Главные вкладки

    Статья по теме:
    Формирование у учащихся интереса к предмету математики - путь к достижению ими высоких результатов в обучении. Из опыта работы.

    Фильчакова Елена Михайловна

    В этой статье я обобщила свой опыт работы над темой "Формирование у учащихся интереса к предмету на уроках математики", описала формы, методы и приемы, которые  использую с разными возрастными группами детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_statya.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное образовательное учреждение

     «Мирная средняя общеобразовательная школа»

    Фильчакова Е. М., учитель математики.

    Формирование

    у учащихся интереса к предмету математики - путь к достижению ими высоких результатов в обучении 

    Из опыта работы

    п. Мирный


    Мне кажется, что каждый    учитель    в    своей    работе    стремится    добиться    не только   100-%  успеваемости, но и высокого качества знаний учащихся по предмету.   И     каждый,   наверняка,  осознаёт,   какую немаловажную     роль   в     достижении     этой      цели     стоит     отводить воспитанию у учащихся интереса к предмету. Не забываю об этом в своей  работе и я. Хотя опыт работы у  меня  не маленький,  я  с  большим интересом,   и   вниманием   слежу   за   освещением   данной   проблемы   в методической и педагогической литературе, периодической печати, отслеживаю опыт работы других учителей, и внедряю некоторые элементы в практику своей работы. Понятно, что, работая с определённой возрастной группой детей, приходится отдавать предпочтение тем или иным методам, формам, и средствам в обучении. Но, в любом случае, не следует забывать о гумманизации обучения, то есть о том, что дети не должны работать в чрезмерно сложных условиях, испытывать беспомощность, утомлённость и разочарование от  непонимания   и   неумения   выполнить  требования   учителя.

    Одной     из     основных     и     первоначальных     задач     при     обучении математике является  выработка у ребят навыков хорошего счёта. Однако, однообразие   заданий    в    виде    примеров    на    вычисление    притупляет интерес,    как    к    счёту, так    и    к    урокам    вообще. Поэтому    учителю необходимо   иметь   в  запасе   арсенал   различных   приёмов, направленных на выработку  вычислительных  навыков у  учащихся   и, в то  же  время, не злоупотребляющих трудолюбием  ребят. Для  этих  целей я  использую математические    эстафеты, "счёт    дополнение ", "лесенку", "мозаику", "математическую зарядку". Нравятся детям задания на исправление преднамеренно    сделанных    ошибок    в    решении,  на    восстановление частично      стёртых      записей.   Изжить      скуку      во      время      опроса теоретического материала, помогают математические соревнования. Схема их    проста, правила    быстро    усваиваются    и    не    отвлекают    ребят    от изучаемого  материала: класс делится   на  команды по  количеству рядов, представители каждой команды имеют возможность зарабатывать    баллы для    своей    команды, отвечая    на   вопросы    учителя,  исправляя    или дополняя ответы соперников. Учитель выступает только в роли арбитра. Команда, набравшая больше баллов, объявляется победительницей. Такая форма работы удобна, когда учащимся в короткий срок нужно запомнить большое количество математических фактов. Кроме того, игра занимает  времени  не больше  чем  обычный  опрос, но  проходит легко, оживлённо, привлекает  внимание  всего  класса.

    Для   проверки   знаний   мною   также   применяются   математические диктанты  с  элементами  самопроверки   или   взаимопроверки   по  образцу. Этот    приём, кроме    функций    контроля, несёт    и    воспитательную нагрузку.

    При     изучении     нового     материала    я     большое     внимание    уделяю активизации познавательной деятельности учащихся. Чаще всего для достижения этой цели я использую на уроках элементы историзма, занимательности,     создаю         проблемные         ситуации,     организую самостоятельные    работы    учащихся    с    использованием    аналогий    и сравнений, применяю   всевозможные   виды   поощрения (жетоны, слова, дифференцированные домашние задания).

    Например, при   знакомстве   учащихся   6   класса   с   отрицательными числами, рассказываю о том, когда появились первые сведения об этих числах и что трактовались они как недостача или долг.

    Перед   изучением   темы   " Вычитание   рациональных   чисел " ставлю перед классом задачу: решить уравнение  15+ х =10 или 20 + у = - 3.

    При   ее решении   ребята  сталкиваются   с   действием, которое пока не умеют выполнять: 10 - 15  или  - 3 - 20.  Возникает проблемная ситуация, разрешить которую можно, научившись выполнять вычитание рациональных чисел.

    Очень   люблю, при   объяснении    нового   материала, использовать эвристическую   беседу. При   этом   даю   каждому   желающему   ученику высказаться по обсуждаемому вопросу, в результате между детьми порой завязывается дискуссия, и они сами находят правильный ответ или   выбирают  из  нескольких  способов  решения  более  рациональный.

    Подобные беседы и дискуссии часто возникают на уроках в  старших классах, да   это   и   понятно, ведь   ребята   этого   возраста  уже   имеют  большой запас знаний, владеют  математическим языком.

