Семинар для педагогов "Психологические основы профориентационной работы с учащимися"
методическая разработка по психологии по теме

Соловьева Эльвира Рафхатовна

Материал поможет классным руководителям грамотно организовать профориентационную работу с учащимися, открыть перед ними многообразие мира профессий, помочь учащимся оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_vystupleniyu.pptx556.76 КБ
Файл seminar_dlya_uchiteley.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологические основы профориентационной работы с учащимися. Семинар для педагогов.

Слайд 2

Цель семинара: 1. Раскрыть перед педагогами важность профориентационной работы с учащимися для их дальнейшей успешной социализации в обществе. 2. Помочь классным руководителям, учителям- предметникам грамотно организовать профориентационную работу с учащимися , открыть перед детьми многообразие мира профессий, помочь оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути.

Слайд 3

Статистика 50 % выпускников вузов работают не по той специальности, по которой они получили образование 60 % выпускников средних специальных заведений и 70 % выпускников профессионально-технических училищ ежегодно оказываются не востребованными предприятиями и организациями.

Слайд 4

Профессиональная ориентация это многоаспектная система, включающая в себя: просвещение , воспитание , изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, занятия по психологии .

Слайд 5

Этапы , содержание профориентационной работы в школе 1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности .

Слайд 6

Этапы, содержание профориентационной работы в школе 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

Слайд 7

Этапы, содержание профориентационной работы в школе 8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

Слайд 8

Этапы, содержание профориентационной работы в школе 10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Слайд 9

Приемы и форм ы • Индивидуальные и групповые беседы; •Тренинги ; •Встречи с представителями отдельных профессий; •Экскурсии на производство; •Конкурсы ; •Элективные курсы : «Я и моя будущая профессия», «Технология трудоустройства»

Слайд 10

Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы К оординатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе Выполняющие рекомендации координатора: классный руководитель учителя-предметники педагог- психолог социальный педагог библиотекарь

Слайд 11

П оказатели эффективности профориентационной работы • достаточная информированность о профессии и путях ее получения. • потребность в обоснованном выборе профессии • уверенность школьника в социальной значимости труда •степень самопознания школьника.

Слайд 12

Планы на будущее 11 классы 9 классы вуз колледж техникум училище работа Не определился 92% 4% - 4% - - 10 класс колледж техникум училище работа Не определился 70% 4% 18% 3% - 5%

Слайд 13

Школа научила меня тому, что может пригодиться в дальнейшей учебе и работ е 11 классы 9 классы Да Нет Недостаточно 96% - 4% Да Нет Недостаточно 95% - 5%

Слайд 14

Школа помогла определить сферу моих интересов 11классы 9 классы да нет недостаточно 54% 14% 31% да нет недостаточно 59% 5 % 36%

Слайд 15

Школа помогла развить мои способности 11 классы 9 класс да нет недостаточно 64% 5% 31% да нет недостаточно 76% 2% 22%

Слайд 16

Для успешной профессиональной карьеры мне необходимы следующие качества 1 место –трудолюбие 2 место – ответственность 3 место- целеустремленность

Слайд 17

К кому Вы можете обратиться за помощью и советом в выборе профессии 1 место- родители (семья) 2 место- учителя, знакомые 3 место- интернет

Слайд 18

Профессиональный план • Название учебного заведения где продолжит обучение, название профессии • Выбранный профиль • Выбранные предметы, необходимые при поступлении • Дополнительные занятия (указывает по каким предметам) Запасной вариант( в случае не поступления по основному варианту)

Слайд 19

Мой профессиональный план (по 11 кл ) 11а 11б 11в 11г Общее количество учащихся 27 23 19 20 Количество опрошенных 25 19 11 18 Имеют профессиональный план 19 8 4 13

Слайд 20

Мой профессиональный план (по 9 кл ) 9а 9б 9в 9г Общее количество учащихся 26 27 22 23 Количество опрошенных 23 24 18 14 Уходят после 9 класса 1 8 9 6 Из них имеют профессиональный план 0 6 8 6 Идут в 10 класс 22 16 9 8 Из них имеют профессиональный план 8 5 5 2

Слайд 21

Какие есть вопросы с выбором будущей профессии Наиболее сильно старшеклассников волнует вопрос о востребованности профессий на рынке труда.

