Углубленное изучение математики в 8 классе – новый подход к естественно- математическому образованию в гимназии
статья по теме

Маршалова Галина Ивановна

м

Начиная с 2004 года, в учебном плане произошло сокращение числа часов на изучение математики. Ранее математика преподавалась в размере 6 часов в неделю, а теперь, добавив объём изучаемого материала («стохастика»),  преподаётся в размере 5 часов в неделю. За целый год это  сокращение составляет 35 уроков.  Математика является не только   важным учебным предметом общеобразовательной   школы, но и весьма сложным, так как математическими способностями обладают не все школьники, а обучать математической грамоте необходимо всех и единый государственный экзамен сдают все выпускники.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uglublennoe_izuchenie_matematiki_v_8_klasse.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Углубленное изучение математики в 8 классе – новый подход  к естественно- математическому образованию в гимназии

Государственный образовательный стандарт определяет цель современного образования – воспитание компетентного выпускника. Для этого учебные заведения создают условия для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию.    Современные ученики должны иметь глубокие знания по широкому кругу вопросов  и уметь результативно использовать эти знания, делать выводы и обосновывать результаты собственных исследований. Для этого, прежде всего, необходима глубокая математическая подготовка и хорошая мотивация к изучению предмета.

Начиная с 2004 года, в учебном плане произошло сокращение числа часов на изучение математики. Ранее математика преподавалась в размере 6 часов в неделю, а теперь, добавив объём изучаемого материала («стохастика»),  преподаётся в размере 5 часов в неделю. За целый год это  сокращение составляет 35 уроков.  Математика является не только   важным учебным предметом общеобразовательной   школы, но и весьма сложным, так как математическими способностями обладают не все школьники, а обучать математической грамоте необходимо всех и единый государственный экзамен сдают все выпускники.

В МОУ   гимназия №1  г. Балашова  эту проблему решили так: создать на базе 8 класса класс с углубленным  изучением математики. Согласно   учебному плану  рабочая программа по математике предусматривает следующий вариант организации процесса обучения - 8 часов в неделю: модуль «алгебра»-    5 часов, модуль «геометрия» -   3 часа. С учетом возрастных особенностей учащихся 8   класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели и задачи, продуманы возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты обучения. Учебный комплект для изучения курса алгебры в 8 классе с углубленным изучением математики состоит из двух книг: А.Г. Мордкович, Н.П. Николаев.  «Алгебра 8.  Учебник» и Л.И. Звавич,  А.Р. Рязановский.  «Алгебра 8.     Задачник». Его выбор был определён в связи с тем, что   курс  математики средней школы с 5 по 11 класс изучается в   гимназии по УМК  И.И. Зубарева, А.Г.  Мордкович.

            Учебный комплект направлен на реализацию  цели:  формирование у школьников устойчивого интереса к предмету, дальнейшее развитие их математических способностей, ориентация на профессии, связанные с математикой, на применение математических методов в различных отраслях науки и техники. Дополнительно он включает    главы: «Элементы теории делимости», «Алгебраические уравнения» и параграфы: «Алгоритм извлечения квадратного корня», «Дробно-линейная функция», «Как построить график функции у = |f(x)| и у= f(|x|), если известен график функции у= f(х)». В курсе 8-9 классов  (существует продолжение УМК  для углубленного изучения курса алгебры в 9 классе) формируется большинство основных понятий, закладываются вычислительные и преобразовательные навыки, поэтому решение как основных, так и повышенной трудности задач, ведут к более глубокому изучению вопросов общей программы. Учащиеся, проявляющие интерес и способности к математике, имеют возможность их развития.

            Модуль  «геометрия»  изучается по УМК Л.С. Атанасян  и др. «Геометрия 7-9». Дополнительное время позволило увеличить количество часов для похождения глав «Четырехугольники», «Площадь», «Окружность», так как:

• практические навыки вычисления площадей многоугольников востребованы в ходе решения задач по планиметрии и стереометрии;

• понятия синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника используются при решении задач по физике на нахождение работы;

            • с каждым годом увеличивается доля геометрического материала  в КИМах  ГИА и ЕГЭ.

          Все новые понятия, теоремы, свойства геометрических фигур, способы рассуждений должны усваиваться в процессе решения задач.   Достижению этой цели способствует большое количество и разнообразие задач, содержащихся в учебнике.     Также в учебнике приведены задачи повышенной трудности, которые можно использовать для индивидуальной работы с учащимися, проявляющими особый интерес к математике. Увеличивается время на повторение, систематизацию и обобщение учебного материала по геометрии, на решение задач повышенной трудности,  на достижение опорного уровня, который позволяет ученику с невысоким уровнем математической подготовки адаптироваться к изучению нового материала на следующей ступени обучения. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалоговой речью,   приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы.

          Исходя из проблемы работы школы, главная задача, стоящая перед учителем  математики - научить учиться, развить желание учиться, находить удовлетворение в учении. Дополнительное время даёт возможность учителю использовать продуктивные технологии. А это повышает уровень обученности учащихся,     раскрывает их творческий потенциал, развивает логическое мышление,   даёт возможность показать прикладной характер математики.

             Созданный 8 класс с углубленным изучением математики объединил и талантливых учеников и абсолютно немотивированных на напряжённую работу и не очень подготовленных учащихся. Возникли вопросы: как сделать работу для всех комфортной, как сделать, чтобы  математика приносила только  положительные эмоции. Решение пришло постепенно: восьмиклассники успешно работают в группе (команде). Команды формируются в зависимости от задач урока: по силам (сильные - с сильными, слабые - со слабыми), чтобы были равны по силам во главе с сильным учеником,  на группы для сдачи промежуточного зачёта , который принимает командир группы. Цель этой работы –создать рабочую обстановку, придать уверенности учащимся. Результат- переход от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенные знания.

       В заключение хочется привести слова  «Не в количестве знаний    заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь» ( А. Дистервег).                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Выявление и развитие творческих и математических способностей учащихся в процессе углубленного изучения математики»

Выступление на районном семинаре для руководителей ШМО математики«Систематизация методического опыта работы учителей математики при формировании       учебно-познавательной компетентности учащихся» 11...

Примерная рабочая программа по математике для школ с углубленным изучением математики 8 класс

Примерная программа составлена для школ с углубленным изучением математики (6 часов в неделю), планируется блочное изучение матриала....

"Математический аукцион" на уроке в 9 классе по программе углубленного изучения математики автора Виленкин Н. Я.

Математический аукцион – это урок – соревнование, который заслуженно можно назвать азартной игрой. Его можно проводить как в форме личного состязания, так и в форме командного. На данном уроке у...

КОММУНИКАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ЕСТЕСТВЕННО - МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГУМАНИТАРНОЙ ГИМНАЗИИ

Как известно, одной из основных задач обучения математике является общеинтеллектуальное, общекультурное развитие. Математику следует рассматривать как компонент общечеловеческой культуры. В свою очере...

Выступление на МОТема: Естественно-математическое образование – новые ценности, приоритеты, технологии.

Тема: Естественно-математическое образование – новые ценности, приоритеты, технологии....

Практико-ориентированные задачи по математическому анализу для учащихся 10-11 классов с углубленным изучением математики

Практико-ориентированное обучение представляет собой специально подобранную систему задач, составленную на основе материала окружающей действительности, данное обучение предназначено для развития прак...