью наборов методов, а системной работой по всем направлениям.

    Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе можно выделить несколько блоков, в которых используется разный подход к охране здоровья:

I блок. Здоровьесберегающая инфраструктура включает:

- обеспечение оптимальных гигиенических условий;

- наличие медицинского кабинета;

- организация горячего питания (охвачено 100% учащихся);

- проведение летней трудовой практики на пришкольном участке;

- оформление интерьера школы руками учащихся и озеленение школы и близлежащей территории.

II блок. Рациональная организация учебного процесса:

- проведение уроков продолжительностью 45 мин, 5 мин  выделяется на проведение физкультпауз,   офтальмологических, динамических пауз, способствующих  эмоциональной разгрузке и повышению двигательной  активности;

- проведение уроков с учётом возрастных и психологических  особенностей учащихся на основе дифференцированного  подхода;

- организация преподавания всех учебных предметов с  интеграцией вопросов, связанных с охраной здоровья;

- соблюдение норм объёма учебной и внеучебной нагрузки  (домашние задания).

III блок. Организация физкультурно – оздоровительной работы:

- участие в районных спортивных соревнованиях;

- организация работы кружков: «Спортивные игры», «Спортивная лапта», «Мини-футбол», «Легкая атлетика», «Волейбол», «Баскетбол», «Борьба», «Джиу-джитсу», «Меткий стрелок», «Фитнес-аэробика» и др.

- организация физкультурно – оздоровительной работы (походы, лыжные прогулки, экскурсионная работа);

- организация физкультпауз на уроках;

- профилактические прививки;

IV блок. Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности и здорового образа жизни:

- включение в систему работы школы программы, направленной на укрепление здоровья обучающихся, с учётом их возрастных, психофизических особенностей:

- работа в классах – лекции, беседы, классные часы по проблемам сохранения и укрепления здоровья согласно воспитательным планам классных руководителей.

V блок. Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами, родителями, направленная на повышение квалификации работников и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья:

- лекции, обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и заседаниях МО классных руководителей;

- приобретение необходимой научно – методической литературы;

- привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению дней Здоровья, спортивных соревнований;

- организация методической копилки “В помощь классному руководителю”.

VI блок. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья:

- регулярный анализ и обсуждение на МО, педсоветах, совещаниях данных о состоянии здоровья школьников;

- контроль пропусков уроков по болезни учащимися класса;

- контроль за состоянием здоровьесберегающей деятельности в классах.

    Работая по данной модели, коллектив школы вместе с учащимися и их родителями создаёт здоровьесберегающее пространство.

    Условия воспитания и обучения детей и подростков вносят большой вклад в формирование их здоровья. Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и санитарным состоянием образовательных учреждений.

Наличие здоровьебсрегающих элементов инфраструктуры в нашей школе, отвечающее требованиям САНПиНов:


Расположение здания школы;
Наличие транспортного обслуживания (подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей);
Территория общеобразовательного учреждения (выделены следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная  и хозяйственная);
Оборудование подсобных помещений (гардеробы, туалеты и т.п.);

Учебные кабинеты: площадь и оснащенность;
Наличие учебных мастерских;
Соблюдение размеров мебели;
Воздушно-тепловой режим (соответствие температурным требованиям, проветривание помещений во время перемен) ;
Освещенность мест занятий;

Водоснабжение и канализация;
Наличие спортивного и тренажерного залов, раздевалкок, подсобных помещений;
Спортивное оборудование и инвентарь;
Оборудование спортивной площадки на пришкольной территории и школьного стадиона;
Соблюдаются гигиенические требования к режиму образовательного процесса.

Следующим условием создания школьной полноценной среды является организация медицинского обслуживания обучающихся.

Столовая и ее оснащенность;
Организация качественного бесплатного питания для всех учащихся (горячие обеды);
Отдельное внимание в школе отводится гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь.

      Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

    Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. В школе введен новый норматив занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.
       Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, соответствующих индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.

Закончить хочется словами В.А. Сухомлинского: «Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Данная работа представляет опыт школы надомного обучения в рамках сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья....

Здоровьесберегающая деятельность учителя в современной школе

Статья о применении здоровьесберегающих технологий на уроках. Практическое занятие с учителями....

здоровьесберегающая деятельность в школе

основные направления работы в школе по сохранению здоровья учащихся...

Проект здоровьесберегающей деятельности школы

Задачи проекта:1.    воспитание у школьников ответственного отношения к своему здоровью.2.   формирование понимания, что здоровье- это бесценный дар.3.   воспитание...

Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе

Программа развития: «Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе» является руководством к созданию модели здоровья   школьника. Программа «Здоровьесберегающая дея...

Статья "Двигательная активность- часть здоровьесберегающей деятельности школы".

Образ жизни современных людей, в том числе и школьников, очень близок к "постельному режиму", ведущему к острой гипокинезии. Сидение за партой, за письменным столом, за компьютером, перед телевизором ...

здоровьесберегающая деятельность школы

формирование здорового образа жизни как одно из направлений деятельности школы...