Слайд 22

Структура спроса на профессии экономического профиля Профессия Доля спроса в % (2010) Из них с образованием высшим средним Экономический профиль, всего: 100% 68% 32% Бухгалтер 63% Экономист 37% Менеджер 14% Финансист 8% Маркетолог 3%

Слайд 23

Структура спроса на профессии юридического профиля Профессия Доля спроса в % (2010) Из них с образованием высшим средним Юридический профиль всего: 100% 60% 40% Юрист 80% Другие специалисты юридического профиля 20%

Слайд 24

Структура спроса на профессии технического профиля Профессия Доля спроса в % (2010) Из них с образованием: высшим средним Инженерно- технический профиль, всего 100% 41% 59% инженер 45% техник 28% технолог 6% инженер- строитель 6% инженер- электрик 4% электромеханик 4% Инженер по ТБ 2% программист 1%

Слайд 25

Структура спроса на профессии педагогического про филя Профессия Доля спроса в % (2010) Из них с образованием высшим средним Педагогический профиль всего 100% 97% 3% учитель русского яз. и литературы 21% учитель информатики 20% учитель математики 18% учитель иностранного яз. 18% учитель физики 6% учитель биологии 6%

Слайд 26

Структура спроса на профессии медицинского профиля Профессия Доля спроса в % (2010) Из них с образованием высшим средним Медицинский профиль всего 100% 88% 12% Средний медперсонал 39% Физиотерапевт 32% Терапевт 32% Педиатр 12% Стоматолог 12% Хирург 7% Невролог 7% Психиатр 5% Диетолог 5% Травматолог 2,5% Кардиолог 2,5% Анестезиолог 2,5%

Слайд 27

Структура спроса на профессии сельскохозяйственного профиля. Профессия Доля спроса в % (2010) Из них с образованием высшим средним Сельскохозяйственный профиль, всего: 100% 73% 26% бухгалтер 33% зооинженер 30% экономист 20% ветврач 18% агроном 13% инженер -механик 12% Другие спец-ы (ИТР) 5%

Слайд 28

Структура спроса на другие профессии П рофессия Доля спроса в % ( 2010) Из них с образованием высшим средним всего 100% 10% 90% Слесарь- станочник 27% Повар 15% Библиотекарь 8% Продавец 8% Социальный работник 6% Фармацевт 2% Корреспондент 2%

Слайд 29

Адрес папки Teach , материалы по профориентации Анкеты и диагностики • Конспекты классных часов по профориентации • Профессиограммы- это система признаков описывающих ту или иную профессию, а также включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых к этой профессии. • Адреса интернет- сайтов, где можно получить консультацию по выбору профессии, пройти проф. диагностику( бесплатно и без регистрации) • Обучающие профориентационные фильмы Профессии по Климову.

Слайд 30

“Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным”. Сенека



Предварительный просмотр:

                                             Семинар для учителей

«Психологические основы профориентационной  работы с учащимися»

Цель семинара:

1. Раскрыть перед педагогами важность профориентационной работы с учащимися для их дальнейшей успешной социализации в обществе.

2.Помочь классным руководителям, учителям - предметникам грамотно организовать профориентационную работу с учащимися, открыть перед ними многообразие мира профессий, помочь  оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути.

Старшеклассники, находясь на пороге взрослой жизни, решают для себя, чем они будут заниматься в будущем. Многие из них нуждаются в специальном консультировании и психологической помощи. Поэтому особое значение приобретает помощь учащимся в выборе профессии.

Задача образовательного учреждения - поддержать желание учащихся,  как можно больше узнать о профессии, учебных заведениях, готовящих специалистов разного уровня.

В настоящее время рынок профессий и рынок образовательных услуг в России оказываются практически не связанными: примерно 50 % выпускников вузов реально работают не по той специальности, по которой они получили образование, около 60 % выпускников средних специальных заведений и 70 % выпускников профессионально-технических училищ ежегодно оказываются не востребованными предприятиями и организациями. Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни.

В поиске направлений совершенствования массовой общеобразовательной школы значительная роль принадлежит идее построения такой школы, которая ориентирована на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов учащихся, решает проблему их профессионального самоопределения.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы:  формирование у младших школьников  ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Ведущие приемы и формы деятельности:

  • Индивидуальные и групповые беседы;
  • Тренинги;
  • Встречи с представителями отдельных профессий;
  • Экскурсии на производство;
  • Конкурсы;
  • Элективные курсы : «Я и моя будущая профессия», «Технология трудоустройства»

Успех профориентационной работы в  школе будет зависеть ,прежде всего от того, как будет организована работа в этом направлении. Так как подготовка выпускника школы к жизни и профессиональной работе является приоритетным направлением деятельности общеобразовательного учреждения, она должна охватывать всех педагогических работников.

Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе.

Хотелось бы коротко сказать о роли педагога психолога  в этой работе, и конкретно в  нашем лицее.

Школьный психолог:

В течении двух лет  в лицее проводится плановая диагностика учащихся 7 классов, позволяющая изучить их интересы и склонности, а также определить ведущее полушарие  головного мозга, т.е выяснить кто обследуемый    «мыслитель» или  «человек творчества». В каждом седьмом классе проходят занятия по теме «Выбор дальнейшего профиля обучения». Составляются рекомендации для классных руководителей и родителей по выбору дальнейшего маршрута обучения. Посещаются родительские собрания, где освещается данный  вопрос. Подростки приходят на индивидуальные консультации по профессиональной ориентации, и получают необходимую помощь. Работа со старшим звеном лицея проходит по запросам. Это приглашение педагога- психолога на классные часы, на родительские собрания, это индивидуальные консультации. Кроме того, на протяжении двух лет  у нас было очень тесное сотрудничество с городским Центром занятости населения. Мы пригласили к нам в лицей специалистов  центра ,и они провели со старшеклассниками  комплексную компьютерную диагностику. Каждый старшеклассник получил конкретные рекомендации по выбору будущей профессии.

Далее о структуре деятельности педагогического  коллектива по профориентации

Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе

Выполняющие рекомендации координатора:

  • Учителя предметники

1.способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

2.обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

  • Библиотекарь

1.регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии  и профориентационной работе;

2.изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях.

  • Социальный педагог

1.оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

2.осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

  • Классный руководитель

1.составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся.

2.организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

3.помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию 4.организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

5.организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

6.проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

              7.организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних

              профессиональных  учебных заведений.

Как оценивать эффективность профориентации школьников?

 К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;

 •достаточная  информированность  старшеклассника о профессии и путях ее получения.

•потребность в обоснованном выборе профессии (самостоятельное составление своего профессионального плана).

• уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.

• степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.

Для того, чтобы определить, наличие профессионального плана у старшеклассников, в  нашем образовательном учреждении мы провели анкетирование среди учащихся выпускных классов. В анкетировании участвовали учащиеся  9 и 11 классов. Старшеклассникам предлагалось ответить на первый вопрос анкеты

1.О планах на будущее

Мы видим из табличек что 92%  одинацитиклассников  решили поступать в вузы, по 4 %в колледжи и техникумы.  

70% опрошенных  девятиклассников идут в 10 класс, 18% в техникумы, 4% в колледжи,3% в училища, и  5% не определились.. Думаю им  необходима помощь психолога в выборе дальнейшего маршрута обучения, жду этих старшеклассников и готова с ними поработать.

2. Второй вопрос анкеты помог узнать мнение старшеклассников по вопросу «Научила ли школа тому, что может пригодиться в дальнейшем в работе и в учебе», мы видим , что 96% одинацитиклассников и 95% девятиклассников отвечают да, и лишь 4% одинацитиклассников и 5 % девятиклассников считают,  что научила недостаточно.

3.Третий вопрос анкеты звучит так: «Школа помогла определить сферу моих интересов».

64%одинацитиклассников и 61% девятиклассников считают, что школа помогла определить сферу их интересов; 4%и3 % отвечают , что нет; и 31%и 36% помогла недостаточно. Помочь определить сферу интересов и склонностей мы классные руководители и психологи можем через анкетирование, работа с семиклассниками , проходит в системе по плану, значит, работу в этом направлении следует расширить, возможно добавить количество занятий ,думаю ,будет целесообразно и классным руководителям проводить классные часы на которых бы дети изучали свои интересы и склонности.

4.На четвертый вопрос анкеты « Школа помогла развить мои способности» 64% одиннацитиклассников и 76% девятиклассников отвечает, что да, 5 и 2%- нет и 31 и 22% недостаточно. Беседуя с некоторыми старшеклассниками по этому вопросу,  я поняла, что многие учащиеся имели в виду не общие способности, а специальные (творческие или спортивные). В нашем лицее созданы все необходимые условия для развития как общих, так и специальных способностей, работают кружки и секции.

