«Роль физики в профориентационной работе с учащимися»
презентация к уроку (10 класс)

Ефимова Марина Ивановна

Воспитание убежденности в необходимости разумного использования достижения науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль физики в профориентационной работе с учащимися»

 

  1. Кто такой мой ученик?

Мой ученик – многомерно развивающаяся личность со своими склонностями и увлечениями. Чему учит мой предмет?

Мой предмет – физика – наука о природе, об окружающем мире, следовательно, физические знания помогают объяснить все явления природы, выяснить их закономерности, чтобы затем применить с пользой для себя или хотя бы удовлетворить природную любознательность человека в познании окружающего мира.

«Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Чему я хочу научить детей?

Любой учебный предмет требует овладения знаниями, умениями и навыками.

В соответствии с требованиями программы я должна научить детей:

  1. Знаниям о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, о величинах, их характеризующих и законах, которым они подчиняются.
  2. Умениям проводить наблюдения природных явлений, описывать их и обобщать результаты наблюдений, использовать простейшие измерительные приборы.
  3. Развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.
  4. Воспитать убежденность в необходимости разумного использования достижения науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники.
  5. Применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В современном процессе обучения основное внимание уделяется не передаче готовых знаний, а знакомству с методом научного познания, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Но мне кажется, что физика имеет не только познавательную ценность, её изучение важно и в другом отношении. Все мы не раз наблюдали солнечные закаты и восходы, туманы, облака, молнию, радугу, метели. О некоторых природных явлениях нам известно только понаслышке: миражи, полярные сияния, шаровая молния, гало, снежные лавины, цунами, серебристые облака, зеленый луч – природа необычайно разнообразна и поистине неисчерпаема. Это поистине гигантская физическая лаборатория. Глубокое изучение физики природных явлений стало возможно лишь в наше время, благодаря успехам современной физики. Изучение физики природных явлений позволяет успешно решать многие технические проблемы. Достаточно назвать такое научно-техническое направление как бионика.  В результате учу видеть красоту в физике, и вообще более глубоко чувствовать прекрасное Как иначе можно объяснить увлечение Максвелла поэзией, тягу Вавилова к «Фаусту» Гёте, любовь Эйнштейна к музыке Моцарта. Труды Галилея по обществознанию безупречны в художественном отношении, язык Паскаля считался в свое время образцом французской литературы.

  1. Как  в свете современного рынка труда просматривается мой предмет?

Физика необходима для продолжения высшего и среднего профессионального образования инженерных и технических специальностей Школьникам объяснят где заработать реальные деньги, т.е как став технарем быстро и частно пересесть с велосипеда за руль престижного авто.

  1. Как я могу увлечь моих учеников?

Чтобы увлечь ученика нужно его удивить. «Мы рано перестаем удивляться, рано утрачиваем драгоценную способность, которая побуждает интересоваться вещами, не затрагивающими непосредственно нашего существования. Чтобы привлечь внимание к чересчур знакомым предметам, надо показать их в новом свете, раскрыть незнакомые стороны»-писал великий популяризатор науки Яков Исидорович Перельман. Я демонстрирую детям фокусы, основанные на законах физики. Фокус, как демонстрация явлений , вызывает восторг, познавательный интерес у ребенка, это именно то, что коротким путем рождает новое знание, а затем побуждает к творческой деятельности. Как я уже говорила, чтобы учение не стало скучным, однообразным занятием, нужно разными средствами вызывать приятное чувство новизны познаваемого, используя отрывки из художественных произведений, посвященные описаниям явлений природы.

  1. Мой предмет изучать жизненно необходимо для того, чтобы обеспечить безопасное существование в этом мире.  Например, в грозу от молнии лучше укрыться на открытом пространстве, чем под высоким деревом. Чтобы не замерзнуть, нужно надеть не одну теплую вещь, а многослойную одежду.  Чтобы таким образом уменьшить теплопроводность за счет прослойки воздуха.

Роль физики в развитии наук о природе чрезвычайно велика. Исследуя наиболее общие формы движения материи, именно физика создает основу для изучения разнообразных конкретных явлений и закономерностей, которые составляют предмет других естественных наук.