    На   уроке, где   закрепляется   или   повторяется   материал, ученики часто теряют интерес и  внимание, ведь нового они  ничего не изучают. Поэтому-то  и  целесообразно отыскивать для  проведения таких уроков различные   нестандартные   виды   работы, в   том   числе   и   игры. Мною для     этой     цели      используются,   например,   перфокарты,     тесты, разноуровневые самостоятельные работы, при выполнении которых учащиеся сами выбирают для себя тот или иной уровень сложности, практические    работы, успешное    выполнение    которых    приводит    к интересному, неожиданному результату. Примером такой работы может служить "Построение точек по заданным координатам ", после выполнения которой в тетрадях учащихся появляется рисунок какого-нибудь животного или предмета.

    Так после изучения  действий   над рациональными  числами  в  6  классе был проведён  урок-игра   "Путешествие   по  стране  рациональных  чисел ", во время,   которого   дети   продемонстрировали    знания   теории   по   данной теме и использовали их при решении задач. Отказ от традиционных этапов урока привлёк учащихся, а игра вызвала дух соревнования, будила эмоции детей. Именно поэтому на уроке присутствовали атрибуты   игры   карта-схема  путешествия, модель   железной   дороги, с движущимся по ней паровозом, маршрутные листы у каждого из участников  игры. В результате урока  каждый  ученик  получил  оценку, даже   те   дети, которые   плохо   владели   теорией, смогли  добраться   до конечного    пункта    путешествия. Подводя итоги    урока, ребята    сами давали   оценку   своей   деятельности.  Например, было   замечено, что   у некоторых учащихся знание вопросов теории соседствует с неумением применять её на практике, а также было высказано пожелание проводить подобные уроки чаще.

    Порою кажется, что для применения выше перечисленных форм работы, на уроке не хватит времени, но я убедилась в обратном. Как только я стала чаще ими разнообразить свои уроки, дети стали работать с большим  интересом, желанием, производительность их труда возросла, и  высвободилось время.  Учащиеся  5 -7 классов часто спрашивают меня перед занятием: "А что интересного будет сегодня на уроке?", " А мы будем сегодня соревноваться?", и т. д. Да и у меня самой появилась потребность   регулярно предлагать им что-либо новое.

    Работа с учащимися старших классов предполагает и  иной  подход. Здесь я делаю упор на мотивацию учебной деятельности. Интерес к изучению того или иного математического вопроса зависит от убеждённости учащихся в необходимости изучить данный вопрос. Иными словами, речь идёт о предварительной мотивации. Наиболее успешно реализуется обращением к практике.  Например, перед изучением признака перпендикулярности прямой и плоскости  в классе обсуждается вопрос о том, как правильно поставить столб для забора, при этом используются модели. После некоторой дискуссии учащиеся останавливаются на том, что нужно проверить перпендикулярность к земле с двух направлений. Но для того чтобы обосновать этот способ математически учащимся не хватает знаний. Помочь может теорема, которую предстоит изучить. Ещё один способ мотивации – обращение к ранее изученному материалу, который даёт увидеть причины, побуждающие поступать так, а не иначе, помогает нащупать пути решения. Например, доказательство теоремы начинается словами: "Отметим на прямой две точки ", а почему две, а. не три и зачем вообще нужны точки, почему недостаточно прямой, раз уж она есть? Учащиеся не в состоянии ответить на эти вопросы до знакомства с теоремой. В своей практике я провожу с учащимися беседу, мотивирующую наши действия:

    -Что надо доказать? Что мы до сих пор изучали, какие знания

    у нас есть? Какую из аксиом можем использовать, если речь

    идет о проведении плоскости? и т. д.

    Таким образом, новые знания соотносятся с ранееизученными, что облегчает понимание  и создаёт условия для осмысленного запоминания учебного материала.

    Ещё один способ добиться успеха на своих уроках - это создание атмосферы сотрудничества, комфортности и стремление идти вперёд.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ НА ОБЪЕДИНЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Одна из проблем  в школьном образовании - неуклонное сокращение времени, выделяемого на изучение химии: всего 4 ч в неделю в основной школе (по 2 ч в 8-м и 9-м классах) и по 1 ч в 10-м и 11-...

    Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы).

    Моя технология предполагает такое построение образовательного процесса, в котором ученику для усвоения предлагается не некий набор готовой информации, а моделируется деятельность по ее осо...

    Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы).

    Моя технология предполагает такое построение образовательного процесса, в котором ученику для усвоения предлагается не некий набор готовой информации, а моделируется деятельность по ее осо...

    Формирование здоровьесберегающей среды в обучении. Из опыта работы.

    Дети наиболее восприимчивы к различным негативным воздействиям, поэтому формирование валеологической грамотности, воспитание ценностного отношения к здоровью – наиболее верный путь решения проблемы со...

    Открытое занятие в рамках семинара «Организация социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении: «Из опыта работы».

    Открытое занятие в рамках семинара «Организация социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении": «Из опыта работы»,разработанное мною. Конспект зан...

    Как развивать у учащихся интерес к предмету

    Пример работы учителя ритмики и руководителя танцевальной студии в школе...

    Формирование нравственных ценностей у учащихся на основе изучения истории русского быта, народных традиций и обычаев Тульского края (из опыта работы)

    Формирование нравственных ценностей у учащихся на основе изучения истории русского быта, народных традиций и обычаев Тульского края (из опыта работы)...