5. Следующий вопрос анкеты, звучал так «Какие качества необходимы Вам для успешной профессиональной карьеры?» Старшеклассники перечислили очень много личностных качеств, но чаще всего выделяют трудолюбие, ответственность, целеустремленность.

6. На вопрос анкеты к кому бы вы хотели обратиться за помощью и советом в выборе профессии?

Дети отвечают к семье, учителям, знакомым, интернету.

7. Следующий вопрос анкеты позволил увидеть наличие или отсутствие  профессионального плана у наших старшеклассников. Профессиональный план включает в себя:

  • Название учебного заведения, где продолжит обучение, название профессии
  • Выбранный профиль
  • Выбранные предметы, необходимые при поступлении
  • Дополнительные занятия (указывает по каким предметам)
  • Запасной вариант ( в случае не поступления по основному варианту)

По  одинацитиклассникам:

11а- из 25 опрошенных на сегодняшний день проф. план у 19;11б- из 19 у 8; 11в из11 у 4;11г из 18 у 13.

Считаю, что ясная картина своего профессионального плана должна быть сформирована к концу 10 класса.

По девятиклассникам: 9а-1, 9б- 2 человека,9 в-1 человек. У всех имеется профессиональный план.

Учащиеся, которые продолжат  обучение в других учреждениях ,также  должны владеть своим профессиональным планом  на начало 9 класса.

8. И обратимся к последнему вопросу анкеты, «Какие у Вас есть вопросы с выбором будущей профессии?» Ребята просят рассказать о какой- то конкретной профессии, о современных профессиях, о высокооплачиваемых профессиях, но больше всего волнует вопрос о востребованности профессий  на рынке труда. Я думаю, и Вам будет интересно узнать ответ на этот вопрос.

 Анализ показывает, что бухгалтеры и экономисты в 2012 году пользуются наиболее высоким спросом у работодателей относительно других специальностей экономического профиля. Большинство работодателей осуществляет спрос на специалистов с высшим профессиональным образованием.

Устойчивым  спросом у работодателей пользуются работники юридического профиля с высшим профессиональным образованием и профессией «юрист».

Среди работников технического профиля спросом у работодателей пользуются специалисты разнообразных специальностей, как с высшим, так и средним профессиональным образованием. Особый спрос  на инженеров и техников.

В сфере образования спросом у работодателей пользуются работники педагогического профиля с высшим профессиональным образованием, преимущественно, такие как учитель русского языка, информатики, математики, иностранного языка физики. Общий уровень требований работодателей к подготовке педагогов остается высоким.

Исследования показывают устойчивый спрос работодателей на врачей терапевтов, на работников среднего медицинского персонала. Требования работодателей к уровню образования специалистов медицинского профиля также очень высоки.

Высоким спросом у работодателей продолжают пользоваться практически все специалисты сельскохозяйственного профиля, хотя некоторое снижение потребности происходит по специальностям  агроном и инженер- механик.

Так же особенным спросом у работодателей пользуются продавцы, библиотекари, слесаря- станочники, повара.

Уважаемые коллеги, богатейший материал по профориентационной работе содержится в библиотеке лицея. ( слово библиотекарям).

Слово классным руководителям (из опыта работы)

Закончить наш семинар мне хотелось бы словами известного ученого Сенеки «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

В наших с Вами силах ,уважаемые педагоги ,помочь старшеклассникам выбрать этот путь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме :"Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья".

Тема: «Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья» ...

Профориентационная работа с учащимися 10-11 классов

Данная работа ориентирована прежде всего на выпускников школ, но она может быть полезна абитуриентам и студентам учебных заведений. В данной работе представлен системный подход к профориентации ...

План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися.

План работы классных руководителей   по профориентационной работе с учащимися 8-11 класс...

«Роль физики в профориентационной работе с учащимися»

Воспитание убежденности в необходимости разумного использования достижения науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники....

Использование игровых технологий в профориентационной работе с учащимися 7-9 классов

Описание возможностей использования игровых технологий в профориентационной работе...

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Развитие  системы профориентации рассматривается как один из гарантов соблюдения государством прав граждан на труд и выбор профессии.Профориентация – научно-практическая система государстве...