Говоря о роли физики, выделим три основных момента.
Во-первых, физика является для человека важнейшим источником знания об окружающем мире.
Во-вторых, физика, не прерывно расширяя и многократно умножая возможности человека, обеспечивает его уверенное продвижения по пути технического прогресса.
В-третьих, физика вносит существенный вклад в развития духовного облика человека, формирует его мировоззрение, учит ориентироваться в шкале культурных ценностей.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:  овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими и решеметодамния проблем; • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

С  метапредметным подходом куда сложнее, это пока не совсем привычное понятие в работе рядового учителя…  Поэтому, самый трудный предмет при реализации новых образовательных стандартов — это сам учитель, изменение его менталитета, его подходов к структуре и проведению урока. Для этого необходима серьезная работа институтов повышения квалификации, методических служб различного уровня. Цели и задачи школы кардинально меняются, мы уходим от чисто знаниевой парадигмы к личному развитию ребенка. И поэтому должны не просто учить решать задачи по физике, а показывать действие основных физических законов, например закона Ньютона в жизни, объяснять, как может ребенок применить полученные знания по химии и биологии, зачем нужна геометрия и алгебра. И тогда у наших детей появится главное: желание и смысл учиться. Метапредметный подход как ядро Российского образования  Метапредметы — это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Создавая эту новую учебную форму и соответствующую ей новую модель школы, мы исходим из основной мировоззренческой идеи нашего учителя, выдающегося психолога В. В. Давыдова, что школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положений семей, а также наследственных задатков детей.

Получается, чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности – познавательную потребность.

Первый начальный уровень этой потребности – это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.

Следующий уровень – потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер.

На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.

В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах – любознательность; в средних – интерес к предметному содержанию; в старших классах – потребность в творческой деятельности.

Физическое образование направлено на развитие интеллекта обучающегося, на развитие его логического, образного, теоретического, эмпирического и других форм мышления. Старт к мышлению дается интересом к предмету — то, что кажется новым, неизвестным, поражает воображение и заставляет удивляться.  

Ни для кого не секрет, что школьники часто ждут начала изучения физики: познание мира, проделывание опытов, объяснение тех или иных физических явлений привлекает многих. Но уже с момента изучения языка физики – физических терминов, формул, законов и их применения для конкретной ситуации – интерес угасает. Ведь это все абстрактно, они не видят реальной связи с окружающим миром, не понимают, зачем необходимо все это, как им кажется, «вызубривать». Происходит разрыв между собственно предметным содержанием и их представлением о нем. Как результат, для многих школьников по окончанию обучения – физика – один из самых сложных, абсолютно ненужных в повседневной жизни учебных предметов. Они убеждены, что больше никогда в своей дальнейшей жизни навыки решения задач и знание физики им не пригодиться.

Поэтому основная задача – связать предметное содержание с реальной жизнью. Для этого особенно важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка. Такую мотивацию называют локальной.

Конечно, создание локальной мотивации нередко связано с личным педагогическим талантом учителя и даже просто с его обаянием. Но это относится к той грани педагогической деятельности, которую можно назвать одним словом — искусство. Нас же интересует больше, как принято теперь говорить, технология, т.е. вполне конкретные приемы и методы создания такой мотивации:

  1. Прием первый: апелляция к жизненному опыту учащихся. Этот прием заключается в том, что учитель обращает внимание учащихся на хорошо знакомые учащимся ситуации, понимание сути которых возможно лишь при условии изучения предлагаемого материала. Например, всем хорошо известно, что лед плавает по поверхности воды. Объяснить суть данного явления можно с помощью закона Архимеда и условий плавания тел.
  2. Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает. Известно, что любое вещество может находится в одном из трех агрегатных состояний и знание особенностей поведения молекул и их взаимодействия в каждом состоянии позволяет объяснит множество физических явлений.
  3. Прием третий: создание проблемной ситуации. В педагогической литературе этот прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. А само по себе создание проблемной ситуации такого интереса вовсе не гарантирует.
  4. Приём четвёртый: Использование занимательного сюжета. Занимательность (но не развлекательность!) — это сильный прием. В создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой — человек готов тратить значительные усилия на усвоение совершенно интересного, хотя, быть может, и бесполезного знания, но как трудно заниматься каким-либо делом только из осознания его необходимости!
  5. Прием пятый: ролевой подход. В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, исследователей разрабатывающих способ промышленного получения электроэнергии. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью.

Все эти приемы хорошо реализуются с помощью компьютера и программного обеспечения и поддерживаются возможностями современных ИКТ-технологий. Использование ИКТ на уроках, это не только дань моде, но и эффективный фактор для развития мотивации учащихся. В большинстве случаев детям очень нравится работать в компьютерном классе или  с интерактивной доской, детям предоставлена большая свобода действий, и некоторые из них могут «блеснуть» своими познаниями в сфере технологий. Ребята активно используют ресурсы Интернета на уроках и во внеурочное время, и это надо использовать, чтобы повысить знания по предмету. Ведь, Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, но нам важно, чтобы школьники использовали Интернет  как средство получения информации.

Компьютер в сочетании с хорошей обучающей программой обладает колоссальным потенциалом и даёт разнообразные возможности для формирования познавательного интереса на уроках физики:

  1. использование изобразительных возможностей (анимация, видеофрагмент) и звука, которые позволяют  сделать содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным;
  2. сопровождение преподавания учебного материала динамическими рисунками и моделями, использование которых позволяет   ученикам экспериментировать, рассматривать изучаемое явление с разных сторон;
  3. моделирование виртуальной научной реальности и исследование тех закономерностей, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;
  4. дополнение традиционного эксперимента, используя камеру;
  5. иллюстрация того, что невозможно показать в силу различных обстоятельств (диффузию в твердых телах, электрические и магнитные поля, электромагнитные волны, характер движения молекул);
  6. организация виртуальной лабораторной работы, которую нет возможности провести в реальных условиях. При проведении физического эксперимента эффективно работает программный продукт компании Физикон «Физика 7-11 класс». Одним из разделов этой программы является раздел «Лаборатория». В данный раздел включено множество лабораторных экспериментов, предусмотренных для проведения и демонстрации в программе школьного физического образования;  
  7. стимулирование познавательного интереса к предмету с помощью  электронных презентации уроков не только преподавателя, но и с презентациями, созданными самими школьниками;
  8. организация индивидуальной работы, для чего можно использовать различные кроссворды с подсказками.  Для этого подходит специальная программа по созданию кроссвордов. Составление кроссворда на заданную тему позволяет в частности, закрепить необходимые понятия. Кроссворды можно предложить школьникам выполнить дома на компьютере. Методика решения кроссворда такова:  ученики выбирают вопрос, появляется поле для ввода правильного ответа. В случае верного ответа, слово появляется в соответствующей клетке. Если какой-то вопрос вызывает затруднение, то можно вызвать подсказку, нажав на знак «?»;
  9. проведение быстрого и эффективного тестирования знаний. При проверке знаний учащихся используется  программа «Конструктор тестов».  Программа позволяет использовать неограниченное количество тем, вопросов и ответов. Программа поддерживает несколько типов вопросов (выбор единственного правильного ответа, выбор нескольких возможных правильных ответов, установка последовательности правильных ответов, установка соответствий ответов, ввод ответа вручную с клавиатуры), что позволяет проводить любые тесты. В тестах имеется возможность использовать музыку, звуки, изображения и видеоролики;
  10. закрепление пройденного материала.   Главной особенностью информационных технологий является то, что они пригодны как для коллективной, так и для индивидуальной работы.     При закреплении пройденного материала в системе используются  различные физические игры, например, обучающая игра «КТО БЫСТРЕЕ?» предназначена для закрепления знаний по физике учащихся 7-8-ых классов, а также для проведения викторин и конкурсов (например, на приз «Лучшего путешественника по стране физики»).   
  11. использование электронных пособий при обучении решению задач.  Для обучения школьников решению задач применимо электронное пособие «Курс физики ХХI века.», «1С:Репетитор.Физика.» и ее раздел «Задачи».  Обучаемый самостоятельно или в паре с другим учеником решает задачу на ПК, затем повторяет решение, отключив подсказки, решает вторую аналогичную задачу в тетради и проверяет свое решение, вызвав «шпаргалку», решает аналогичную задачу, составленную преподавателем, на оценку, или составляет аналогичную задачу и решает ее на оценку.

При проведении уроков физики с использованием  ИКТ эффективно можно использовать готовые программные продукты на СD-ROM: "Репетитор 1С", «Открытая физика», «Библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 класс», «Виртуальная физическая лаборатория», «Физика .Просвещение».

Заключение.

Подводя итог, следует ещё раз подчеркнуть - расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения любым предметом, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ефимова Марина Ивановна учителя физики и астрономии высшей категории МАОУ Щёлковская Гимназия №6 Выступление на региональном методическом объединении г.Щёлково и г Лосино-Петровский 01.11.2019 МАОУг Щёлковская Гимназия №6 ЩМР

Слайд 2

m ( масса) m = const m ≠ const P 1 V 1 T 1 = P 2 V 2 T 2 PV= m M RT Газовые законы Т = const Р = const V = const Закон Бойля- Мариотта Закон Гей-Люссака Закон Шарля

Слайд 3

Изопроцессы – процессы, протекающие при неизменном значении одного из параметров. “ изо ” - постоянство 1 . Изо термический 2. Изо барный 3. Изо хорный Изопроцессы Уравнение состояния идеального газа

Слайд 4

Изотермический процесс Процесс изменения состояния термодинамической системы макроскопических тел при постоянной температуре называют изотермическим . «термо» - (греч.) температура. Для поддержания теплообмена процесс должен протекать медленно . Важное условие!

Слайд 6

Закон Бойля-Мариотта в 1662 г. в 1676 г.

Слайд 7

Изотермический процесс

Слайд 8

График изотермического процесса - изотерма p V =const

Слайд 9

V T ? T P

Слайд 10

V T T P

Слайд 11

У какой изотермы температура выше? Задание на смекалку!

Слайд 12

Изобарный процесс Изобарный процесс – процесс изменения состояния определенной массы газа при постоянном давлении. “ барос ” (греч.) - давление

Слайд 13

Закон Гей-Люсаака

Слайд 14

Изобарный процесс

Слайд 15

График изобарного процесса - изобара V T =const

Слайд 16

V Р ? Р Т

Слайд 17

V Р Р Т

Слайд 18

Подведем итог! Какой изобаре соответствует большее давление? V T p 1 p 2

Слайд 19

Изохорный процесс Процесс изменения состояния термодинамической системы макроскопических тел при постоянном объеме называют изохорным . “ хорос ” (греч.) - объем

Слайд 20

Закон Шарля

Слайд 21

Изохорный процесс Давление данной массы газа при постоянном объёме прямопропорционально температуре. V=const

Слайд 22

График изохорного процесса - изохора p Т =const

Слайд 23

V T ? V Р

Слайд 24

V T V Р

Слайд 25

Подведем итог! Какой изохоре соответствует больший объём?

Слайд 26

Обобщающая таблица Процесс m=const M=const Закон Графики Изотермичес-кий T=const pV=cons Изохорный V=const p T =const Изобарный p=const V T =const p V 0 p T 0 V T 0 p T 0 V T 0 p V 0 V T 0 p T 0 p V 0

Слайд 27

Проверь себя!

Слайд 28

Задание 1 . Вариант 1 изотермическом процессе? Вариант 2 изобарном процессе? А. Б. В. Г. m V p T Какой из макроскопических параметров остается постоянным при …

Слайд 29

Вариант 1 изохорному процессу? Вариант 2 изотермическому процессу? Задание 2. А. Б . В. Г. р р Т V V V р T Какой график соответствует

Слайд 30

Задание 3. Вариант 1 A. P V = const Б . P V = const В . V Т = const Г . V T = const Какая из формул описывает закон Вариант 2 Бойля-Мариотта? Гей-Люссака?

Слайд 31

Задание 4. Догадайтесь, о каком изопроцессе идет речь в каждом случае? Вариант 1. Сосуд с газом вынесли в холодное помещение. А) Изобарный Б) Изохорный В) Изотермический Вариант 2. Какой объем займет газ при 77ºС, если при 27ºС его объем был 6 л? А) Изохорный Б) Изотермический В) Изобарный

Слайд 32

Задание 5. Вариант 1 Вариант 2 В. p А. p V Г. V p V Б. p V На каком из рисунков А, Б, В, Г изображен процесс, соответствующий данному графику? p T T V

Слайд 33

Проверь правильность своих ответов № задания 1 вариант 2 вариант 1 Г Б 2 А Г 3 А Г 4 Б В 5 В Г

Слайд 34

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме :"Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья".

Тема: «Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья» ...

Профориентационная работа с учащимися 10-11 классов

Данная работа ориентирована прежде всего на выпускников школ, но она может быть полезна абитуриентам и студентам учебных заведений. В данной работе представлен системный подход к профориентации ...

План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися.

План работы классных руководителей   по профориентационной работе с учащимися 8-11 класс...

Использование игровых технологий в профориентационной работе с учащимися 7-9 классов

Описание возможностей использования игровых технологий в профориентационной работе...

Система профориентационной работы с учащимися в условиях СКОУ VIII вида

Учащиеся СКОУ VIII вида представляют собой отдельную категорию детей  Особую сложность образовательного процесса определяет неоднородность состава учащихся Разная степень выраженности основного д...

Семинар для педагогов "Психологические основы профориентационной работы с учащимися"

Материал поможет классным руководителям грамотно организовать профориентационную работу с учащимися, открыть перед ними многообразие мира профессий, помочь учащимся оценить свои способности и сделать ...

Роль классного руководителя в организации профориентационной работы с учащимися

Основные направления в работе классного руководителя:•выявление интересов и склонностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности,...